Судья: Зиятдитнова И.В. № 33-13629/2022 (№ 2-1497/2023) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Самара 5 декабря 2023 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Шельпук О.С., судей Кривошеевой Е.В., Мартемьяновой С.В., при помощнике судьи Ивановой А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ТСН «ЖК АРГО 2» на решение Промышленного районного суда г. Самары от 05.06.2023, которым постановлено: «Исковые требования ТСН «ЖК АРГО 2» к Федотову К.Г. о взыскании задолженности по коммунальным платежам – удовлетворить частично. Взыскать с Федотова К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №№ в пользу ТСН «ЖК АРГО 2» (ИНН №) задолженность по коммунальным услугам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 77 843 рубля 01 копейка, расходы по оплате госпошлины в размере 2 535 рублей 29 копеек, а всего 80 378 (восемьдесят тысяч триста семьдесят восемь) рублей 30 копеек. В остальной части исковых требований отказать. Встречные исковые требования Федотова К.Г. к ТСН «ЖК АРГО 2» об обязании произвести перерасчет – удовлетворить. Обязать ТСН «ЖК АРГО 2» (ИНН №) произвести перерасчет начислений платы Федотову К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №№, за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию исходя из объемов потребленной воды и электроэнергии, рассчитанных на основании показаний индивидуальных приборов учета: - ИПУ на электроэнергию – <данные изъяты>№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета показаний на ДД.ММ.ГГГГ – 0,41 кВт, показания на ДД.ММ.ГГГГ – 4123,79 кВт); - ИПУ на холодное водоснабжение – <данные изъяты> -15 № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета показаний на ДД.ММ.ГГГГ – 0,06 куб.м., показания на ДД.ММ.ГГГГ из расчета показаний на ДД.ММ.ГГГГ – 0,06 куб.м на ДД.ММ.ГГГГ – 111,5 куб. м.; - ИПУ на горячее водоснабжение- <данные изъяты> – 15 № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета показаний на ДД.ММ.ГГГГ – 0,051 куб. м, показания на ДД.ММ.ГГГГ – 4,3 куб.м., установленных в квартире, принадлежащей на праве собственности Федотову К.Г., расположенной по адресу: <адрес> – <адрес>, <адрес> учесть осуществленную им оплату за коммунальные услуги. Взыскать с ТСН «ЖК АРГО 2» (ИНН №) в пользу Федотова К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №№ расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривошеевой Е.В., объяснения лиц, участвующих при рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истец ТСН «ЖК АРГО 2» обратился в суд к ответчику Федотову К. Г. с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и содержания жилья. В обоснование заявленных требований истцом указаны следующие обстоятельства. ТСН «ЖК АРГО 2» осуществляет функции управления МКД, расположенным по адресу: <адрес>. Ответчик Федотов К.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 155 938 рублей 74 копейки. На основании изложенного, с учетом последующих уточнений, истец ТСН «ЖК АРГО 2» просил суд взыскать с ответчика Федотова К. Г. в его пользу задолженность по оплате коммунальных услуг и содержания жилья в сумме 139445,94 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 527 рублей. Федотов К.Г. к обратился ТСН «ЖК АРГО 2» со встречными исковыми требованиями, просил обязать ответчика произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги. В обосновании заявленных встречных исковых требований Федотовым К.Г. указаны следующие обстоятельства. ТСН «ЖК АРГО 2» Федотов К.Г. передавал письменные показания, записанные на листке, сотруднику ТСН, который присутствовал в момент передачи показаний в офисе ТСН. Это обычная практика передачи показаний в ТСН до сих пор. Однако, эти показания игнорировались ТСН и не вносились в платежный документ на оплату по причине того, что, по мнению ТСН счётчики не введены в эксплуатацию. Следующий способ, которым можно передать показания – через электронное приложение ТСН. Но чтобы передать показания, нужно в нем зарегистрироваться. Средства аутентификации (в частности, логин) выдает ТСН. При вводе лицевого счета регистрации не происходит. Без логина зарегистрироваться и передать показания невозможно. ТСН «ЖК АРГО 2» вносит ИПУ в личный кабинет потребителя по своему усмотрению (в том числе может затребовать для этого документы о вводе счетчиков в эксплуатацию или иные документы). С ДД.ММ.ГГГГ ТСН «ЖК АРГО 2» прекратило подачу электроэнергии в квартиру №, что подтверждается ответом Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, и опровергает позицию представителя ТСН «ЖК АРГО 2» о том, что электроэнергия отключена была лишь в 2022 году. Электроэнергия в квартире отсутствует с 2019 года до настоящего времени. При этом в квартире никто никогда не проживал. Поскольку передаваемые ранее письменные показания в офис ТСН, по мнению истца, просто выбрасывались, не имея другой возможности передать показания, Федотов К.Г. отправил показания ИПУ письмом, в котором он указал показания ИПУ, установленных в его квартире (ИПУ ХВС <данные изъяты>№ – 111,42 куб. м.; ИПУ ГВС <данные изъяты>№,3 куб. м., ИПУ электроснабжения <данные изъяты>№ – 4123,79 кВт). Представитель Федотова К.Г. неоднократно обращался в ТСН в целях получения логина к приложению ТСН для регистрации в этом приложении и последующей передачи показаний ИПУ, в том числе письменно. Однако, до сих пор ТСН средства доступа к приложено не предоставило. Лично обратиться в ТСН «ЖК АРГО 2» с каким – либо вопросов можно только один раз в неделю в среду с 18.00 час. до 20.00 час. Учитывая то, что руководство и сотрудники ТСН по разным причинам в день посещения отказывают в решении заявленных потребителем проблем, а также обстоятельство столько редкой возможности обратиться на прием в ТСН, то решение каких – либо спорных вопросов с ТСН затягивается на годы. Более того, на те письма, которые направлены Почтой России, ТСН также не реагирует. В настоящее время Федотов К.Г. оплатил коммунальные услуги за электроснабжение, холодную и горячую воду по показаниям ИПУ, установленных в квартире № №, что подтверждается документами на оплату. Согласно свидетельству о поверке № № от ДД.ММ.ГГГГ, ИПУ ГВС и ХВС были поверены и признаны пригодными к применению. Актом от ДД.ММ.ГГГГ ИПУ были приняты в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ совместно с ТСН были опломбированы, проверены, введены в эксплуатацию с текущими показаниями ИПУ ХВС <данные изъяты>№ – 111,42 куб. м.; ИПУ ГВС <данные изъяты>№,3 куб. м. Данные объемы коммунальных ресурсов были потреблены в течение всего периода функционирования ИПУ в квартире Федотова К.Г. с момента установки счетчиков до передачи показаний ИПУ потребителей исполнителю в письменном виде ДД.ММ.ГГГГ и на момент проверки ИПУ ХВС и ГВС. На основании изложенного, Федотов К.Г. во встречном иске просил обязать ТСН «ЖК АРГО 2» произвести перерасчет начислений платы Федотову К.Г. за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию исходя из объемов потребленной воды и электроэнергии, рассчитанных на основании показаний индивидуальных приборов учета: - ИПУ на электроэнергию – <данные изъяты> заводской № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета показаний на ДД.ММ.ГГГГ – 0,41 кВт, показания на ДД.ММ.ГГГГ – 4123,79 кВт); - ИПУ на холодное водоснабжение – <данные изъяты>№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета показаний на ДД.ММ.ГГГГ – 0,06 куб.м., показания на ДД.ММ.ГГГГ из расчета показаний на ДД.ММ.ГГГГ – 0,06 куб.м на ДД.ММ.ГГГГ – 111,5 куб. м.; - ИПУ на горячее водоснабжение- <данные изъяты>№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета показаний на ДД.ММ.ГГГГ – 0,051 куб. м, показания на ДД.ММ.ГГГГ – 4,3 куб.м., установленных в квартире, принадлежащей на праве собственности Федотову К.Г., расположенной по адресу: <адрес> – <адрес>, <адрес> учесть осуществленную им оплату за коммунальные услуги. Судом постановлено указанное выше решение, с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена сумма взыскания с ответчика в пользу истца в размере 96499,79 руб., расходов по оплате госпошлины – 3094,99 руб., на которое представителем ТСН «ЖК «АРГО 2» Лазутовой О.А. принесена апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, по доводам жалобы. Представитель Федотова К.Г. – Толстых Е.В. в заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оспариваемое решение суда оставить без изменения. Иные стороны, лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, об уважительности причин неявки не сообщили. В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1). Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2). При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4). Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий граждан и юридических лиц, а также вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (пп.пп. 4, 8, 9). В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ). Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1)плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, 2) плату за коммунальные услуги. В силу ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ). В соответствии со ст. 157 ГК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Согласно п. 80 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Согласно п. 81 Правил № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Согласно п. 81(3) Правил № 354 в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил. Пунктом 81(7) Правил № 354 установлено, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (п. 81(8) Праивл № 354). В соответствии с п. 82 Правил № 354 исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). В силу п. 83 Правил № 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год. Пунктом 85 Правил № 354 определено, что проверки, указанные в подпункте "е(1)" пункта 31, подпункте "г" пункта 32 и пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем и (или) гарантирующим поставщиком в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное: а) исполнитель, а в случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующий поставщик направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 119 настоящих Правил, извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика к приборам учета; б) потребитель обязан обеспечить допуск указанных в подпункте "а" настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки; в) лица, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, обязаны провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки указанное лицо обязано незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном пунктом 85(1) настоящих Правил; г) если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета; д) лица, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, обязаны провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск таких лиц в помещение для проверки. Согласно п. 85(1) Правил № 354 указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок. Акты подписываются представителем исполнителя и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением. В силу п. 85(2) Правил № 354 один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом. В случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5 (п. 85(3) Правил № 354). Судом в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства. Управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляет ТСН «ЖК АРГО 2». Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время принадлежит на праве собственности ответчику Федотову К. Г. Согласно карточке расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету №-№, открытого на имя Федотова К.Г., задолженность составляет 139 445 рублей 94 копеек. В связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг у Федотова К. Г., ТСН «ЖК АРГО 2» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и обращалось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с должника Федотова К.Г. в пользу ТСН «ЖК АРГО 2» задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 102 554 рубля 40 копеек и расходов по оплате государственной пошлины, который отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями должника на основании ст. 129 ГПК РФ. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с должника Федотова К.Г. в пользу ТСН «ЖК АРГО 2» задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 53 384 рубля 34 копейки и расходов по оплате государственной пошлины, который отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями должника на основании ст. 129 ГПК РФ. Согласно карточке расчетов по лицевому счету, открытому на имя Федотова К.Г. по адресу: <адрес>в. <адрес>, за указанным плательщиком числится задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 139 445 рублей 94 копейки. Между тем, определяя сумму задолженности, подлежащей взысканию с Федотова К.Г. в пользу истца, суд пришел к выводу о целесообразности рассмотрения в первую очередь встречного иска, поскольку разрешение вопроса об обязании ТСН «ЖК АРГО 2» произвести перерасчет по индивидуальным приборам учета, является основанием для определения конечной суммы задолженности. В свою очередь, в силу п. 31 Правил, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки. В силу п. 33 Правил, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления, предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней). В квартире Федотова К.Г. установлены следующие индивидуальные приборы учета: ИПУ на электроэнергию – <данные изъяты>, заводской №, ИПУ на холодное водоснабжение <данные изъяты>№, ИПУ на горячее водоснабжение – <данные изъяты>№. Из ответа на запрос, предоставленного Государственной жилищной инспекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ТСН «ЖК АРГО 2» в жилом помещении по адресу: <адрес> – <адрес>, <адрес> произведено приостановление коммунальной услуги по электроэнергии, в связи с образовавшейся задолженностью в размере, превышающем сумм 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, иссаленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги с предварительным уведомление в виде включения в платежный документы для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения, что является надлежащим уведомлением. Данный факт подтверждается представленным платежным документом за ноябрь 2019 года. Согласно смотровому листу строительной готовности жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки ИПУ в квартире № № по адресу: <адрес> – <адрес>, <адрес> имеют следующие показания: ИПУ ХВС, тип <данные изъяты>, заводской номер №, показания на дату составления акта – 00000060, ИПУ ГВС, тип <данные изъяты> заводской номер №, показания 00000051, ИПУ электроснабжения, тип <данные изъяты>, заводской номер №, показания – 00000041. Из акта опломбировки и ввода в эксплуатацию приборов учета ГВС, ХВС от ДД.ММ.ГГГГ проведенной в присутствии представителя специализированной организации ООО «<данные изъяты>» и потребитель Федотов К.Г. следует, что в квартире №№, расположенной по адресу: <адрес> – <адрес>, <адрес>, установлены ИПУ на холодное водоснабжение <данные изъяты>№, ИПУ на горячее водоснабжение – <данные изъяты>№. ИПУ установлены в соответствии с проектом, имеют заводские номера, счетчики в рабочем состоянии. Дата поверки ИПУ <данные изъяты>№ – ДД.ММ.ГГГГ, текущие показания 00004. Дата поверки ИПУ <данные изъяты>№ – ДД.ММ.ГГГГ, текущие показания 00111. Как следует из лицевого счета, представленного третьим лицом ООО «Самарский расчетно – кассовый центр», Федотовым К.Г. с 2017 года по 2019 год подавались следующие показания: холодное водоснабжение - 0,16, газ.отопление – 0,19, ГВС нагрев газом – 0, 05, электроэнергия – 0,41. ДД.ММ.ГГГГ Федотовым К.Г. в адрес ТСН «ЖК АРГО 2» было направлено письмо, согласно которому ответчик просил произвести перерасчет начисленных коммунальных платежей с учетом установленных индивидуальных приборов учета, письмо истцом не получено по причине «Неудачная попытка вручения». Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – «Правила») установлены обязанности потребителя коммунальных услуг, в том числе потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку (подпункт «г»); обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (подпункт «д»); допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт «е»); допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, за исключением случаев, если установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) (подпункт «ж»); своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «и»). При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81). Пунктами 56 и 56 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальный услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях», установлено, что если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. Согласно п. 81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. 81(12). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (П. 81(13). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (П. 81(14). В силу положений ч. 1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 указанного Закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. В соответствии с п.81 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальный услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях» ввод ИПУ в эксплуатацию осуществляется поэтапно: первый этап- проверка ИПУ и документов на него; второй этап- установка контрольных пломб ; третий этап- составление Акта ввода в эксплуатацию. Соответственно, установка пломб на ИПУ производится непосредственно перед оформлением акта ввода счетчика в эксплуатацию. Из материалов дела следует, что при сдаче дома в эксплуатацию в квартире ответчика Федотова К.Г. (истца по встречному иску) были установлены ИПУ по ХВС, ГВС, электроэнергии, что подтверждается смотровым листом строительной готовности жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ИПУ опломбированы, целостность пломб не нарушена, что ответчиком ТСН «ЖК АРГО2» не оспорено. Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену. В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с п. 8 ст. 11 названного Закона, Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком. Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определено, что приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Согласно п.7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену. В соответствии с частями 3 -6.1 ст. 13 названного Закона, дома, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Согласно письму Минрегиона России от 13.03.2012 года № 5243-АП/14 «Об установлении приборов учета используемой воды, электрической энергии и газа» многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 года, должны быть оснащены как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными приборами учета всех используемых ресурсов, включая приборы учета воды. В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета воды, ввод установленных приборов учета воды в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю; установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абз. 2, 11 п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг). Дом № введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, обязанность по установке ИПУ и вводу их в эксплуатацию в силу вышеуказанных норм права лежала на застройщике. В отсутствие ИПУ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не допускается. Квартира передана ответчику Федотову К.Г. (истцу по встречному иску) ДД.ММ.ГГГГ. В смотровом листе на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в квартире установлены счетчики воды и эл.энергии со следующими показаниями: ХВС № – 00000,60, ГВС № – 00000,4, ИПУ электроснабжения <данные изъяты>№ – 00000041. При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика (истца по встречному исковому заявлению) о том, что квартира Федотову К.Г. передана с введенными в эксплуатацию ИПУ, суд признал обоснованными, при этом, указал, что само по себе отсутствие в ТСН Акта ввода ИПУ в эксплуатацию не свидетельствует об отсутствии самого факта ввода ИПУ в эксплуатацию, который, помимо Акта передачи квартиры, подтверждается и последующими действиями управляющей организации, на протяжении 2 лет принимавшей показания ИПУ от истца для начисления оплаты за потребление коммунальных ресурсов. При этом, каких-либо Актов о несоответствии узла учета требованиям действующего законодательства, его неисправности, несогласии с его показаниями, невозможности принятия показаний данных приборов учета, предоставляемых ответчиком, истцом не составлялось. Иных доказательств, свидетельствующих о том, что спорные приборы учета в рассматриваемый период являлись неисправными (некорректно фиксировали фактически потребленный объем воды), в материалах дела также не имеется, показания расчетных приборов учета истцом ТСН «ЖК АРГО 2» (ответчиком по встречному иску) не опровергнуты. Обеспечение надлежащего технического состояния, безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также соблюдение режима потребления энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника) (статьи 539, 543 ГК РФ, пункт 145 Правил N 442 - в редакции на момент проверки). Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенных законодательством об энергоснабжении, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов); правильностью установки приборов учета (место установки, схема подключения); допуском соответствующих приборов учета в эксплуатацию в установленном порядке; надлежащей эксплуатацией приборов учета; периодичностью поверки и соблюдением режима потребления энергии; целостностью и сохранностью прибора учета, а также средств маркировки/контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля (статья 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В данном случае, ИПУ в квартире ответчика (истца по встречному иску) Федотова К.Г. в установленные сроки (ДД.ММ.ГГГГ) прошли проверку ООО «Спецгидроконтроль» и признаны годными к дальнейшей эксплуатации с выдачей соответствующих документов. Составленные ООО «Спецгидроконтроль» документы содержат сведения о целостности пломб на ИПУ, их показаниях. Действующее законодательство устанавливает императивные требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов. Так, согласно абзацу второму пункта 172 Правил № 442 проверка расчетных приборов учета включает визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку соответствия прибора учета установленным требованиям, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний прибора учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки. Результатом такой проверки является составление акта проверки (пункт 176 Правил № 442), а в случае выявления безучетного потребления - акта о неучтенном потреблении (пункт 193 Правил № 442). Порядок проведения поверки средств измерений, а также требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утверждены Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 02.07.2015 года № 1815. Кроме этого, в силу пункта 1 статьи 12 Закона № 102-ФЗ, при утверждении типа средств измерений, помимо межповерочного интервала, устанавливаются показатели точности, а также методика поверки данного типа средств измерений. Поверку средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений утверждены Постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 № 124. Результаты поверки прибора учета удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в его паспорте (формуляре), заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция прибора учета должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации рассматриваемого средства не позволяют нанести знак поверки непосредственно на измеритель, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр) (пункт 4 статьи 13 Закона № 102-ФЗ). В данном случае, ООО «Спецгидроконтроль» имеет аттестат аккредитации № от ДД.ММ.ГГГГ. Выданные ООО «Спецгидроконтроль» свидетельства о поверке приборов учета в квартире ответчика Федотова (истца по встречному иску) никем не оспорены, недействительными не признаны. В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ). С учетом вышеизложенного, принимая во внимание обязанность застройщика по установке и вводу в эксплуатацию ИПУ, не опровергнутые факты передачи ИПУ ответчику (истцу по встречному иску) при передаче жилого помещения по акту приема-передачи, наличия на них пломб, непринятие управляющими организациями показаний ИПУ для расчета оплаты потребленных ответчиком Федотовым К.Г. (истцом по встречному иску) коммунальных ресурсов, а также поверке ИПУ в установленные законом сроки и порядке, требования истца о необходимости ответчика оформить акт ввода ИПУ в эксплуатацию только потому, что в ТСН отсутствует акт ввода их в эксплуатацию на момент сдачи дома, что влечет за собой применение расчетного способа оплаты, суд пришел к выводу о том, что такое поведение истца нельзя признать обоснованным и добросовестным, поскольку профессиональные участники отношений по управлению домом не вправе возлагать на добросовестных абонентов неблагоприятные последствия собственного бездействия, в том числе связанного с соблюдением установленного действующим законодательством порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки. При этом абонент, на которого возлагается дополнительное имущественное бремя, в том числе по оплате безучетного потребления энергии, не может быть лишен возможности доказывать в установленном законом порядке соответствие эксплуатируемых им приборов (узлов) учета требованиям технической безопасности и коммерческой пригодности, предусмотренным законодательством об обеспечении единства измерения, что было истцом и сделано. Как следует из п. 80 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. В соответствии с п. 80(1) Правил установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил. Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом «г» пункта 59 настоящих Правил. Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме. Из п. 80 (2) следует, что установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г., а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80(1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев: с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению), при наличии информации об указанной дате у гарантирующего поставщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184) с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности; с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем; с даты обращения собственников комнат в коммунальной квартире о необходимости установки комнатных приборов учета электрической энергии, если между всеми потребителями в коммунальной квартире заключено соглашение, предусмотренное пунктом 50 настоящих Правил. В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальной услуги по электроснабжению, предоставляемой потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на 7 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2024 г., на 14 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 г., на 20 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2026 г. за каждый месяц с месяца получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя (в случае, если исполнителем является лицо, отличное от гарантирующего поставщика), направленной не ранее истечения указанного в абзацах первом - четвертом настоящего пункта срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций - с даты истечения срока, указанного в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"), до даты допуска прибора учета электрической энергии к эксплуатации. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым - четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению увеличивается в 2 раза. На основании изложенного, в случае отсутствия пломбы, либо неверных показаний ИПУ, обязанность по проверке ИПУ электроэнергии, опломбировки, замене лежит на ресурсоснабжающей организации. При таких обстоятельствах, оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, применив вышеуказанные нормы материального права, суд пришел к выводу об удовлетворении требований Федотова К.Г. об обязании произвести ТСН «ЖК АРГО «» перерасчет оплаты за потребленные коммунальные ресурсы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом удовлетворения встречных требований Федотова К.Г. об обязании ТСН «ЖК АРГО 2» произвести перерасчет, требования истца по первоначальному иску ТСН «АРГО 2» к Федотову К.Г. о взыскании задолженности по коммунальным платежам, судом удовлетворены частично в сумме 96 499 рублей 79 копеек, в размере задолженности по оплате коммунальных услуг, включающие в себя текущий ремонт, обслуживание дома, отопление, ОДН водоотведения, ОДН электроэнергия, ОДН ХВС по прибору учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст.98 ГПК РФ, расходы истца по оплате государственной пошлины взысканы с ответчика Федотова К. Г. в сумме 3 048 рублей 31 копейка, с ТСН «ЖК АРГО – 2» в пользу Федотова К.Г. - 300 рублей. Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они сделаны при правильном определении юридически значимых для дела обстоятельств, и правильном определении подлежащих применению норм законодательства, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения. Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным судом, и представленным в материалы дела доказательствам. Доводы апелляционной жалобы о введении в эксплуатацию приборов учета в феврале 2023 года не опровергают выводы суда об установлении факта передачи ИПУ ответчику (истцу по встречному иску) при передаче жилого помещения по акту приема-передачи, наличия на них пломб, непринятие управляющими организациями показаний ИПУ для расчета оплаты потребленных ответчиком Федотовым К.Г. коммунальных ресурсов, а также поверке ИПУ в установленные законом сроки и порядке, принятие управляющей компаний показаний на протяжении длительного периода времени за предыдущие периоды, и отсутствии оснований для начисления задолженности по оплате коммунальных платежей иным способом, чем по показаниям ИПУ. Материалами дела установлено, что ответчик в указанный период знал как об установленных в квартире истца индивидуальных приборах учета, так и о том, что расчет объема потребления коммунальных ресурсов ранее происходил именно на основании передаваемых показаний, тем самым подтверждается факт ввода в эксплуатацию приборов учета, установленных в квартире ответчика. Отсутствие у истца акта ввода в эксплуатацию не может свидетельствовать о допущении ответчиком нарушений учета объема потребляемых коммунальных ресурсов. Принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств исполнения возложенных на него пунктом 82 Правил № 354 обязанностей по проведению проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также недостоверности передаваемых показаний приборов учета, само по себе непредставление истцом акта ввода в эксплуатацию приборов учета при фактически ранее сложившихся правоотношениях (принятие показаний приборов учета и расчет стоимости потребленного объема коммунальных ресурсов на протяжении длительного периода времени), не может являться основанием для возложения на ответчика такой меры ответственности как перерасчет объема потребления исходя из норматива, ввиду отсутствия доказательств недобросовестных действий Федотова К.Г. При этом, абонент, на которого возлагается дополнительное имущественное бремя, в том числе по оплате безучетного потребления энергии, не может быть лишен возможности доказывать в установленном законом порядке соответствие эксплуатируемых им приборов (узлов) учета требованиям технической безопасности и коммерческой пригодности, предусмотренным законодательством об обеспечении единства измерения, что было ответчиком и сделано. Иные доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании норм материального права. При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда в соответствии с требованиями ст.330 ГПК РФ не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Промышленного районного суда г. Самары от 05.06.2023 года- оставить без изменения, апелляционную ТСН «ЖК АРГО 2» - без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |