ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-148/2022 от 23.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Охтомов А.В. Дело № 33-10443/2022

№ 2-148/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород 23 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего ФИО11,

судей ФИО7, ФИО8,

при секретаре ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО11 Е.Б.

дело по апелляционной жалобе администрации Виткуловского сельсовета Сосновского района Нижегородской области

с участием прокурора Усова М.С.

на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 06 июня 2022 года

по иску прокурора Сосновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, обязать предусмотреть мероприятия комплексного плана противодействия идеологии терроризма,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сосновского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области с требованием обязать предусмотреть мероприятия комплексного плана противодействия идеологии терроризма.

Определением Сосновского районного суда Нижегородской области от 06 мая 2022 г. для участия в деле была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора – Администрация Сосновского муниципального района Нижегородской области.

В обоснование исковых требований истец указал, прокуратурой Сосновского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, в ходе которой установлено, что 26 апреля 2013 Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы и Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.

Между тем, в ходе проверки реализации Комплексного плана на 2013-2018 годы органами местного самоуправления Сосновского района установлено, что в деятельности администрации Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных законодательством в рассматриваемой сфере, выразившиеся в неисполнении Комплексных планов.

Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексных планов, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются, что требует принципиального пересмотра работы в данном направлении.

На протяжении последних лет, все более распространение среди несовершеннолетних получает идеология «скулшутинга» (от английского слова schoolshooting – «школьная стрельба».)

Эти преступления потенциально влекут за собой большое количество жертв, в том числе среди малолетних, вызывают широкий резонанс, дестабилизируют ситуацию в обществе, способствуют криминализации сознания подростков и обладают чрезвычайной опасностью.

Одной из причин этой негативной тенденции служит воздействие на подростковую психику, в том числе посредством сети Интернет, в которой размещаются призывы к экстремисткой и террористической деятельности

Реализация Комплексных планов противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации позволяет сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия их идеологии, в связи с чем, к ее осуществлению привлечены, в том числе органы местного самоуправления.

Проводимая субъектами противодействия терроризму в рамках реализации Комплексных планов работа способствует снижению уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, а также повышению эффективности функционирования системы оказания на них профилактического воздействия.

Однако, администрацией Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.

На основании изложенного истец просил обязать администрацию Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013г. и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления; внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

В судебном заседании суда первой инстанции заместитель прокурора Сосновского района Матвеева А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что до настоящего времени мероприятия, предусмотренные Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом РФ 26 апреля 2013г. и Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом РФ 28 декабря 2018г. не выполнены, исковые требования просит удовлетворить.

Представители ответчика Администрации Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района и третьего лица Администрации Сосновского муниципального района, которые о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, не явились.

Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 06 июня 2022 года исковые требования прокурора Сосновского районного Нижегородской области к Администрации Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области удовлетворены.

Обязать Администрацию Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013г. и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления;

-внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.

Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе администрация Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области просит решение суда изменить, увеличить срок для исполнения решения суда до 2-х месяцев с момента его вступления в законную силу.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Сосновского района Нижегородской области просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения своевременно и надлежащим образом извещены. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным и необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в деятельности администрации Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района имеют место быть существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных законодательством в рассматриваемой сфере, выразившиеся в неисполнении Комплексных планов.

Судом установлено, что органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексных планов, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются, несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма.

Вместе с тем, реализация Комплексных планов противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации позволяет сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия их идеологии, в связи с чем, к ее осуществлению привлечены, в том числе органы местного самоуправления.

Проводимая субъектами противодействия терроризму в рамках реализации Комплексных планов работа способствует снижению уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, а также повышению эффективности функционирования системы оказания на них профилактического воздействия.

Однако, судом установлено, что администрацией Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, в связи с чем, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.

Установив указанные выше обстоятельства, суд правильно применил нормы права, регулирующие положения, ст. 2 и п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Как указано в ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, к которым в том числе, относятся разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ), определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из пп. 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом РФ 26 апреля 2013 года утвержден Комплексный план противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы.

С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 5 октября 2016 года в Комплексный план внесены изменения. В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно - экстремисткой деятельности надлежало в срок до 1 марта 2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.

28.12.2018 Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.

Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач органам местного самоуправления необходимо реализовать ежегодно комплекс мероприятий, в частности:

-проведение с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России;

-в целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта;

-в целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

-организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Комплексного плана, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела мотивированы, основаны на правильном применении приведенных судом норм материального права и в жалобе не опровергнуты.

Срок для исполнения решения суда установлен судом - в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Данные выводы мотивированы, подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неверными, не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения в установленный судом первой инстанции срок, подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.

Судебная коллегия находит разумным и достаточным срок, установленный судом первой инстанции в соответствии со ст. 206 ГПК РФ для выполнения ответчиком вышеуказанных действий.

Ответчиком не представлены доказательства, что установление однодневного срока для исполнения судебного акта, является неразумным либо невозможным.

Оснований для изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 06 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Виткуловского сельсовета Сосновского района Нижегородской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 24.08.2022.

Председательствующий

Судьи