ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1490/2022 от 05.10.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шевцова Н.А.

Дело № 33-5945/2022

55RS0007-01-2022-001583-05

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Омск

05 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Щукина А.Г.,

судей Чернышевой И.В., Павловой Е.В., при секретаре Говорун А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1490/2022 по апелляционной жалобе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8» на решение Центрального районного суда города Омска от 21 июня 2022 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Центрального административного округа города Омска удовлетворить. Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8» № <...>) устранить нарушения требований закона о пожарной безопасности в отношении здания по месту осуществления медицинской деятельности учреждения: <...>, в части обеспечения соответствия нормативным требованиям расхода воды в системе внутреннего противопожарного водопровода при работе одного пожарного ствола не менее 2,5 литра в секунду», заслушав доклад судьи Павловой Е.В.,

установила:

Прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в суд с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8» с учетом уточнения исковых требований о возложении обязанности, указывая в обоснование, что прокуратурой с привлечением специалиста УНДиПР МЧС России по Омской области в период с 08 февраля 2022 г. по 17 февраля 2022 г. проведена выездная проверка на предмет соблюдения медицинским учреждением законодательства об охране здоровья детей, в том числе с соблюдением требований пожарной безопасности в учреждении, в ходе которой установлено, что не обеспечивается расход воды в системе внутреннего противопожарного водопровода при работе одного пожарного ствола, который фактически составляет 2,27 л/с, в случае возникновения пожара в здании учреждение не сможет обеспечить быструю ликвидацию очага возгорания, ввиду низкого напора воды во внутреннем противопожарном водопроводе, нарушения выявлены впервые в 2018 г., постановлением № <...> от 26 июля 2018 г. дело об административном правонарушении в отношении учреждения по данному факту прекращено, в связи с принятием учреждением определённых мер для устранения нарушений и отсутствием финансирования на устранение нарушений. Учреждение с помощью подрядчика Омского отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» проведены работы по реконструкции и автоматизации внутреннего противопожарного водопровода в здании учреждения, по результатам испытаний внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу по «диктующему» пожарному крану фактически расход воды составил 2,6 л/с, при этом в соответствии с протоколом инструментального обследования № <...> от 14 сентября 2021 г. при требуемом расходе воды на одну струю 2,5 л/с фактически расход воды на струю составляет 2,27 л/с. По указанному факту нарушений 16 сентября 2021 г. государственным инспектором выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № <...> со сроком устранения нарушений до 01 августа 2022 г., меры по устранению нарушений учреждением не предпринимались, с учетом уточнения заявленных исковых требований прокурор просил возложить обязанность на бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8» устранить нарушения требований пожарной безопасности по адресу осуществления медицинской деятельности учреждения: <...>, в срок до 01 августа 2022 г., обеспечить расход воды в системе внутреннего противопожарного водопровода при работе одного пожарного ствола не менее 2,5 л/с, в целях эффективного использования поступившего 21 октября 2021 г. по контракту № <...> в рамках национального проекта «Здравоохранение» медицинского оборудования – аппарата электрохирургического высокочастотного с автоматическим регулированием выходного напряжения для электротомии и электрокоагуляции, с самодиагностикой, модель напряжения для электротомии и электрокоагуляции четырехрежимного с самодиагностикой, модель № <...> «ЭФА-М», с заводским номером № <...>, установленного в кабинете хирурга, расположенного на 2 этаже здания поликлиники, прибрести и установить высокочастотные электрохирургические инструменты - монополярные инструменты (электроды): монополярный электрод, электрод с рабочей частью в виде шарика с антипригарными свойствами, диаметр 2 мм, штекер 2,4 мм, монополярный электрод, электрод с прямым стержнем с рабочей частью в виде шарика с антипригарными свойствами, диаметр 6 мм, штекер 2,4 мм, монополярный электрод, электрод с прямым стержнем, с рабочей частью в виде пуговки диаметром 6 мм, штекером 2,4 мм, монополярный электрод, электрод с прямым стержнем, с рабочей частью в виде проволочной петли в форме круга, размером 5х0,3 мм, штекером 2,4 мм, монополярный электрод, электрод с прямым стержнем с рабочей частью в виде проволочной петли в форме овала размером 2,2х7х0,3 мм, монополярный электрод, электрод с прямым стрежнем с рабочей частью в виде проволочной петли в форме ромба размером 7х10х0,3 мм, штекером 2,4 мм, монополярный электрод, электрод с прямым стержнем с рабочей частью в виде иглы размером 0,8 мм, штекером 2,4 мм.

Представитель прокурора Центрального АО г. Омска в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования уточнил, поскольку указанные в уточненном исковом заявлении монополярные электроды приобретены учреждением после предъявления настоящего иска в суд, указанные в первоначальном иске нарушения устранены, просил удовлетворить требования уточненного искового заявления в части возложения обязанности на бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8» устранить нарушения требований пожарной безопасности по адресу осуществления медицинской деятельности учреждения: <...>, в срок до 01 августа 2022 г., обеспечив расход воды в системе внутреннего пожарного водопровода при работе одного пожарного ствола не менее 2,5 л/с.

Представитель бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8» в судебном заседании пояснил, что установленные в ходе проведенной проверки нарушения устранены, приобретены электроды, рекомендованные производителем аппарата. В части требований о возложении обязанности обеспечить расход воды в системе внутреннего противопожарного водопровода при работе одного пожарного ствола не менее 2,5 л/с, иск не признал, поскольку указанные прокурором требования строительных правил к занимаемому учреждением зданию не применяются, учитывая, что высота здания составляет ниже 18 метров и согласно техническому паспорту имеет 5 этажей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Омской области в судебном заседании заявленные исковые требования полагал необоснованными. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Омской области в судебном заседании исковые требования в части возложения на учреждение обязанности устранить нарушения требований пожарного надзора полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению, данные нарушения также указаны в предписании, выданном бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8», со сроком исполнения до 01 августа 2022 г., до настоящего времени нарушения не устранены, предписание не обжаловано. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Омской области в судебном заседании заявленные требования также полагал обоснованными, пояснив, что законодательно разделены понятия «количество этажей» и «этажность», при указании на количество этажей учитываются все имеющиеся этажи здания, в том числе подземные, в которых также учреждение обязано обеспечить возможность тушения при пожаре. В положениях СП 10.13130.2020 указан расход воды не менее 2,5 л/с, в рассматриваемом случае учреждение имеет пять надземных этажей и один подземный этаж, то есть на него распространяется требование п. 2 таблицы 7.1 СП 10.13.130.2020. Для устранения данного нарушения необходимо либо заменить сухотрубы, либо установить более мощный насос.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении иска отказать, в обоснование указывая, что суд не определил имеющие значения обстоятельства, суд признал факт расхода воды не соответствующим нормативу, не принял во внимание возражения относительно неправильного применения СП 10.13130.2020 и СП 4.13130.2013, не учтено, сколько этажей имеет здание поликлиники, какой вариант конструктивного оформления ПК-с и какой расход воды он должен обеспечить, пожарные краны в зависимости от расхода диктующего пожарного крана подразделяются на малорасходные от 0,2 до 1,5 л/с включительно и среднерасходные свыше 1,5 л/с, в зависимости от функционального назначения объектов защиты могут использоваться четыре взаимно неисключающих варианта применения и конструктивного оформления пожарного крана, объекты защиты, на которых может использоваться тот или иной вариант внутреннего противопожарного водопровода приведены в приложении № <...>, из этого приложения следует вариант внутреннего противопожарного водопровода ПК-с для объектов защиты: жилые, общественные, административные, производственные и складские здания, определяются согласно таблицам 7.1 и 7.2, согласно таблице 7.1 имеются два показателя для определения количества ПК-с и расхода воды, количество этажей и высота здания, принимается при любом из событий или совокупности двух событий, при этом определяющим является высота здания, высота здания не превышает 18 м, оборудовано среднерасходными ПК-с, обеспечивающими расход свыше 1,5 л/с, работа внутреннего противопожарного водопровода соответствует установленному нормативу, количество этажей не имеет значения, суд сослался на СП 10.13130-2020 и СП 118.13330.2022, содержащие понятия об этажах, при этом не определил, какой элемент здания - подвальный, подземный, технический, цокольный этажи, имеется в здании, высота перекрытия цокольного этажа по отношению к средней планировочной отметке земли составляет 1,5 м, цокольный этаж не позволяет отнести 5-этажное здание к 6-этажному зданию.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Центрального административного округа г. Омска просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. Изучив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны и их представителей, судебная коллегия приходит к следующему. Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра невступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права. Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.

Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <...>, на основании распоряжения комитета по управлению имуществом администрации Омской области от 29 декабря 1995 г. № <...>-р, находится в оперативном управлении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...>.

Согласно протоколу инструментального обследования № <...>, проведенного 14 сентября 2021 г. ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Омской области», при требуемом расходе воды на одну струю 2,5 л/с, фактически расход воды применительно к указанному зданию на одну струю составляет 2,27 л/с. По указанному факту нарушений 16 сентября 2021 г. государственным инспектором ЦАО г. Омска по пожарному надзору К.А.А. главному врачу бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8» выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № <...>, выразившихся в том, что расход воды в системе внутреннего противопожарного водопровода при работе одного пожарного ствола менее 2,5 л/с, фактически произведен пуск воды, в результате расход воды составил 2,27 л/с согласно техническому заключению ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области № <...> от 14 сентября 2021 г., со сроком устранения нарушений до 01 августа 2022 г. Предписание в установленном законом порядке не обжаловано ответной стороной. При этом согласно ранее выданным предписаниям об устранении нарушений требований пожарной безопасности № <...> от 27 апреля 2017 г., № <...> от 31 мая 2018 г. и № <...> от 26 июля 2019 г. аналогичные нарушения ранее выявлены по п. 152/1/1-14 и п. 413/1/1 (расход воды в системе внутреннего противопожарного водопровода при работе одного пожарного ствола менее 2,5 л/с), и не устранены, постановлениями № <...> от 31 мая 2018 г. (по предписанию от 27 апреля 2017 г.) и № <...> от 26 июля 2018 г. (по предписанию от 21 мая 2018 г.) производство по делам об административном правонарушении прекращено, ввиду того, что юридическим лицом устранены иные ранее предложенные к исполнению и выявленные нарушения, отсутствует финансирование. Постановлением № <...> от 17 сентября 2021 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении по предписанию № <...> от 26 июля 2019 г., поскольку юридическим лицом для устранения нарушения требований пожарной безопасности заключен договор на разработку проектной документации по реконструкции внутреннего противопожарного водопровода, из данной документации следует, что по окончанию проведения реконструкции водопровода расход воды в системе внутреннего водопровода при работе одного пожарного ствола составит не менее 2,6 л/с, учреждение заключило договор на проведение необходимых работ, данные документы подтверждают, что учреждением предприняты меры по недопущению административного правонарушения, связанного с неисполнением предписания в установленные сроки.

Согласно пояснениям представителей ГУ МЧС России по Омской области в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции указанные выше требования предписания от 16 сентября 2021 г. являются актуальными, и по состоянию на дату рассмотрения настоящего спора в суде, учреждением не устранены, что последним не оспаривалось.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, руководствуясь положениями ст.ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных исковых требований прокурора, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что нарушения требований пожарной безопасности учреждением допущены и не устранены, при этом согласно представленным предписаниям и актам проведенных проверок, начиная с 2018 г. данное нарушение вменено бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8», однако фактически до настоящего времени не устранено. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований, оснований для их переоценки не усматривается, на основании следующего.

В силу ст. 86 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 7.6 Свода правил СП 10.13130 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 июля 2020 г. № <...>, для жилых и общественных зданий, также административно-бытовых зданий промышленных предприятий количество ПК-с (среднерасходный пожарный кран), одновременно используемых при тушении пожара, также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 7.1, для производственных и складских зданий - в соответствии с таблицей 7.2, расход внутреннего противопожарного водопровода рассчитывается по количеству пожарных кранов (ПК-с), одновременно используемых при тушении пожара, с учетом потерь давления между диктующим и последующими, одновременно используемыми при тушении пожара ПК-с. Согласно п.п. 7.1, 7.2 Свода правил СП 10.13130 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования» ПК-с предназначаются для тушения пожаров на ранней стадии пожара до прибытия пожарных подразделений, каждый ПК-с должен быть укомплектован пожарным запорным клапаном в соответствии с ГОСТ Р53278, пожарным рукавом в соответствии с ГОСТ Р51049, соединительными головками в соответствии с ГОСТ Р53279 и ручным пожарным стволом в соответствии с ГОСТ Р53331. В соответствии с таблицей 7.1 Свода правил СП 10.13130 для зданий коридорного и некоридорного типа, в том числе поликлиник (Ф3.4), при количестве этажей от 6 до 10 включительно или при высоте здания от 18 до 30 м включительно указанные требования принимаются при любом из событий или совокупности двух событий, при этом определяющим является высота здания, должен обеспечиваться минимальный расход диктующего пожарного крана ПК-с - 2,5 л/с.

Суд апелляционной инстанции полагает верным установление судом первой инстанции наличие требуемого критерия в части определения этажей здания поликлиники, для применения указанного выше норматива. Суд первой инстанции при определении данного критерия ссылался на положения п. Г.8* приложения Г* СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № <...>, действовавшего в соответствующей редакции на время возникновения и разрешения спорных правоотношений, СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 г. № <...>, учитывая при этом, что с 20 июня 2022 г. введен в действие СП 118.13330.2022 «СНИП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», который утвержден Приказом Минстроя и жилищно-коммунального хозяйства России от 19 мая 2022 г. № <...>/пр, которые содержат аналогичное регулирование и положения в рассматриваемой части.

Так, согласно пункту Г.8* приложения Г* «Правила подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и количества этажей общественного здания» СП 118.13130.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», действовавшего в соответствующей редакции на время возникновения и разрешения спорных правоотношений, при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м, подполье под зданием, также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число непосредственно надземных этажей не включаются. При этом при определении количества непосредственно этажей здания учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие. В силу п. 3.1.38 СП 118.13330.2022 «СНИП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», этаж – это часть здания между отметками верха перекрытия или пола по грунту и отметка верха, расположенного над ним перекрытия (покрытия), образующая планировочный уровень здания, не является этажом планировочный уровень здания: при наличии в полу проемов, занимающих более 60 % площади пола, при высоте между ограничивающими конструкциями/грунтом в свету менее 1,8 м, пространство между несущими горизонтальными конструкциями здания, ограниченное снизу конструкциями подшивного потолка. Согласно п.п. 3.1.33, 3.1.40–3.1.45 правил, при том, что аналогичные правила приведены в п.п. 3.18, 3.25-3.29 СП 118.13130.2012, техническое подполье: пространство для размещения трубопроводов инженерных систем и прокладки коммуникаций (без размещения оборудования), техническое пространство: пространство между перекрытиями здания для размещения трубопроводов инженерных систем и прокладки коммуникаций (без размещения оборудования) высотой менее 1,8 м, этаж наземный – этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли, этаж подвальный - этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки уровня земли более, чем на половину высоты помещения, этаж подземный - этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки уровня земли на всю высоту помещений, этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций высотой не менее 1,8 м до низа несущих конструкций, может быть расположен в любой части здания: в нижней, верхней (технический чердак) или в средней части здания, этаж цокольный – этаж с отметкой пола ниже планировочной отметки земли с наружной стороны стены на высоту не более половины высоты помещений. Пунктом № <...> Приложения № <...> «Правила подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки, количества этажей, высоты общественного здания» СП 118.13330.2022 предусмотрено, что при определении этажности общественного здания учитывают все надземные этажи, в том числе мансардный, цокольный этаж, количество этажей общественного здания – общее количество всех планировочных уровней общественного здания, определяемых как этаж, при определении количества этажей учитывают все надземные этажи, в том числе мансардный, все подземные этажи, также цокольный этаж.

Согласно п.п. 3.47-3.54, 3.56 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», этаж: часть здания между отметками верха перекрытия или пола по грунту и отметкой верха расположенного над ним перекрытия (покрытия), образующая планировочный уровень здания, этаж надземный (наземный): этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли, этаж подвальный - этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения, подземный этаж - этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки земли на всю высоту помещений, технический этаж - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней, верхней (технический чердак) или средней части здания, пространство, используемое только для прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м, техническим этажом не является, цокольным этажом является этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения, подполье под зданием, также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются. При этом этажность здания – число этажей здания, включая все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный этаж, также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м, подполье под зданием, также междуэтажное пространство в число непосредственно наземных этажей не включаются, включаясь в общее количество непосредственно этажей здания.

В соответствии с п. 1.4 СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования» внутренний противопожарный водопровод не требуется: в зданиях общеобразовательных организаций (школах, гимназиях, лицеях), дошкольных образовательных организаций (детских садах), в зданиях кинотеатров сезонного действия на любое количество мест, в банях и саунах, в производственных и складских зданиях I и II степеней огнестойкости категорий Г и Д независимо от объема, производственных и складских зданиях III-V степеней огнестойкости категорий Г и Д объемом не более 5000 м3, в зданиях складов грубых кормов, пестицидов и минеральных удобрений, в производственных зданиях по переработке сельскохозяйственной продукции категории B, I и II степени огнестойкости объемом до 5000 м, в трансформаторных подстанциях и в помещениях с электросиловым оборудованием.

Как обоснованно отмечено представителем ГУ МЧС по Омской области в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, здание, занимаемое медицинским учреждением - детской городской поликлиникой, не относится к приведенному выше перечню зданий, эксплуатация которых возможна без организации внутреннего противопожарного водопровода.

При этом как следует из материалов дела во исполнение предписания от 26 июля 2018 г. № <...> непосредственно учреждением проведена работа по реконструкции и автоматизации внутреннего пожарного водопровода, подготовлена исполнительная документация, гидравлический расчет «Внутренний противопожарный водопровод. Реконструкция», при подготовке которого использован нормативный расход при минимальном расходе воды 1x2,5 л/c.

Согласно ответу Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному административному округу г. Омска УНДиПР ГУ МЧС России по Омской области от 25 мая 2022 г., государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору К.И.С. 24 мая 2022 г. был осуществлен выезд на указанный объект с целью измерения высоты перекрытия цокольного этажа, находящегося выше средней планировочной отметки земли. По результату выезда установлено, что высота перекрытия цокольного этажа по отношению к средней планировочной отметке земли составляет 1,5 м, отмечено, что в соответствии с п. 2 таблицы 7.1 СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования» минимальный расход воды на пожаротушение зданий поликлиник коридорного и некоридорного типа при количестве этажей от 6 до 10 принимается 1 ПК-с с минимальным расходом 2,5 л/c, таким образом, минимальный расход воды на пожаротушение жилых, общественных и административно-бытовых зданий определяется в зависимости от количества этажей и функционального назначения здания, но не от этажности здания, на основании этого внутренний противопожарный водопровод в здании поликлиники предусматривается по всей площади здания, как в наземных, так и подземных этажах, в соответствии с тем, что высота перекрытия этажа, находящегося выше средней планировочной отметки земли составляет 1,5, высота спорного этажа согласно техническому паспорту 3,18 м, отметка пола помещений данного этажа расположена ниже планировочной отметки земли больше, чем на половину высоты помещений, соответственно, подземный этаж в указанном здании является подвальным, в связи с чем сделан вывод, что по данному адресу необходимо предусматривать внутренний противопожарный водопровод, так как количество этажей составляет шесть – 5 наземных этажей и 1 подвальный этаж.

При этом согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 декабря 2004 г. в отношении спорного здания поликлиники, здание является пятиэтажным с подвалом, что также отражено в техническом паспорте здания с поэтажными планами, в том числе приложен поэтажный план этажа «подвал» (подвальный этаж).

Согласно акту осмотра от 29 сентября 2022 г., составленному прокуратурой с привлечением специалиста испытательной лаборатории – начальника сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области С.В.А., с участием представителей бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 8», государственных инспекторов ЦАО г. Омска по пожарному надзору ТОНДиПР по ЦАО г. Омска УНДиПР ГУ МЧС России по Омской области, при проведении замеров высота от пола до потолка в коридоре 5 наземного этажа составляет 2,6 м, на лестничной клетке между 4 и 5 этажами составляет 3,9 м, на 4 этаже высота в коридоре составляет 2,5 м, на лестничной клетке между 3 и 4 этажами – 2,59 м, на 3 этаже высота в коридоре – 2,5 м, высота лестничной клетки между 2 и 3 этажей – 2,7 м, на 2 этаже высота в коридоре составляет 2,5 м, на лестничной клетке между 1 и 2 этажей - 2,6 м, на 1 этаже высота составляет 3,5 м, произведены измерения с внешней стороны здания от асфальта до нижнего перекрытия составляет 118,5 см, высота самого перекрытия - 23 см, с другой части здания: высота от асфальта до перекрытия – 101 см, толщина перекрытия – 23 см, проведены измерения в подвале здания, высота от пола до потолка подвала здания составила 2,20 м, при это согласно протоколу инструментального обследования ГУ МЧС России по Омской области от 29 сентября 2022 г., высота перекрытия подвального этажа по отношению к средней планировочной отметке земли от асфальта до перекрытия первого этажа – 1,01 м, высота от пола до потолка в помещении теплового узла и водомерной рамки, длиною 6,50 м составила 1,60 м, пожарно-техническая высота здания – 13,40 м, при этом согласно протоколу инструментального исследования системы внутреннего водопровода от 30 сентября 2022 г. проведено испытание на водоотдачу, по результатам которого установлено, что фактический расход воды при открытии пожарного крана на одну струю составил 2,35 л/c, что не соответствует нормативным требованиям.

При такой ситуации расход воды в системе внутреннего противопожарного водопровода при работе одного пожарного ствола составляет применительно к спорному зданию, имеющему 6 этажей, менее 2,5 л/с, что в случае возникновения пожара в здании не сможет обеспечить быструю ликвидацию (тушение) очага возгорания, ввиду низкого напора воды во внутреннем противопожарном водопроводе. На основании изложенного, судебной коллегией установлено, что подвальное пространство спорного здания поликлиники включается в расчет этажей здания, соответственно, норматив, согласно которому должен обеспечиваться минимальный расход диктующего пожарного крана ПК-с, составляет 2,5 л/с, в настоящем случае применен обоснованно, отнесение подвального пространства к цокольному, подвальному или подземному этажу, для разрешения настоящего спора значения с учетом изложенного не имеет, в данной части доводы апелляционной жалобы отклоняются, как противоречащие обстоятельствам дела и приведенному нормативному регулированию, с учетом изложенного судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции в указанной части обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела.

При этом коллегия судей отмечает, что исполняя ранее выданное предписания уполномоченного органа и, соглашаясь с ним, учреждением заключен 14 мая 2019 г. договор с Омским отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» по разработке проектно-сметной документации на монтаж соответствующего внутреннего пожарного водопровода, 14 сентября 2020 г. – договор с ООО «Центр систем безопасности» по выполнению работ по устройству и монтажу пусконаладочных работ автоматизированной системы противопожарного водопровода.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от 21 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 19 октября 2022 года

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи_________Павлова Е.В.

секретарь судебного заседания

___________________

(подпись)

«19» октября 2022 года