Дело № 2-1532/2015 Председательствующий – судья ФИО5
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-855/2015
гор. Магас 27 августа 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего – ФИО10,
судей - ФИО11. и ФИО9
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 8 июня 2015 г., которым удовлетворено заявление ФИО1 и ФИО2 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО12 на неправомерные действия Управления ФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. В результате разрешения кризиса в 1994 г. вынуждены были покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлён до 18 сентября 2015 г. Управлением ФМС России по Республике Ингушетия 5 марта 2015 г. заявители исключены из сводного списка вынужденных переселенцев из Чеченской Республики ввиду выплаты компенсации за утраченное жильё и имущество. Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия заявители исключены из сводного списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Полагая свои права нарушенными, заявители обратились в суд с заявлением, в котором просят обязать Управление ФМС России по Республике Ингушетия восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия включить их в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в той же последовательности и под тем же номером, что состояли на момент исключения.
Решением Магасского районного суда от 8 июня 2015 г. требования заявителей удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Управления ФМС России по Республике Ингушетия просит отменить решение в связи с выплатой заявителям компенсации за утраченное жилье и имущество.
Заявитель ФИО2 и представитель Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия ФИО8, просившую решение отменить, заявителя ФИО1, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-1015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно уведомлению Управления ФМС России по Республике Ингушетия от 5 марта 2015 г. заявители исключены из сводного списка вынужденных переселенцев из Чеченской Республики ввиду выплаты 15 февраля 2000 г. компенсации за утраченное жильё и имущество в размере 95613 руб.
Согласно уведомлению Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия от 10 марта 2015 г. заявители отсутствует в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поскольку исключены Управлением ФМС России по Республике Ингушетия из сводного списка вынужденных переселенцев.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции, установив, что заявители наделены статусом вынужденного переселенца, до настоящего времени не обустроены, пришёл к выводу о том, что действия заинтересованных лиц, выразившиеся в исключении заявителей из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также из сводного списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, являются неправомерными, поскольку выплаченная компенсация в силу своей незначительности не разрешила проблему жилищного обустройства заявителей.
Судебная коллегия полагает, что приведенный вывод суда нельзя признать правильным, поскольку он основан на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон по делу.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до 18 сентября 2015 г.
Согласно п. 5, п. 6 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), но не более 120 тыс. руб. на семью.
Начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года.
Право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в Российской Федерации на 1 квартал 2000 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета установлен постановлением Госстроя РФ от 15 февраля 2000 г. № 15 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 1 квартал 2000 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам Президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» и составляет 3760 руб.
Как следует из учетного дела, представленного в суд апелляционной инстанции заявителю в 2000 г. выплачена компенсация за утраченное жильё и имущество в Чеченской Республике в размере 95613 руб. Данных свидетельствующих о том, что ФИО2 и несовершеннолетние дети ФИО4 и ФИО3 наделены статусом вынужденного переселенца материалы учетного дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих его доводы о том, что компенсация в 2000 г. выплачена на состав семьи из 3 человек, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности действий заинтересованных лиц исключивших заявителей из сводного списка вынужденных переселенцев и списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, которым удовлетворены требования заявителей, подлежит отмене, жалоба – удовлетворению, поскольку размер выплаченной ФИО1 компенсации соответствует средней российской цене за 1 кв.м. общей площади жилья, действовавшей на начало 2000 г. при учетной норме 12 кв.м. на 1 человека.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Магасского районного суда от 8 июня 2015 г., которым удовлетворено заявление ФИО1 и ФИО2 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 на неправомерные действия Управления ФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья ФИО9
Определение15.09.2015