ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1523/2021 от 06.12.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Джуган И.В. УИД 18RS0011-01-2021-002698-73

Апелляц. производство: № 33-4495/2021

Первая инстанция: № 2-1523/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2021 года г. Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Глуховой И.Л.,

судей Батршиной Ф.Р., Гулящих А.В.,

при секретаре Рогалевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ННН на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 08 сентября 2021 года, которым

исковое заявление ННН к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Глазове (межрайонное) об установлении факта проживания, признании незаконным решения, признании права на назначение пенсии, назначении пенсии по старости оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике ПКФ полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ННН обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Глазове Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к ответчику за досрочным назначением пенсии по старости в соответствии с п.п. 8 ст.10 Федерального закона N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и п. 6 ст. 13, п.п. 2 п. 1 ст.32 и ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении данной пенсии ей было отказано в связи с не достижением требуемого возраста. При этом согласно приведенных выше норм закона гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны отселения, пенсия по старости может быть установлена ранее достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию на 3 года за проживание в указанной зоне в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и дополнительно за каждый полный год проживания или работы на территории зоны отселения, но не более 7 лет в общей сложности. Поскольку при обращении к ответчику она представила документы о том, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. обучалась и работала в <адрес> Брянской области, которая была отнесена к зоне отселения, ответчиком было признано ее право выхода на пенсию на 4 года 6 месяцев ранее общеустановленного возраста, т.е. по достижении 50 лет и 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ). При этом ответчик не признал ее право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину 3 года. Ответчиком не принят в расчет период ее проживания с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> Брянской области, где в это время жила ее бабушка МЗГ, к которой ее ежегодно отправляли родителя на период летних каникул. В 1986 году в конце мая после окончания учебного года она также приехала к бабушке и провела там все летние каникулы. Считая, что установление факта ее проживания в указанный период на территории зоны отселения влечет юридические последствия в виде права на назначение пенсии по достижении возраста 48 лет, истец просила установить факт ее проживания ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> Брянской области.

В ходе рассмотрения дела ННН свои требования в порядке ст.39 ГПК РФ изменила, просила установить факт ее проживания с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> Брянской области, признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне отселения на 7 лет, признать решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении пенсии в связи с не достижением требуемого возраста незаконным и обязать ответчика назначить ей пенсию по старости со дня достижения возраста 48 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца ЗВН данные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Управления ГВА исковые требования не признала, указав, что факт постоянного проживания истца в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не подтвержден письменными доказательствами.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ННН просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив ее исковые требования. Оспаривает вывод суда о том, что факт ее проживания с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в зоне должен быть подтвержден документально, т.е. письменными доказательствам. Полагает что в рамках возникшего спора подтверждение данного факта, имеющего юридическое значение, возможно подтверждать показаниями свидетелей. Считает, что представленные ею доказательства в виде показаний свидетелей подтверждают факт ее проживания в зоне отселения с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., что дает ей право на назначение пенсии по достижении возраста 48 лет.

На стадии апелляционного рассмотрения определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 06.12.2021г. ввиду реорганизации ответчика в порядке процессуального правопреемства произведена его замена на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, ННН обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии п.п. 8 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2013г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 6 ст. 13, п.п. 2 п. 1 ст. 32, ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении данной пенсии ННН было отказано ввиду не достижения на момент обращения требуемого возраста.

При этом на основании представленных ННН документов ответчик признал подтвержденным факт ее проживания в зоне отселения в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (т.е. полных 9 лет), что дает право выхода на пенсию на 4 года 6 месяцев ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию (55 лет для женщин), т.е. по достижении истицей возраста 50 лет 6 месяцев.

При обращении в пенсионный орган за назначением пенсии документов, подтверждающих факт ее постоянного проживания в зоне отселения в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., что дает право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года, ННН не представила.

Ссылаясь на наличие доказательств своего проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. во время школьных каникул в зоне отселения (<адрес> Брянской области), что согласно пенсионного законодательства позволяет признать за ней право выхода на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 7 лет (по достижении возраста 48 лет), ННН обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд, придя к выводу, что допустимых доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания в зоне отселения в юридически значимый период истцом не представлено, в связи с чем на момент обращения к ответчику право на досрочное пенсионное обеспечение у нее не возникло, в удовлетворении исковых требований ННН отказал.

Судебная коллегия с этими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее – Федеральный закон N 166-ФЗ) право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, которым, согласно пункту 3 статьи 5 данного Закона, назначается пенсия по старости.

В подпункте 8 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ предусмотрено, что право на пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы.

В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 10 названного Федерального закона N 166-ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. N 1244-1 (далее - Закон N 1244-1).

В соответствии с абзацем 2 статьи 28.1 данного Закона N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно ч.1 ст.13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9).

В соответствии со ст.35 данного Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

В примечании к статье 35 Закона N 1244-1 предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582, <адрес> Брянской области отнесено к зоне отселения.

Согласно Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074, <адрес> Брянской области включено в раздел III перечня "Зона проживания с правом на отселение".

Судом установлено, что ННН проживала в с<адрес> Брянской области в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждает выданное ей удостоверение серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. о проживании ее в зоне отселения в указанный период (л.д.16).

Учитывая, что факт проживания ННН в зоне отселения с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., подтвержден документально, ответчиком в оспариваемом решении Управления от ДД.ММ.ГГГГ. признано ее право выхода на пенсию на 4 года 6 месяцев ранее общеустановленного возраста, т.е. по достижении 50 лет и 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ).

В данном деле истец претендует на досрочное назначение пенсии п.п. 8 ст.10 Федерального закона N 166-ФЗ и п.6 ст.13, п.п. 2 п. 1 ст.32 и ст.35 Закона N 1244-1 со снижением общеустановленного возраста выход на пенсию на 7 лет, ссылаясь на факт своего проживания с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в период летних каникул у бабушки в <адрес>, что с учетом примечания к ст.35 Закона N 1244-1 позволяет применить первоначальную величину снижения пенсионного возраста на 3 года и влечет ее право выхода на пенсию по старости по достижении возраста 48 лет.

В подтверждение факта своего проживания с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> истец сослалась на показания свидетелей ПВВ и ВАИ пояснивших суду, что истица ежегодно в период летних каникул приезжала к своей бабушке в <адрес>, и с которой они вместе проводили время в указанный период.

Между тем, по смыслу приведенных выше норм закона снижение первоначальной величины пенсионного возраста, установленной статьями 32 - 35 настоящего Закона N 1244-1, предусмотрено для граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Необходимость постоянного проживания в зоне отселения в юридически значимый период как условие для льготного пенсионного обеспечения вытекает и из положений ч.1 ст. 13 Закона N 1244-1, где в пункте 9 указаны граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

В силу п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Таким образом, показания свидетелей факт постоянного проживания истцы в юридически значимый период в зоне отселения не подтверждают и основанием для применения установленной Законом N 1244-1 льготы в виде снижения истцу первоначальной величины пенсионного возраста на 3 года являться не могут.

Кроме того, в рамках данного спора суд признал недопустимыми доказательствами показания свидетелей для подтверждения факта проживания в юридически значимый период в зоне отселения в целях реализации права на льготное пенсионное обеспечение, с чем судебная коллегия соглашается.

Согласно п.3 ст.1 Федерального закона N 166-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

В рамках реализации этих полномочий приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н. утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В п.п. «б» п.18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионному обеспечении в Российской Федерации» необходимы документы о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно пункта 100 указанного Перечня проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о недоказанности факта постоянного проживания ННН с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в зоне отселения и отсутствии у нее право выхода на пенсию со снижением общеустановленного возраста на 7 лет.

Поэтому в удовлетворении требований истца в рамках заявленного предмета и оснований судом правомерно отказано.

Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права, выводы суда основаны на правильном установлении юридически значимых обстоятельств и подтверждены исследованными доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств, отличной от той, которая дана в судебном решении, и иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, которое не может быть признано судебной коллегией правильным. Апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ННН - без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательном виде принято 07 декабря 2021 года.

Председательствующий Глухова И.Л.

Батршина Ф.Р.

Судьи Гулящих А.В.

Копия верна:

Председательствующий судья Глухова И.Л.