ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1532/19 от 11.01.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Ковалёв Е.А. Дело №33-4362/2020

50RS0011-01-2019-002537-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московская область 11 марта 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Кирщиной И.П.,

судей Колесниковой Т.Н., Рыбачук Е.Ю.,

при помощнике судьи Ковыршиной Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1532/2019 по иску Хатулева А. В., Белова А. А.ча, Терещенко Т. П. к Товариществу собственников недвижимости «<данные изъяты>» и Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» о понуждении осуществить перерасчет оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов многоквартирного дома,

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» на решение Жуковского городского суда Московской области от 4 декабря 2019 г.

Заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,

объяснения: представителя ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» Беляева В.Г., представителя истцов Дорошенко В.А., Хатулева А.В.,

установила:

Хатулев А.В., Белов А.А., Терещенко Т.П. обратились в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «<данные изъяты>» и Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» о понуждении осуществить перерасчет оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов многоквартирного дома.

Просили произвести перерасчет оплаты за услугу по вывозу мусора, исходя из объема фактически оказанной услуги.

В обоснование иска указал, что Хатулев А.В. является собственником <данные изъяты>, Терещенко Т.П. собственником <данные изъяты>, Белов А.А. собственником <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>. Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «<данные изъяты>». С 2019 года плата, взимаемая с каждого собственника многоквартирного дома, была увеличена в связи с тем, что региональный оператор по утилизации твердых коммунальных отходов выставляет счета в адрес ТСЖ «<данные изъяты>» с завышенными суммами, превышающими плату за фактически вывезенные объемы мусора. Истцы Терещенко Т.П. и Белов А.А., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Истец Хатулев А.В., а также представитель истцов в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ТСЖ «<данные изъяты>» в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением суда исковые требования Хатулева А.В., Белова А.А., Терещенко Т.П. к Товариществу собственников недвижимости «<данные изъяты>» и Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» об понуждении осуществить перерасчет оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов многоквартирного дома -удовлетворены.

ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» и товарищество собственников недвижимости «<данные изъяты>» обязать осуществить перерасчет оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, исходя из фактического объема оказанной услуги: за январь 2019 года – по объему оказанной услуги на сумму 12 595 рублей 77 копеек (включая НДС 20%), за февраль 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 31 489 рублей 44 копейки (включая НДС 20%), за март 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 44 085 рублей 22 копейки (включая НДС 20%), за апрель 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37 787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за май 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37 787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за июнь 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37 787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за июль 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37 787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за август 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37 787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за сентябрь 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37 787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за октябрь 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37 787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за ноябрь 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37 787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%).

В апелляционной жалобе ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 27.11.2018 г. между ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» и ТСЖ «<данные изъяты>» был заключен договор <данные изъяты>/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с п. 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном Правительством Московской области порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области.

Как следует из актов о фиксации вывоза ТКО, ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» вывезло у ТСЖ «<данные изъяты>» в январе 2019 г. – 16,0 куб.м., в феврале 2019 г. – 40.0 куб.м, в марте 2019 г. – 56,0 куб.м, в апреле 2019 г. – 48,00 куб.м, в мае 2019 г. – 48,00 куб.м, в июне 2019 г. – 48,00 куб.м, в июле 2019 г. – 48,00 куб.м, в августе 2019 г. – 48,00 куб.м, в сентябре 2019 г. – 48,00 куб.м, в октябре 2019 г. – 48,00 куб.м, в ноябре 2019 г. – 48,00 куб.м. твердых коммунальных отходов.

Однако из счетов, ежемесячно выставляемых в адрес ТСЖ, усматривается, что за каждый месяц региональный оператор требует оплатить услугу по вывозу 77,3547 куб.м. твердых коммунальных отходов на сумму 60896,64 руб.

Из предоставленных ТСЖ актов, фиксирующих вывоз мусора с территории товарищества, усматривается, что за январь 2019 г. региональным оператором были вывезены в январе 2019 г. – 16,0 куб.м, в феврале 2019 г. – 40.0 куб.м, в марте 2019 г. – 56,0 куб.м, в апреле 2019 г. – 48,00 куб.м, в мае 2019 г. – 48,00 куб.м, в июне 2019 г. – 48,00 куб.м, в июле 2019 г. – 48,00 куб.м, в августе 2019 г. – 48,00 куб.м, в сентябре 2019 г. – 48,00 куб.м, в октябре 2019 г. – 48,00 куб.м, в ноябре 2019 г. – 48,00 куб.м. твердых коммунальных отходов.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что количество (объем) твердых коммунальных отходов, оплата за вывоз которых начисляется региональным оператором путем выставления ежемесячных счетов в адрес ТСЖ не соответствует фактически вывезенному количеству (объему) ТКО, чем нарушаются права истцов как потребителей.

С указанными выводами не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с ТКО. Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор).

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).

В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148(44) Правил N 354) предусмотрен перерасчет размера такой платы. Обязанность по подтверждению факта временного отсутствия лежит на потребителе.

Учитывая, что в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствует механизм установления факта индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в соответствии с пунктом 148(36) Правил N 354, установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом предусмотрена возможность пересчета платы за обращение с ТКО в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил N 354). Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения (далее - потребитель коммунальной услуги), который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги в свою очередь вправе снимать копии с предъявляемых потребителем коммунальной услуги документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.

Сроки перерасчета исполнителем коммунальной услуги размера платы за коммунальные услуги установлены пунктом 91 Правил N 354.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148(30) Правил N 354). В случае принятия такого решения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

19.04.2018г. Министерство экологии и природопользования Московской области распоряжением N 159-РМ утвердило Временный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области.

Распоряжением Минэкологии МО от 09.10.2018 N 608-РМ порядок изложен в новой редакции.

В соответствии с п. 1.3 Порядка раздельное накопление ТКО - раздельное складирование ТКО по видам однородных отходов (раздельное накопление).

Указанным порядком установлены требования для организации раздельного накопления ТКО.

Пунктом 2.9 Порядка установлено, что контроль за соблюдением требований к раздельному накоплению ТКО, установленных настоящим Порядком, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области на территориях соответствующих муниципальных образований Московской области.

С 1 января 2019 года ответчик начал исполнять договор и осуществлять вывоз мусора.

Расчет за вывезенный мусор ответчик стал осуществлять с использованием учета объемов ТКО по нормативу.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с нормами указанного закона Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира), в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяется в соответствии с формулой 9(2) Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов".

В соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования от 09.10.2018 N 608-РМ нормативы накопления для жилых помещений в Московской области, установлены исходя из площади данных помещений.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 N 608-РМ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (в редакции данного распоряжения, далее - Порядок N 608-РМ).

Пунктами 2.12 - 2.15 Порядка N 608-РМ предусмотрено, что раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется с использованием двухконтейнерной системы.

В синем контейнере накапливаются отходы подлежащие утилизации (бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло), не загрязненные пищевыми отходами (так называемые сухие отходы).

В сером контейнере (бункере) накапливаются смешанные отходы.

Порядок расчета размера платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из объема контейнеров возможен лишь при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, что установлено абзацем 3 пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354): при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, в случае установления нормативов накопления исходя из площади жилого помещения, определяется в соответствии в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам N 354:

Где Si - общая площадь i-го жилого помещения;

- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно буквальному толкованию пункта 148(30) Правил N 354 раздельное накопление твердых коммунальных отходов должно осуществляться фактически, то есть в разных контейнерах потребителями должны накапливаться те виды отходов, которые предусмотрены действующими нормативными актами.

В соответствии с пунктом 2.9 Порядка N 608-РМ, контроль за соблюдением требований к раздельному накоплению твердых коммунальных отходов осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области.

Таким образом, фактическое соблюдение условий раздельного накопления твердых коммунальных отходов (в синих только сухие отходы, в серых только смешанные, не подлежащие утилизации), в рамках договоров регионального оператора с потребителями и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, может быть установлено, соответствующими органами местного самоуправления и регионального оператора.

Согласно с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) является публичным (ст. 426 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).

Договор на оказание услугу по обращению с ТКО, согласно действующему законодательству РФ, заключен по утвержденному Правительство Московской области, нормативу

Порядок раздельного накопления ТКО на территории Московской области установлен Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 N 608-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 19.04.2018 N 159-РМ "Об утверждении Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Распоряжение 608-РМ), действовавшим на период с 01.01.2019 по 26.06.2019, также Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 N 350-РВ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области" (далее - Распоряжение 350-РВ), действующим с 26.06.2019 для жителей многоквартирных домов норматив накопления составляет 0,114 куб. м. в год с 1 кв.м. жилой площади.

Таким образом, расчет цены услуги по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, возможен лишь в случае фактического соблюдения потребителями условий раздельного накопления сортированных отходов, установленных Распоряжением 608-РМ и Распоряжением 350-РВ. Без соблюдения условий раздельного накопления ТКО, для потребителей в многоквартирных и жилых домах, применяется расчет цены услуги по обращению с ТКО исключительно на основании нормативов накопления ТКО.

Доказательств того, что потребителями соблюдены условия раздельного накопления сортированных отходов, установленных Распоряжением 608-РМ и Распоряжением 350-РВ в материалах дела не имеется.

Единый тариф на услугу регионального оператора ООО «ЭкоЛайн-Вокресенск» установлен Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018г. №690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области». Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» составляет 787,24 рубля с учетом НДС 20% за 1 куб.м. Общая площадь жилых помещений многоквартирного дома, в котором проживают истцы - составляет 8142,6 кв.м., в связи с чем, начисление платы за услуги по обращению с ТКО рассчитанной региональным оператором по нормативу составляет 6896,40 рублей, следовательно, оснований для перерасчета не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не применены нормы закона, подлежащего применению, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Жуковского городского суда Московской области от 4 декабря 2019 г. отменить. Постановить по делу новое решение.

Иск Хатулева А. В., Белова А. А.ча, Терещенко Т. П. к Товариществу собственников недвижимости «<данные изъяты>» и Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» о понуждении осуществить перерасчет оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов многоквартирного дома - оставить без удовлетворения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» - удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: