ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1515/2021 от 14.09.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0005-01-2020-007754-02

Дело № 2-1515/2021

33-5517/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 14 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Горбатовой Л.В.

судей Осиповой Е.А., Пучковой Л.В.

при секретаре Минихановой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1515/2021 по апелляционной жалобе Тюковой ФИО10 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2021 года, которым частично удовлетворен иск Тюковой ФИО9 к администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество) об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке, признании права собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения представителя Тюковой СА. – Шмакова С.С., действующего на основании доверенности от 5 сентября 2020 года сроком на три года, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

первоначально Тюкова ФИО11 обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к государственному казенному учреждению Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее - ГКУ «Ленавтодор»), в котором просила:

- истребовать часть земельного участка площадью 17 кв.м с кадастровым номером из чужого незаконного владения ГКУ «Ленавтодор» согласно заключению кадастрового инженера, исключив эту площадь из границ наложения с земельным участком с кадастровым номером , которым владеет ГКУ «Ленавтодор»;

- восстановить земельный участок с кадастровым номером в прежних границах согласно архивным документам;

- привести в соответствие площадь земельного участка с кадастровым номером согласно архивным документам до 814 кв.м;

- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером в части исключения из ЕГРН

координаты характерной точки 134 границ указанного земельного участка с координатами Х=474 367,4900, Y=1 322 868,630, которая проходит по строению, находящемуся на принадлежащем истцу земельном участке

В обоснование заявленных требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 719 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: .

Ранее земельный участок был выделен и предоставлен в собственность гражданину Мазунину Ю.В. на основании постановления главы окружной администрации Полянской волости МО «Выборгский район Ленинградской области» № 185 от 29 июля 1998 года.

В ноябре 1998 года, с целью уточнения границ выделенного земельного участка для последующего строительства дома истцом был выполнен и согласован с администрацией муниципального образования межевой план земельного участка, в результате чего составлен акт установления в натуре и согласования размеров и границ землепользования. Согласно данному кадастровому паспорту и акту площадь земельного участка составляет 814 кв.м.

В 1998 году при установлении границ земельного участка гражданина Мазунина Ю.В. присутствующие представители администрации и смежных землепользований подтвердили отсутствие земельных споров по границам смежных землепользований.

Таким образом, с 1998 года до настоящего времени земельный участок с кадастровым номером существует и исторически используется истцом площадью 814 кв.м в указанных границах и имеет правильную» четырехугольную форму.

В августе 2020 года ГКУ «Ленавтодор» в адрес истца было направлено требование о демонтаже забора, который якобы установлен истцом в полосе отвода участка автомобильной дороги без согласования с ГКУ «Ленавтодор», что повлекло сужение проезжей части и пешеходной дорожки.

Для уточнения границ на местности в октябре 2020 года кадастровым инженером был осуществлен выезд на местность, произведен вынос точек в натуре, составлен новый межевой план. По результатам работы кадастрового инженера было выявлено наложение границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу с кадастровым номером и земельного участка, принадлежащего ответчику с кадастровым номером — автомобильная дорога общего пользования «Подъезд к п. Уткино». Площадь наложения земельного участка автомобильной дороги на земельный участок истца составляет 17 кв.м.

Также было выявлено, что границы земельного участка автомобильной дороги пересекают строение - сарай, который указан и приведен в кадастровом плане земельного участка от 20 ноября 1998 года. Данное строение является объектом, прочно связанным с землей, сведения о правах на которое имеются в ЕГРН.

Причиной наложения границ земельных участков явилось то обстоятельство, что в нарушение положений Федерального закона 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О кадастровой деятельности» ответчик провел межевание земельного участка, поставив его на кадастровый учет без согласования с истцом как собственника смежного земельного участка.

Таким образом, истец лишен законного права провести межевание всего земельного участка и поставить его на кадастровый учет по границам в соответствии с первоначальными правоустанавливающими документами 1998 года. Более того, данная ситуация, создает предпосылки требовать произвести демонтаж забора и снос объекта капитального строительства «на законных основаниях» со стороны ответчика.

В судебном заседании 7 июля 2021 года в порядке статьи 39 ГПК РФ судом первой инстанции был принят уточнённый иск Тюковой С.А., в котором истцом была произведена замена ответчиков и вместо ГКУ «Ленавтодор» иск предъявлен к Ленинградскому областному Комитету по управлению государственным имуществом, Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, администрации МО «Полянское сельское поселение», тогда как ГКУ «Ленавтодор» указано в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора. Кроме того, истец добавила дополнительное требование, в результате просительная часть иска стала следующего содержания: истец просила

- истребовать часть земельного участка площадью 17 кв.м с кадастровым номером из незаконного владения ГКУ «Ленавтодор» согласно заключению кадастрового инженера, исключив площадь из границ наложения с земельным участком с кадастровым номером ;

- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером в части исключения из ЕГРН координаты границ указанного земельного участка в точке 134: Х=474 367,4900, Y=1 322 868,630, которая расположена на строении;

- признать право собственности на земельный участок площадью 814 кв.м с кадастровым номером в прежних границах согласно архивным документам.

В судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчики - Ленинградский областной Комитет по управлению государственным имуществом, Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области, администрация МО «Полянское сельское поселение» в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Ленинградской области, ГКУ «Ленавтодор» в суд не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2021 года исковые требования Тюковой С.А. удовлетворены частично.

Суд признал недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером в части исключения координаты земельного участка в точке 134: Х=474 367,4900, Y=1 322 868,630, которая расположена на строении сарай из сведений ГКН Управления Росреестра по Ленинградской области.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Тюкова С.А. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2021 года и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение к спорным правоотношениям норм материального и процессуального права. Тюкова С.А. указала, что ею представлены все необходимые доказательства в подтверждение тому, что она пользуется земельным участком фактической площадью 814 кв.м с 1998 года, то есть более чем 15 лет, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как собственным недвижимым имуществом, в том числе и как правопреемник предыдущего собственника, однако суд проигнорировал эти доказательства, не дав им должной оценки.

В письменных возражениях комитета по управлению государственным имуществом содержится критическая оценка изложенных в жалобе доводов.

Изучив дело, обсудив жалобу и полагая возможным выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить постановленное решение в полном объеме по основанию части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок площадью 700 кв.м с целевым назначением – для индивидуального жилищного строительства в поселке Подгорное Полянской волости был предоставлен в собственность Мазунину Ю.В. на основании постановления главы окружной администрации Полянской волости МО «Выборгский район Ленинградской области» № 185 от 29 июля 1998 года. Право собственности на земельный участок площадью 700 кв.м зарегистрировано 14 января 1999 года, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № 44528.

Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 1 марта 1999 года с присвоением кадастрового номером .

Тюкова С.А. приобрела в собственность указанный земельный участок площадью 700 кв.м в порядке наследования, право собственности зарегистрировано 2 июня 2010 года, о чем выдано соответствующее свидетельство (т.1, л.д. 10).

Согласно выписке из ЕГРН от 21 марта 2018 года в 2018 году истцом проведено межевание земельного участка с кадастровым номером , в ЕГРН внесены измененные сведения о площади участка (719 кв.м) и характерных точках его границ (том 1 л.д. 30-35).

Однако, ссылаясь на тот факт, что в 1997-1998 года ее правопредшественником были подготовлены документы об установлении границ по фактической площади в размере 814 кв.м, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 20 ноября 1998 года; схемой расположения земельного участка от 11 ноября 1997 года; экспликацией земельного участка от 11 ноября 1997 года; схемой отвода участка от 20 ноября 1998 года; актом установления границ в натуре и согласования размеров и границ землепользования от 20 ноября 1998 года, истец полагает, что в настоящее время за ней должно быть признано право собственности на земельный участок площадью 814 кв.м по фактическому землепользованию.

Подобная позиция истца лишена правовой состоятельности, поскольку право собственности Тюковой С.А. на земельный участок с кадастровым номером с уточненной площадью в 719 кв.м уже возникло в порядке наследования, соответственно, повторное признание права собственности нецелесообразно. В то же время истец вправе решить вопрос о перераспределении земельного участка, находящегося у нее в собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством.

Таким образом, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат, доводы апелляционной жалобы Тюковой С.А. являются необоснованными, базирующимися на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Рассматривая требования истца об исправления ошибки, допущенной при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , находящегося во владении ГКУ «Ленавтодор», в части пересечения границ этого участка с земельным участком, принадлежащем истцу, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.

В августе 2020 года ГКУ «Ленавтодор» в адрес истца было направлено требование о демонтаже забора, который установлен истцом в полосе отвода участка автомобильной дороги без согласования с ГКУ «Ленавтодор», что повлекло сужение проезжей части и пешеходной дорожки в нарушение требований ГОСТ 33150-2014. Тем самым истцом нарушены положения статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», согласно которой в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, вооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.

Для уточнения границ на местности в октябре 2020 года кадастровым инженером был осуществлен выезд на местность, произведен вынос точек в натуре, составлен новый межевой план. По результатам работы кадастрового инженера было выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности истцу, и земельного участка с кадастровым номером - автомобильная дорога общего пользования «Подъезд к п. Уткино», находящегося во владении ГКУ «Ленавтодор». Площадь наложения земельного участка автомобильной дороги на земельный участок истца составляет 17 кв.м.

Кадастровым инженером также установлено, что границы земельного участка автомобильной дороги пересекают строение - сарай, который указан и приведен в кадастровом плане земельного участка от 20 ноября 1998 б/н, генплане квартала М 1:1000 от 4 декабря 1998 года. Данное строение является объектом, прочно связанным с землей; в ЕРГН имеются сведения об этом объекте недвижимости (КН 47:01:0000000:21859).

При разрешении заявленного спора суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что поскольку границы участка истца существуют на местности более пятнадцати лет, согласованы смежными владельцами, на участке имеются строения, участок находится в границах поселения, установленный факт наложения границ смежных земельных участков, имеются основания для частичного удовлетворения иска.

Вместе с тем, исправляя ошибку в установлении границ автомобильной дороги, суд исключил из ЕГРН только одну характерную точку границы этого участка, которая накладывается на строение, находящееся на участке истца, тем самым разорвав целостность границы. При этом суд не восполнил этот разрыв указанием на иное местоположение границы участка автомобильной дороги, что противоречит требованиям земельного законодательства.

Кроме того, при проверке постановленного решения судебная коллегия считает, что судом допущены существенные нарушения процессуального закона, обязывающие суд апелляционной инстанции проверить законность и обоснованность постановленного решения в полном объеме.

Согласно измененным Тюковой С.А. исковым требованиям, иск о признании недействительными результатов межевания земельного участка – автомобильной дороги и истребовании части принадлежащего истцу земельного участка площадью 17 кв.м из чужого незаконного владения предъявлен к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области и Ленинградскому областному Комитету по управлению государственным имуществом, которые не могут являться надлежащими ответчиками по данному спору.

Постановлением Правительства Ленинградской области то 27 января 2022 № 50 «Об утверждении Порядка организации учета и ведения реестра государственного имущества Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» закреплена обязанность Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество) по организации учета и ведению реестра государственного имущества Ленинградской области.

В указанном реестре учтена автомобильная дорога общего пользования «Подъезд к пос. Уткино» с кадастровым номером , которая находится в собственности Ленинградской области. Данная автомобильная дорога расположена на земельном участке с кадастровым номером , право собственности на который также зарегистрировано за Ленинградской областью.

Вместе с тем, Леноблкомимущество является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, полномочия по реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области, а также отдельные полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере земельных отношений (п.1.1 постановления Правительства Ленинградской области от 23 апреля 2010 года № 102 «Об утверждении Положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом», далее - Положение о Ленинградском областном комитете но управлению государственным имуществом).

В соответствии с пунктом 2.41 положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, Леноблкомимущество принимает решения в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование, о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, о переоформлении в собственность земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, об установлении и прекращении публичных сервитутов, а также заключает соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка либо в отношении части такого земельного участка, за исключением земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно пункту 2.60 положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом Леноблкомимущество организует работы по подготовке схемы расположения земельного участка и принимает решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории или решение об отказе в се утверждении с указанием оснований для отказа, а также принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков или решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков с указанием оснований для отказа, за исключением земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

На основании пункта 3.24 положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом Леноблкомимущество обеспечивает и контролирует выполнение кадастровых работ, в том числе по формированию земельных участков с подготовкой документов для представления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, по внесению сведений о земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости, по описанию местоположения и установлению на местности границ земельных участков, относящихся к собственности Ленинградской области в соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 23 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по распоряжению которыми переданы Ленинградской области в рамках реализации Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», за исключением земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В свою очередь, согласно пункту 2.20 положения о Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 7 сентября 2011 № 283 (далее - положение о Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области), согласование от имени Ленинградской области местоположения границ земельных участков, смежных с земельными участками в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Ленинградской области, в порядке, установленном действующим законодательством осуществляется Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области.

В силу пункта 2.23 положения о Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области предоставление земельных участков, которые находятся в собственности Ленинградской области или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе предоставление земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения владельцам автомобильных дорог, относится к компетенции Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области.

Вместе с тем, на основании пункта 2.3 постановления Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2009 года № 371 «О порядке установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» организация работ по образованию земельных участков в целях размещения автомобильной дороги регионального значения осуществляется подведомственным комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области Ленинградским областным государственным учреждением «Управление автомобильных дорог Ленинградской области».

Таким образом, судебная коллегия Ленинградского областного суда приходит к выводу о том, что Лсноблкомимущество не является органом, уполномоченным производить какие-либо действия по образованию земельных участков в целях размещения автомобильной дороги региональною значения, не нарушал затронутых прав истца, и, как следствие, является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

При этом истец избрала неправильный способ защиты нарушенного права, поскольку исправление реестровой ошибки в указании местоположения границ смежных земельных участков должно сопровождаться установлением смежной границы с указанием характерных точек таким образом, чтобы конфигурация площади земельного участка составляла замкнутую фигуру, чего в данном случае не произошло.

В рассматриваемом случае, помимо разрешения вопроса об исправлении реестровой ошибки, допущенной при межевании земельного участка, на котором располагается автомобильная дорога, в части определения местоположения границы, смежной с земельным участком, принадлежащем истцу, имеется спор по установлению смежных границ двух земельных участков. Таким образом, возникший спор разрешается путем предъявления соответствующего иска к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области и ГКУ «Ленавтодор».

Истец самостоятельно определяет основание и предмет иска.

В силу статьи 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Поскольку истцом неправильно выбран способ защиты нарушенных имущественных прав, требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам, а полномочиями по замене ответчика суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 6 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не наделен, решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Вместе с тем истец не лишен возможности предъявления требований к надлежащему ответчику в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Тюковой ФИО12 в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество) об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке, признании права собственности на земельный участок отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи: