ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1486/20 от 15.10.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья - Клименко И.Г. дело № 33-26071/2020

№ 2-1486/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Назаренко О.Н.

судей Палянчук Т.А., Кияшко Л.В.

по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.

при ведении протокола помощником судьи Красулиной О.А.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения города Сочи «Управление капитального ремонта» к Лейтнер Р.В. и к Конину С.В. об обязании согласования акта приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома,

по частной жалобе директора Муниципального казенного учреждения города Сочи «Управление капитального ремонта» Казаковцева А.С. на определение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 июля 2020 года,

заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия

установила:

Муниципальное казенное учреждение города Сочи «Управление капитального ремонта» (далее по тексту - МКУ города Сочи «Управление капитального ремонта») обратилось в суд с иском к Лейтнер Р.В. и к Конину С.В. об обязании согласования акта приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу.......

Исковые требования мотивированы тем, что комиссией по приемке работ по капитальному ремонту работы были приняты, однако уполномоченные лица от собственников помещений жилого дома - ответчики Лейтнер Р.В. и Конин С.В. отказались принимать участие и подписывать акт. Отсутствие их согласия является для истца препятствием для оплаты выполненных работ подрядчику ООО «СанТехЛидер».

Определением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 июля 2020 года исковое заявление МКУ города Сочи «Управление капитального ремонта» оставлено без рассмотрения.

В частной жалобе директор МКУ города Сочи «Управление капитального ремонта» Казаковцев А.С. выражает несогласие с указанным определением суда и просит его отменить по мотиву незаконности и необоснованности, указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.

Письменные возражения на эту частную жалобу не поступали.

Исследовав материалы дела, проверив доводы частной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, оставляя исковое заявление МКУ города Сочи «Управление капитального ремонта» без рассмотрения в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора на основании абзаца второго статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сослался на не исполнения истцом требований закона о своевременном направлении собственникам жилого дома предложений по порядку, периоду и объему услуг и работ по капитальному ремонту, финансированию, предусмотренное статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда в силу следующего.

Частью 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 16.5 статьи 12, часть 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональный оператор создается на основании нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации (статья 167, глава 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Некоммерческая унитарная организация «Краснодарский краевой Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создан 5 декабря 2013 года на срок действия региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Краснодарского края и является региональным оператором. Деятельность регионального оператора направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах Краснодарского края. Учредителем фонда является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Во исполнение требований части 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации 28.11.2017 года региональным оператором было передано предложение о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома № ....... представителю собственников - Лейтнеру Р.В.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушении истцом норм действующего законодательства сделан на неисследованных им доказательствах.

После получения указанных выше предложений собственники в течение трех месяцев должны рассмотреть их и принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта (часть 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решение должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 44, часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На общем собрании собственники помещений должны определить или утвердить (часть 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации): 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса; 3) лицо, которое от имцни всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Если собственники помещений, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта в течение трех месяцев с момента получения предложений, решение о проведении капитального ремонта принимает орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока, уведомив об этом собственников помещений (часть 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации если фонд капитального ремонта сформирован исходя из минимального размера взносов, то за счет средств фонда финансируются следующие работы и (или) услуги по капитальному ремонту: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, администрацией города Сочи принято постановление № 32 от 17.01.2018 года, которым утвержден список многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в 2018 году на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

В указанный список вошел, в том числе, многоквартирный дом, расположенный по адресу: ....... с теми видами работ и сроками их проведения, которые были утверждены собственниками помещений на собрании от 12.12.2017 года.

12 декабря 2017 года собственники помещений в данном многоквартирном доме, провели внеочередное общее собрание, на котором утвердили перечень работ по капитальному ремонту общего имущества, сроки проведения капитального ремонта, смету расходов, избрали лиц, уполномоченных от имени всех собственников участвовать в приемке оказанных услуг (выполненных работ), в том числе подписывать соответствующие акты. Решения собрания оформлены протоколом № 1 от 12.12.2017 года.

Лицами, уполномоченными от имени всех собственников участвовать в приемке оказанных услуг (выполненных работ), в том числе подписывать соответствующие акты, были избраны ответчики Лейтнер Р.В. и Конин С.В.

В пункте 2 протокола общего собрания определено место хранения оригинала протокола общего собрания - .......

К указанному протоколу общего собрания приложен реестр собственников помещений, принявших участие в общем собрании с указанием фамилии, имя, отчества, номера квартиры и подписи.

Из материалов дела также видно, что 26.02.2019 года комиссия по приемке работ по капитальному ремонту приняла выполненные работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей электроснабжения по договору № ....... от ....... года.

Вместе с тем, ответчики отказались принимать участие в приемке выполненных работ, о чем был составлен соответствующий акт.

27.02.2019 года истцом была предпринята попытка вручения под роспись уведомления с предложением в двухдневный срок предоставить письменное мотивированное обоснование своих возражений, послуживших основанием отказа в приемке выполненных работ и согласовании акта приемки. От подписи, подтверждающей вручение вышеуказанного уведомления, ответчики отказались.

Ни в установленный в уведомлении срок, ни позднее от ответчиков не поступило каких-либо обоснований.

В связи с указанными обстоятельствами, 23.07.2019 года комиссия по приемке работ по капитальному ремонту приняла выполненные работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей холодного водоснабжения по договору № ....... от ....... года.

Принимать участие в приемке выполненных работ ответчики также отказались, о чем был составлен соответствующий акт.

24 июля 2019 года истцом была предпринята попытка вручения под роспись уведомления с предложением в двухдневный срок предоставить письменное мотивированное обоснование своих возражений, послуживших основанием отказа в приемке выполненных работ и согласовании акта приемки. От подписи, подтверждающей вручение вышеуказанного уведомления, ответчики отказались.

Акт об отказе в подписании акта приемки выполненных работ приложен к исковому заявлению.

Названные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, в связи с чем, определение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 июля 2020 года подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 333 и 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

определила:

определение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 июля 2020 года - отменить;

направить дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения города Сочи «Управление капитального ремонта» к Лейтнер Роману Викторовичу и к Конину Сергею Владимировичу об обязании согласования акта приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий - О.Н. Назаренко

Судьи - Т.А. Палянчук

Л.В. Кияшко