Дело № 33-171/2024 (33-8970/2023)
В суде первой инстанции дело № 2-1498/2023 (УИД 27RS0002-01-2023-002534-73)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Гвоздева М. В.,
судей Галенко В. А., Сенченко П. В.,
при секретаре Шадрине Б. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 января 2024 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Грицких С.М. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании локального нормативного акта,
по апелляционной жалобе истца Грицких С. М. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 11 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Гвоздева М. В., объяснения истца Грицких С. М., представителя ответчика Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу – Ваганова Р. С., судебная коллегия
установила:
Грицких С. М. обратился в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее – УТ МВД России по ДФО) об оспаривании локального нормативного акта.
В обоснование заявленных требований указано, что Грицких С. М. проходит службу в УТ МВД России по ДФО в должности старшего эксперта экспертно – криминалистического центра, в звании майора полиции.
15 мая 2023 года ответчиком УТ МВД России по ДФО издан приказ № 239 «О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава УТ МВД России по ДФО, контролю за работой дежурных частей, подразделений и служб в дежурные сутки», которым утверждена Инструкция по организации деятельности дежурной смены и совместной оперативно-служебной деятельности суточного наряда УТ МВД России по ДФО при раскрытии преступлений (далее – Инструкция).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции в состав суточного наряда включается следственно – оперативная группа (далее – СОГ). В силу занимаемой должности истец включается в график суточного дежурства в составе СОГ в качестве специалиста по осмотру места происшествия.
Инструкция содержит отдельные положения, противоречащие приказу УТ МВД России по ДФО от 1 февраля 2021 года № 41, приказу МВД России от 1 февраля 2018 года № 50, Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Трудовому кодексу Российской Федерации, разъяснениям МВД России.
В соответствии с пунктами 3, 7, 9, 12 Инструкции сотрудникам, входящим в состав СОГ, установлен суточный режим несения службы с 8 часов 45 минут до 8 часов 45 минут следующих суток. С перерывом в течение служебного дня с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.
Вместе с тем, указанный перерыв фактически гарантированно не предоставляется, так как в случае получения информации о противоправных деяниях сотрудники СОГ обязаны выезжать на место происшествия в любое время, в том числе и во время перерыва. При учете служебного времени представитель нанимателя время перерыва не учитывает.
Ранее действовавшие нормативные акты ответчика не содержали правил о перерыве, поэтому все время несения дежурства учитывалось в качестве служебного.
Пункт 6 Инструкции устанавливает обязанность истца сообщать в дежурные сутки (во время дежурства) номер своего телефона для связи с дежурной частью, что не соответствует приказам МВД России от 29 апреля 2015 года № 495 дсп, от 15 ноября 2021 года № 809 дсп, возлагающими обязанность по обеспечению средствами связи на дежурную часть. Кроме того, в силу статьи 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Пунктом 12 Инструкции определено, что во время дежурства сотрудник осуществляет службу на рабочем месте с 8 часов 45 минут до 18 часов 00 минут по месту дислокации подразделения, а после 18 часов 00 минут до 8 часов 45 минут следующих суток местом несения службы определено место жительства сотрудника. Этим же пунктом Инструкции на сотрудника возложена обязанность организовывать бесперебойную работу телефонной связи во время несения службы, что не соответствует приказам МВД России от 29 апреля 2015 года № 495 дсп, от 15 ноября 2021 года № 809 дсп, статье 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Правила, установленные пунктами 12 – 15 Инструкции, позволяют ответчику признавать время несения службы в ходе дежурства по месту жительства сотрудника с 18 часов 00 минут до 8 часов 45 минут в качестве неслужебного.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истец просил суд признать недействующим с 1 июня 2023 года пункт 12 Инструкции в части установления перерыва в течение служебного дня с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, определения места службы сотрудника во время дежурства по месту его жительства с 18 часов 00 минут до 8 часов 45 минут следующих суток, возложения на сотрудника обязанности по обеспечению телефонной связи с дежурной частью УТ МВД России по ДФО.
Признать недействующими с 1 июня 2023 года пункты 6, 13, 14, 15 Инструкции.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 11 октября 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении; по мнению заявителя жалобы, оспариваемые положения нормативного акта противоречат Федеральному закону от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Трудовому кодексу Российской Федерации, приказам МВД России от 29 апреля 2015 года № 495 дсп, от 15 ноября 2021 года № 890 дсп, приказу МВД России от 1 февраля 2018 года № 50, приказу УТ МВД России по ДФО от 1 февраля 2021 года № 41.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец проходит службу в УТ МВД России по ДФО в должности старшего эксперта экспертно – криминалистического центра, в звании майора полиции.
Приказом УТ МВД России по ДФО от 15 мая 2023 года № 239 «О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава УТ МВД России по ДФО, контролю за работой дежурных частей, подразделений и служб в дежурные сутки» утверждена Инструкция по организации деятельности дежурной смены и совместной оперативно-служебной деятельности суточного наряда УТ МВД России по ДФО при раскрытии преступлений (далее – Инструкция) (л. д. 135 – 137, 145 – 147 том 1).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции в состав суточного наряда включается следственно – оперативная группа (далее – СОГ).
В силу занимаемой должности истец периодически подлежит включению в график суточного дежурства в составе СОГ в качестве специалиста по осмотру мест происшествия.
Пунктами 3, 7, 9, 12 Инструкции сотрудникам, входящим в состав СОГ, установлен суточный режим несения службы с 8 часов 45 минут до 8 часов 45 минут следующих суток, с перерывом в течение служебного дня с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.
Пункт 6 Инструкции устанавливает обязанность сотрудника сообщать в дежурные сутки (во время дежурства) номер своего телефона для связи с дежурной частью.
Пунктом 12 Инструкции определено, что во время дежурства сотрудник осуществляет службу на рабочем месте с 8 часов 45 минут до 18 часов 00 минут по месту дислокации подразделения, а после 18 часов 00 минут до 8 часов 45 минут следующих суток местом несения службы определено место жительства сотрудника. Этим же пунктом Инструкции на сотрудника возложена обязанность организовывать бесперебойную работу телефонной связи во время несения службы.
По мнению истца, указанные положения Инструкции противоречат Федеральному закону от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Трудовому кодексу Российской Федерации, приказам МВД России от 29 апреля 2015 года № 495 дсп, от 15 ноября 2021 года № 890 дсп, приказу МВД России от 1 февраля 2018 года № 50, приказу УТ МВД России по ДФО от 1 февраля 2021 года № 41.
Приказом УТ МВД России по ДФО от 19 сентября 2023 года № 483 внесены изменения в приказ УТ МВД России по ДФО от 15 мая 2023 года «О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава УТ МВД России по ДФО, контролю за работой дежурных частей, подразделений и служб в дежурные сутки», согласно которым пункт 12 Инструкции изложен в следующей редакции: «несение службы в составе дежурной СОГ осуществляется ежесуточно с 09 часов 00 минут до 09 часов 00 минут следующих суток в соответствии с графиком дежурства суточного наряда. Краткосрочные перерывы для приема пищи и отдыха установлены с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, с 01 часа 00 минут до 04 часов 00 минут. На сотрудников дежурной СОГ возложены обязанности по обеспечению телефонной связи с дежурной частью. Место нахождения сотрудников СОГ во время дежурства установлено по месту дислокации структурного подразделения. Убытие сотрудников с рабочего места во время дежурства допускается по согласованию с ответственным по руководству. Пункты 13, 14? 15 Инструкции отменены (л. д. 161, 162 том 1).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемые положения Инструкции, утвержденной приказом УТ МВД России по ДФО от 15 мая 2023 года № 239 «О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава УТ МВД России по ДФО, контролю за работой дежурных частей, подразделений и служб в дежурные сутки», не противоречат требованиям действующего федерального законодательства и подзаконным нормативно–правовым актам Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Судебная коллегия с указанными выводами районного суда согласна.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работодатели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе принимать локальные нормативные акты.
На основании части 1 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении, в том числе, следующего положения: обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Аналогичная норма предусмотрена в подпункте «б» пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 года № 7-П, определения от 21 декабря 2004 года № 460-О, от 16 апреля 2009 года № 566-О-О, от 25 ноября 2010 года 1547-О-О).
Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении в том числе следующего положения: обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Оспариваемой Инструкцией установлены правила внутреннего служебного распорядка территориального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, что соответствует положениям Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
Поскольку данная Инструкция является локальным нормативным документом, принятым территориальным органом исполнительной власти в пределах компетенции и выражающим волю работодателя (представителя нанимателя), а также принимая во внимание, что Инструкция не ухудшает положение истца по сравнению с правилами, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, не нарушает права истца, судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит необоснованными доводы жалобы истца о нарушении его трудовых прав.
Доводы жалобы являлись предметом разбирательства суда первой инстанции при рассмотрении дела по существу, им дана правильная юридическая оценка, с которой судебная коллегия согласна. Основания для иной оценки доказательств и обстоятельств, установленных районным судом, отсутствуют.
Иных доводов, имеющих правовое значение и нуждающихся в проверке, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного постановления независимо от доводов жалобы, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Таким образом, решение районного суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 11 октября 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Грицких С.М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи