ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-147/20 от 01.09.2020 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0022-01-2019-001021-94 1 инстанция №2-147/2020

Судья Никин А.В. Дело №33-2354/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Макаровой С.А.,

Судей Копыловой Н.В., Мананниковой В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 26 мая 2020 г. по делу по иску Ф. к администрации М района Пензенской области о признании права на приватизацию квартиры, признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения, расторжении договора найма жилого помещения, обязании вывести квартиру из специализированного жилищного фонда и не препятствовании в действиях на приватизацию квартиры, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Ф. к администрации М района Пензенской области о признании права на приватизацию квартиры, признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения, расторжении договора найма жилого помещения, обязании вывести квартиру из специализированного жилищного фонда и не препятствовании в действиях на приватизацию квартиры отказать,

у с т а н о в и л а:

Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации М района Пензенской области о признании права на приватизацию квартиры, признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения, расторжении договора найма жилого помещения, обязании вывести квартиру из специализированного жилищного фонда и не препятствовании в действиях на приватизацию квартиры, указав, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, которая предоставлена ей на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ «О наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации» и является жилым помещением из специализированного жилищного фонда муниципального образования М района Пензенской области. ДД.ММ.ГГГГ она заключила брак с Ф.Ю.., в браке имеет двоих малолетних детей: Ф.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Ф.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения. С целью участия в приватизации занимаемой квартиры она обратилась в администрацию М района Пензенской области с заявлением о передаче в собственность вышеуказанной квартиры, однако администрация <адрес> на указанное заявление ответила отказом, сославшись на продление договора социального найма сроком на 5 лет. Поскольку занимаемая квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», считала, что отказ ответчика в приватизации указанной квартиры нарушает её право на приватизацию квартиры и является неправомерным. С учётом уточнения заявленных требований просила признать за ней право на приватизацию квартиры №1, расположенной по адресу: <адрес> расторгнуть договор найма жилого помещения для детей сирот от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию М района Пензенской области вывести квартиру из специализированного жилищного фонда и не препятствовать в действиях на приватизацию квартиры, признав отказ в приватизации занимаемой ею квартиры недействительным.

В судебном заседании истец Ф. исковые требования полностью поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации М района Пензенской области по доверенности Л. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации М района Пензенской области по доверенности Ф. считала иск не подлежащим удовлетворению.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Ф. просит об отмене решения районного суда. Считает неверным расчёт среднедушевого дохода членов её семьи для определения наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, так как при подсчёте были исследованы доходы семьи только за три месяца. Указывает также на несоответствие данной квартиры по площади нормам предоставления жилого помещения, на наличие двух несовершеннолетних детей, которые не могут проживать в однокомнатной квартире, а потому приватизация данного жилого помещения и его последующая продажа дадут семье возможность улучшить свои жилищные условия.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация М района Пензенской области просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ф. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала, просила удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании извещены надлежаще, в связи с чем и в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

В целях реализации названных положений федерального закона в Пензенской области принят Закон Пензенской области от 23 октября 2009 г. №1803-ЗПО «Об определении категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда Пензенской области и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Пензенской области», в соответствии со ст. 3 которого порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Пензенской области, за исключением жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, определяется Правительством Пензенской области.

Во исполнение указанных нормативных положений федерального законодательства Постановлением Правительства Пензенской области от 27 мая 2013 г. №369-пП утвержден «Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, содействии в преодолении трудной жизненной ситуации».

По положениям пункта 2 Порядка, к таким обстоятельствам относятся:

1) наличие у нанимателя специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - гражданин), (и членов его семьи) дохода (среднедушевого дохода семьи) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствии с действующим законодательством и рассчитанного в среднем на душу населения по Пензенской области;

2) наличие у гражданина алкогольной или наркотической зависимости;

3) наличие у гражданина непогашенной судимости на дату подачи заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;

4) наличие у гражданина задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за шесть месяцев и более.

За три месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированное жилое помещение), уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Пензенской области (далее - уполномоченный орган) оповещает гражданина о необходимости предоставления документов, подтверждающих наличие или отсутствие обстоятельств, путем направления заказного письма с уведомлением о вручении (п. 3 Порядка).

Принятие решения о выявлении обстоятельств (либо об отсутствии обстоятельств) осуществляется на основании документов, в том числе, подтверждающих доходы гражданина (и членов его семьи) за последние шесть месяцев, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (п. п. 4 п. 4 Порядка).

По смыслу приведённых положений Порядка выявления обстоятельств наниматель должен подтвердить наличие самостоятельного, постоянного дохода за последние 6 месяцев.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ф. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией М района Пензенской области и Д.. (после замужества Ф.) был заключен договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда - квартиры общей площадью 34,1 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, сроком на пять лет, с 19 февраля 2014 г. по 19 февраля 2019 г. (л. д. 100-108).

Ф. имеет на иждивении двоих малолетних детей: Ф.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, и Ф.Е., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.

Брак с Ф.Ю. заключен ею 31 мая 2019 г.

До заключения брака, в связи с истечением срока договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 19 февраля 2014 г. решением межведомственной комиссии от 18 апреля 2019 г., назначенной постановлением администрации М района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «О межведомственной комиссии по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации», дано заключение о необходимости оказания Д. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, поскольку среднедушевой доход семьи Д. за последние шесть месяцев ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с действующим законодательством. При этом, доход Ф.С. учтён не был, поскольку тот членом семьи заявителя не являлся.

Действительно, согласно данным УСЗН администрации М района Пензенской области, Д. не работает, осуществляет уход за несовершеннолетними детьми, получает на двоих детей пособие на ребенка (308 рублей на каждого ребенка), ежемесячное пособие по уходу за ребенком (на первого ребенка - 3 277 рублей 45 копеек, на второго - 6 554 рубля 89 копеек), ежемесячное пособие на обеспечение питанием детей в возрасте до 3-х лет (580 рублей на каждого ребенка). Таким образом доход семьи ежемесячно составлял 11 608 рублей 34 копейки.

Постановлением главы администрации М района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГД. представлено жилое помещение по адресу: <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок (л. д. 116-117).

Во исполнении данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между администрацией М района Пензенской области и Д. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (л. д. 118-122). Договор подписан сторонами и в полном объеме исполнен (л. д. 123-124).

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что на момент принятия решения межведомственной комиссии (ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оказания Д. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации среднедушевой доход семьи Д. составлял ниже величины прожиточного минимума в Пензенской области.

Доводы Ф. о том, что следовало определить среднедушевой доход семьи с учётом заработной платы Д. судебная коллегия отклоняет, поскольку на момент принятия решения межведомственной комиссии (ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости оказания Д. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации она в браке с Ф. ещё не состояла, а Ф. будучи зарегистрированным по иному месту жительства (в другом районе Пензенской области), членом семьи истца не являлся.

Разрешая при таких обстоятельствах спор, оценив представленные сторонами по делу доказательства, руководствуясь приведенными выше требованиями закона, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Ф. о возложении обязанности вывести квартиру из состава специализированного жилищного фонда, о заключении договора социального найма, и как следствие, о приватизации жилого помещения, поскольку в соответствии п. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

При этом суд исходил из того, что занимаемая истцом квартира предоставлена ей как специализированное жилье именно в связи наличием у нее статуса лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие у Ф. как нанимателя такого жилого помещения самостоятельного постоянного дохода относится к одному из показателей неудовлетворительной адаптации нанимателя специализированного жилья к самостоятельной жизни, что является основанием для продления договора найма специализированного жилого помещения на новый срок в соответствии с приведенными выше нормами закона.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8 Закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений только лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а потому довод апелляционной жалобы Ф. о том, что квартира не соответствует по площади нормам предоставления с учётом несовершеннолетних детей, является несостоятельным.

Выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение, анализ которого приведен в обжалуемом судебном акте.

Следует учесть, что возникшее между сторонами по делу правоотношение, является длящимся и в случае изменения его обстоятельств, в частности, при изменении состава семьи, её дохода, истец не лишена возможности повторно обратиться с заявлением о заключении договора найма занимаемого специализированного жилого помещения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 26 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: