ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1470/20 от 26.11.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

№ 33-3811/2020 Докладчик - Бибеева С.Е.

Судья - Игнатович М.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 ноября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.

судей Бибеевой С.Е., Глебовой С.В.

при секретаре Евдокимовой Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело № 2-1470/2020 по иску Малышева Валерия Григорьевича к ФСБ России, УФСБ России по Владимирской области о признании незаконным решений от 10.01.2020 № 86/14/2882 и 30.01.2020 № 86/14/457 об отказе в выплате компенсации за наем жилого помещения, взыскании компенсации за наем жилого помещения

по апелляционным жалобам Малышева Валерия Григорьевича и Управления Федеральной службы безопасности России по Владимирской области на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 августа 2020 г., которым постановлено:

иск Малышева Валерия Григорьевича удовлетворить в части.

Признать незаконным отказ в выплате Малышеву В.Г. компенсации за наем жилого помещения, выраженный в письмах УФСБ России по Владимирской области от 10.01.2020 № 86/14/2882 и 30.01.2020 № 86/14/457.

Обязать УФСБ России по Владимирской области выплачивать Малышеву В.Г. компенсацию за наем жилого помещения с 01.08.2020.

Взыскать с УФСБ России по Владимирской области в пользу Малышева Валерия Григорьевича компенсацию за наем жилого помещения 214 125 руб. с 01.09.2019 по 31.07.2020.

В остальной части иска отказать.

В удовлетворении иска к ФСБ России отказать.

Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., выслушав объяснения истца Малышева В.Г., представителя ответчиков УМВД России по Владимирской области и ФСБ России Козевихина Д.Ю., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда

у с т а н о в и л а:

Малышев В.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области (далее - УФСБ России по Владимирской области), в котором с учетом изменений исковых требований просил признать незаконным отказ в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, выраженный в письмах УФСБ России по Владимирской области № 86/14/2882 от 10.01.2020 и № 86/14/457 от 30.01.2020, обязать принять решение о выплате компенсации за наем жилого помещения с 01.09.2019 и взыскать с УФСБ России по Владимирской области в его пользу компенсацию за наем жилого помещения с 01.09.2019 по 31.07.2020 в размере 220 000 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах государственной безопасности, последним местом службы являлась войсковая часть 2050 – ФГКУ «****», куда он прибыл в 2014 году. С 02.06.2014 он был принят на учет нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве с составом семьи из 4 человек. В настоящее время находится на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Владимирской области, жильем не обеспечен. С 01.09.2019 он вынужден арендовать жилое помещение по адресу: ****, в связи с чем обратился в УФСБ России по Владимирской области с заявлением о выплате компенсации за наем жилого помещения, в чем ему неправомерно было отказано 10.01.2020 и 30.01.2020.

В судебном заседании истец Малышев В.Г. и его представитель Шувалова Н.А. заявленные требования с учетом изменений поддержали.

Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСБ России.

Представитель ответчиков УФСБ России по Владимирской области и ФСБ России Орлов С.К. иск не признал, указав, что компенсация за наем жилого помещения должна выплачиваться по месту нахождения на жилищном учете в г. Москве. Истцу предлагалась служебная трехкомнатная квартира без взимания арендной платы, от которой Малышев В.Г. отказался. Дополнительно указал, что расчет компенсации произведен истцом неверно.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Малышев В.Г. просит решение суда изменить в части размера компенсации за наем жилого помещения. В обоснование несогласия с решением суда в обжалуемой части указывает, что размер жилой площади, которой он с составом семьи из 4 человек должен был быть обеспечен до даты увольнения и исключения из списков личного состава, составлял 72 кв.м. (по 18 кв. м на 1 человека), и при расчете исходя из указанной площади сумма компенсации составила бы 256 950 руб., однако он просит взыскать фактически понесенные расходы за наем жилого помещения в размере 220 000 руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УФСБ России по Владимирской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование несогласия с решением суда указывает, что в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежная компенсация за наем жилого помещения должна выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, в случае осуществления найма жилого помещения в населенном пункте, по которому они состоят на жилищном учете, в связи с чем правовых оснований для выплаты компенсации за наем жилого помещения во Владимирской области при условии, что Малышев В.Г. с составом семьи из 4 человек принят на жилищный учет в г. Москве, не имеется. Указывает, что определяющим условием для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения является невозможность обеспечения военнослужащих служебным помещением, а в связи с тем, что истцу предлагалась служебная трехкомнатная квартира без взимания арендной платы, от которой Малышев В.Г. отказался, оснований для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения не имеется. Кроме того, считает, что судом неверно произведен расчет компенсации за наем жилого помещения с составом семьи 5 человек.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно них.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого сторонами решения суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда находит апелляционную жалобу УФСБ России по Владимирской области подлежащей частичному удовлетворению, а апелляционную жалобу Малышева В.Г. – оставлению без удовлетворения исходя из следующего.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Малышев В.Г. в период с 01.08.1987 по 16.05.2017 проходил военную службу по контракту.

Решением жилищной комиссии ****, оформленным протоколом заседания № 13 от 08.07.2009 и утвержденным врио командира войсковой части 2434 от 09.07.2009, Малышев В.Г. поставлен в очередь на получение жилой площади с 07.07.2009 (т. 1 л.д. 102).

Решением социально-бытовой (жилищной) комиссии ****, оформленным протоколом заседания № 3 от 06.05.2014 и утвержденным врио начальника **** ФСБ России 08.05.2014, Малышев В.Г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 4 человека (он, жена, сын, дочь) и поставлен на учет по г. Владимиру с 29.04.2014 (т. 1 л.д. 125).

Решением социально-бытовой (жилищной) комиссии ****, оформленным протоколом заседания № 10 от 21.11.2014 и утвержденным начальником **** ФСБ России 21.11.2014, Малышев В.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства составом семьи 4 человека и поставлен на учет по г. Москве с 02.06.2014 (т. 1 л.д. 130).

Согласно уведомлениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по Владимирской области» сведений о недвижимом имуществе, находящемся в собственности у Малышева В.Г. и членов его семьи (жена, сын, дочь) в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано (т. 1 л.д. 60-63).

По договору найма жилого помещения от 01.09.2019 Ф.Н.С. передала Малышеву В.Г. за плату во временное пользование жилое помещение по адресу: ****, с ежемесячной оплатой в размере 20 000 руб. В указанном помещении совместно с Малышевым В.Г. проживают: М.И.А. (жена), М.Е.В. (дочь), М.С.В. (сын), С.К.И. (внучка) (т.1 л.д. 14).

Решениями УФСБ России по Владимирской области, выраженных в ответах № 86/14/2882 от 10.01.2020 и № 86/14/457 от 30.01.2020, Малышеву В.Г. отказано в выплате компенсации за наем жилого помещения со ссылкой на то, что компенсация должна выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, в случае осуществления найма жилого помещения, в населенном пункте, по которому они состоят на жилищном учете.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Малышева В.Г. в части признания отказов в выплате компенсации за наем жилого помещения незаконными и возлагая на УФСБ России по Владимирской области обязанность выплачивать компенсацию, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» лица, которые прослужили длительное время, уволенные с военной службы и не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что указанная компенсация в силу пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, подлежит взысканию с УФСБ России по Владимирской области, то есть с соответствующего органа исполнительной власти, в котором Малышев В.Г. состоит на учете в части пенсионного обеспечения.

Частично удовлетворяя требования Малышева В.Г. о взыскании компенсации за наем жилого помещения за период с 01.09.2019 по 31.07.2020 в размере 214 125 руб., суд первой инстанции с учетом требований пунктов 2, 3, 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, устанавливающего норматив общей площади жилого помещения в размере 12 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более, руководствуясь приказами Минтруда России от 1 августа 2018 г. № 512н и 25.07.2019 № 524н, устанавливающих предельную стоимость найма (поднайма) жилого помещения на 2018 и 2019 гг. в размере 311,73 руб. и 331,69 руб. соответственно, пришел к выводу о наличии оснований для расчета компенсации за наем жилого помещения исходя из состава семьи 5 человек (Малышев В.Г., М.И.А.. (жена), М.Е.В. (дочь), М.С.В. (сын), С.К.И. (внучка)).

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части размера компенсации за наем жилого помещения, поскольку при разрешении указанных требований судом не были приняты во внимание имеющие значения для правильного разрешения дела обстоятельства.

Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Абзацем 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением, определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее – Положение № 909 от 31 декабря 2004 г.).

Пунктом 4 Положения № 909 от 31 декабря 2004 г. установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы (за исключением граждан, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы (за исключением граждан, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.

Пунктом 3 Положения № 909 от 31 декабря 2004 г. определено, что выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" приказом ФСБ России от 13 января 2017 г. N 4 утверждена «Инструкция об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений» (далее – Инструкция от 13 января 2017 г. N 4).

Пунктом 13 Инструкции от 13 января 2017 г. N 4 определено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых ФСБ России на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, заключенным в письменной форме, но не более размеров, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации.

Из пункта 14 Инструкции от 13 января 2017 г. N 4 следует, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется ежемесячно территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан (по месту жительства граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию) на основании заключения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, утвержденного начальником территориального органа безопасности (приложение N 4 к настоящей Инструкции).

Заключение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения оформляется финансово-экономическим (пенсионным) подразделением и визируется юрисконсультом территориального органа безопасности.

Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой пенсии за текущий месяц. Гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию, выплата денежной компенсации осуществляется за истекший месяц.

Согласно пункту 15 Инструкции от 13 января 2017 г. N 4 решение о выплате денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах безопасности, и членам их семей принимается на основании заявления гражданина (приложение N 5 к настоящей Инструкции), к которому прилагаются следующие документы:

копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

справка жилищной комиссии органа безопасности о включении военнослужащего и членов его семьи в список военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещениях (приложение N 6 к настоящей Инструкции);

выписка из приказа руководителя, начальника органа безопасности об исключении военнослужащего из списков личного состава органа безопасности, заверенная начальником (заместителем начальника) подразделения кадров органа безопасности;

копии паспортов гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи, учитываемых при расчете денежной компенсации, с отметками о регистрации по месту жительства (или приложением копии свидетельства о регистрации по месту пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста.

Из приведенных нормативных положений следует, что гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета по месту постановки указанных граждан на учет в части пенсионного обеспечения. При этом закон не закрепляет, что граждане, уволенные с военной службы, обязаны осуществлять наем (поднаем) жилого помещения в населенном пункте, по которому они состоят на жилищном учете.

Суд первой инстанции, разрешая спор в части требований о признании незаконными отказов в выплате Малышеву В.Г. компенсации за наем жилого помещения, выраженный в письмах УФСБ России по Владимирской области от 10.01.2020 № 86/14/2882 и 30.01.2020 № 86/14/457, исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Из материалов дела следует, что приказом ФГКУ «****» № 407-ЛС от 05.06.2015 Малышев В.Г. уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом от 11.04.2017 № 54-ЛС исключен из списков личного состава 16.05.2017. (т. 1 л.д. 21).

С 17.05.2017 Малышев В.Г. находится на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Владимирской области, до настоящего времени жильем не обеспечен.

Договор найма жилого помещения заключен Малышевым В.Г. 01.09.2019.

Из анализа представленных и принятых судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что Малышев В.Г. обратился в УФСБ России по Владимирской области с заявлением о выплате компенсации за наем жилого помещения 16.09.2019 и повторно 20.01.2020, приложив необходимые документы: копию паспорта, копию паспорта с отметкой о регистрации М.И.А.., копию свидетельства о рождении и копию удостоверения с отметкой о регистрации М.С.В. копию свидетельства о рождении и копию паспорта с отметкой о регистрации М.Е.В. копию справки ЖК от 30.07.2019, копию выписки из ЕГРН от 21.08.2018.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что Малышев В.Г. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, состоит на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Владимирской области, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконными отказов в выплате Малышеву В.Г. компенсации за наем жилого помещения является законным и обоснованным.

Выплата за наем жилого помещения согласно положениям пунктов 13, 14, 15 Инструкции от 13 января 2017 г. N 4 должна осуществляться территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения ежемесячно, как правило, начиная с месяца, в котором подано заявление и представлен договор найма жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы ответчика УФСБ России по Владимирской области о том, что денежная компенсация за наем жилого помещения должна выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, в случае осуществления найма жилого помещения в населенном пункте, по которому они состоят на жилищном учете, основан на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что условием для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения является невозможность обеспечения военнослужащих служебным жилым помещением, а в связи с тем, что истцу после увольнения с военной службы, но до исключения его из списков личного состава (в 2017 году), предлагалась служебная трехкомнатная квартира без взимания арендной платы, от которой Малышев В.Г. отказался, оснований для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения не имеется, несостоятельна, поскольку в силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" данное условие относится к военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей. При этом ни пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ни Положение № 909 от 31 декабря 2004 г. не ставят реализацию права граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на выплату компенсации за наем жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия служебных жилых помещений, которые предназначены для временного проживания военнослужащих на период прохождения ими службы.

Согласно пункту 2 Положения № 909 от 31 декабря 2004 г. денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

Согласно пункту 18 Инструкции от 13 января 2017 г. N 4 при расчете денежной компенсации учитываются члены семьи гражданина, уволенного с военной службы, включенные в список военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещениях.

Приказом Минтруда России от 1 августа 2018 г. N 512н утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2019 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, которая во Владимирской области составила 311,73 руб.

В 2020 году предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения составила – 331,69 руб. (Приказ Минтруда России от 25 июля 2019 г. № 524н).

Согласно абзацу 2 пункта 3 Положения № 909 от 31 декабря 2004 г. выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин, уволенный с военной службы, утратил основание для получения денежной компенсации, предусмотренной Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Аналогичные требования закреплены в пункте 20 Инструкции от 13 января 2017 г. N 4.

Из приведенных нормативных положений следует, что денежная компенсация гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения. При определении размера компенсации за наем (поднаем) жилого помещения учитываются количество членов семьи гражданина, уволенного с военной службы, включенные в список военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, норматив общей площади жилого помещения и предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Выплата компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин, уволенный с военной службы, утратил основание для получения денежной компенсации.

Судом установлено, что Малышев В.Г. решением социально-бытовой (жилищной) комиссии ****, оформленным протоколом заседания № 10 от 21.11.2014 и утвержденным начальником **** ФСБ России 21.11.2014, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства по г. Москве и поставлен на учет с 02.06.2014 составом семьи 4 человека.

Как следует из материалов учетного дела очередника в состав семьи Малышева В.Г. входят: М.И.А. (жена), М.Е.В. (дочь), М.С.В. (сын).

Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 27.05.2019, имеющим в силу части 2 статьи 61 и части 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для разрешения данного спора, исковые требования Малышева В.Г. о признании несовершеннолетней С.К.И. членом его семьи оставлены без удовлетворения.

При таких обстоятельствах правовых оснований для расчета денежной компенсации за наем жилого помещения, исходя из состава семьи 5 человек, включая несовершеннолетнюю внучку истца С.К.И. у суда первой инстанции не имелось.

С учетом вышеприведенных нормативных положений, денежная компенсация за наем жилого помещения с 01.09.2019 по 31.12.2019 составит: 311,73 руб. х 12 кв.м. х 4 человека х 4 мес. = 59 852,16 руб. За период с 01.01.2020 по 31.07.2020 составит: 331,69 руб. х 12 кв.м. х 4 человека х 7 мес. = 111 447,84 руб., что в сумме составляет 171 300 руб.

Согласно представленным распискам, Малышевым В.Г. плата за наем жилого помещения за период с 01.09.2019 по 31.07.2020 составила 220 000 руб., что превышает размеры, определенные исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, в связи с чем заявленное истцом требование о возмещении фактически понесенных расходов за наем жилого помещения не подлежало удовлетворению в полном объеме.

Довод апелляционной жалобы истца Малышева В.Г. о том, что размер компенсации за наем жилого помещения подлежит определению исходя из размера жилой площади, которой он с составом семьи из 4 человек должен был быть обеспечен до даты увольнения и исключения из списков личного состава (72 кв.м - по 18 кв.м на 1 человека), основан на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права. Норма в 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека установлена при предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма в соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и не является учетной при определении размера компенсации за наем жилого помещения.

Ввиду изложенного обжалуемое судебное постановление подлежит изменению в части взысканного размера компенсации за наем жилого помещения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 августа 2020 г. изменить в части взысканного размера компенсации за наем жилого помещения.

В этой части принять по делу новое решение, которым взыскать с УФСБ России по Владимирской области в пользу Малышева Валерия Григорьевича компенсацию за наем жилого помещения за период с 01.09.2019 по 31.07.2020 в размере 171 300 руб.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Малышева Валерия Григорьевича – без удовлетворения.

Председательствующий П.Н. Никулин

Судьи С.Е. Бибеева

С.В. Глебова