ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№ 2-148/2023 | |
г. Симферополь | Судья: Соколовский И.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 04 сентября 2023 года №33-8498/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующей, судьи Курской А.Г.
судей Любобратцевой Н.И., Морозко О.Р.
при секретаре Подвезной Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЧДА к Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Департамент труда и социальной защиты населения Республики Крым, Глава администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, о признании незаконным отказа о включении в сводный список участников программ,
по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 11 апреля 2023 года,
Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
у с т а н о в и л а:
ЧДАДД.ММ.ГГГГ обратился в Белогорский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третье лицо Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным отказа во включении в сводный список участников программы, в котором просил признать отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о включении ЧДА в сводный список граждан, подтвердивших участие в ведомственной целевой программе незаконным; обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и Администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым включить ЧДА в сводный список граждан, подтвердивших участие в ведомственной целевой программе (т.1, л.д.4-8).
Исковые требования мотивированы тем, что истец ЧДА совместно с матерью ФИО2ДД.ММ.ГГГГ состоял на квартирном учете в Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым. Мать истца была включена в сводный список граждан-участников ведомственной программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году (составом семьи из двух человек), формируемый Министерством труда и социальной защиты Республики Крым.
Однако сертификат не был выдан в связи с ошибками, допущенными Администрацией Новожиловского сельского поселения, о чем истца уведомило Министерство строительства и архитектуры Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ошибки администрацией не были исправлены. ДД.ММ.ГГГГ мать ЧДА умерла. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Новожиловского сельского поселения уведомила отца истца – ЧАВ о том, что ЧДА был снят с квартирного учета, в связи со смертью матери. Указанные действия были совершены незаконно, что установлено решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ЧАВ, ЧДА к Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Администрации Белогорского района Республики Крым, третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора РК, МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района о защите прав ребенка, признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, взыскании морального вреда - удовлетворено частично.
Суд признал бездействие Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, выразившееся в непредставлении списка участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с включением в указанный список ЧДА, в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым не позднее ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Суд обязал Администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым предоставить в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с включением в указанный список ЧДА с указанием даты постановки его на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ и как участника программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как подвергшегося радиоактивному загрязнению, с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 21-30).
Указанное решение суда оставлено без изменения Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.9-20).
Истец указывает, что в ходе рассмотрения дела установлено, что решение об отказе во включении истца в указанный список принято комиссией по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства 16.08.2022 года, что отражено в протоколе заседания указанной комиссии от 16.08.2022 года. Сводный список утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и направляется до 1 сентября года, предшествующего планируемому, в Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, для организации работы по выдаче бланков сертификатов. Следовательно, комиссия по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства, является органом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым, не является самостоятельным юридическим лицом.
Однако, из письма Администрации Новожиловского сельского поселения от 30.09.2022 года, следует, что, несмотря на решение суда, истец не был включен в сводный список участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» в 2022 году. В связи с этим истец, вынужден был снова обратиться в суд за разрешением сложившейся ситуации.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2022 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент труда и социальной защиты населения Республики Крым (т.1, л.д.87).
Протокольным определением Белогорского районного суда Республики Крым от 25 января 2023 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Глава администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (т.1, л.д. 154 оборот).
21 марта 2023 года истец ЧДА, подал заявление об уточнении исковые требований, в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд признать решение комиссии по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства от 16.08.2022 г., в части отказа во включении ЧДА в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году – незаконным; обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и Администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым включить ЧДА в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие, в указанной ведомственной целевой программе (т.1, л.д.237-239).
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 11 апреля 2023 года иск ЧДА удовлетворен частично.
Суд признал решение комиссии по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства от 16.08.2022 года, в части отказа во включении ЧДА в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году - незаконным.
Суд обязал Министерство труда и социальной защиты Республики Крым включить ЧДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца пгт. Зуя, Белогорского района, Автономной Республики Крым Украина, в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
На решение суда апелляционная жалоба стороной истца не подавалась.
В апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – ФВВ, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 37), содержится просьба об отмене указанного решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ЧДА в полном объеме.
При этом, апеллянтом подано заявление о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы (т.2, л.д.27-28).
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от 15 июня 2023 года ответчику-апеллянту восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 11 апреля 2023 года (т.2, л.д.49-50).
В обоснование своих требований апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, кроме того, судом неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.
Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что Министерство на основании представленных органами местного самоуправления списков проводит проверку на соответствие категорий граждан требованиям статей 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» и формирует сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Вместе с тем, автор апелляционной жалобы указывает о том, что ЧДА не отнесен к числу лиц, которые имеют право на получение государственного жилищного сертификата, т.к. не имеет соответствующего статуса и не относится к категориям граждан, указанных в статьях 14,15,16,17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1.
Кроме того, удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, подтверждающее право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом № 1244-1, ЧДА не выдавалось. По сведениям автоматизированной информационной системы «Социальная поддержка населения» Республики Крым, ЧДА - не является получателем мер социальной поддержки по категории подвергшийся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС.
Пунктом 19 Правил № 153 определено, что для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в пункте 5 данных Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление об участии в процессных мероприятиях и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по установленной форме с приложением следующих документов:
г) граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 данных Правил:
- документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
- выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях);
- копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
- копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, апеллянт полагает, что у ЧДА отсутствует документ (удостоверение) подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Наряду с этим, у Министерства отсутствуют основания включить ЧДА в Сводный список, утвержденный Правилами № 153, согласно требованиям действующего законодательства.
Таким образом, Комиссией по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства, правомерно принято решение отказать ЧДА во включении в Сводный список.
ДД.ММ.ГГГГ представителем истца ЧДА – ГОА, действующим на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д.76) поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика-апеллянта, в которых указано о несостоятельности приведенных в ней доводов, и содержится просьба об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, а решения суда без изменения (т.1, л.д. 68-72).
Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».
Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети «Интернет» (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в «Интернет»), либо в местах доступных для пользователей информацией.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции присутствовали: представитель истца ЧДА – адвокат ГОА, действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д.76), который выразил согласие на рассмотрение дела в отсутствие ЧДА, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – ФВВ без удовлетворения, а также представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым- ФВВ, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 37), который поддержал свою апелляционную жалобу и просил ее удовлетворить, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту Верховного Суда Республики Крым от начальника ДТСЗН администрации <адрес>ЧИЛ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии третьего лица.
ДД.ММ.ГГГГ в Верховный Суд Республики Крым поступило письменное ходатайство от начальника ДТСЗН администрации <адрес>ЧИЛ о рассмотрении дела в отсутствии третьего лица.
Представители Администрации Новожиловского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Департамента труда и социальной защиты населения Республики Крым, Главы администрации Новожиловского сельского поселения <адрес> Республики Крым не явились, о причинах неявки суду не сообщили, заявление об отложении дела не направляли, извещены надлежащим образом путем направления судебных повесток и электронных извещений.
На основании ст. 113, 117, ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку решение суда обжалуется только в части, в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет решение суда только в обжалуемой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со статьями 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – ФВВ, изучив письменные возражения представителя истца ЧДА– адвоката ГОА, действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на апелляционную жалобу ответчика, обозрев материалы гражданского дело № по иску ЧАВ Валериевича в интересах несовершеннолетнего ЧДА к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерству строительства и архитектуры Республики Крым, Администрации Новожиловского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Администрации <адрес> Республики Крым в лице отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав о признании права на получение выплаты на улучшение жилищных условий, возложении обязанности совершить определенные действия (решение Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ), поступившего по запросу апелляционного суда из Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым, а также гражданское дело № по иску ЧАВ, ЧДА к Администрации Новожиловского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора РК, МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о защите прав ребенка, признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, взыскании морального вреда, поступившее из Белогорского районного суда Республики Крым, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из нижеследующих требований закона.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.
При частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их законности, обоснованности и доказанности в части нарушения прав и законных интересов ЧДА действиями (бездействием) Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым по не включению в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, у судебной коллегии не имеется, исходя из нижеследующих обстоятельств, установленных судом.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами гражданского дела №, что решением Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГЧДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Суд обязал Администрацию Новожиловского сельского поселения администрации <адрес> Республики Крым включить ЧДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условиях с ДД.ММ.ГГГГ и включить в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2019 годы, подвергшихся радиационному воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок составления списков участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» регулируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственный целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и Положением по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Согласно пункту 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении: жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (исполнительный орган субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию <адрес>, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в процессных мероприятиях и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №.
Суд первой инстанции установил, что после вступления вышеуказанного решения суда в законную силу, в установленном порядке ЧДА подал соответствующее заявление в Администрацию Новожиловского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Пунктом 3 Положения по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в период с 1 по 31 июля года, предшествующего планируемому, формируют списки граждан - участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 25.05.2022 года по делу № на Администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым возложена обязанность предоставить в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с включением в указанный список ЧДА с указанием даты постановки его на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ и как участника программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как подвергшегося радиоактивному загрязнению, с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение допущено судом к немедленному исполнению.
Так, по результатам пересмотра указанного решения суда, судом апелляционной инстанции постановлено апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 06.09.2022 года (т.2, л.д.177-188, №) согласно которому, решение Белогорского районного суда Республики Крым от 25 мая 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 06.09.2022 года оставлены без изменения, а кассационная жалоба ответчика Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым – без удовлетворения (т.2, л.д.216-230, №).
Из копии удостоверения серии <адрес> Н, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на территории Республики Крым и удостоверенного Советом министров АР Крым, следует, что ФИО5 является ребенком, который потерпел от Чернобыльской катастрофы (т.1, л.д.43 №). Указанное удостоверение принадлежит одному и тому же лицу – истцу по делу ЧДА, иное судом не установлено.
Копией справки серии МСЭ-2016 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России, подтверждается, что ЧДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, повторно установлена инвалидность. Группа инвалидности - третья группа. Причина инвалидности - инвалидность с детства. Основание: акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы №.19.91/2022 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.44-45).
Согласно Постановлению Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за № «О включении ЧДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Администрация Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым постановила: 1. Включить ЧДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.91).
На основании Постановления Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 172 «Об утверждении Положения по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» исключительной компетенцией по включению или не включению в Сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе, наделено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (ответчик по настоящему делу).
В возражениях на исковое заявление ЧДА по рассматриваемому делу №, представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым указывает на то, что Министерство на основании представленных органами местного самоуправления списков проводит проверку на соответствие категорий граждан требованиям статей 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» и формирует сводный список граждан, подвергших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Учитывая то, что к льготной категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем, в соответствии с Законом № 1244-1 относилась мать ЧДА, то ее сын, истец по делу, в свою очередь, был включен в список на обеспечение жильем как ребенок заявителя, для расчета норматива площади и выдачи соответствующего сертификата. По мнению представителя ответчика, отдельно без матери, у ЧДА права на обеспечение жильем в соответствии с Законом № 1244-1 не имеется (т.1, л.д. 95-98).
Проанализировав правоотношения сторон, с учетом доводов изложенных в исковом заявлении и письменных возражениях ответчика, суд первой инстанции при разрешении спора исходил из нижеследующих норм действующего во времени законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.
С учетом изложенного, мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении; жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени; получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года № 307-3PK/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым» Совет министров Республики Крым, следует, что Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым является уполномоченным исполнительным органом Республики Крым на осуществление полномочий по реализации в Республике Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, в части предоставления социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом для приобретения жилья на территории Республики Крым, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненным к ним лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым является уполномоченным исполнительным органом Республики Крым на формирование и утверждение сводного списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, в планируемом году в части определения статуса граждан на соответствие требованиям действующего законодательства.
Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67, 71 ГПК РФ, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу №2-148/2023, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу
что Решение комиссии по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства от 16.08.2022 года, в части отказа во включении ЧДА в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие, в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году является незаконным, и в данной части уточненное исковое заявление ЧДА обоснованно удовлетворено, с учетом нарушения прав и законных интересов ЧДА, имеющего статус участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований ЧДА, к одному из ответчиков - об обязании Администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о включении ЧДА в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе, поскольку исключительной компетенцией по включению или не включению в Сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе, наделено именно Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, признав их законными и обоснованными.
Проверив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – ФВВ, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения, в виду нижеследующего.
Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона РФ N 1244-1 «0 социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона (т.е. граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития) гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ № 1710 от 30.12.2017 г. утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Указанной программой, среди прочих, предусмотрено основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», которое включает в себя мероприятие по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным Законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федераций», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153).
Порядок составления списков участников государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» регулируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (далее по тексту - «Правила») и Положением по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федераций», утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 26.04.2016 N 172 (далее по тексту - «Положение»).
В соответствии с пунктом 24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Пунктами 3 и 5 Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) в период с 1 по 31 июля года, предшествующего планируемому, формируют списки граждан - участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - списки), согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Органы местного самоуправления не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому представляют утвержденные списки в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
Как следует из материалов дела №2-148/2023, в письме Администрации Новожиловокого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что ЧДА постановлениями Администрации № и № от 22.06.2021г. включен в список граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий, и включен в список участников программы «Жилище». Документы были переданы Администрацией в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
Между тем, указанные постановления Администрации Новожиловокого сельского поселения не приняты комиссией Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым при разрешении вопроса о включении истца ЧДА в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2023 год, с чем согласился ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, полагая решение комиссии законным и обоснованным.
Согласно пунктам 25 и 26 Правил, пунктам 6 и 7 Положения Министерство труда и социальной зашиты Республики Крым на основании представленных органами местного самоуправления списков проводит проверку на соответствие категорий граждан требованиям законодательства Российской Федерации и формирует сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - сводный список).
В ходе рассмотрения дела установлено, что решение об отказе во включении ЧДА в указанный список принято комиссией по проверке списков, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных требованиями Федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в протоколе заседания указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 6 и 7 Положения по организации работы по реализации на территории Республики Крым ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 26.04.2016 N 172 Министерство труда и социальной защиты Республики Крым на основании представленных органами местного самоуправления списков проводит проверку на соответствие категорий граждан требованиям законодательства Российской Федерации и формирует сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - сводный список).
Однако такие действия комиссии, и действия Министерства труда и социальной защиты Республики Крым являются незаконными, обоснованно признаны судом первой инстанции неправомерными в части игнорирования вышеуказанных решений судов о статусе истца ЧДА, и в части обязания, в том числе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, по восстановлению его прав путем включения в сводный список на обеспечение льготным жильем.
В силу ст.6 Федерального конституционного закона от 31.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановление являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, положения указанных норм закона во взаимосвязи с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Это ответчиком Министерством труда и социальной защиты Республики Крым учтено не было. Доводы представителя указанного ответчика – ФВВ.В. о том, что, само по себе, наличие вступившего в законную силу решения (решений судов), в сложившихся правоотношениях сторон в период с 2017 по 2023 год, не является основанием для включения в сводный список истца ЧДА, который не имеет самостоятельного права, без матери, на обеспечение льготным жильем как лицо, пострадавшее от Чернобыльской катастрофы, не могут быть признаны законными и обоснованными поскольку основаны на субъективном мнении и неправильном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Как ранее неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и др.).
Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившими в законную силу судебными постановлениями обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, путем предъявления новых исков.
По смыслу закона в его истолковании Конституционным Судом Российской Федерации установлена недопустимость пересмотра определенных вступившими в силу судебными актами правоотношений сторон и установленных в связи с этим фактов.
Иное фактически означало бы преодоление вступивших в законную силу судебных актов: решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 15.04.2021 года (№) и решения Белогорского районного суда Республики Крым от 25 мая 2022 года (№), что нарушает конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции предполагает правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право власти будут уважать и реализовывать (постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и др.).
Следовательно, судами обоснованно установлено, что именно на министерство возложены обязанности по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением жильем определенных категорий граждан, в том числе по рассмотрению соответствующих обращений. Как видно из материалов дела, вступившими в законную силу судебными актами неоднократно устанавливалось право истца ЧДА быть включенным в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26.05.2017 и быть включенным в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца, суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 декабря 2022 года № 55-П разъяснил, что, признав незаконным решение органа или лица, наделенных публичными полномочиями, суд может возложить на них обязанность повторно рассмотреть возникший вопрос, может указать на необходимость принятия ими конкретного решения либо совершения определенного действия, а может самостоятельно восстановить нарушенное право, устранить допущенное нарушение. При выборе одного из вариантов реагирования на незаконность оспоренного решения суд руководствуется прежде всего статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации, имея в виду наиболее полную и результативную защиту прав и законных интересов граждан, с одной стороны, а с другой - неприемлемость ситуации, когда такой выбор вел бы к тому, что обратившийся за судебной защитой неопределенно долго оставался бы лишенным возможности удовлетворить свои законные притязания.
Поскольку ЧДА после смерти матери признан участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 02.07.2018 года, а право на его получение подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, то суд первой инстанции обоснованно признал незаконным оспариваемый отказ комиссии по проверке списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение мер социальной поддержки и отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым о включении ЧДА в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и правомерно обязал Министерство труда и социальной защиты Республики Крым включить ЧДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <адрес>, Автономной Республики Крым Украина, в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, в пределах заявленных требований, полно и правильно установил все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам, обосновано применил нормы действующего законодательства во времени.
По мнению суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы ответчика - апеллянта, фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, в связи с чем, они не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, с подробным изложением соответствующих мотивов, не опровергнутых стороной ответчика.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных норм не установлено.
Несогласие представителя апеллянта – ФВВ, с данной судом оценкой представленных в дело доказательств, не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его изменению либо отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 11 апреля 2023 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: