ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-14/2021 от 01.07.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-14/2021 судья Степанова Е.А. 2021 год

(№ 33-2441/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 июля 2021 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Климовой К.В. и Кубаревой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Худайбердиевым А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Пойменовой С.Н.

дело по апелляционным жалобам ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» и Министерства обороны Российской Федерации

на решение Центрального районного суда г. Твери от 04 февраля 2021 г., которым постановлено:

«Исковые требования Прищепы Д.В. к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании приказа военного комиссара Тверской области № 67 от 11 марта 2020 года о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора незаконным, взыскании единовременного денежного вознаграждения за 2018 год в размере ***** рублей, в счет единовременного денежного вознаграждения за 2019 год ***** рублей, в счет компенсации ущерба, причиненного при оплате времени вынужденного прогула без учета увеличения оклада истца за период с 26.11.2019 по 12.02.2020 ***** рублей ** копейки, за период с 01.10.2019 по 25.11.2019 **** рублей ** копеек, единовременное денежное вознаграждение за 2020 год **** рублей, в счет компенсации за неиспользованный отпуск ***** рубля ** копеек, компенсацию морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу истца индексацию оклада истца за период с 26.11.2019 по 12.02.2020 в размере **** рублей ** копеек, в счет компенсации за неиспользованный отпуск 58410 рублей 68 копеек, в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.

При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» перед истцом возложить на Министерство обороны РФ.

В удовлетворении требований истца о признании приказа военного комиссара Тверской области № 67 от 11 марта 2020 года о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора незаконным, взыскании единовременного денежного вознаграждения за 2018 год в размере ***** рублей, в счет единовременного денежного вознаграждения за 2019 год ***** рублей, в счет компенсации ущерба, причиненного при оплате времени вынужденного прогула без учета увеличения оклада истца за период с 01.10.2019 по 25.11.2019 **** рублей ** копеек, единовременное денежное вознаграждение за 2020 год **** рублей – отказать.

В удовлетворении требований истца к ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ» о признании приказа военного комиссара Тверской области № 67 от 11 марта 2020 года о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора незаконным, взыскании единовременного денежного вознаграждения за 2018 год в размере ***** рублей, в счет единовременного денежного вознаграждения за 2019 год ***** рублей, в счет компенсации ущерба, причиненного при оплате времени вынужденного прогула без учета увеличения оклада истца за период с 26.11.2019 по 12.02.2020 ***** рублей ** копейки, за период с 01.10.2019 по 25.11.2019 **** рублей ** копеек, единовременное денежное вознаграждение за 2020 год **** рублей, в счет компенсации за неиспользованный отпуск ***** рубля ** копеек, компенсацию морального вреда отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прищепа Д.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», работодатель, ответчик) и Министерству обороны РФ о признании незаконным приказа военного комиссара Тверской области от 11 марта 2020 г. № 67, о взыскании единовременного денежного вознаграждения за 2018 – 2020 г.г., ущерба, причиненного при оплате времени вынужденного прогула без учета увеличения оклада за период с 01 октября 2019 г. по 12 февраля 2020 г., компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда. Свои требования мотивирует тем, что он состоял в трудовых отношениях с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», занимая должность <данные изъяты><адрес> районов Тверской области, с которой был незаконно уволен 21 ноября 2018 г. Решением Центрального районного суда г. Твери от 11 февраля 2019 г. он был восстановлен на работе, в его пользу взыскан средний заработок за время вынужденного прогула за период с 22 ноября 2018 г. по 11 февраля 2019 г. Кроме того, признан незаконным приказ военного комиссара Тверской области от 23 октября 2018 г. № 279 о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Поскольку решение суда в части восстановления его на работе работодателем своевременно исполнено не было, то решениями суда от 08 августа 2019 г. и от 25 ноября 2019 г. в его пользу с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» взыскан средний заработок за время вынужденного прогула за период с 12 февраля 2019 г. по 25 ноября 2019 г. Только 08 февраля 2020 г. военным комиссаром Тверской области был издан приказ о восстановлении его на работе, который был им получен 12 февраля 2020 г. За период с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г. ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» выплатило ему средний заработок за время вынужденного прогула. Вместе с тем расчет среднего заработка за период вынужденного прогула рассчитан без учета Приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», согласно которому оклад по занимаемой им должности был увеличен на 11 % и стал составлять ***** руб. В случае своевременного исполнения решения суда о восстановлении на работе все причитающиеся ему выплаты с 01 октября 2019 г. должны были бы производиться исходя из должностного оклада в размере ***** руб. Следовательно, оплата вынужденного прогула за период с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г. должна была быть произведена работодателем с учетом произошедшего увеличения оклада по занимаемой им должности. Недоплата составила ***** руб. ** коп. Кроме того, работодатель должен был произвести перерасчет за период с 01 октября 2019 г. по 25 ноября 2019 г. оплаты вынужденного прогула. Приказом от 11 марта 2020 г. № 67 он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за непредставление документов, необходимых для оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Считает данный приказ незаконным, поскольку такие документы не были предоставлены им по уважительной причине: нахождение на лечении в период с 13 февраля 2020 г. по 27 февраля 2020 г., невыплата заработной платы за период с 08 августа 2019 г. по 17 марта 2020 г. и отсутствие денежных средств на оплату медицинских документов, необходимых для предоставления допуска, подача 28 февраля 2020 г. заявления об увольнении по собственному желанию и отпадении необходимости в оформлении соответствующего допуска, которое занимает не менее пяти дней. Приказом военного комиссара Тверской области от 13 марта 2020 г. № 44 он был уволен с занимаемой должности по собственному желанию. В день увольнения окончательный расчет работодатель не произвел. 17 марта 2020 г. денежные средства были выплачены не в полном объеме. Единовременные денежные вознаграждения за 2018 г. и 2019 г. соответственно в размере ***** руб. и ***** руб. на основании решения Центрального районного суда г. Твери от 11 февраля 2019 г. начислены и выплачены не были. В связи с отсутствием оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности в марте 2020 г. ему должно было быть выплачено единовременное денежное вознаграждение за 2020 г. (из расчета двух должностных окладов за январь-март 2020 г.). Также работодателем неверно рассчитана компенсация за неиспользованный отпуск (без учета изменения среднего заработка). Неправомерными действиями ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», выразившимися в длительном неисполнении решения суда о восстановлении на работе, необоснованном привлечении к дисциплинарной ответственности, несвоевременной выплате причитающихся денежных средств, ему причинены нравственные страдания. Просит признать незаконным приказ военного комиссара Тверской области от 11 марта 2020 г. № 67, взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» единовременное денежное вознаграждение за 2018 г. в размере ***** руб., единовременное денежное вознаграждение за 2019 г. в размере ***** руб., ущерб, причиненный при оплате времени вынужденного прогула без учета увеличения оклада, за период с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г. в размере ***** руб. ** коп. и за период с 01 октября 2019 г. по 25 ноября 2019 г. в размере **** руб. ** коп., единовременное денежное вознаграждение за 2020 г. в размере **** руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере ***** руб. ** коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам работодателя возложить на Министерство обороны РФ.

Определением суда от 06 августа 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Тверской области.

Определением суда от 04 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ.

В судебном заседании истец Прищепа Д.В. поддержал заявленные исковые требования.

Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Маленковская И.А. и Спиридонова Н.А. возражали по заявленным требованиям, пояснив, что у ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдена, какой-либо задолженности у работодателя перед истцом не имеется.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ и ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Тверской области просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания с военного комиссариата в пользу истца индексации оклада за период с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г. в размере **** руб. ** коп., компенсации за неиспользованный отпуск в размере ***** руб. ** коп. и морального вреда в размере 5000 руб., и принятии по делу в указанной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении данных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывается на то, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», вступившего в силу с 01 октября 2019 г., устанавливались новые размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и вводились новые условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации вместо ранее действовавшего приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», то есть должностные оклады (тарифные ставки) не индексировались (повышались), а устанавливались в фиксированном (абсолютном) размере (менялась система оплаты труда гражданского персонала). Соответственно, коэффициент индексации (1,066), рассчитанный судом, в данном случае не может применяться для индексации оклада. Кроме того, абсолютный размер среднего заработка Прищепы Д.В. за время вынужденного прогула в **** руб. ** коп., установленный вступившим в законную силу решением суда, в силу пунктов 16, 17 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, не подлежит повышению на коэффициент. Вопреки выводам суда расчет компенсации за неиспользованный отпуск произведен работодателем в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для взыскания с военного комиссариата морального вреда не имеется, поскольку отсутствует противоправность поведения и вина, причинно-следственная связь между действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

В апелляционной жалобе Министерства обороны РФ также ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы приводятся аналогичные доводы, которые указаны в апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».

В заседание суда апелляционной инстанции представителиМинистерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, Государственной инспекции труда в Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.При таких обстоятельствах судебная коллегия, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Спиридоновой Н.А., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, Прищепы Д.В., возражавшего по доводам жалоб, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что истец с 29 марта 2010 г. состоял в трудовых отношениях с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».

Приказом ВрИД военного комиссара Тверской области от 21 ноября 2018 г. № 200 Прищепа Д.В., <данные изъяты><адрес> районов Тверской области, уволен 21 ноября 2018 г. с занимаемой должности на основании пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 11 февраля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 апреля 2019 г., Прищепа Д.В. восстановлен на работе в должности <данные изъяты><адрес> районов Тверской области с 21 ноября 2018 г., с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Прищепы Д.В. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 22 ноября 2018 г. по 11 февраля 2019 г. в сумме ****** руб. ** коп. Решение в части восстановления на работе обращено к немедленному исполнению.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 08 августа 2019 г., вступившим в законную силу 17 октября 2019 г., с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Прищепы Д.В. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 12 февраля 2019 г. по 08 августа 2019 г. в размере ****** руб. ** коп.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 25 ноября 2019 г., вступившим в законную силу 03 марта 2020 г., с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Прищепы Д.В. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 09 августа 2019 г. по 25 ноября 2019 г. в размере ****** руб. ** коп.

06 февраля 2020 г. военным комиссаром Тверской области издан приказ № 20 (параграф 3), согласно которому приказ военного комиссара Тверской области от 21 ноября 2018 г. № 200 об увольнении Прищепы Д.В. признать незаконным. Восстановить Прищепу Д.В. в должности <данные изъяты> (<адрес> районов Тверской области) 22 ноября 2018 г. без права допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии с приказами Министра обороны РФ 2014 г. № 255 и 2016 г. № 515 установить и выплачивать с 22 ноября 2018 г.: - должностной оклад в сумме ***** руб. в месяц, на основании распоряжения Правительства РФ от 13 марта 2019 г. и указаниями Министра обороны РФ от 07 октября 2019 г. с 01 октября 2019 г. установить должностной оклад в сумме ***** руб. в месяц, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. с 01 октября 2019 г. установить должностной оклад в сумме ***** руб. в месяц. В связи с возбуждением уголовного дела в отношении Прищепы Д.В. по признакам преступлений, предусмотренных частью * статьи *** УК РФ, освободить Прищепу Д.В. от исполнения служебных обязанностей по должности <данные изъяты> (<адрес> районов Тверской области) 06 февраля 2020 г.

Приказом военного комиссара Тверской области от 08 февраля 2020 г. (по строевой части) № 22, параграф 3 приказа военного комиссара Тверской области от 06 февраля 2020 г. № 20 изложен в следующей редакции: 1. На основании решения Центрального районного суда г. Твери от 11 февраля 2019 г. приказ военного комиссара Тверской области от 21 ноября 2018 г. № 200 об увольнении Прищепы Д.В. отменить. 2. Восстановить Прищепу Д.В. в прежней должности <данные изъяты> (<адрес> районов Тверской области) с 22 ноября 2018 г. без права допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. 3. Прищепе Д.В. в день ознакомления с настоящим приказом заполнить и сдать начальнику строевого отделения бланк анкеты форма № 4, а также другие документы, предусмотренные порядком оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

С приказом от 08 февраля 2020 г. № 22 истец был ознакомлен 13 февраля 2020 г.

В период с 13 февраля 2020 г. по 27 февраля 2020 г. истец был временно нетрудоспособным.

Приказом военного комиссара Тверской области от 28 февраля 2020 г. № 55 на Прищепу Д.В. возложена обязанность представить в строевое отделение анкету установленного образца для проведения проверочных мероприятий до 16.00 час. 28 февраля 2020 г., справку медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, представить к исходу 03 марта 2020 г.

С приказом от 28 февраля 2020 г. № 55 истец был ознакомлен 28 февраля 2020 г.

Приказом военного комиссара Тверской области от 11 марта 2020 г. № 67 Прищепа Д.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за неисполнение пункта 3 приказа от 08 февраля 2020 г. № 22, неисполнение пункта 1 приказа от 28 февраля 2020 г. № 55, неисполнение абзацев 6-8 раздела II типового контракта (договора) с военным комиссаром Тверской области от 26 марта 2010 г. № 328 об оформлении допуска к государственной тайне, в части принятых на себя обязательств, неисполнение пункта 7.1 дополнительного соглашения от 01 декабря 2016 г. № 8 к трудовому договору от 29 марта 2010 г. № 88, неисполнение должностных обязанностей в части исполнения приказов военного комиссара Тверской области.

Приказом военного комиссара Тверской области от 13 марта 2020 г. № 44 Прищепа Д.В. уволен с занимаемой должности 13 марта 2020 г. по собственному желанию по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Также указанным приказом предусмотрено: выплатить денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период с 22 ноября 2018 г. по 13 марта 2020 г. за 16 месяцев по 2,33 дня в месяц за 37,28 календарных дней. Выплату среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 09 августа 2019 г. по 25 ноября 2019 г. в размере ****** руб. ** коп. по решению Центрального районного суда г. Твери от 25 ноября 2019 г. (дело ) произвести в соответствии со статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ. Произвести выплату среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 26 ноября 2019 г. по 08 февраля 2020 г. и с 09 февраля 2020 г. по 12 февраля 2020 г. В связи с фактическим неисполнением должностных обязанностей <данные изъяты> (<адрес> районов Тверской области) лишить Прищепу Д.В. стимулирующей надбавки за сложность, напряженность и специальны1й режим работы за февраль и март 2020 г. В связи с наличием неснятого дисциплинарного взыскания (приказ ВКТО от 11 марта 2020 г. № 67 объявлен «выговор») лишить Прищепу Д.В. ежемесячной премии по результатам работы за март 2020 г. в полном размере, единовременного денежного вознаграждения за 2020 г. в полном размере.

С приказом об увольнении истец ознакомлен 13 марта 2020 г.

В этот же день работодателем были начислены истцу денежные средства в том числе оплата вынужденного простоя за период с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г. в размере ****** руб. ** коп. исходя из среднего дневного заработка **** руб. ** коп.; компенсация за неиспользованный отпуск за 37,28 дней в размере ***** руб. ** коп.

Платежным поручением от 15 апреля 2020 г. № 536624 денежные средства в размере ****** руб. ** коп. были перечислены ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» на расчетный счет Прищепы Д.В.

Отказывая Прищепе Д.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа военного комиссара Тверской области от 11 марта 2020 г. № 67, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения истцом дисциплинарного проступка подтверждается имеющимися в деле доказательствами, и, соответственно, у ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора; порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности работодателем соблюден.

Отказывая Прищепе Д.В. в удовлетворении исковых требований о взыскании единовременного денежного вознаграждения за 2018 г. в размере ***** руб., единовременного денежного вознаграждения за 2019 г. в размере ***** руб. и единовременного денежного вознаграждения за 2020 г. в размере **** руб., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Приказов Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255 и от 18 сентября 2019 г. № 545, Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 г. № 583, проанализировав условия коллективного договора на 2017-2019 г.г., пришел к выводу о том, что единовременное денежное вознаграждение по итогам года не является гарантированной выплатой обязательного характера, размер вознаграждения зависит от усмотрения руководителя и не может быть определен по усмотрению суда.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, причиненного при оплате времени вынужденного прогула без учета увеличения оклада, за период с 01 октября 2019 г. по 25 ноября 2019 г. в размере 9155 руб. 99 коп., суд первой инстанции исходил из того, что указанные требования фактически направлены на изменение размера среднего заработка ранее установленного вступившим в законную силу решением суда.

Поскольку в части отказа истцу в удовлетворении указанных выше исковых требований решение суда сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалоб ответчиков. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса РФ недопустимо.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с решением суда в части взыскания в пользу истца индексации оклада за период с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г. в размере **** руб. ** коп., компенсации за неиспользованный отпуск в размере ***** руб. ** коп. и компенсации морального вреда в размере 5000 руб.

Рассматривая исковые требования Прищепы Д.В. о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» ущерба, причиненного при оплате времени вынужденного прогула без увеличения оклада за период с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г., суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 16 и 17 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, и установив, что Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 с 01 октября 2019 г. был увеличен размер должностного оклада по занимаемой истцом должности, однако средний заработок, определенный работодателем для оплаты времени вынужденного прогула за период с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г., исчислен без учета указанного повышения, пришел к выводу о том, что имеются правовые основания для взыскания в пользу истца индексации оклада за спорный период в размере **** руб. ** коп.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.

Статьей 139 Трудового кодекса РФ установлено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных указанным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (пункт 4 Положения).

В силу пункта 9 Положения средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Пунктом 16 Положения предусмотрено, что при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:

если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;

если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

В случае если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

Согласно пункту 17 Положения средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение.

При этом в отношении выплат, установленных в фиксированном размере и в абсолютном размере, действует порядок, установленный пунктом 16 настоящего Положения.

Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» с 01 октября 2019 г. были установлены новые размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Представителем ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» не оспаривается то обстоятельство, что размеры новых должностных окладов (тарифные ставки), установленные всему гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с 01 октября 2019 г., по сравнению с ранее установленными им окладами (ставками) были увеличены.

Судом установлено, и указанное обстоятельство не оспаривается стороной ответчика, что должностной оклад по занимаемой истцом должности до его увольнения составлял ***** руб.; должностной оклад по занимаемой истцом должности (<данные изъяты>) на основании Приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 с 01 октября 2019 г. составил ***** руб. Средний заработок, определенный работодателем для оплаты времени вынужденного прогула с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г., не был скорректирован работодателем с учетом положений пункта 17 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Принимая во внимание, что за время вынужденного прогула во всех организациях Вооруженных Сил Российской Федерации произошло повышение должностных окладов (тарифных ставок) всем работникам, однако, начисление оплаты вынужденного прогула было произведено работодателем без учета данного повышения, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у работодателя перед истцом задолженности по оплате времени вынужденного прогула (индексации оклада).

Произведенный судом расчет корректировки среднего заработка, определенного для оплаты времени вынужденного прогула с 26 ноября 2019 г. по 12 февраля 2020 г., является верным. Средний заработок, начисленный истцу за указанный спорный период, был повышен судом на коэффициент, рассчитанный путем деления должностного оклада, установленного истцу с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на должностной оклад, установленный ему в расчетном периоде, что соответствует требованиям пункта 17 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Вопреки доводам апелляционных жалоб средний дневной заработок, исчисленный работодателем для оплаты времени вынужденного прогула, не является выплатой, установленной в абсолютном или фиксированном размере. При начислении и выплате истцу среднего заработка за период вынужденного прогула, который не был предметом судебного разбирательства, работодатель обязан был руководствоваться Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, в том числе и пунктом 17 данного Положения.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда в указанной части по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционных жалоб о незаконности решения суда в части взыскания в пользу истца компенсации за неиспользованный отпуск в размере ***** руб. ** коп.

Рассматривая исковые требования Прищепы Д.В. о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» компенсации за неиспользованный отпуск и взыскивая в пользу истца ***** руб. ** коп., суд первой инстанции исходил из того, что при исчислении компенсации за неиспользованные дни отпуска в расчет должен быть взят средний дневной заработок в размере **** руб. ** коп., определенный вступившим в законную силу решением суда, и который должен быть умножен на 37,28 дней неиспользованного отпуска.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В силу действующего законодательства исчисление среднего дневного заработка для оплаты времени вынужденного прогула отличается от исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления сумма заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (пункт 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

Средний дневной заработок для компенсации неиспользованного отпуска исчисляется путем деления фактической заработной платы работника за последние 12 календарных месяцев на 12 и 29,3. В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце (часть 4 статьи 139 Трудового кодекса РФ, пункты 4 и 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

Согласно пункту 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации; работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д.

В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному (пункт 6 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

С учетом указанных выше норм, регулирующих порядок исчисления средней заработной платы, расчетным периодом для расчета среднего дневного заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, принимая во внимание, что истец был уволен 13 марта 2020 г., является период с 01 марта 2019 г. по 29 февраля 2020 г.

Из материалов дела видно, что период с 01 марта 2019 г. по 12 февраля 2020 г. являлся для истца периодом вынужденного прогула; в период с 13 февраля 2020 г. по 27 февраля 2020 г. истец был временно нетрудоспособным; с 28 февраля 2020 г. истец приступил к исполнению служебных обязанностей по должности военного комиссара и за один рабочий день ему была начислена заработная плата в размере **** руб. ** коп. При этом заработная плата была начислена исходя из должностного оклада ***** руб., то есть с учетом должностного оклада, установленного Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545.

Принимая во внимание, что в расчетном периоде истцу начислялась заработная плата, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания при исчислении компенсации за неиспользованные дни отпуска принимать во внимание средний дневной заработок, определенный решением Центрального районного суда г. Твери от 11 февраля 2019 г. за другой расчетный период.

С учетом положений пункта 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, средний дневной заработок Прищепы Д.В. для выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска составляет 562 руб. 48 коп. (1136 руб. 21 коп. (сумма фактически начисленной заработной платы за расчетный период) : (29,3 (среднемесячное число календарных дней) : 29 (количество календарных дней в феврале 2020 г.) х 2 (количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное истцом в феврале 2020 г.))

Неиспользованные дни отпуска составляют – 37,28. Указанное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Таким образом, Прищепе Д.В. при увольнении подлежала выплате компенсация за неиспользованный отпуск за 37,28 дней в сумме ***** руб. ** коп. (*** руб. ** коп. х 37,28).

Из материалов дела следует, что ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» выплатило истцу в качестве компенсации за неиспользованный отпуск сумму в размере ***** руб. ** коп. Указанное обстоятельство подтверждается расчетным листком за март 2020 г., реестром от 13 марта 2020 г. № 52 (л.д. 122, 130 т. 1).

С учетом изложенного оснований для взыскания в пользу Прищепы Д.В. компенсации за неиспользованный отпуск у суда первой инстанции не имелось, поскольку какой-либо задолженности у работодателя перед истцом по указанной выплате не имелось, компенсация за неиспользованный отпуск была начислена и выплачена истцу в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Прищепы Д.В. в счет компенсации за неиспользованный отпуск ***** руб. ** коп. нельзя признать законным и обоснованным, оно в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в данных исковых требованиях.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что поскольку Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Таким образом, в силу действующего трудового законодательства основанием для взыскания в пользу работника компенсации морального вреда является установление факта нарушения его трудовых прав работодателем.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» начислил и выплатил Прищепе Д.В. оплату времени вынужденного прогула без учета увеличения оклада, что свидетельствует о нарушении трудовых прав Прищепы Д.В.

Кроме того, истец в качестве оснований причинения ему нравственных страданий указывал на неправомерность бездействия работодателя, выразившееся в длительном (с 27 ноября 2019 г. по 13 февраля 2020 г.) неисполнении вступившего в законную силу решения суда о восстановлении его на работе.

Принимая во внимание, что трудовые права истца были нарушены работодателем, то суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определен судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, отвечает требованиям разумности и справедливости.

Размер взысканной компенсации морального вреда в апелляционных жалобах не оспаривается.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, вопреки доводам апелляционных жалоб, не имеется.

Иных доводов о несогласии с решением суда апелляционные жалобы не содержат.

Существенных нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционные жалобы ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» и Министерства обороны РФ удовлетворить частично.

Решение Центрального районного суда г. Твери от 04 февраля 2021 г. в части взыскания с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Прищепы Д.В. компенсации за неиспользованный отпуск в размере ***** руб. 68 коп. отменить, принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Твери от 04 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» и Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н.Пойменова

Судьи Т.В.Кубарева

К.В.Климова

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 09 июля 2021 г.