ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1530/18 от 08.05.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1699/2019

№ 2-1530/2018

судья Копеистова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.

судей краевого суда Щаповой И.А.

ФИО1

при секретаре Лопатиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 08 мая 2019 года гражданское дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к ФИО5 о признании права на получение жилья по линии Министерства обороны РФ как члена семьи военнослужащего и взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе ответчика ФИО5

на решение Центрального районного суда г. Читы от 21 мая 2018 года, которым с учетом определения суда от 21.05.2018 об исправлении описки, постановлено:

«Признать за ФИО2 и несовершеннолетней ФИО3 право на получение жилья по линии Министерства обороны РФ общей площади не менее 18 кв.м., как члена семьи военнослужащего.

Взыскать с ФИО5 в пользу ФИО2 1 741 644 рублей.

Взыскать с ФИО5 в пользу ФИО3 1 741 644 рублей.

Признать за ФИО4 право на получение жилья по линии Министерства обороны РФ общей площади не менее 18 кв.м., как члена семьи военнослужащего.

Взыскать с ФИО5 в пользу ФИО4 1 741 644 рублей.

Взыскать с ФИО5 в местный бюджет государственную пошлину в размере 34 324, 66 руб.».

Заслушав доклад судьи Щаповой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что бывший супруг ФИО2 - ФИО5 является военнослужащим и проходит службу в войсковой части №75313. В период брака супруг - как военнослужащий и она с детьми - как члены семьи военнослужащего вступили в программу на улучшение жилищных условий. 07 октября 2015 года ФИО5 получил решение ФКГУ «Восточное регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о принятии всех на учет нуждающихся в жилых помещениях. Ими подано заявление о предоставлении военнослужащему субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи 4 человека. В августе 2017 года на банковский счет ФИО5, открытый в отделении Сбербанка России, на состав семьи 4 человека были перечислены денежные средства (субсидия) на приобретение жилья в размере 6 966 576 рублей. После снятия с банковского счета указанных денежных средств и до настоящего времени ФИО5 не обеспечил их, как членов семьи военнослужащего, жилым помещением. В настоящее время брак расторгнут. Ответчик создает препятствие в реализации прав супруги и прав детей на жилое помещение, которое они должны иметь в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и в соответствии со ст. 40 Конституции РФ, распоряжаясь указанными денежными средствами не в том порядке, в котором данная целевая выплата должна быть использована, а по своему усмотрению. В связи с чем, просили суд признать за ФИО4, ФИО2 и несовершеннолетней ФИО3 право на получение жилья по линии Министерства обороны РФ общей площади не менее 18 кв.м., как члена семьи военнослужащего и взыскать с ФИО5 денежные средства в пользу ФИО4 - в размере 1 741 644 рублей, в пользу ФИО2 и несовершеннолетней ФИО3 - в размере 3 483 288 рублей (л.д.5-6).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.70-74).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27.02.2019 ответчику ФИО5 восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы (л.д.116-120).

В апелляционной жалобе ответчик ФИО5 просит решение суда отменить. Указывает, что часть денег из полученной субсидии в размере 966 576 рублей по обоюдному согласию сторон была направлена на погашение имеющихся кредитов и обучение старшей дочери. На оставшуюся часть по заявлению истца наложен арест. В настоящее время у него другая семья, родилась дочь. Считает, что военная субсидия, в первую очередь рассчитана на обеспечение жильем самого военнослужащего, а потом уже членов его семьи. Удовлетворяя исковые требования и признавая за истцами право на получение жилья общей площади не менее 18 кв.м., суд исходил из расчета 96758 руб. за кв.м., однако таких цен нет в <адрес>. Он не возражал против удовлетворения требований истца на сумму 2 000 000 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. 35915 руб. согласно приказу Минстроя России от <Дата>. Считает, что большая часть денежных средств военной субсидии положена ему как военнослужащему. Право на обеспечение жильем членов семьи производно от права на его получение самим военнослужащим. Также указывает, что военная субсидия имеет целевое назначение – для покупки жилья, разделу как совместно нажитое имущество между супругами не подлежит. В настоящее время он написал заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о возврате ранее выделенной военной субсидии и просьбой рассчитать военную субсидию с нынешним составом семьи на трех человек. Обращает внимание, что он предпринимал попытки мирным путем урегулировать настоящий спор с бывшей супругой ФИО2, однако она ни на какие уступки не идет (л.д.76-79).

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляла.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав ответчика ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, истца ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 03 августа 2017 года ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принято решение о предоставлении ФИО5 на состав семьи 4 человека, в том числе супруги ФИО2, дочерей ФИО4, <Дата>р., ФИО3, <Дата>., субсидии в размере 6 966 576,00 руб. для приобретения (строительства) жилого помещения, с учетом норматива общей площади жилого помещения 72 кв.м., денежные средства перечислены 07.08.2017 на расчетный счет военнослужащего (л.д.62,63).

22 марта 2018 года брак между ФИО5 и ФИО2 прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка №20 Ингодинского района г.Читы Забайкальского края от 22.02.2018 (л.д.39).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы в обоснование заявленных требований ссылались на то, что имеют право на долю из предоставленной ответчику субсидии, поскольку она была рассчитана на всех членов семьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении. Уклоняясь от приобретения квартиры, ответчик нарушает жилищные права истцов.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что жилищная субсидия была выделена ФИО5 с учетом квадратных метров, приходящихся на истцов как членов его семьи, пришел к выводу о признании за истцами право на получение жилья по линии Министерства обороны РФ общей площади не менее 18 кв.м. на каждого, и взыскал с ФИО5 в пользу ФИО2, ФИО4, несовершеннолетней ФИО3 причитающуюся на их долю часть субсидии по 1741644 рублей каждой.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Предоставленная в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом военнослужащему - гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы.

Согласно п. 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Анализ приведенных положений ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, названного выше Порядка свидетельствует о том, что обеспечение жильем военнослужащим является одной из социальных гарантий, установленной им государством. При этом, члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением с учетом членов его семьи является их совместное проживание. То есть, их право в данном случае на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим.

Положениями действующего законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения военнослужащих и совместно с ним проживающих членов семьи, не предусматривает выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии. Предполагается, что субсидия предоставляется на семью военнослужащего с целью приобретения жилья для дальнейшего совместного проживания всех ее членов, а не обеспечение отдельным жильем каждого из них.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии у истцов права на получение своей доли субсидии.

Исходя из существа спора, у суда первой инстанции также не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных к ФИО5 требований истцов о признании за ними права на получение жилья по линии Министерства обороны РФ, общей площади не менее 18 кв.м., как члена семьи военнослужащего.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 статьи 330 ГПК РФ, с принятием по делу нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Читы от 21 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к ФИО5 о признании права на получение жилья по линии Министерства обороны РФ как члена семьи военнослужащего и взыскании денежных средств отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна судья Забайкальского краевого суда Щапова И.А.