ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-149/2021 от 01.02.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2 -149/2021 Председательствующий – судья Шпырко Н.О.

32RS0029-01-2021-000149-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-262/2022(3884/2021)

гор. Брянск 01 февраля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Петраковой Н.П.,

судей областного суда Ильюхиной О.Г., Сокова А.В.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

при секретаре Пешей Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратура Суземского района Брянской области на решение Суземского районного суда Брянской области от 14 сентября 2021 года по иску прокуратуры Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области» к ФИО2 и Холмечскому сельскому Совету народных депутатов о признании недействительными распоряжений главы Холмечского сельского поселения ФИО1 о выплате себе премии, признании недействительным решения Холмечского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, признании частично недействительным решения Холмческого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и о взыскании с ФИО2 в доход бюджета МО «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области» суммы незаконно полученных премий.

Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения прокурора, возражения ФИО2 и представителя Холмечской сельской администрации Суземского района Брянской области ФИО8, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в сентябре-октябре 2020 года в части выплаты премий и иных стимулирующих выплат главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года - сентябрь 2020 года установлено неправомерное расходование средств бюджета Холмечского сельского поселения Суземского муниципального района Брянской области на общую сумму 17 642 рублей 60 копеек, чем нарушены интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, так как указанные денежные средства могли быть использованы на решение вопросов местного значения. По данным фактам Главе Холмечского сельского поселения ФИО2 вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого Холмечским сельским Советом народных депутатов принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «О правомерности выплат премий главе Холмечского Сельского поселения за октябрь 2019 года – сентябрь 2020 года». На указанное решение прокуратурой Суземского района принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ, оставленный Холмечским сельским поселением без удовлетворения.

В связи с этим, истец с учетом уточнений к иску просил суд признать недействительными следующие распоряжения главы Холмечского сельского поселения ФИО1 о выплате себе премии о выплате себе премии ежемесячно в размере 25 процентов должностного оклада: -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, решение Холмечского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года-сентябрь 2020 года»; подпункт 3 пункта 1 решения Холмечского сельского Совета народных депутатов от 18.10.2019 года «Об установлении ежемесячных дополнительных выплат главе Холмечского сельского поселения» по результатам работы в размере 25% должностного оклада; взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области» сумму незаконно полученных премий в размере 17 642 рублей 60 копеек.

Решением Суземского районного суда Брянской области от 14 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокуратура Суземского района Брянской области просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что решение суда принято с нарушением норм материального законодательства.

Представитель Холмечского сельского Совета народных депутатов, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, судебная коллегия на основании ст.167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Согласно ч.4.1, ч.5 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии с п.2 ст.10 Закона Брянской области от 12.08.2008 № 69-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области» размер и порядок выплаты ежемесячного денежного содержания главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов гражданского дела, в соответствии со ст.29 Устава муниципального образования «Холмечского сельское поселение» в новой редакции Глава Холмечского сельского поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения в соответствии с настоящим уставом исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов, а также возглавляет сельскую администрацию и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.

Установлено, что решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от 3.10.2019г. главой Холмечского сельского поселения, исполняющего полномочия председателя Холмечского сельского Совета народных депутатов, а также возглавляющего Холмечскую сельскую администрацию на принципах единоначалия, утверждена ФИО2.

В 2019 и за 9 месяцев 2020 года выплата ежемесячной премии в размере 25 процентов ежемесячно ФИО2 производилась на основании распоряжений главы Холмечской сельской администрации (то есть самой ФИО2): -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от 18.01.2020г., -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Общий размер выплаченных премий ФИО2 в указанный период составил 17 642 рублей 60 копеек.

Основанием выплаты премий в распоряжениях значится положение о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденное распоряжением Холмечской сельской администрации от 16.07.2019г. -р.

При этом, положение о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденное распоряжением Холмечской сельской администрации от 16.07.2019г. -р, суду не представлено.

Согласно отзыва на исковые требования, подписанного ФИО2 в качестве главы Холмечского сельского поселения, премия в указанные периоды времени выплачивалась ей фактически на основании Положения о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденного распоряжением Холмечской сельской администрации от 16.07.2019г. -р.

Однако, как следует из Положения о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденного распоряжением Холмечской сельской администрации от 16.07.2019г. -р, оно распространяется на работников Холмечской сельской администрации.

При этом, из материалов дела следует, что решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе муниципального образования «Холмечское сельское поселение».

Согласно п.2.4.1, п.п. «г» п.2.5.1 Положения, премии за выполнение особо важных заданий выплачиваются в соответствии с положением, утверждаемым нормативно-правовым актом Холмечского сельского Совета народных депутатов, с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, исполнения должностной инструкции. При формировании фонда оплаты труда выборного должностного лица сверх сумм средств, направленных для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты в расчете на год премий за выполнение особо важных и сложных заданий в размере трех должностных окладов.

Подпунктом 3 пункта 1 решения Холмечского сельского Совета народных депутатов от 18.10.2019 года «Об установлении ежемесячных дополнительных выплат главе Холмечского сельского поселения» главе поселения установлена ежемесячная премия по результатам работы в размере 25% должностного оклада за выполнение текущих планов работы и при отсутствии невыполнения своих должностных обязанностей, упущений в работе, нарушения трудовой дисциплины, а также действий, повлекших нарушения действующего законодательства.

Порядок выплаты данных премий указанными актами установлен не был.

Пунктами 3, 6, 7 Положения о премировании выборного должностного лица органов местного самоуправления Холмечского сельского поселения Суземского района, утвержденного решением Холмечского сельского Совета народных депутатов №4-39 от 15 июля 2020 года, установлено, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается ежемесячно в размере 25 % должностного оклада выборного должностного лица в пределах фонда оплаты труда при исполнении данным лицом определенных показателей в работе на основании распоряжения главы администрации Холмечского сельского поселения.

1.10.2020г. прокурором Суземского района Брянской области председателю Холмечского сельского Совета народных депутатов ФИО2 направлено представление о нарушении главой Холмечской сельской администрации, занимающего должности председателя Холмечского сельского Совета народных депутатов и главы Холмечского сельского поселения требований законодательства о противодействии коррупции, о местном самоуправлении и гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, выразившемся в принятии решений о выплате премий самому себе.

В ответ на представление прокурора Решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от 12.11.2020г. «О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года - сентябрь 2020г.» премии в размере 25 процентов, выплаченные в спорный период главе Холмечской сельской администрации ФИО2, были признаны правомерными.

На указанное решение прокурором Суземского района в адрес Холмечского сельского Совета народных депутатов был принесен протест, оставленный без удовлетворения.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу в том, что распоряжения о выплате премии самой себе выносились ФИО2 в соответствии с действующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Судебная коллеги не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовой статус главы местной администрации определен статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В силу части 6.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области определены Уставом муниципального образования Холмечское сельское поселение.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Холмечского сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования – Холмечский сельский Совет народных депутатов; глава Холмечского сельского поселения; местная администрация – Холмечская сельская администрация; контрольно-счетный орган поселения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов муниципального образования.

Поскольку выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий главе муниципального образования является по своей природе поощрительной выплатой, ФИО2 не вправе была давать оценку своей деятельности для применения указанных поощрительных мер и принимать решения о назначении премий самой себе.

Исходя из общих принципов самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу в том, что вопрос о премировании ФИО2 мог быть разрешен только представительным органом муниципального образования с учетом оценки ее деятельности и результатов работы.

Наделение главы администрации Холмечского сельского поселения правом принятия решения о выплате указанных ежемесячных премий самому себе решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку противоречит приведенным требованиям законодательства о противодействии коррупции, о местном самоуправлении и гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Таким образом, принятие ФИО2 распоряжений о премировании самой себя по указанным основаниям является не законным.

С учетом изложенных выводов судебной коллегии нельзя признать законным Решение Холмечского сельского Совета народных депутатов от 12.11.2020г. «О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года - сентябрь 2020г.», поскольку данное решение фактически признает законными неправомерные действия главы местного самоуправления.

В подтверждение требований прокурора о признании незаконным решения Холмечского сельского Совета народных депутатов от 18.10.2019 года «Об установлении ежемесячных дополнительных выплат главе Холмечского сельского поселения» в части установления ежемесячной премии (подпункт 3 пункта 1 решения) по результатам работы в размере 25 % от должностного оклада, правового обоснования не представлено. Оспариваемое решение принято в соответствии с полномочиями Совета, нарушений требований действующего законодательства при издании данного правового акта не установлено.

В связи с чем, данное требование подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах дела, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Суземского района Брянской области.

Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Суземского районного суда Брянской области от 14 сентября 2021 года отменить.

Постановить новое решение, которым исковые требования прокуратуры Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области» – удовлетворить частично.

Признать недействительными распоряжения главы Холмечского сельского поселения ФИО1 о выплате себе премии о выплате себе премии ежемесячно в размере 25 процентов должностного оклада: -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, решение Холмечского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года-сентябрь 2020 года».

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области» сумму незаконно полученных премий в размере 17 642 рублей 60 копеек и государственную пошлину в размере 705 рублей 70 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

В окончательной форме определение изготовлено 8 февраля 2022 года.

Председательствующий Н.П. Петракова

Судьи О.Г. Ильюхина

А.В. Соков

Дело № 2 -149/2021 Председательствующий – судья Шпырко Н.О.

32RS0029-01-2021-000149-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-262/2022(3884/2021)

гор. Брянск 01 февраля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Петраковой Н.П.,

судей областного суда Ильюхиной О.Г., Сокова А.В.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

при секретаре Пешей Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратура <адрес> на решение Суземского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокуратуры <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района <адрес>» к ФИО2 и Холмечскому сельскому Совету народных депутатов о признании недействительными распоряжений главы Холмечского сельского поселения ФИО1 о выплате себе премии, признании недействительным решения Холмечского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, признании частично недействительным решения Холмческого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и о взыскании с ФИО2 в доход бюджета МО «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области» суммы незаконно полученных премий.

Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения прокурора, возражения ФИО2 и представителя Холмечской сельской администрации Суземского района Брянской области ФИО8, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в сентябре-октябре 2020 года в части выплаты премий и иных стимулирующих выплат главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года - сентябрь 2020 года установлено неправомерное расходование средств бюджета Холмечского сельского поселения Суземского муниципального района Брянской области на общую сумму 17 642 рублей 60 копеек, чем нарушены интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, так как указанные денежные средства могли быть использованы на решение вопросов местного значения. По данным фактам Главе Холмечского сельского поселения ФИО2 вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого Холмечским сельским Советом народных депутатов принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «О правомерности выплат премий главе Холмечского Сельского поселения за октябрь 2019 года – сентябрь 2020 года». На указанное решение прокуратурой Суземского района принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ, оставленный Холмечским сельским поселением без удовлетворения.

В связи с этим, истец с учетом уточнений к иску просил суд признать недействительными следующие распоряжения главы Холмечского сельского поселения ФИО1 о выплате себе премии о выплате себе премии ежемесячно в размере 25 процентов должностного оклада: -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, решение Холмечского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года-сентябрь 2020 года»; подпункт 3 пункта 1 решения Холмечского сельского Совета народных депутатов от 18.10.2019 года «Об установлении ежемесячных дополнительных выплат главе Холмечского сельского поселения» по результатам работы в размере 25% должностного оклада; взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области» сумму незаконно полученных премий в размере 17 642 рублей 60 копеек.

Решением Суземского районного суда Брянской области от 14 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокуратура Суземского района Брянской области просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что решение суда принято с нарушением норм материального законодательства.

Представитель Холмечского сельского Совета народных депутатов, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, судебная коллегия на основании ст.167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Согласно ч.4.1, ч.5 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии с п.2 ст.10 Закона Брянской области от 12.08.2008 № 69-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области» размер и порядок выплаты ежемесячного денежного содержания главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов гражданского дела, в соответствии со ст.29 Устава муниципального образования «Холмечского сельское поселение» в новой редакции Глава Холмечского сельского поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения в соответствии с настоящим уставом исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов, а также возглавляет сельскую администрацию и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.

Установлено, что решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от 3.10.2019г. главой Холмечского сельского поселения, исполняющего полномочия председателя Холмечского сельского Совета народных депутатов, а также возглавляющего Холмечскую сельскую администрацию на принципах единоначалия, утверждена ФИО2.

В 2019 и за 9 месяцев 2020 года выплата ежемесячной премии в размере 25 процентов ежемесячно ФИО2 производилась на основании распоряжений главы Холмечской сельской администрации (то есть самой ФИО2): -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от 18.01.2020г., -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Общий размер выплаченных премий ФИО2 в указанный период составил 17 642 рублей 60 копеек.

Основанием выплаты премий в распоряжениях значится положение о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденное распоряжением Холмечской сельской администрации от 16.07.2019г. -р.

При этом, положение о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденное распоряжением Холмечской сельской администрации от 16.07.2019г. -р, суду не представлено.

Согласно отзыва на исковые требования, подписанного ФИО2 в качестве главы Холмечского сельского поселения, премия в указанные периоды времени выплачивалась ей фактически на основании Положения о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденного распоряжением Холмечской сельской администрации от 16.07.2019г. -р.

Однако, как следует из Положения о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденного распоряжением Холмечской сельской администрации от 16.07.2019г. -р, оно распространяется на работников Холмечской сельской администрации.

При этом, из материалов дела следует, что решением Холмечского сельского Совета народных депутатов №3-87 от 15 июля 2019 года утверждено Положение об оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе муниципального образования «Холмечское сельское поселение».

Согласно п.2.4.1, п.п. «г» п.2.5.1 Положения, премии за выполнение особо важных заданий выплачиваются в соответствии с положением, утверждаемым нормативно-правовым актом Холмечского сельского Совета народных депутатов, с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, исполнения должностной инструкции. При формировании фонда оплаты труда выборного должностного лица сверх сумм средств, направленных для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты в расчете на год премий за выполнение особо важных и сложных заданий в размере трех должностных окладов.

Подпунктом 3 пункта 1 решения Холмечского сельского Совета народных депутатов от 18.10.2019 года №4-11 «Об установлении ежемесячных дополнительных выплат главе Холмечского сельского поселения» главе поселения установлена ежемесячная премия по результатам работы в размере 25% должностного оклада за выполнение текущих планов работы и при отсутствии невыполнения своих должностных обязанностей, упущений в работе, нарушения трудовой дисциплины, а также действий, повлекших нарушения действующего законодательства.

Порядок выплаты данных премий указанными актами установлен не был.

Пунктами 3, 6, 7 Положения о премировании выборного должностного лица органов местного самоуправления Холмечского сельского поселения Суземского района, утвержденного решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается ежемесячно в размере 25 % должностного оклада выборного должностного лица в пределах фонда оплаты труда при исполнении данным лицом определенных показателей в работе на основании распоряжения главы администрации Холмечского сельского поселения.

1.10.2020г. прокурором Суземского района Брянской области председателю Холмечского сельского Совета народных депутатов ФИО2 направлено представление о нарушении главой Холмечской сельской администрации, занимающего должности председателя Холмечского сельского Совета народных депутатов и главы Холмечского сельского поселения требований законодательства о противодействии коррупции, о местном самоуправлении и гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, выразившемся в принятии решений о выплате премий самому себе.

В ответ на представление прокурора Решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от 12.11.2020г. «О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года - сентябрь 2020г.» премии в размере 25 процентов, выплаченные в спорный период главе Холмечской сельской администрации ФИО2, были признаны правомерными.

На указанное решение прокурором Суземского района в адрес Холмечского сельского Совета народных депутатов был принесен протест, оставленный без удовлетворения.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу в том, что распоряжения о выплате премии самой себе выносились ФИО2 в соответствии с действующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Судебная коллеги не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовой статус главы местной администрации определен статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В силу части 6.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области определены Уставом муниципального образования Холмечское сельское поселение.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Холмечского сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования – Холмечский сельский Совет народных депутатов; глава Холмечского сельского поселения; местная администрация – Холмечская сельская администрация; контрольно-счетный орган поселения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов муниципального образования.

Поскольку выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий главе муниципального образования является по своей природе поощрительной выплатой, ФИО2 не вправе была давать оценку своей деятельности для применения указанных поощрительных мер и принимать решения о назначении премий самой себе.

Исходя из общих принципов самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу в том, что вопрос о премировании ФИО2 мог быть разрешен только представительным органом муниципального образования с учетом оценки ее деятельности и результатов работы.

Наделение главы администрации Холмечского сельского поселения правом принятия решения о выплате указанных ежемесячных премий самому себе решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку противоречит приведенным требованиям законодательства о противодействии коррупции, о местном самоуправлении и гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Таким образом, принятие ФИО2 распоряжений о премировании самой себя по указанным основаниям является не законным.

С учетом изложенных выводов судебной коллегии нельзя признать законным Решение Холмечского сельского Совета народных депутатов №4-48 от 12.11.2020г. «О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года - сентябрь 2020г.», поскольку данное решение фактически признает законными неправомерные действия главы местного самоуправления.

В подтверждение требований прокурора о признании незаконным решения Холмечского сельского Совета народных депутатов от 18.10.2019 года №4-11 «Об установлении ежемесячных дополнительных выплат главе Холмечского сельского поселения» в части установления ежемесячной премии (подпункт 3 пункта 1 решения) по результатам работы в размере 25 % от должностного оклада, правового обоснования не представлено. Оспариваемое решение принято в соответствии с полномочиями Совета, нарушений требований действующего законодательства при издании данного правового акта не установлено.

В связи с чем, данное требование подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах дела, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Суземского района Брянской области.

Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Суземского районного суда Брянской области от 14 сентября 2021 года отменить.

Постановить новое решение, которым исковые требования прокуратуры Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области» – удовлетворить частично.

Признать недействительными распоряжения главы Холмечского сельского поселения ФИО1 о выплате себе премии о выплате себе премии ежемесячно в размере 25 процентов должностного оклада: -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, решение Холмечского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года-сентябрь 2020 года».

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района <адрес>» сумму незаконно полученных премий в размере 17 642 рублей 60 копеек и государственную пошлину в размере 705 рублей 70 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

В окончательной форме определение изготовлено 8 февраля 2022 года.

Председательствующий Н.П. Петракова

Судьи О.Г. Ильюхина

А.В. Соков