Судья Юртаева О.А.
Дело № 2-1519/2021
Дело № 33-705/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2021 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Золотаревой Ю.Г., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Князь Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 08.06.2021, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах ФИО1 к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки - удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,06 га.
Обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести ФИО1 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,06 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения помощника прокурора Еврейской автономной области Волохович А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд в защиту интересов ФИО1 с иском к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - управление сельского хозяйства, с 03.03.2021 управление переименовано в департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, далее также департамент сельского хозяйства) о признании права на компенсацию ущерба в связи с утратой урожая.
Требования мотивировал тем, что на момент объявления на территории Еврейской автономной области чрезвычайной ситуации ФИО1 проживала по адресу: <...>. По данному адресу также расположен приусадебный земельный участок, используемый ею для ведения личного подсобного хозяйства. В жилом помещении ФИО1 проживает на основании договора социального найма жилого помещения.
Просил суд признать за ФИО1 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области; обязать управление сельского хозяйства произвести ФИО1 выплату субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,06 га, из областного бюджета.
При производстве в суде первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России).
В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области Черкесова Е.Ю., поддержав приведённые в иске доводы, требования уточнила в части, указав, что выплата субсидии должна быть произведена из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Истица ФИО1, представители ответчиков департамента сельского хозяйства, Минсельхоза России, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - третье лицо администрация Ленинского муниципального района), администрации муниципального образования «Биджанское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - третье лицо администрация Биджанского сельского поселения) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя ответчика Минсельхоза России ФИО2 поступили письменные возражения, согласно которым Минсельхоз России возложенные на него обязанности по перечислению в областной бюджет денежных средств на выплату компенсации ущерба исполнило в полном объёме, в связи с чем в иске к Минсельхозу России надлежит отказать.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Минсельхоза России ФИО3 просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований к Минсельхозу России отказать.
Мотивируя жалобу, указала, что денежные средства, предусмотренные для осуществления компенсации ущерба пострадавшим сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, в частности, ФИО1, предоставлены бюджету Еврейской автономной области из резервного фонда Правительства Российской Федерации в полном объёме, что свидетельствует об исполнении Минсельхозом России своих обязательств.
В правоотношения по предоставлению средств государственной поддержки пострадавшим сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, Минсельхоз России не вступал. Самостоятельно распоряжаться средствами указанного резервного фонда и производить их выплату, Минсельхоз России не уполномочен.
Предоставление средств из резервного фонда возможно только в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соответственно, указание в обжалуемом судебном постановлении на федеральный бюджет при отсутствии соответствующего решения Правительства Российской Федерации неправомерно. Кроме того, данное обстоятельство по существу означает возложение на Российскую Федерацию ответственности за действия (бездействие) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что недопустимо.
Органы государственной власти Еврейской автономной области могут самостоятельно принять решение о необходимости выделения из областного бюджета дополнительных средств на компенсацию причинённого в результате чрезвычайной ситуации ущерба, в том числе ФИО1
Не подлежали применению Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455, которыми предоставление субсидий предусматривалось исключительно в 2019 году.
Исходя из изложенного, Минсельхоз России является ненадлежащим ответчиком по делу, что также подтверждается сложившейся судебной практикой по ранее рассмотренным делам (гражданские дела № 2-1267/2020, № 2-1558/2020).
Кроме того, вывод суда о том, что ФИО1 на момент чрезвычайной ситуации использовала земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем имеет право на получение меры государственной поддержки, является ошибочным, поскольку право на ведение личного подсобного хозяйства возникает у гражданина только с момента регистрации права на земельный участок, предоставленный для этой цели, что из материалов дела не усматривается.
В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области Подолякин И.В. просил решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Еврейской автономной области Волохович А.Д. указала на наличие оснований для изменения решения суда в части принятой судом площади гибели урожая, из расчёта которой ФИО1 должен быть компенсирован ущерб от чрезвычайной ситуации.
Истица ФИО1, представители ответчиков департамента сельского хозяйства, Минсельхоза России, третьих лиц администрации Ленинского муниципального района, администрации Биджанского сельского поселения в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав помощника прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
По распоряжению губернатора Еврейской автономной области от 01.08.2019 № 385-рг на территории Еврейской автономной области с 02.08.2019 введён режим чрезвычайной ситуации в связи со сложной гидрометеорологической обстановкой, обусловленной сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года.
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, Минсельхозу России выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи.
В последующем постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам), согласно пункту 2 которых иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.
В соответствии с названными Правилами разработан Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, утверждённый постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 № 414-пп.
Указанным Порядком определены категории лиц, имеющие право на получение субсидии. В частности, к ним отнесены сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 02.08.2019 владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 № 440-рг, утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (пункт 5).
Как следует из материалов дела, на момент объявления режима чрезвычайной ситуации ФИО1 проживала по адресу: <...>. По указанному адресу истица зарегистрирована по месту жительства с 1984 года, о чём свидетельствует копия страницы её паспорта.
В отношении данного жилого помещения с ФИО1 заключён договор социального найма жилого помещения от 22.05.2007, по условиям которого жилое помещение принято ею в бессрочное владение и пользование.
По данному адресу также расположен приусадебный земельный участок, используемый ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписке из похозяйственной книги № <...>, представленной по состоянию на 01.07.2019, ФИО1 является главой личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <...>. В её пользовании находится приусадебный земельный участок площадью 0,08 га, на котором расположено указанное жилое помещение, площадь участка 0,06 га занята под посадку картофеля и овощей.
По сведениям из публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, с декларированной площадью 800 кв. м, отнесён к категории земель «земли населённых пунктов» с разрешённым видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Согласно распоряжению губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 № 440-рг используемый ФИО1 земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства попал в зону подтопления.
Вследствие высокого уровня воды реки Амур и сильного переувлажнения почвы погиб принадлежащий ФИО1 урожай, выращенный на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, в результате чего её личному подсобному хозяйству причинён ущерб.
Согласно акту федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» (далее - ФГБУ «Россельхозцентр») от 16.10.2019 № 022ЛПХд2/1, составленному на основании анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года, на территории Еврейской автономной области пострадали объекты растениеводства личных подсобных хозяйств, в том числе ФИО1 Размер ущерба, причинённого личному подсобному хозяйству ФИО1, определён в размере 550 рублей, исходя из площади гибели сельскохозяйственных культур 0,005 га.
Данный акт ФГБУ «Россельхозцентр» указан в Порядке, утверждённом постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 № 414-пп, в числе актов, в соответствии с которыми Минсельхозом России определён размер причинённого от чрезвычайной ситуации ущерба.
По обращению ФИО1 о предоставлении субсидии управление сельского хозяйства приняло решение об отказе в её выплате, в связи с отсутствием у неё права собственности, пользования или иного законного права владения земельным участком (сообщение за исх. № 2941/19 от 13.12.2019).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь законодательством, регулирующим спорные правоотношения, оценив собранные по делу доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении требований, исходя из площади гибели сельскохозяйственных культур 0,06 га.
При этом суд руководствовался представленным прокурором района актом обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур от 04.10.2019 (номер документу не присвоен), который не утверждён председателем комиссии и не имеет подписи секретаря комиссии. Данный акт содержит сведения о площади гибели сельскохозяйственной культуры в хозяйстве ФИО1 в размере 0,06 га.
Судебная коллегия с выводом суда согласиться не может.
Приведённая в акте обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур от 04.10.2019 площадь гибели урожая не соответствует сведениям, изложенным в акте ФГБУ «Россельхозцентр» от 16.10.2019 № 022ЛПХд2/1.
Кроме того, представленный прокурором акт не утверждён председателем комиссии и не имеет подписи секретаря комиссии, тем самым не имеет всех неотъемлемых реквизитов данного документа.
В приложении № 1 к Порядку осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённому приказом Минсельхоза России от 26.03.2015 № 113, приведён рекомендуемый образец акта обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, содержащий гриф утверждения, размещённый в правом верхнем углу первого листа документа, а также реквизит «подписи представителей комиссии».
Департаментом сельского хозяйства в суд апелляционной инстанции представлен акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур от 04.10.2019 № <...>, который был направлен для оценки ущерба личного подсобного хозяйства ФИО1 Данный акт утверждён председателем комиссии - заместителем главы администрации Ленинского муниципального района и скреплён печатью администрации района, подписан всеми представителями комиссии, в том числе секретарём комиссии, а также содержит сведения о площади гибели сельскохозяйственной культуры в хозяйстве ФИО1 в размере 0,005 га.
В силу части 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При оценке письменных доказательств суд обязан с учётом других доказательств убедиться в том, что письменное доказательство содержит все неотъемлемые реквизиты данного доказательств (часть 5 статьи 67 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно принял в качестве доказательства представленный прокурором акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур от 04.10.2019, не имеющий всех неотъемлемых реквизитов данного документа. Основанные на таком доказательстве выводы суда, приведённые в обжалуемом решении, не могут быть признаны законными и обоснованными.
Оценив имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные суду апелляционной инстанции, по правилам статьи 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется (пункт 2 статьи 3 указанного Федерального закона).
Принимая во внимание, что используемый земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости данный участок находится на законных основаниях в бессрочном владении и пользовании ФИО1, отсутствие у неё зарегистрированного права на земельный участок не может служить основанием для лишения её права на компенсацию ущерба, причинённого чрезвычайной ситуацией.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у ФИО1 права на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур 0,005 га.
По изложенным мотивам доводы жалобы, приведённые в обоснование неправомерности признания за ФИО1 права на компенсацию причинённого ущерба, несостоятельны.
Поскольку денежные средства на осуществление компенсации ущерба выделялись из резервного фонда Правительства Российской Федерации с учётом ущерба, причинённого личному подсобному хозяйству ФИО1, размер которого определён в установленном порядке, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на департамент сельского хозяйства обязанности произвести ФИО1 выплату субсидии на компенсацию ущерба от чрезвычайной ситуации, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур 0,005 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Иного источника финансирования компенсации ущерба приведённым законодательством не предусмотрено.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также принимая во внимание, что в силу вышеназванных положений законодательства иные межбюджетные трансферты, выделяемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, включая ущерб от утраты урожая, доводятся до Минсельхоза России как получателя средств федерального бюджета, доводы апелляционной жалобы о том, что Минсельхоз России не является надлежащим ответчиком по настоящему делу нельзя признать обоснованными.
На основании изложенного, решение суда подлежит изменению с изложением его резолютивной части в иной редакции и с указанием нового наименования ответчика - департамента сельского хозяйства, переименованного постановлением правительства Еврейской автономной области от 22.12.2020 № 515-пп.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 08.06.2021 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в иной редакции:
«Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах ФИО1 к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,005 га.
Обязать департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести ФИО1 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,005 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета».
Апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи Ю.Г. Золотарева
О.М. Кукшинова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13.10.2021.