ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-148/2021 от 14.07.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-3566/2021, 2-148/2021

72RS0011-01-2021-000092-42

апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Резолютивная часть объявлена 14 июля 2021 года.

В окончательной форме определение изготовлено 19 июля 2021 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Кучинской Е.Н.,

судейпри секретаре

Николаевой И.Н., ФИО1 ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО3 на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 05 апреля 2021 года, которым постановлено:

«Иск Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к ФИО3 о взыскании субсидии удовлетворить полностью.

Взыскать с ФИО3 в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области 1747000 рублей (Один миллион семьсот сорок семь тысяч рублей) в счет возмещения субсидии на возмещение стоимости предметов лизинга.

Взыскать с ФИО3 в бюджет муниципального образования Ишимского района государственную пошлину в размере 16935 рублей».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кучинской Е.Н., судебная коллегия

установила:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в суд с иском к ФИО3 о взыскании субсидии в размере 1747000 рублей.

Требования мотивированы тем, что по договору от 10 сентября 2015 года, заключенному между истцом, ответчиком, а также ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания», Департамент АПК предоставил ИП ФИО3 субсидию из областного бюджета на возмещение стоимости предметов лизинга, полученных по договору финансовой аренды (лизинга) от 05 августа 2015 года, путем перечисления средств областного бюджета на расчетный счет лизинговой компании в размере 1747000 рублей. Согласно п. 4.8.1 Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства условием предоставления субсидии является сохранение в течение пяти лет со дня получения субсидии показателей производства на начало очередного года (количество посевных площадей 1959 га). Внеплановой камеральной проверкой сохранения показателей производства сельскохозяйственной продукции установлено, что площадь посевных площадей ИП ФИО3 по состоянию на 31 декабря 2019 года составила 0 га. Прекращение деятельности ИП ФИО3 менее чем через 5 лет после получения субсидии является нарушением условий Договора о предоставления субсидии.

Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласен ответчик ФИО3

В апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что истцом пропущен трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с указанным исковым заявлением, поскольку последним годом осуществления им посевной и уборочной компании был 2017 год, о чем свидетельствует отчетность, сданная в управление сельского хозяйства. Об этом истец был уведомлен, поскольку еще в ходе камеральной проверки в 2018 году у истца запрашивали необходимые документы. Между тем, с иском истец обратился лишь 29 января 2021 года.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Департамент АПК Тюменской области в лице представителя ФИО4 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик ФИО3 настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель истца Департамента АПК Тюменской области ФИО5 поддержала письменные возражения.

Проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что 10 сентября 2015 года между Департаментом АПК Тюменской области, главой КФХ ФИО3 и ОАО «Тюменская агропромышленная компания» заключен договор о предоставлении субсидии № 10/044-15, согласно которому Департамент предоставил ФИО3 субсидию на возмещение стоимости предметов лизинга в размере 20% от их первоначальной стоимости путем перечисления средств областного бюджета на расчетный счет лизинговой компании (л.д. 11-13).

Согласно п. 3.5 договора в случае неисполнения получателем субсидии по обеспечению сохранения на начало очередного года показателей производства, указанных в приложении к договору, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме за исключением случаев, предусмотренных п. 4.8.1 Положения.

Приложением к договору субсидии показатели производства сельскохозяйственной продукции КФХ ФИО3 установлены в количестве посевных площадей в размере 1959 га (л.д. 14).

Платежным поручением № 408600 от 19 сентября 2015 года Департамент АПК Тюменской области перечисли ОАО «Тюменская лизинговая компания» субсидию на возмещение части стоимости объектов лизинга по договору № 10/044-15 от 10 сентября 2015 года в размере 1747000 рублей (л.д. 15).

Из отчета от 21 сентября 2015 года о субсидии, предоставленной за счет средств областного бюджета ОАО «Тюменская агропромышленная лизиговая компания», следует, что Департамент АПК предоставил ИП ФИО6 КФХ ФИО3 субсидию на возмещение стоимости без НДС зерноуборочного комбайна РСМ-142 «ACROS-550» - 2 единицы на сумму 1747000 рублей, полученного по договору финансовой аренды лизингу путем перечисления средств областного бюджета на расчетный счет Лизинговой компании.

В ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» по платежному поручению №600 от 17 сентября 2015 года поступили средства областного бюджета по договору субсидирования №10\044-15 от 10 сентября 2015 года в сумме 1747000 рублей.

Сумма полученной субсидии была направлена на уменьшение ссудной задолженности ИП ФИО6 КФХ ФИО3 и зачтена в сумму платежей по договору лизинга (л.д. 80).

По заключению камеральной внеплановой проверки сохранения показателей производства сельскохозяйственной продукции, установленных в договоре о предоставлении субсидии ИП ФИО6 КФК ФИО3, от 13 июля 2020 года за 2019 год по состоянию на 31 декабря 2019 года посевная площадь ИП КФХ ФИО3 составила 0 (ноль) гектаров, по решению членов КФХ от 20 декабря 2019 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности ИП ФИО7 фермерское хозяйство ФИО3 (л.д. 16-19).

Департаментом АПК Тюменской области в адрес ФИО3 23 декабря 2020 года направлено уведомление о возврате субсидии в размере 1747000 рублей, полученных основании договора субсидирования №10\044-15 от 10 сентября 2015 года в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления, которое ответчиком в добровольном порядке не исполнено (л.д.21-22, 23).

В силу пункта 1, подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на день заключения договора от 10 сентября 2015 года) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Тюменской области от 14 мая 2012 года № 180-п утверждено Положение о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.

Согласно п. 4.8.1 Положения (в редакции от 27.07.2015 года) основанием для предоставления субсидий на возмещение части стоимости предметов лизинга, полученным по договорам финансовой аренды (лизинга, (сублизинга), являются договор между Департаментом АПК, лизинговой компанией и получателем бюджетных средств, включающий в себя обязательство Получателя субсидии по использованию сельскохозяйственной техники и оборудования в Тюменской области не менее трех лет со дня получения субсидии, а также устанавливающий обязанность Получателя субсидии, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в течение пяти лет со дня получения субсидии сохранять на начало очередного года показатели производства по отношению к аналогичным показателям на начало года, в котором предоставлена субсидия.

Получатели субсидий, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, ежегодно, в срок по 20 февраля, представляют в Департамент АПК отчет по форме 15-АПК (2-КФХ) (для Получателей субсидий, специализирующихся на производстве животноводческой продукции) и/или по форме 9-АПК (1-КФХ) (для Получателей субсидий, специализирующихся на производстве продукции растениеводства) годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на бумажном носителе, подписанный руководителем. Непредставление отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в установленные сроки в течение пяти лет со дня получения субсидии является основанием для возврата субсидии в полном объеме.

Полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в порядке, установленном разделом V настоящего Положения, в случаях: выявления фактов отчуждения Получателями субсидий сельскохозяйственной техники и оборудования ранее указанного срока, а также фактов использования ее за пределами Тюменской области, выявленных по результатам проверок, проведенных Департаментом АПК, органами государственного финансового контроля, контрольно-счетным органом; неисполнения Получателями субсидий обязательств по сохранению поголовья сельскохозяйственных животных и/или по сохранению посевной площади сельскохозяйственных культур в течение пяти лет со дня получения субсидии, за исключением случаев изъятия пашни для государственных и муниципальных нужд; уменьшения посевной площади при расторжении арендодателем в одностороннем порядке договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В соответствии с п.2.1.1. Соглашения №20/006-16 от 03 февраля 2016 года, заключенного между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и Администрацией Ишимского муниципального района по реализации переданного полномочия по проверке соблюдения субъектами государственной поддержки условия предоставления субсидий, предусматривающего обеспечение сохранения целостности и специализации субъектов государственной поддержки путем сохранения показателей производства сельскохозяйственной продукции Администрация обязуется ежегодно в срок до 10 февраля, следующего за отчетным годом, осуществлять проверки соблюдения субъектами государственной поддержки условия предоставления субсидий, предусматривающего обеспечение сохранения целостности и специализации субъектов государственной поддержки путем сохранения показателей производства сельскохозяйственной продукции, указанных в приложении №1 к настоящему соглашению по соответствующим направлениям.

В рамках выполнения условий Соглашения №20/006-16 Администрация Ишимского муниципального района предоставила в Департамент информацию согласно которой по состоянию на 31 декабря 2019 года посевных площадей составило ноль гектаров, тогда как обязанность в течение пяти лет со дня получения субсидии сохранять на начало очередного года показатели производства сельскохозяйственной продукции является условием предоставления субсидии и закреплено в п.4.8.1; приложения №1 к Постановлению №180-п и п. 2.1.7. Договора №10/044-15.

В ходе проверки документы, подтверждающее обоснованное неисполнение обязательств, установленных п.3.5. Договора №10/044-15, получателем не представлены.

Установив, что ответчиком не исполнена предусмотренная договором обязанность по сохранению посевной площади сельскохозяйственных культур в течение пяти лет со дня получения субсидии, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, доводы апелляционной жалобы сводятся к заявлению о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности (пункт 10).

Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ). Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания (пункт 11).

Вопреки доводам апелляционной жалобы сведений относительно заявления ответчиком о применении исковой давности материалы дела не содержат. В письменной форме такое заявление не подавалось, в протокол судебного заседания не занесено – ответчик в суд не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Утверждение ответчика о том, что о пропуске истцом срока исковой давности им было заявлено при подготовке дела к судебному разбирательству, носит голословный характер, не доказано, представитель истца данный факт не подтвердил.

Поскольку оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется, заявление об истечении срока исковой давности, указанное в апелляционной жалобе, не может быть принято во внимание.

Кроме того, усматривается, что Департамент АПК обратился в суд после получения в 2020 году результатов камеральной проверки за 2019 год, срок исковой давности по заявленным требованиям на момент подачи искового заявления (05 февраля 2021 года) не пропущен.

Доказательств предоставления отчетности, как предусмотрено п.2.1.8. Договора №10/044-15, за предыдущие периоды ответчиком, на которого возложено бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности, не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы ФИО3 несостоятельными.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ишимского районного суда Тюменской области от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий: Кучинская Е.Н.

Судьи коллегии: Николаева И.Н.

ФИО1