Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июля 2022 г.
Судья Лабутина Н.А. | № 33-1972/2022УИД 51RS0001-01-2022-001335-03 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей при секретаре | ФИО2 ФИО3 ФИО4 Р.Л. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1478/2022 по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска, действующего в интересах ФИО5, к Комитету имущественных отношений города Мурманска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма
по апелляционной жалобе Комитета имущественных отношений города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Власовой Л.И., объяснения прокурора прокуратуры Октябрьского административного округа города Мурманска ФИО6, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд в интересах ФИО5 к Комитету имущественных отношений города Мурманска (далее также – Комитет) о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой по обращению ФИО5, являющегося ребенком, оставшимся без попечения родителей, проведена проверка по вопросу обеспечения его жилым помещением. По результатам данной проверки установлено, что в постановлением администрации города Мурманска * от _ _ ФИО5, _ _ года рождения, включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Администрацией города Мурманска длительное время не исполняются требования законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы предоставления дополнительных гарантий в виде обеспечения жилым помещением ФИО5, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по соответствующему договору найма ФИО5 не представлено.
Ссылаясь на нарушение Комитетом имущественных отношений города Мурманска прав ФИО5 на надлежащее социальное обеспечение и обеспечение права на жилище, положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также Федеральный закон № 159-ФЗ), Закона Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 1567-01-ЗМО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил суд возложить на Комитет имущественных отношений города Мурманска обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Мурманск, отвечающее нормам действующего законодательства.
Судом постановлено решение, которым указанные требования удовлетворены, на Комитет имущественных отношений г. Мурманска возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель Комитета имущественных отношений города Мурманска ФИО просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Приводит доводы о том, что на федеральном, региональном и местном уровне регламентирован порядок и процедура предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми предусмотрен письменный заявительный порядок обращения в уполномоченный орган.
ФИО5 с письменным заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не обращался, устный порядок обращения не предусмотрен. Ввиду отсутствия надлежащего обращения уполномоченный орган не проверял, сохранились ли основания для предоставления ФИО5 благоустроенного жилого помещения, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, отсутствует спор о праве. Указывает на то, что суд не может подменять уполномоченные органы в принятии решения.
Ссылается на то, что судом не разрешено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации города Мурманска, на которую обеспечивает реализацию вышеуказанных дополнительных гарантий на территории города Мурманска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ФИО5, представители Комитета имущественных отношений города Мурманска, администрации города Мурманска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений абзаца 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены частью 1 и 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 1567-01-ЗМО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Помимо федерального законодательства вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на региональном уровне регулируются Законом Мурманской области от 28 декабря 2004 г. № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Мурманской области № 568-01-ЗМО).
Частью 1 статьи 4 Закона Мурманской области № 568-01-ЗМО предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законом Мурманской области. Данная гарантия предоставляется указанным лицам, место жительства которых находится на территории Мурманской области.
Согласно статье 8 Закона Мурманской области № 568-01-ЗМО государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района.
В силу положений статьи 9 Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 г. № 568-01-ЗМО финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Порядок предоставления субвенции местным бюджетам устанавливается Правительством Мурманской области. Средства субвенций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В силу части 2 статьи 10.1 вышеприведенного Закона Мурманской области органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также актами, указанными в подпункте 1 пункта 2 статьи 10 настоящего Закона, разрабатывать и утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг в части переданных государственных полномочий.
Постановлением администрации города Мурманска от 12 января 2016 г. № 8 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – административный регламент).
Пунктом 2.2.1 административного регламента предусмотрено, что предоставление государственной услуги осуществляет комитет имущественных отношений города Мурманска.
Согласно пункту 2.6.1.1 административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется в том числе на основании заявления о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению № 1 к настоящему административному регламенту.
В соответствии с пунктом 2.7.2 административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе непредоставление заявителем предусмотренных подразделом 2.6 настоящего административного регламента документов, которые заявитель должен предоставить самостоятельно, либо наличие в них недостоверной информации.
Постановлениемостановлением Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 г. № 46-ПП утверждены Правила обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2.8 указанных Правил детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.3.2 административного регламента информирование о порядке и ходе предоставления государственной услуги осуществляют специалисты отдела предоставления жилья комитета имущественных отношений города Мурманска (далее - муниципальные служащие Комитета, ответственные за предоставление государственной услуги, и Комитет соответственно).
Как следует из пункта 1.3.7. административного регламента, индивидуальное информирование заявителей о государственной услуге осуществляется: в устной форме лично или по телефону; в письменной форме - по письменным обращениям, поступившим в адрес Комитета посредством почтовых отправлений или электронных средств коммуникации.
Согласно пункту 1.3.8. административного регламента при консультировании о порядке предоставления государственной услуги муниципальный служащий Комитета, ответственный за предоставление государственной услуги, обязан проинформировать заявителя: о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе о документах, которые он должен представить самостоятельно, и документах, которые Комитет должен получить в рамках межведомственного информационного взаимодействия, если заявитель не представит их по собственной инициативе; о сроках принятия решения о предоставлении государственной услуги; об основаниях и условиях предоставления государственной услуги; об основаниях для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги; об основаниях для отказа в предоставлении государственной услуги; о порядке получения консультаций по вопросам предоставления государственной услуги; о порядке обжалования решений, действий или бездействия Комитета, а также должностных лиц и муниципальных служащих Комитета.
Пунктом 1.3.9. административного регламента установлено, что при ответе на телефонные звонки и при устном обращении граждан муниципальный служащий Комитета, ответственный за предоставление государственной услуги, в пределах своей компетенции дает ответ самостоятельно.
В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время либо муниципальный служащий Комитета, ответственный за предоставление государственной услуги, не может в данный момент ответить на вопрос самостоятельно, он обязан выбрать один из вариантов дальнейших действий: а) предложить заявителю обратиться за необходимой информацией в письменном виде; б) согласовать с заявителем другое время для проведения устного информирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Управления Октябрьского административного округа города Мурманска от 24 ноября 2017 г. № 346 ФИО5 гарантировано предоставление жилого помещения в городе Мурманске по достижению совершеннолетия.
Постановлением администрации города Мурманска от _ _ * «О включении в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда» ФИО5 включен в соответствующий список.
_ _ ФИО5 достиг возраста восемнадцати лет, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, норм права, подлежащих применению, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика возникла обязанность по обеспечению ФИО5 жилым помещением специализированного жилищного фонда, поскольку он был включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями специализированного жилищного фонда, однако жильем по достижении совершеннолетия обеспечен не был.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, как соответствующим фактическим обстоятельствам дела и учитывающим соблюдение прав и законных интересов ФИО5 на предоставление ему установленных законом гарантий.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно и убедительно изложены в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которым по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела, необходимые для его правильного разрешения, установлены и оценены судом в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО5 не соблюден письменный характер обращения по вопросу жилищного обеспечения, в связи с чем ответчик не проверял наличие оснований для предоставления материальному истцу благоустроенного жилого помещения, судебной коллегией отклоняется исходя из следующего.
Действительно, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются таким лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом судебная коллегия также отмечает, что основания для предоставления материальному истцу благоустроенного жилого помещения проверялись ответчиком при включении ФИО5 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО5 утратил право на установленную законом гарантию по обеспечению жилым помещением, доказательства этому ответчиком суду первой и апелляционной инстанции не представлены.
Из указанных выше положений закона следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет.
Установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста.
Таким образом, учитывая, что ФИО5 признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении, на момент рассмотрения дела жильем не обеспечен, основания для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения отсутствуют.
Материалы дела не содержат доказательств принятия стороной ответчика каких-либо мер по предоставлению ФИО5 жилого помещения, разъяснению ему о необходимости обращения с письменным заявлением.
Установив изложенное, суд верно исходил из того, что в данном случае имеются предусмотренные законом основания для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку основаниями и условиями предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, является достижение возраста 18 лет. Данное условие соблюдено, однако в нарушение требований закона жилое помещение ФИО5 не предоставлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для обеспечения ФИО5 жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Обстоятельство того, что ФИО5 имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, подтверждается полученными при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции сведениями о его регистрации по месту жительства до настоящего времени в городе Мурманске, а также сведениями об отсутствии у него на праве собственности на территории Российской Федерации жилых помещений.
Поскольку вопрос обеспечения истца жилым помещением во внесудебном порядке не разрешен, что явилось основанием для обращения прокурора в интересах социально незащищенного лица с настоящим иском в суд, ссылки в апелляционной жалобе на подмену полномочий исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления полномочиями органов судебной власти являются необоснованными.
Довод в апелляционной жалобе о том, что судом не рассмотрено ходатайство о привлечении администрации города Мурманска к участию в деле в качестве соответчика не является основанием для отмены судебного решения.
Как следует из материалов дела, протокольным определением от 16 марта 2022 г. в порядке, предусмотренном статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, администрация города Мурманска привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Исковые требования к указанному лицу истцом не заявлены.
При этом необходимо отметить, что согласно Положению о Комитете имущественных отношений администрации города Мурманска, утвержденному постановлением администрации города Мурманска от 23 декабря 2003 г., Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в органах Федерального казначейства, является структурным подразделением администрации города Мурманска, осуществляющим от имени муниципального образования город Мурманск полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию город Мурманск. Комитет обеспечивает защиту имущественных прав и интересов муниципального образования город Мурманск при рассмотрении дел в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах в качестве истца, ответчика, третьего или заинтересованного лица, представляет интересы муниципального образования город Мурманск в суде (пункты 1.1., 1.4). Основными задачами Комитета, в том числе является обеспечение на территории муниципального образования город Мурманск условий для реализации гражданами Российской Федерации права на жилище (пункт 2.4).
Доводов о несогласии с установленным судом сроком исполнения решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Иных заслуживающих внимания правовых доводов в апелляционной жалобе не приведено.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи