ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-146/2022 от 27.09.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Тимохина Л.В. Дело № 33а-3617/2022

№ 2-146/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 27 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

Елсукова А.Л., Никонова К.Ф.,

при секретаре

Соловьевой Е.В.

с участием прокурора

Русановой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Уржумского муниципального района Кировской области на решение Уржумского районного суда Кировской области от 02.06.2022 по исковому заявлению прокурора Уржумского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Уржумского муниципального района, администрации Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области о понуждении к совершению определенных действий, которым постановлено:

исковые требования прокурора Уржумского района Кировской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Уржумского муниципального района Кировской области и администрации Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области в непринятии действий по газификации д. Калинино Уржумского района Кировской области.

Возложить на администрацию Уржумского муниципального района Кировской области и администрацию Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области обязанность, в срок до 31.12.2022, организовать мероприятия по газоснабжению д. Калинино Уржумского района Кировской области.

Признать незаконным бездействие администрации Уржумского муниципального района Кировской в непринятии действий по водоснабжению д. Калинино Уржумского района Кировской области.

Возложить на администрацию Уржумского муниципального района Кировской области обязанность, в срок до 31.12.2022, организовать мероприятия по водоснабжению д. Калинино Уржумского района Кировской области.

В удовлетворении другой части исковых требований к администрации Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области отказать.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Никонова К.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Уржумского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Требование мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки, в деятельности администрации Уржумского муниципального района Кировской области (далее администрация района) выявлены нарушения в области дорожного движения, водо- и газоснабжения.

С учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации района в непринятии действий по газо- и водоснабжению д. Калинино Уржумского района; возложить на администрацию района обязанность, в срок до 31.12.2022, осуществить подготовку населения д. Калинино Уржумского района Кировской области к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства; разработать и согласовать схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом в д. Калинино Уржумского района Кировской области с привлечением должностных лиц филиала АО «Газпром газораспределение Киров» в Уржуме; а также обеспечить водоснабжение д. Калинино Уржумского района.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель администрации Уржумского муниципального района Кировской области ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части, возложения на администрацию района, в срок до 31.12.2022, организовать мероприятия по газоснабжению д. Калинино Уржумского района Кировской области, мотивируя отсутствием полномочий на принятие такого решения, а также технической возможности подключения к сетям газораспределения д. Калинино.

В материалы дела представлены возражения прокуратуры Уржумского района Кировской области, согласно которым прокурор указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу представителя администрации без удовлетворения.

Представители администрации Уржумского района Кировской области, АО «Газпром газораспределение Киров» филиала в г. Уржуме в судебное заседание не явились о причинах неявки не уведомили, администрация Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо Болгова Н.В. в судебном заседании считает, что требования жалобы удовлетворению не подлежат, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Руководствуясь положениями статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участника процесса, прокурора Русанову О.А. полагавших решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

Деревня Калинино входит в состав территории МО Уржумский муниципальный район Кировской области.

Из протокола № 3 собрания жителей д. Калинино от 27.05.2021 с главой МО Уржумское сельское поселение Уржумского района Кировской области Платуновой Л.А. следует, что жители деревни обращались с просьбой об организации водоснабжения населенного пункта, в связи с высыханием колодцев (л.д. 21-23).

Из заявления от 21.02.2022 следует, что жители д. Калинино обращались к прокурору Уржумского района Кировской области с просьбой обратиться в суд в защиту их прав и законных интересов по организации водоснабжения деревни (д.д. 35, 36).

Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» № 01-77-2022-ГЗ следует, что вода источников нецентрализованного водоснабжения – колодец по адресу: Кировская область, Уржумский район, д. Калинино, ул. Садовая, д. 2 не соответствует СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека фактором среды обитания» (л.д. 37-39).

Из протокола внеочередного общего собрания жителей д. Калинино Уржумского района Кировской области от 08.10.2019 с участием должных лиц органов местного самоуправления следует, что жители деревни просили главу Уржумского муниципального района провести работу с населением деревни по газификации населенного пункта (л.д. 12).

Из ответа на обращение Болговой Н.В. следует, что администрацией Уржумского муниципального района будет принято решение о подготовке схемы газоснабжения д. Калинино (л.д. 19, 20).

Согласно ответу министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в адрес должностных лиц органов местного самоуправления Уржумского района Кировской области о газификации дер. Калинино следует, что министерством предложено сформировать единую заявку о газификации на 2023 год от жителей Уржумского района для включения в программу с указанием приоритетности газификации и приложением обоснования целесообразности газификации населенных пунктов (л.д. 112, 113).

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения на администрацию Уржумского муниципального района Кировской области и администрацию Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области обязанность, в срок до 31.12.2022, организовать мероприятия по газоснабжению д. Калинино Уржумского района Кировской области, руководствовался положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 7 закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области», ст. 8.1, Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», п. 4.1 ч. 1 ст. 10, п. 7 ч. 5 ст. 39 Устава МО Уржумский муниципальный район Кировской области пришел к выводу, что в полномочия МО Уржумский муниципальный район Кировской области входит организация в границах сельских поселений, входящих в состав Уржумского муниципального района, газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Полномочия по газоснабжению населения у муниципального образования Уржумское сельское поселение Уржумского района Кировской области отсутствуют. Однако, согласование схем расположения объектов газоснабжения, то есть мероприятия, направленные на организацию газоснабжения в д. Калинино относятся к компетенции сельского поселения.

С данным выводом районного суда судебная коллегия согласиться не может и полагает необходимым отметить следующее.

Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абз.3 ст. 2).

В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» развитие газификации территорий РФ осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных федеральных программ устанавливается Правительством РФ. Финансирование федеральных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов РФ и иных не запрещенных законодательством РФ.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Согласно п.п. 3, 3(1), 6(1) Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903, разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Реализацию программ газификации осуществляет единый оператор газификации (региональный оператор газификации) совместно с газораспределительными организациями.

В случае если топливно-энергетическим балансом субъекта РФ предусмотрена газификация территории субъекта РФ (федеральной территории), в программу газификации подлежат включению все мероприятия, необходимые для обеспечения газификации, в том числе для создания объектов газотранспортных систем и (или) газораспределительных сетей (за исключением газопроводов-вводов).

В отношениях по подключению к сетям газораспределения участвует единый оператор газификации ООО «Газпром газификация», сфера деятельности которого установлена Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2021 № 3603-р, или региональный оператор газификации. Единый и региональный операторы газификации выступают своего рода гарантами обеспечения присоединения к сетям газораспределения.

С 2022 года проектирование и строительство объектов газификации на территории Кировской области осуществляется в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Кировской области в рамках программы газификации жилищно–коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Кировской области на 2022-2031 годы, утвержденных Указом Губернатора Кировской области от 21.01.2022 № 8 «Об утверждении программы газификации жилищно–коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Кировской области на 2022-2031», реализуемой силами единого оператора газификации ООО «Газпром газификация».

В программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Кировской области на 2022 - 2031 годы, утвержденной Указом губернатора Кировской области от 21.01.2022 № 8 газификация д. Калинино Уржумского района Кировской области не предусмотрена, кроме того, в границах д. Калинино газопровод высокого и низкого давления отсутствует.

Таким образом, в силу приведенных положений суд не вправе возложить на орган местного самоуправления обязанность организовать мероприятия по газоснабжению д. Калинино Уржумского района Кировской области, поскольку указанные полномочия у органа местного самоуправления отсутствуют.

Следует отметить, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьей 8.1 ФЗ «О газоснабжении» могут быть реализованы только в рамках программы газификации жилищно-коммунального хозяйства (абзац второй статьи 8.1 указанного закона), либо в период утверждения программы (абзац 3 статьи 8.1 Закона, абзац 2 пункта 7(1) Постановления Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций»).

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о возложении на администрацию Уржумского муниципального района Кировской области и администрацию Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области обязанность, в срок до 31.12.2022, организовать мероприятия по газоснабжению д. Калинино Уржумского района Кировской области, а также признании незаконным бездействие администрации Уржумского муниципального района Кировской области и администрации Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области в непринятии действий по газификации д. Калинино Уржумского района Кировской области, нельзя признать законными и обоснованными.

Решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения, которым в удовлетворении заявленных требований прокурора следует отказать.

В остальной части решения суда является законным и обоснованным, административными ответчиками не обжалуется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Уржумского районного суда Кировской области от 02.06.2022 в части признания незаконным бездействия администрации Уржумского муниципального района Кировской области и администрации Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области в непринятии действий по газификации д. Калинино Уржумского района Кировской области и возложении на администрацию Уржумского муниципального района Кировской области и администрацию Уржумского сельского поселения Уржумского района Кировской области обязанности в срок до 31.12.2022 организовать мероприятия по газоснабжению д. Калинино Уржумского района Кировской области отменить.

В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, посредством подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 28.09.2022.

Председательствующий: Судьи:

Определение07.10.2022