ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1496/19 от 02.01.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Обухова М. А. УИД 18RS0002-01-2019-000537-17

Дело № 2-1496/2019 (1 инстанция)

Дело № 33-216/2020 (апелляция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И. Л.,

судей Аккуратного А. В., Батршиной Ф. Р.,

при секретаре судебного заседания Шкляевой Ю. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 15 января 2020 года гражданское дело

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 июня 2019 года, которым постановлено:

«ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» об отмене от 18 марта 2019 года и признании его не незаконным с момента издания – оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И. Л., объяснения истца ФИО1, представителя ответчика федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец ФИО1 обратился в суд к ответчику федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» (далее – ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике») об отмене приказа от 04 декабря 2018 года .

Требования мотивированы тем, что истец является подполковником полиции, в период с 1995 года по 2016 год проходил службу в органах внутренних дел. Приказом МВД по Удмуртской Республике от 29 сентября 2014 года истец с 01 октября 2016 года назначен на должность начальника центра оперативного управления ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике» с установлением должностного оклада по 32 тарифному разряду в соответствии с приказом МВД России № 650-2012 года, ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 % должностного оклада в соответствии с приказом МВД России № 1259-2011 года, ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе в размере 20 % от должностного оклада в соответствии с приказом МВД России № 1258-2011 года, с сохранением ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание в размере 20 % в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации № 157 от 05 апреля 2016 года образована Федеральная служба войск национальной гвардии, куда, в том числе вошли подразделения вневедомственной охраны.

Для дальнейшего прохождения службы приказом Первого заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 01 октября 2016 года истец назначен на должность начальника центра оперативного управления ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» с сохранением должностного оклада и всех установленных в МВД надбавок.

В соответствии с решением директора Федеральной службы войск национальной гвардии на период до издания нормативного правого акта, определяющего порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, сохраняется порядок и условия выплаты денежного довольствия сотрудникам в соответствии с приказом МВД России № 65 от 31 декабря 2013 года «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Данный приказ прекратил свое действие в отношении сотрудников, переведенных в войска национальной гвардии, начиная с 26 сентября 2017 года.

В соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардии) от 26 сентября 2017 года № 406 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат» истцу сохранен должностной оклад по 32 тарифному разряду и надбавки, в том числе и по подпункту «е» подпункта 5 пункта 21 ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе в размере 20 % от должностного оклада.

Приказом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» от 04 декабря 2018 года № 302 вышеуказанная выплата отменена без указания основания.

Данный приказ истец считает незаконным, он нарушает трудовые права истца.

Истец просил отменить приказ начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» от 04 декабря 2018 года № 302 и признать недействующим со дня издания.

В ходе судебного рассмотрения дела, в виду добровольной отмены ответчиком приказа ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» от 04 декабря 2018 года «О дополнительных выплатах» на основании приказа от 18 марта 2019 года и одновременным изданием нового приказа от 18 марта 2019 года, истцом изменен предмет иска и окончательно истец просил признать незаконным и отменить приказ от 18 марта 2019 года с момента его издания.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец просил отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В качестве доводов жалобы указано, что судом сделан ошибочный вывод о том, что при определении равенства должностей должность начальника центра оперативного управления является нижестоящей по отношению к должности заместителя начальника отдела, что свидетельствует о неправомерности установления надбавки.

Исходя из структуры ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» руководитель центра оперативного управления является одним из руководителей отделов управления, со своими должностными обязанностями, обеспечивающими бесперебойную и успешную работу управления в целом.

Данный вывод основан на неправильном толковании норм материального права.

Судом не исследованы объяснения представителя ответчика о том, что даже начальники отделов филиалов управления районного уровня получают поощрительную выплату в размере 20 % от оклада. Хотя по уровню должности и оклада начальник одела районного филиала управления ниже, чем начальник центра оперативного управления.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просил отказать в удовлетворении жалобы.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав истца и представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.

Суд установил следующие обстоятельства.

Истец в период с 1995 года по 2016 год проходил службу в органах внутренних дел.

На основании приказа от 29 сентября 2014 года истец в звании подполковника полиции назначен на должность начальника центра оперативного управления федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике», по контракту на неопределенный срок, с 30 октября 2014 года установлены должностной оклад по 32 тарифному разряду в размере 20500 рублей в соответствии с приказом МВД России № 650-2012 года, ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 10 % должностного оклада (за службу в центре оперативного управления вневедомственной охраны) в соответствии с приказом МВД России от 19 декабря 2011 года № 1259, ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе в размере 20 % от должностного оклада (за замещение должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделениях, входящих в состав полиции) в соответствии с подпунктом «Л» пункта 4.6 приказа МВД России от 19 декабря 2011 года № 1258, истцу сохранена ранее установленная ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание «Специалист 1 класса» в размере 20 % в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

Данным приказом истец также освобожден от должности заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД – начальника отделения (организации деятельности участковых уполномоченных полиции).

Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 была образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в структуру которой включены подразделения вневедомственной охраны.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 01 октября 2016 года подполковник полиции ФИО1 (истец по настоящему делу) назначен на должность начальника центра оперативного управления ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» с заключением контракта на неопределенный срок, с оплатой по 32 тарифному разряду и сохранением вышеуказанных дополнительных выплат.

После вступления в силу приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406 приказ МВД России от 29 июня 2012 № 650 прекратил свое действие в отношении сотрудников, переведенных в войска национальной гвардии.

Приказом ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» от 16 ноября 2017 года л/с, согласно Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции, и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406.1, истцу установлены дополнительные выплаты денежного довольствия с 05 ноября 2017 года:

ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание «Мастер» в размере 30 % в соответствии с пунктом 17 Порядка;

ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 10 % к должностному окладу (за замещение штатной должности в центрах оперативного управления вневедомственной охраны) в соответствии подпунктом 12 пункта 18 Порядка;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну 10 % в соответствии с пунктом 20 Порядка;

ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе в размере 20 % от должностного оклада (за замещение должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделении и организации войск национальной гвардии) в соответствии с абзацем «е» подпункта 5 пункта 21 Порядка.

С 13 ноября 2018 года по 07 декабря 2018 года в ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республики» на основании предписания командующего Приволжским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от 12 ноября 2018 года № 500/31-39к начальником отделения по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью территориальных органов в субъектах Российской Федерации отдел финансового контроля и аудита Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации полковником П.А.А. проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности УВО за период с 06 октября 2016 года по 13 ноября 2018 года.

Согласно акту ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» с 13 ноября 2018 года по 07 декабря 2018 года истец не имеет права на ежемесячную поощрительную выплату за особые достижения в службе в размере 20 % от должностного оклада (за замещение должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделении и организации войск национальной гвардии) в соответствии с абзацем «е» подпункта 5 пункта 21 Порядка, в связи с тем, что должности заместителей начальников отделов штатная категория (подполковник полиции), а должность начальника центра оперативного управления (майор полиции). При определении равенства должностей должность начальника центра оперативного управления является нижестоящей.

В связи с чем, Приказом от 04 декабря 2018 года прекращена выплата ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе в размере 20 % от должности оклада (за замещение должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделении и организации войск национальной гвардии) в соответствии с абзацем «е» подпункта 5 пункта 21 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 сентября 2017 года № 406, подполковнику полиции ФИО1 – начальнику центра оперативного управления федерального центра оперативного управления ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» с 01 декабря 2018 года.

В последующем ответчиком приказ от 04 декабря 2018 года № 302 « О дополнительных выплатах» на основании приказа № 93 от 18 марта 2019 года отменен и одновременно издан новый приказа от 18 марта 2019 года, в соответствии с которым:

В приложении к приказу ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» от 01 октября 2016 года в абзаце 9 слова «ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе в размере 20 % от должностного оклада (за замещение должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделениях, входящих в состав полиции) и в соответствии с подпунктом «Л» пункта 4.6 приказа МВД России от 19 декабря 2011 года № 1258» исключить.

В Приложении к приказу ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» от 16 ноября 2017 года в абзаце 13 слова «ежемесячную поощрительную выплату за особые достижения в службе в размере 20 % от должностного оклада (за замещение должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделении и организации войск национальной гвардии) в соответствии с абзацем «е» подпункта 5 пункта 21 Порядка» исключить.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, пришел к выводу о правомерности приказа ответчика о прекращении истцу ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе, так как указанная выплата не предусмотрена при замещении должности истца.

Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, судом правильно применены нормы материального права.

Согласно подпункту «б» пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения Федеральных законов от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 2 указанного закона).

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, установил для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Денежное довольствие сотрудников состоит: из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 894 «Об установлении окладов месячного денежного содержания лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции» установлены размеры окладов.

В соответствии с приложением Постановления утверждены размеры окладов по типовым должностям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции, в территориальных органах в субъекте с численностью населения 2,5 млн. человек, которым установлены должности: начальник управления (субъекту Российской Федерации) 33000 рублей, заместитель начальника управления (по субъекту Российской Федерации) 28000 рублей, начальник отдела в управлении 21500 рублей, заместитель начальника отдела в управлении 20000 рублей. Размер окладов по типовым должностям лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии и имеющим специальные звания полиции, в территориальных органах в субъекте с численностью населения менее 2,5 млн. установлены должности: начальник управления (субъекту Российской Федерации) 30000 рублей, заместитель начальника управления (по субъекту Российской Федерации) 25000 рублей, начальник отдела в управлении 20500 рублей, заместитель начальника отдела в управлении 19000 рублей.

В соответствии с положением статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад. Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел. Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад.

Приказом Росгвардии № 406 от 26 сентября 2017 года утвержден «Порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат», который определяет порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат.

Согласно подпункту «е» подпункта 5 пункта 21 Приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406 предусмотрена поощрительная выплата за особые достижения в службе сотрудникам, в следующих размерах: замещающим должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в центральном аппарате Росгвардии, органе управления оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, территориальном органе Росгвардии, подразделении (органе) (за исключением строевых подразделений) и организации войск национальной гвардии, - 20 % от должностного оклада.

Суд первой инстанции правильно определил, что должность, замещаемая истцом, начальник центра оперативного управления не является равной или вышестоящей, указанной в подпункте «е» подпункта 5 пункта 21 Приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406. Также она не является какой-либо иной должностью, замещение которой в соответствии с пунктом 21 Приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406, предусматривает установление поощрительной выплаты за особые достижения в службе.

В соответствии с представленной ответчиком информацией – выпиской из штатного расписания ФГКУ «УВО ВНГ России по Удмуртской Республике» от 05 июня 2019 года (л. д. 89) по должности, замещаемой истцом, начальника центра оперативного управления предусмотрено специальное звание «майор полиции», тарифный разряд 32, оклад 20500 рублей, а по должности заместителя начальника отдела в составе УВО предусмотрено специальное звание «подполковник полиции».

Учитывая положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ должность истца начальник центра оперативного управления является нижестоящей по отношению к должности заместителя начальника отдела, указанной в подпункте «е» подпункта 5 пункта 21 Приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406, так как для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по должности заместителя начальника отдела.

Доказательств, подтверждающих доводы истца о том, что центр оперативного управления является одним из отделов Управления и должность начальника центра оперативного управления не является нижестоящей по отношению к должности заместителя начальника отдела Управления, в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

С учетом вышеизложенного у истца отсутствует право на получение поощрительной выплаты за особые достижения в службе в процентах от должностного оклада в размере 20 %, выплата производилась в нарушение требований подпункта «е» подпункта 5 пункта 21 Приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406, в связи с чем, оспариваемый истцом приказ не может быть признан незаконным. Действия ответчика об отмене истцу указанной выплаты являются правомерными. Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности ответчика от 07 декабря 2018 года, которым установлены нарушения требований Приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406, никем не оспаривался.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не исследован вопрос о том, что начальники отделов филиала Управления районного уровня, которые замещают должность «майор полиции», получают поощрительную выплату 20 %, отклоняются. Ничем не подтверждено, что указанная должность указана в подпункте «е» подпункта 5 пункта 21 Приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406 и является равной или нижестоящей по отношении к должности, занимаемой истцом.

При таких обстоятельствах и в пределах доводов апелляционной жалобы решение суда не подлежит отмене.

При этом, судебная коллегия считает необходимым изложить резолютивную часть решения в иной редакции.

В силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:

«Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» об отмене приказа от 18 марта 2019 года и признании его незаконным с момента издания оставить без удовлетворения.»

Председательствующий И. Л. Копотев

Судьи А. В. Аккуратный

Ф. Р. Батршина