УИД 89 RS 0005-01-2021-000882-87
Гражданское дело № 2-1509/2021
Судья Л.Г. Русина
Апелляционное дело № 33-2247/2021
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 28 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Кравцовой Е.А.
судей коллегии Рощупкиной И.А. и Старовойтова Р.В.
при помощнике судьи Зыряновой Ж.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Нужновой Ольги Владимировны на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Исковые требования Нужновой Ольги Владимировны к Администрации г. Ноябрьска о предоставлении списков малоимущих нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истец Нужнова Ольга Владимировна обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о предоставлении списков малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указала, что вопреки положениям Конституции Российской Федерации она жилого помещения бесплатно не получала, в связи с чем, вынуждена проживать у знакомых. С 2016 года состоит в списках малоимущих граждан на территории города Ноябрьска на получение жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 1 человек. Ранее с указанными списками любой гражданин мог ознакомиться и узнать, кто стоит в списках и какой по номеру в списке. С 2018 года списки для ознакомления не предоставляются, на ее требование получить список, ответчик указывает, что данная информация не подлежит разглашению.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, уполномочила представлять свои интересы представителя по доверенности Доведеско Г.К., который до начала судебного разбирательства направил ходатайство о необходимости обязательного участия представителей Администрации МО г. Ноябрьск и Прокуратуры г. Ноябрьска, после чего в судебное заседание не явился, иных ходатайств, заявлений и уточнений требований суду не представил.
Ответчик Администрация муниципального образования город Ноябрьск и Департамент имущественных отношений Администрации МО г. Ноябрьск представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, иск не признал по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Прокурор г. Ноябрьска заявленный при подаче иска истцом в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился. Ссылаясь на статью 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и на ст. 45 ГПК РФ, предоставил суду ходатайство об исключении прокурора из числа третьих лиц.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласна истец.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что судом не представлен ответ на заявление истца об отмене заочного решения суда. Полагает, что решение постановлено с нарушением ст. 151 ГПК РФ, не истребован список граждан, состоявших на учете на улучшение жилищных условий. Полагает незаконной ссылку суда на положения ст. 49 ЖК РФ и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ об отсутствии права на внеочередное предоставление жилого помещения. Считает, что заявленные исковые требования не нарушают прав иных лиц, состоящих в списке нуждающихся, поскольку требование заявлено о предоставлении списка нуждающихся, а не о предоставлении персональных данных. Требование истцом заявлены в связи с тем, что она состоит на учете с 2016 года под номером 1689, Администрацией г. Ноябрьск введено в эксплуатацию более 4 000 квартир, что ущемляет права истца. Указывает, что ее требования сводятся к тому, чтобы узнать на каком основании Администрация МО г. Ноябрьск ввела в эксплуатацию более 4 000 квартир с 2016 года.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Администрация г. Ноябрьск полагает об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выписке из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск от 18 июня 2021 года Нужнова О.В. состоит в списке № 1 (общий список) под номером 820, дата подачи заявления - 14 января 2016 года (л.д. 83).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очерёдности исходя из времени их постановки на учет.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно ч. 7 указанной статьи, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №3 6-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляются по месту жительства органами местного самоуправления.
Указанным Законом ЯНАО предусмотрена обязанность органа местного самоуправления вести книгу регистрации заявлений граждан и учетных дел граждан.
На момент постановки Нужновой О.В. на учет действовал Административный регламент предоставления Администрацией города Ноябрьска муниципальной услуги по предоставлению информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма, утв. Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 26.04.2013 № П-443.
В настоящее время действует Административный регламент предоставления Администрацией города Ноябрьска муниципальной услуги "Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма", утв. Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 20.02.2020 № П-240 (далее по тексту - административный регламент).
Указанный Административный регламент был принят в целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и. муниципальных услуг", в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Ноябрьска от 07.02.2019 № П-82 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг", в соответствии с Уставом муниципального образования город Ноябрьск, согласно которому, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно пункту 2.2 Административного регламента, муниципальную услугу предоставляет Администрация города Ноябрьска в лице департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска.
Заявителями на получение муниципальной услуги (далее - заявители) являются физические лица - граждане Российской Федерации, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 1.3). При предоставлении муниципальной услуги от имени заявителей вправе выступать их законные представители или их представители по доверенности (далее также - заявитель), выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п.1.4).
Согласно пункту 2.5 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача справки о номере очередности в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее по тексту - справка).
Основанием для начала оказания муниципальной услуги является поступление в Уполномоченный орган заявления о предоставлении муниципальной услуги.
Заявление, являющееся основанием для получения муниципальной услуги, представляется посредством личного обращения заявителя, с использованием Регионального портала и/или Единого портала с момента реализации технической возможности, через МФЦ, а также в электронной форме по электронному адресу ДИО.
Специалист отдела устанавливает, состоит ли заявитель на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории города Ноябрьска (п. 3.3.3).
Специалист отдела оформляет справку о предоставлении муниципальной услуги. Справка должна содержать следующие сведения: сведения о заявителе; сведения о номере очередности в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории города Ноябрьска; дату подачи заявления на постановку в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории города Ноябрьска.
Справка выдается заявителю лично либо направляется способом, указанным заявителем в обращении.
В указанных обстоятельствах, установив, что исходя из положений приведенного Административного регламента, список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируется департаментом и не носит общедоступный характер, поскольку содержит в себе персональные данные граждан, указанный список не подлежит размещению на официальном сайте Администрации города Ноябрьска (законом данное требование не установлено) и не подлежит размещению в здании органа местного самоуправления. Соответственно, департамент не обязан предоставлять указанный список в полном объеме по устной просьбе любого гражданина. Информация о дате постановке на учет, номер очередности, может быть предоставлена гражданину на основании личного письменного заявления по утвержденной вышеуказанным административным регламентом форме и только в отношении конкретного гражданина - заявителя и его состава семьи, с которым он состоит в соответствующем списке.
Аналогичное разъяснение истцу было предоставлено ответчиком 21 декабря 2020 года. При этом, истец с заявлением о предоставлении информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма по утвержденной форме в адрес департамента не обращалась.
Кроме того, в соответствии с ч. б ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», правовым основанием для обработки персональных данных граждан является письменное согласие, полученное департаментом, являющегося оператором персональных данных, и сформированное в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 9 указанного закона.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных.
Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона предусматривает осуществление обработки персональных данных только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В силу ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Оператором информационной системы открытого пользования официального сайта Администрации города Ноябрьска - является Администрация города Ноябрьска, в отношении которого письменные согласия на обработку персональных данных граждан с указанием цели обработки персональных данных, а именно публикацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или размещение такого списка на бумажном носителе в здании департамента, гражданами которые состоят в таких списках, ни Администрации города Ноябрьска, ни департаменту, не предоставлялись.
Разглашение указанной информации, относящейся к персональным данным, влечет за собой ответственность, установленную законом.
В указанных обстоятельствах, оценивая доводы истца об имевшем место нарушении ее прав не предоставлением списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд указал, что истец Нужнова О.В., заявляя требования о предоставлении всего списка малоимущих нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, фактически, просит о предоставлении персональных данных третьих лиц, что противоречит вышеназванных правовым нормам, в результате чего пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска.
Более того, судом отмечено, что по настоящему делу права и законные интересы истца не нарушены, так как на ее обращение ей был дан ответ в соответствии с действующим регламентом непосредственно относительно порядкового номера очередности истца.
Ссылка жалобы на не предоставление судом ответа на заявление об отмене заочного решения суда несостоятельна, поскольку, во-первых, настоящее дело рассмотрено не в порядке заочного производства, во-вторых, такой ответ судом на заявление истца был дан (л.д. 101). Фактически, доводы апелляционной жалобы истца сводятся к предоставлению сведений относительно основания сдачи Администрацией МО г. Ноябрьск в эксплуатацию более 4 000 квартир, что предметом настоящего спора не являлось. Ссылка на то обстоятельство, что предоставлением списка малоимущих нуждающихся граждан права иных лиц не нарушаются несостоятельна, поскольку основана на неверном толковании положений приведенных выше нормативных актов. Довод о необоснованности ссылки суда на положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ отклоняется судом, поскольку данная ссылка сделана судом исходя из установленных по делу обстоятельств.
Кроме того, как следует из представленной ответчиком Администрацией МО г. Ноябрьск выписки из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приобщенной судом апелляционной инстанции к материалам дела в качестве нового доказательства, истец на дату 09 августа 2021 года состоит на учете под номером 816, тогда как по состоянию на 16 декабря 2020 года порядковый номер очередности истца был 943, по состоянию на 16 июня 2021 года - 820.
При таком положении, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы заявителя сводятся к переоценке выводов суда относительно установленных фактических обстоятельств дела, а также неверному толкованию положений закона, поводом к отмене или изменению оспариваемого судебного постановления не являются.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)