ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1492/2022 от 28.09.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Лигус О.В. Дело № 33-2527/2022

№2-1492/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28» сентября 2022 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.

судей Второвой Н.Н., Савченковой Н.Н.

при секретаре Алешиной В.М.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к администрации г. Орла, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» о возложении обязанностей,

по апелляционным жалобам Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на решение Советского районного суда г. Орла от 7 июня 2022 г., которым постановлено:

«исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к администрации г.Орла, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, НО «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» о возложении обязанностей, удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу <адрес> краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 № 480, в 2022 году.

Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области предоставить в Правительство Орловской области пакет документов необходимых для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу <адрес> краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 № 480, в 2022 году

Обязать некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу <адрес>».

Заслушав доклад судьи Второвой Н.Н., выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционных жалоб, возражения, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с иском к администрации г. Орла, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области (далее по тексту - Департамент ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области), Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее - НО «РФКР») о возложении обязанностей.

В обоснование требований истцы указали, что являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном многоквартирном жилом доме кровля находится в аварийном состоянии, в виду чего регулярно образуются протечки. Проведение текущего ремонта кровли, положительных результатов не дает, поскольку протечки появляются в новых местах. В связи с чем, истцы полагают, что для устранения протечек крыши необходимо проведение капитального ремонта дома.

В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, окончательно просили суд обязать администрацию города Орла предоставить Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области необходимые недостающие документы в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области № 96 от 25 апреля 2014 г. «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области для включения дома в подпрограмму по капитальному ремонту на 2022 год, обязать ответчика - Департамент жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения правительства Орловской области включить многоквартирный <адрес> в подпрограмму по капитальному ремонту на 2022 год в связи с актуализацией обстоятельств (невозможности латочного ремонта и критического состояния кровли, а также отсутствия технического этажа, обязать ответчика «Региональный фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г. Орла, НО «РФКР».

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Департамент ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований к Департаменту ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области и НО «РФКР» ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.

Приводит доводы о том, что включение многоквартирного жилого дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которого не наступили в соответствии с региональной программой, в краткосрочный план, не является безусловной обязанностью уполномоченного органа.

Ссылается на то, что отсутствуют правовые основания для включения спорного жилого дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах», поскольку администрацией г. Орла не был предоставлен в срок полный пакет документов, предусмотренный Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96

Полагает, что решение суда нарушает права жителей многоквартирных домов, капитальный ремонт которых на основании объективных критериев формирования региональной программы и ее ежегодной актуализации признан наиболее приоритетным, чем спорного дома.

Обращает внимание на то, что многоквартирный жилой <адрес>, администрацией г. Орла не включен в ранжированный перечень многоквартирных домов для включения в краткосрочный план реализации областной адресатной программы на 2023 год.

Ссылается на то, что в нарушение ст. 182 ЖК РФ, ч. 1 ст. 15 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» обязанность по проведению капитального ремонта крыши многократного жилого дома истцов возложил на НО «РФКР».

В апелляционной жалобе НО «РФКР» просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований к ним, ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.

Помимо доводов, изложенных в апелляционной жалобе Департаментом, также указал, что НО «РФКР» является исполнителем Региональной программы капитального ремонта, Краткосрочных планов, утвержденных в целях исполнения Региональной программы. При отсутствии дома в Краткосрочном плане у регионального оператора отсутствует обязанность по проведению капитального ремонта. На момент вынесения решения срок проведения капитального ремонта спорного дома не наступил; ремонт данного дома не включен в Краткосрочный план на 2021-2023 годы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области и Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильное применение норм материального права было допущено судом при рассмотрении дела.

Согласно подп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Из п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 ст. ст. 168, 170, 172 ЖК РФ).

В развитие приведенных выше положений федерального законодательства принят Закон Орловской области от 23 июня 2013 г. № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области».

Согласно части 2 статьи 12 упомянутого Закона Орловской области очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: год проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома; год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482 утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее - Постановление № 482).

Срок реализации областной адресной программы определен - 2014 - 2044 годы.

Многоквартирный <адрес> включен в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на 2027-2029 годы.

Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 480 утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах (далее - Постановление № 480).

Целями краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах (далее - краткосрочный план) являются конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

Постановлением № 480 установлено, что задачами региональной программы являются: создание благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах; формирование эффективных механизмов контроля за техническим состоянием жилищного фонда; использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта.

Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 480 утвержден список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2021 -2023 годах.

Многоквартирный <адрес> в Краткосрочный план реализации региональной программы на 2021 - 2023 годы не включен.

Из материалов дела следует и судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, расположенных на последнем этаже данного дома.

Указанный дом 1985 года постройки, капитальный ремонт крыши его не проводился.

В связи с длительной эксплуатацией крыши дома, она протекает, текущий ремонт не обеспечивает ее надлежащее состояние, появляются новые протечки.

По данному вопросу истцы обращались в управляющую компанию, Управление государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области.

9 февраля 2021 г. и 1 марта 2022 г. Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области дано заключение о необходимости капитального ремонта кровли, которые направлены в администрацию г.Орла.

30 марта 2021 г. администрацией города Орла истцам сообщено, что предложение по капитальному ремонту кровли и включении дома в подпрограмму по капитальному ремонту кровли на 2022 год было направлено в Департамент строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.

В связи с тем, что администрацией г. Орла не были предоставлены в Департамент все документы, в том числе проектная документация на выполнение работ по капитальному ремонту крыши, то уполномоченный орган сообщил администрации г. Орла о невозможности включения данного многоквартирного жилого дома в краткосрочный план капитального ремонта.

Разрешая данные требования, суд первой инстанции, установив, что крыша <адрес> требует капитального ремонта, однако администрация г.Орла на момент рассмотрения дела не предоставила в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы, необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 № 480, в 2022 году, пришел к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований истцов, возложил обязанность на администрацию г.Орла предоставить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу <адрес> краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах»; на Департамент возложил обязанность предоставить в Правительство Орловской области пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах»; обязал НО «РФКР» провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу <адрес>.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части удовлетворения исковых требований в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения <адрес> и НО «РФКР» по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).

Исходя из положений ст. ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

Согласно ч. 1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96 (далее – Порядок).

Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что при формировании краткосрочных планов очередность проведения капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком, определяется с учетом установленных региональной программой сроков проведения капитального ремонта и очередности следования таких многоквартирных домов в региональной программе.

Согласно п.п. 2 п. 10.1 Порядка следует, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирные дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которых не наступили в соответствии с региональной программой, включаются в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы, при необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома в соответствии с заявкой органа местного самоуправления.

Для включения в краткосрочный план многоквартирных домов, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет уполномоченному органу следующие документы: заявку органа местного самоуправления, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 10.1 настоящего Порядка.

К подтверждающим документам, указанным в настоящем подпункте, относятся: заключение органа государственного жилищного надзора, указывающее на необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома; обращение управляющей организации, товарищества собственников жилья (при наличии) о невозможности устранения неисправностей крыши многоквартирного дома в рамках выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений; коллективное обращение жителей многоквартирного дома о неисправности крыши и наличии фактов попадания атмосферных осадков через кровлю в помещения этого дома; оригинал проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую. Проектная документация представляется органом местного самоуправления с прилагаемым заключением о достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также (при необходимости) заключением государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом (п. 10.4 Порядка).

Согласно пункту 10.5 Порядка уполномоченный орган рассматривает документы, представленные органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 10.4 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней со дня поступления таких документов. В случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, и при условии соответствия представленных документов требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка такой многоквартирный дом подлежит включению в проект краткосрочного плана, формируемый уполномоченным органом в порядке и в сроки, при отсутствии следующих обстоятельств: 1) недостаточного объема средств, который определен в соответствии с пунктом 10.2 настоящего Порядка и который региональный оператор должен расходовать на оказание и (или) выполнение отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов; 2) отсутствия обстоятельств, необходимых для включения многоквартирного дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которого не наступили в соответствии с региональной программой, в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы; 3) несоответствия документов, представляемых органом местного самоуправления, требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка (п. 10.6 Порядка).

При этом данные о финансовой устойчивости региональный оператор в течение 15 календарных дней со дня получения запроса уполномоченного органа представляет Департаменту, который в течение 15 календарных дней со дня получения данных сведений, определяет прогнозируемую сумму денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту, дифференцированную по муниципальным образованиям Орловской области (п. 11, 12 Порядка.

В течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 12 настоящего Порядка, уполномоченный орган формирует и представляет на утверждение Правительству Орловской области проект краткосрочного плана (п. 13 Порядка).

Таким образом, из анализа приведенных положений Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области следует, что для включения многоквартирного жилого дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта крыши многоквартирного дома, администрация г. Орла должна подать заявку в уполномоченный орган до 1 апреля текущего года с приложением документов, в том числе оригинала проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши, с целью определения достаточности средств у регионального оператора на выполнение указанных работ; а также документы для оценки наличия исключениях обстоятельств для досрочного проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что администрацией г. Орла на момент вынесения решения судом первой инстанции полный пакет документов с заявкой на проведение капитального ремонта крыши <адрес>, в Департамент представлен не был, проект на выполнение капитального ремонта крыши дома истцов подготовлен после вынесения судом решения. Сведений, подтверждающих, что данная проектная документация с другими документами, предусмотренными Порядком, направлены в Департамент, материалы дела также не содержат.

Таким образом, в настоящее время оснований для возложения обязанности на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области предоставить в Правительство Орловской области пакет документов, необходимый для рассмотрения вопроса о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах» в 2022 году, не имеется, данный вывод является преждевременным.

Приходя к такому выводу, судебная коллегия исходит из того, что администрацией г. Орла в уполномоченный орган не представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, в связи с чем, Департаментом не изучались документы в отношении спорного многократного дома, не производилась их оценка, не исследовалась финансовая возможность у регионального оператора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома истцов, то есть уполномоченным органом не устанавливались обстоятельства, при которых возможно направить документы на утверждение Правительству Орловской области о включении данного многоквартирного жилого дома в краткосрочный план капитального ремонта.

При этом, уполномоченный орган, установив основания, предусмотренные п. 10.6 Порядка, вправе принять решение и о невозможности включения многоквартирного дома в краткосрочный план.

Таким образом, принятие решения о направлении в Правительство Орловской области пакета документов, необходимых для рассмотрения вопроса о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы, находится в компетенции уполномоченного органа.

В связи см чем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части возложения обязанностей по передаче документов в Правительство Орловской области для рассмотрения вопроса о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах» в 2022 году подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Также является незаконным и необоснованным решение суда и в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на НО «РФКР» провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, поскольку суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в данной части, не учел, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> отсутствовал в Краткосрочном региональном плане реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области.

При этом порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 480, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, а указанные в нем требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

Кроме этого, суд первой инстанции возложил на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Орловской области обязанности по проведению капитального ремонта, вопреки постановлению Правительства Орловской области №96, которым утвержден Порядок краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области. Более того, НО «РФКР», являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение в данной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене как принято с нарушением норм материального права, с принятием нового решения в указанной части об отказе в удовлетворении исковых требований к НО «РФКР».

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

апелляционные жалобы Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, НО «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» - удовлетворить.

решение Советского районного суда г. Орла от 7 июня 2022 г. в части удовлетворения исковых требований к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» - отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в указанной части к данным ответчикам.

В остальной части решение Советского районного суда г. Орла от 7 июня 2022 г. оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 октября 2022 г.

Председательствующий

Судьи