ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1478/20 от 27.11.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-11434/2020 судья Хабина И.С.

(дело № 2-1478/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой В.Е.,

судей Винниковой Н.В., Онориной Н.Е.,

при секретаре Перепечиной В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Советского районного суда г. Челябинска от 04 августа 2020 года по иску Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика- ОАО «Российские железные дороги» Челогузова И.Е., поддержавшего доводы жалобы, помощника Челябинского транспортного прокурора Тимшиной Е.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Челябинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в лице Южно – Уральской дирекции управления движения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции <данные изъяты> от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специального оснащения, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режима в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска прокурор указал, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции <данные изъяты> В нарушение законодательства о транспортной безопасности ОАО «РЖД», как субъектом транспортной инфраструктуры, не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции <данные изъяты> от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, с учетом сложившейся в Российской Федерации обстановки, когда объекты транспортной инфраструктуры, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник Челябинского транспортного прокурора Липатова М.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика- ОАО «РЖД» по доверенности Челогузов И.Е. возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований Челябинского транспортного прокурора; на ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции <данные изъяты> от актов незаконного вмешательства, включая группу быстрого реагирования, специального оснащения, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В апелляционной жалобе ответчик ОАО «РЖД» просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что иск рассмотрен с нарушением правил территориальной подсудности, поскольку исковое заявление предъявлено к ОАО «РЖД» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», но подано по месту нахождения другого филиала ОАО «РЖД» - Южно-Уральской железной дороги. Основной задачей Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» является корпоративная и технологическая координация работы подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги, следовательно, заявленные исковые требования не вытекают из деятельности Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Кроме того, судом допущено неверное толкование норм материального права, нельзя возлагать обязанность на ОАО «РЖД» образовать или сформировать подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры в отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Судом не учтено, что до привлечения подразделения транспортной безопасности необходимо оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, то есть обеспечить материально-техническую базу, являющуюся основой эффективной работы подразделения транспортной безопасности. Обоснованность требований прокурора должна рассматриваться в совокупности норм и требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Формулировка резолютивной части решения суда влечет неисполнимость решения, так как план объекта транспортной инфраструктуры не утвержден. Исковые требования направлены на будущее время, поэтому удовлетворению не подлежат.

В дополнениях к апелляционной жалобе ОАО «РЖД» указывает на то, что 08 октября 2020 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1663 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта». Положениями Требований № 1633 нормативно закреплено, что привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в состав Челябинского центра организации работы железнодорожных станций Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» входит объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция <данные изъяты> которая ДД.ММ.ГГГГ включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением категории, реестровый номер . Первоначальная оценка уязвимости была утверждена ДД.ММ.ГГГГ, дополнительная оценка уязвимости вышеназванного объекта транспортной инфраструктуры утверждена ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 15).

В ходе проведенной Челябинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что ОАО «РЖД» как субъектом транспортной инфраструктуры, не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция <данные изъяты> от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Согласно информации Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта от 29 октября 2020 года первоначальный план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры- железнодорожная станция <данные изъяты> был утвержден Росжелдором ДД.ММ.ГГГГ. Результат дополнительной оценки уязвимости утвержден Росжелдором ДД.ММ.ГГГГ. Изменения в план обеспечения транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры представлялся ДД.ММ.ГГГГ. В связи с несоответствием изменений в план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Требованиям в утверждении было отказано ДД.ММ.ГГГГ. Повторно изменения в план транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры в Управление Росжелдора не представлялись(л.д.105-110).

Разрешая спор по существу, руководствуясь требованиями Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и разработанными в его исполнение нормативными актами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности образовать(сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры- железнодорожной станции- «<данные изъяты>» подразделения транспортной безопасности.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда в силу следующего.

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств регламентированы Федеральным законом от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон № 16-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10).

В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с пунктом 3 которого план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.

На момент разрешения судом настоящего спора действовали утвержденные постановлением Правительства от 26 апреля 2017 года № 495 Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Подпунктом 3 пункта 5 указанных Требований была установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Также субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства); реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки, для объектов транспортной инфраструктуры II категории – в течение двух лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (подп. 6, 7 п. 5 Требований).

24 октября 2020 года вступили в силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633.

Так, в соответствии с п. 5 указанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры в том числе образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности; обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Также субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий – в течение двух лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий – в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности, копии которого приложить к плану обеспечения безопасности объекта.

В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности он должен копию положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копию договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности приложить к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного (четырех) месяца с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта.

Подпунктом 17 п. 5 Требований № 495 субъектам транспортной инфраструктуры был установлен трехмесячный срок (то есть до 01 октября 2017 года) для проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждения в установленном порядке ее результатов, если изменяются положения документа, регламентирующие меры по защите объекта транспортной инфраструктуры.

Как установлено судом, объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция <данные изъяты>» был внесен в реестр категорированных объектов ДД.ММ.ГГГГ, дополнительная оценка уязвимости утверждена ДД.ММ.ГГГГ, план транспортной безопасности был направлен в УрТУ Росжелдора ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отказано в утверждении изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта с реестровым номером .

Поскольку до настоящего времени изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – станции «Шагол» не утверждены, для защиты данного объекта транспортной инфраструктуры не привлечено подразделение транспортной безопасности, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований соглашается, полагая, что они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие правоотношения, а доводы апелляционной жалобы их не опровергают. Срок реализации плана обеспечения безопасности объекта, составляющий два года для объектов второй категории и исчисляемый со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ответчиком также не соблюден. По смыслу Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495, в течение указанного срока ответчик должен был не только разработать изменения в план обеспечения транспортной безопасности, в полной мере соответствующие этим Требованиям, но и реализовать их, в том числе привлечь подразделение транспортной безопасности. Утверждение 08 октября 2020 года новых Требований № 1633 не дает ответчику права исчислять данный срок заново.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что судом преждевременно возложена на ответчика обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, поскольку план обеспечения транспортной безопасности данного объекта надлежащим органом не утвержден, как основанные на неправильном толковании правовых норм.

Системный анализ положений Федерального закона «О транспортной безопасности», Требований, утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 и от 08 октября 2020 года № 1633, свидетельствует о том, что действующее законодательство не ставит в зависимость от утверждения данного плана обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции. Составление плана обеспечения транспортной безопасности, соответствующего Требованиям (внесение в план изменений), является обязанностью ОАО «РЖД», и ее длительное неисполнение не должно препятствовать обеспечению безопасности объекта транспортной инфраструктуры- железнодорожной станции «Шагол».

Не влекут отмены о жалуемого решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что спор не подсуден Советскому районному суду г. Челябинска в силу следующего.

Согласно ч. 2 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по адресу ее филиала или представительства.

Обращаясь в Советский районный суд г.Челябинска с настоящим иском, прокурор исходил из того, что гражданское дело может быть рассмотрено по месту нахождения Южно-Уральской Дирекции управления движением, являющейся структурным подразделением функционального филиала ОАО «РЖД»- Центральной дирекции управления движением, расположенного в г. Москве. Однако, Южно-Уральская дирекция управления движением не является филиалом или представительством ответчика- ОАО «РЖД». В то же время, на территории Советского района г. Челябинска расположен филиал ОАО «РЖД»- Южно-Уральская железная дорога, к которому относится и железнодорожная станция «Шагол».

Согласно п. 11-13, 16 Положения о Южно-Уральской железной дороге, утвержденной приказом ОАО «РЖД» 01 октября 2012 года № 278, основными задачами железной дороги являются своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках и связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта. Железная дорога в соответствии с возложенными на нее задачами организует мероприятия по защите объектов железнодорожного транспорта от незаконного вмешательства и обеспечению безопасности работников и пассажиров.

Железная дорога осуществляет корпоративную и технологическую координацию деятельности территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД» (в том числе Центральной дирекции управления движением), а также дочерних (зависимых) обществ ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги.

Железная дорога осуществляет методическое руководство и координацию деятельности подразделений ОАО «РЖД» на территории деятельности железной дороги по вопросам безопасности движения поездов, экологической безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

То обстоятельство, что прокурором в качестве ответчика в иске указано ОАО «РЖД» в лице Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением, не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку ответчиком по делу является ОАО «РЖД», один из филиалов которого – ЮУЖД расположен на территории Советского района г. Челябинска.

В связи с чем, судом первой инстанции при разрешении спора не были нарушены правила территориальной подсудности.

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы о том, что требования прокурора направлены на будущее время, поскольку само по себе неисполнение ответчиком требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности свидетельствует о нарушении прав неограниченного круга лиц в настоящее время.

Иные доводы апелляционной жалобы ОАО «РЖД» оснований к отмене обжалуемого решения не содержат, сводятся к выражению несогласия с правильными по существу выводами суда первой инстанции, в связи с чем, не влекут отмены обжалуемого решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Челябинска от 4 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи