ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-14/2021 от 15.12.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Лазарева Н.В. Гр. дело № 33-12730/2021

(Гр. дело № 2-14/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Маркина А.В.

судей – Маликовой Т.А., Дудовой Е.И.

при помощнике - ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО3 на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 14 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Обязать ФИО2 осуществить снос самовольного строения - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым по <адрес> обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний магистрального газопровода»,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А.,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Газпром трансгаз Самара» обратилось в суд с иском к ФИО2 об устранении нарушений путем сноса самовольного строения, указав, что в эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Самара» находится опасный производственный объект - магистральный газопровод <адрес> (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2). На ООО «Газпром трансгаз Самара», как на владельца и эксплуатирующую организацию, возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах системы газоснабжения, в том числе в отношении указанного выше магистрального газопровода. В рамках проведения контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в части соблюдения требований о минимальных расстояниях от опасного производственного объекта, обществом на территории <адрес> выявлен факт возведения ответчиком здания на земельном участке, расположенном по <адрес> Собственником данного земельного участка является ответчик. Возведение зданий и строений в пределах минимальных расстояний до магистральных газопроводов является нарушением требований законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности, земельного законодательства, а также законодательства, регулирующего деятельность федеральной системы газоснабжения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ФИО2 осуществить снос самовольного строения - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым по <адрес> обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний магистрального газопровода.

В апелляционной жалобе ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО3 просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение. Указывает, что на момент приобретения земельного участка им были изучены правоустанавливающие документы продавца о том, что данный земельный участок находится в зоне с особыми территориальными условиям и имеет ряд ограничения для использования ему известно не было. Земельный участок приобретен и используется по назначению.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19.05.2021 г. решение Ставропольского районного суда Самарской области от 14.12.2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска ООО «Газпром трансгаз Самара» к ФИО2 об устранении нарушений, путем сноса самовольного строения – отказано.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19.05.2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Самарский областной суд.

При новом апелляционном рассмотрении в заседании судебной коллегии представитель ФИО2 – ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Считает, что охранные зоны не установлены в установленном порядке, о расположении жилого дома в минимальных расстояниях ФИО2 не было и не могло быть известно.

Представитель ООО «Газпром трансгаз Самара» ФИО4 против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В силу ст. 330 ГПК РФ, Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ч.1 ст.55.32 Градостроительного кодекса РФ, снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п. 1).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п. 2).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3).

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (п. 3.1).

Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: 1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; 2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта. Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года. Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4).

В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (п. 1).

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (п. 2).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, права всех собственников подлежат судебной защите равным образом (п. 1).

Применяя статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее. Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки (п. 22).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (п. 1).

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (п. 2).

Согласно ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 г. утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Пунктом 26 Перечня предусмотрено, что применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» подлежит, в том числе, п. 7.7. СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», включающий в себя таблицу 4, регламентирующую минимально допустимые расстояния от оси трубопроводов до объектов, зданий, сооружений.

Определение территории, входящей в границы минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, до установления этой зоны в порядке, установленном статьей 106 Земельного кодекса, осуществляется с учетом положений СНиПа 2.05.06-85*, границы минимальных расстояний исходя из установленных судом обстоятельств могут определяться по Правилам N 9 и СНиПом 2.05.06-85* (статья 26 Закона № 342-ФЗ).

В силу пункта 7.15 СНиПа 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

Так, границы зоны минимальных расстояний (ГМР) в соответствии с СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» для указанного магистрального газопровода составляют 350 м. от оси с каждой стороны до земельных участков, используемых для индивидуального жилищного строительства, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, дачных поселков и т.д.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Из материалов дела следует, что в эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Самара», находится магистральный газопровод <адрес> (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см кв.), являющийся частью Федеральной системы газоснабжения согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относящийся к категории опасных производственных объектов (ОПО).

Основанием эксплуатации истцом указанного газопровода является Договор аренды имущества от 30.11.2019 г., согласно которому арендодатель - ПАО «Газпром» - предоставляет арендатору ООО «Газпром трансгаз Самара» за плату во временное владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности имущество согласно прилагаемому перечню имущества.

Согласно п. 4.4.2 договора, арендатор обязался использовать арендованное имущество исключительно по прямому назначению, согласно целям, предусмотренным настоящим договором, в соответствии с правилами технической эксплуатации и содержать указанное имущество в полной исправности. Соблюдать технические и иные требования, предъявляемые к пользованию имуществом, арендуемым по настоящему договору, в соответствии с нормами эксплуатации.

В Приложении к указанному договору - перечне имущества ПАО «Газпром», введенного в эксплуатацию до 01.01.2002 г., передаваемого в аренду, за указан магистральный газопровод <адрес>.

На общество, как на владельца и эксплуатирующую ОПО организацию, возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах системы газоснабжения, в том числе в отношении указанного выше магистрального газопровода.

ООО «Газпром трансгаз Самара» имеет лицензию от 26.02.2014 г. на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III, классов опасности.

Согласно свидетельству о регистрации выданному ООО «Газпром трансгаз Самара», опасные производственные объекты, эксплуатируемые истцом, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.

Одним из указанных объектов является «Участок магистрального газопровода <адрес> линейного производственного управления магистральных газопроводов», peг. . В состав указанного участка магистрального газопровода <адрес> линейного производственного управления магистральных газопроводов входит магистральный газопровод <адрес>.

Согласно приказу от 16.09.2009 г., земельный участок с кадастровым номером включен в границы <адрес> с переводом данного земельного участка из категории сельхоз назначения в категорию земель населенных пунктов. Установлен вид разрешенного использования под малоэтажное жилищное строительство.

ФИО2 с 4.03.2013г. на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка по <адрес>

Из письма Министерства строительства Самарской области от 02.12.2020 г. следует, что согласно генеральному плану, утвержденному решением Собрания представителей <адрес> от 10.12.2013 г. , земельный участок с кадастровым расположен в границах населенного пункта <адрес> в жилой зоне градостроительного использования.

Из материалов дела следует, что в течение 2014-2019 г.г. ФИО2 на указанном участке возведен жилой дом, площадью 45,4 кв.м.

Объект ответчика располагается на расстоянии 272-278м от магистрального газопровода, при том, что таблицей 4 предусмотрены минимальные расстояния до указанного магистрального газопровода не менее 350 м.

Соответственно, при строительстве жилого дома ответчиком нарушены положения СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 30.031985 (в настоящее время - актуализированная редакция СП 36.13330.2012), при установленном запрете построен объект в минимальных расстояниях от оси магистрального трубопровода.

19.08.2016 г. представителями Тольяттинского ЛПУМГ – филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» составлен акт о выявлении нарушения зоны минимально-допустимых расстояний до магистральных газопроводов, в том числе, <адрес>, 909-910 км. Согласно указанному акту, на расстоянии 269 м от ближайшего магистрального газопровода - <адрес>, 909-910 км., диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2, на земельном участке с кадастровым , расположенном по <адрес> выявлено нахождение здания.

05.05.2017 г. представителями Тольяттинского ЛПУМГ – филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» повторно составлен акт о выявлении нарушения зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов, в том числе, <адрес>, 909-910 км, согласно которому на расстоянии 274 м от оси (ограждения) ближайшего магистрального газопровода - <адрес>, 909-910 км., диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см. кв., III категория, на земельном участке с кадастровым , расположенном по <адрес> установлено нахождение одноэтажного здания с мансардой.

Разрешение на строительство каких-либо зданий, строений Администрацией м.р. Ставропольский ответчику не выдавалось.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расположение строений ответчика в нарушение минимальных расстояний от оси магистрального газопровода (находящегося в одном коридоре с двумя подобными), создает угрозу жизни и здоровью, как самого ответчика, так и граждан, дома которых расположены вблизи от земельного участка ответчика, а также является дополнительным катализатором и распространяющим пожар элементом в случае аварии на газопроводе, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф.

Доказательств отсутствия нарушений ответчиком не представлено.

Ходатайство ФИО2 о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности обоснованно оставлено без удовлетворения.

Как следует из технического паспорта – год строительства объекта – 2019 год. Из апелляционной жалобы ФИО2 также следует, что завершение строительства жилого дома приходится на 2019г.

Кроме того, в силу ст. 208 ГК РФ, срок исковой давности на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения - не распространяется.

Также, учитывая положения статьи 195 ГК РФ, разъяснения, изложенные в пункте 22 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", правила об исковой давности не подлежат применению в случаях предъявления требования о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчику не было известно, что спорный земельный участок находится в зоне с особыми территориальными условиями и имеет ряд ограничений, судебной коллегией отклоняются.

В силу ст.2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Охранные зоны газопроводов установлены законодательством Российской Федерации в административном порядке, они признаются существующими и юридически действительными с 1975 года (на основании ранее действующих СНиП 11-4578 «Магистральные трубопроводы», Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 12 апреля 1979 г. № 341 «Об усилении охраны магистральных трубопроводов»). Данные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.

Кроме того, как ранее возникшее, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ограничение по использованию земельного участка является, в соответствии со статьей 6 данного Закона, юридически действительными.

Особые условия использования земельных участков, находящихся в пределах минимальных допустимых расстояний, установлены в рамках положений ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, одинаковы для всех землепользователей.

Императивные требования, предусмотренные п. 6 ст. 90 ЗК РФ, статьями 1, 28 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статьями 2, 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктами 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992 г., Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 г. № 9), пунктами 3.16 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 г. № 30) действуют вне зависимости от наличия или отсутствия в ЕГРН сведений о постановке на учет охранных зон.

В настоящее время зоны минимальных расстояний до магистральных с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», указаны как отдельные зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации) и подлежат внесению в ЕГРН не позднее 1 января 2025 г. (статья 71.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Ограничения, в использовании земельных участков, находящихся в пределах зон минимальных расстояний магистральных газопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, по смыслу Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существуют до 01 января 2025 г.

Требования по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН возникли на основании статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу с 01 января 2017 г.

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г., зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон ранее относились к объектам землеустройства. В настоящее время, согласно п. 12 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, обязательства собственников магистральных газопроводов по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН должны быть выполнены до 1 января 2025 г.

Пунктом 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. 342-ФЗ установлено, что до 01 января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п. 10 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.

Таким образом, положениями Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о которых не внесены в ЕГРН, поскольку создание зоны охраны, влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования объекта культурного наследия.

Согласно правой позиции, отраженной в преамбуле и пунктах 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2021 г., до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами № 9; Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. № 1083; Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. № 108/ГС.

Пунктом 3 ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов). До 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Из материалов дела усматривается, что магистральный газопровод построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ не утверждено, Правила содержат порядок определения границ и правовой режим охранной зоны магистрального газопровода.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что охранная зона магистрального газопровода и зона минимальных расстояний не установлена, основаны на неправильном толковании норм материального права, данные зоны установлены в силу прямого указания закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО2 не знал об установлении зоны минимальных расстояний магистрального газопровода не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом в материалы дела предоставлен акт на установку знаков обозначения трассы магистрального газопровода от 18.02.2010г., согласно которому, на землях землепользователей проходят магистральные газопроводы, по трассе магистрального газопровода установлены знаки обозначения трассы газопровода и контрольно-измерительные колонки.

Указанные обстоятельства, в том числе, проверки и контроля указанных знаков, уведомления ответчика о нарушении зоны минимальных расстояний подтверждены в суде апелляционной инстанции показаниями допрошенных свидетелей ФИО7 и ФИО8, не доверять которым у судебной коллегии оснований не имеется, поскольку свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, также их показания являются последовательными, дополняют и согласуются с иными представленными в материалы дела доказательствами.

До дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией - собственником трубопровода или уполномоченной им организацией".

Таким образом, любое строительство ответчиком в указанной зоне могло производиться только по согласованию с истцом.

Согласно соглашению о порядке использования земель муниципального района Ставропольский от 24.10.2012г., заключенному между ООО «Газпром трансгаз Самара» и Администрацией м.р.Ставропольский, настоящее Соглашение заключено в целях обеспечения безопасности при эксплуатации производственных объектов магистрального транспорта газа, устойчивого развития территории, во исполнение ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительного кодекса РФ, для обеспечения безопасности жизни граждан и их имущества от опасных производственных факторов объектов магистральных газопроводов применяются зоны минимально-допустимых расстояний, для газопроводов (ДУ) свыше 1200мм до 1400мм включительно давление (РУ) свыше 2,5 МПа до 10,0 МПа –в виде участка земли, ограниченного условными линиями в 350 метрах от оси трубопровода с каждой стороны (п.4.3 соглашения).

Земельные участки, входящие в охранные, санитарно-защитные зоны и зоны минимально-допустимых расстояний, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований «Правил охраны магистральных трубопроводов». СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Правил охраны линий и сооружений связи РФ». (п.5.1)

Согласно ФЗ «О газоснабжении в РФ», здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов газоснабжения подлежат сносу за счет средств юридических и физически лиц, допустивших нарушения. (п.5.3)

В соответствии с п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольской области обязался давать указание юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах.

При этом доводы стороны ответчика о том, что при приобретении земельного участка он не был поставлен Администрацией в известность о наличии минимально-допустимых расстояний и ограничений не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку ФИО2 приобрел земельный участок по договору купли-продажи у физического лица.

Отсутствие совместных актов администрации с ООО «Газпром траснгаз Самара» на установленные знаками обозначения линейной части магистральных газопроводов не опровергает их установку, наличие знаков обозначения магистрального газопровода достоверно подтверждено в процессе рассмотрения дела.

Таким образом, строительство ответчиком объекта в минимальных расстояниях без согласования с истцом запрещено действующим законодательством, создает угрозу для жизни и здоровья, в силу закона является основанием для его сноса.

Ответчик, действуя добросовестно, при должной степени осмотрительности должен был удостовериться в соблюдении им требований законодательства Российской Федерации в части строительства в установленной зоне минимальных расстояний магистрального газопровода.

В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения.

Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО3 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: