Дело № 2-1532/2021 (33-1888/2022) судья Панасюк Т.Я.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ17 мая 2022 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Коровиной Е.В.,
судей Беляк А.С., Долгинцевой Т.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Османовой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Коровиной Е.В.,
дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 08 ноября 2021 года, которым постановлено:
«заявленные исковые требования прокурора Пролетарского района г. Твери, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп, в отношении многоквартирных жилых домов №№43 и 44 по <адрес>.
Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов №№43 и 44 по <адрес>, по видам работ: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Тверь в размере 300 рублей»,
установила:
Прокурор Пролетарского района г. Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее – Фонд) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Пролетарского района г.Твери во исполнение поручения прокуратуры Тверской области от 26 июля 2021 №71-26г-2021 проведена проверка размещенной в сети «Интернет» публикации «№», в ходе которой установлено следующее.
Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 №306-рп создана некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - Фонд).
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 №690 (далее - региональная программа).
В соответствии с указанной региональной программой в 2017-2019 годах должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирных домов №№ 43 и 44 по <адрес> в следующем объеме: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
Вместе с тем, в краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 годы, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года №62-пп, вышеуказанные дома отсутствуют.
Согласно информации Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства многоквартирные дома 43 и 44 по <адрес> включены в перечень домов, необеспеченных финансированием Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в рамках краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, утвержденного постановлением администрации города Твери от 08 февраля 2017 №129.
Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2017-2019 годы и краткосрочным планом на 2017-2019 годы, утвержденным постановлением администрации г.Твери от 08 февраля 2017 №129, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято.
Учитывая, что бездействие ответчика, по мнению прокурора Пролетарского района г. Твери, приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям, отсутствуют сведения о переносе исполнения мероприятий, предусмотренных Региональной программой на 2017-2019 годы, но не выполненных в установленный срок, прокурор Пролетарского района г.Твери, с учетом поданных уточнений, просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп, в отношении многоквартирных жилых домов №№43 и 44 по <адрес>; возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов №№ 43 и 44 по <адрес> по приведённым в иске видам работ.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, ООО УК «Солнечный город» (определение от 11 августа 2021 года); Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери, ГУ ГЖИ Тверской области, УФК по Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области (протокольное определение от 08 сентября 2021 года); Министерство финансов Тверской области (протокольное определение от 27 сентября 2021 года).
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Пролетарского района г. Твери Гончарова Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области - ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы письменного отзыва на иск.
Представитель третьего лица Правительства Тверской области - ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы письменного отзыва на иск.
Представитель третьих лиц администрации г. Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери - ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы письменного отзыва на иск.
Представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, ООО УК «Солнечный город», ГУ ГЖИ Тверской области, УФК по Тверской области, Министерства по обеспечению контрольных функций в Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Министерства строительства Тверской области, надлежащим образом извещённые о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Представителем третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области представлены возражения на иск, в которых представитель, ссылаясь на отсутствие у Фонда обязанности обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план, полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представителем третьего лица УФК по Тверской области представлен отзыв на иск, из которого следует, что требования, изложенные в исковом заявлении, выходят за рамки компетенции Управления при осуществлении контроля за деятельностью регионального оператора. Вместе с тем, при принятии решения Управление просит учесть, что многоквартирные жилые дома №№ 43 и 44 по <адрес> в <адрес> не включены в краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы. Также указанные дома отсутствуют в краткосрочном плане реализации в 2020-2022 годах региональной программы. Управление полагает, что расходование средств собственников помещений многоквартирных жилых домов на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенных в краткосрочный план реализации, является нарушением п. 12 ч.2 ст.182 ЖК РФ, раздела 1 краткосрочного плана реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, пп. «б» п. 4 раздела 1 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 № 125-пп.
Представителем третьего лица Министерства строительства Тверской области представлены возражения на иск, из которых следует, что заявленные требования являются незаконными и необоснованными. Администрацией города Твери многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес> необоснованно были включены в форму муниципального краткосрочного плана в дополнительный раздел, не установленный Порядком №125 – Перечень МКД, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обеспеченных финансированием. Согласно ч. 7 ст. 168 ЖК РФ региональный оператор проводит капитальный ремонт только в тех многоквартирных домах, по которым утвержден региональный краткосрочный план. Региональный краткосрочный план формируется на основании муниципальных краткосрочных планов (п. 15 Порядка № 125). В Тверской области региональный краткосрочный план утверждает Правительство Тверской области. Расходование средств собственников помещений многоквартирных домов на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенных в краткосрочные планы реализации в 2017-2019 годах региональной программы, является нарушением п. 12 ст. 182 ЖК РФ, п.п. «б» п. 4 раздела 1 Порядка утверждения краткосрочных планов, положений раздела I постановления Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп, в связи с чем Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Управлением Федерального казначейства по Тверской области неоднократно вносились представления об устранении выявленных нарушений. Доказательств наличия незаконного бездействия Фонда в материалах настоящего дела не содержится.
Представителем третьего лица Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области представлен отзыв на иск, которым исковые требования прокурора поддержаны и указано на следующие обстоятельства. В соответствии с постановлением Губернатора Тверской области от 26.10.2000 № 468 «Об утверждении Государственного списка памятников истории и культуры Тверской области местного значения» и положениями п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», здания, расположенные по адресам: <адрес>, <...>, являются объектами культурного наследия регионального значения: «№», ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>, д. 43); «№» (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ) (<адрес>, д. 44). Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, на сегодняшний день возможно только в рамках реализации Региональных программ капитального ремонта. В Тверской области такая Региональная программа действует на период 2014 - 2043 г.г. Краткосрочные планы реализации Региональной программы формируются в порядке, установленном постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 № 125-пп. Указанным порядком утверждены, в том числе, критерии отбора многоквартирных домов для формирования муниципальных краткосрочных планов, а так же порядок расчета объема денежных средств, предоставляемых Фондом капитального ремонта (региональным оператором) для формирования плана. По действующим на сегодняшний день критериям отбора большинство многоквартирных домов - памятников не попадают в краткосрочные планы, они попадают в перечень домов, не обеспеченных финансированием регионального оператора. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям ст.45 Федерального закона №73-Ф3, работы по сохранению как объектов культурного наследия, включенных в реестр, так и выявленных объектов культурного наследия, должны проводиться на основании выданных органом охраны объектов культурного наследия задания и письменного разрешения; в соответствии с согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документацией; силами специализированных проектных и производственных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия; при условии проведения технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Тверской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы, её податель указывает, что действующим законодательством Российской Федерации установлен и определен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта. Многоквартирные дома №№ 43 и 44 по <адрес> не были включены в краткосрочные планы, поэтому обязательств по проведению капитального ремонта спорных многоквартирных домов (дома) у Фонда не возникло.
По мнению апеллянта, судом не учтен тот факт, что расходование средств собственников помещений многоквартирных домов на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенных в краткосрочные планы реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, является нарушением пункта 12 статьи 182 ЖК РФ, п.п. «б» п. 4 раздела I Порядка утверждения краткосрочных планов, положений раздела I постановления Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, о чём Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Управлением Федерального казначейства по Тверской области неоднократно вносились представления об устранении выявленных нарушений (№ от 12.08.2019 и др.). Кроме того, судом не учтено и то обстоятельство, что решение суда должно быть исполнимым и содержать указание на совершение конкретных действий, позволяющих восстановить нарушенное право. Являясь региональным оператором в соответствии с положениями жилищного законодательства, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Также автор жалобы полагает, что прокурором нарушены требования ст. 45 ГПК РФ о предъявлении иска в защиту неопределенного круга лиц. Из текста искового заявления и его просительной части следует, что прокурором полагались нарушенными права только тех лиц (граждан), которые являются собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах №№ 43 и 44 по <адрес>, что означает, что их круг определён.
Считает, что при таких обстоятельствах у суда отсутствовали какие-либо правовые основания для удовлетворения к Фонду исковых требований прокурора Пролетарского района г.Твери.
Отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии незаконного бездействия Фонда. Выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Судом неправильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, дана ненадлежащая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу, неправильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, полагает, что имеется достаточно оснований для отмены принятого судом решения по данному делу.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области выражает позицию в поддержку доводов апеллянта.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пролетарского района г.Твери, администрация города Твери и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери критикуют доводы жалобы, полагая, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель Министерства строительства Тверской области ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила её удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5, поддержав позицию апеллянта, просил отменить постановленное судом решение как незаконное, ссылаясь на отсутствие основания для удовлетворения иска.
Прокурор Обиход И.Д. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу требований ст.195 Гражданского процессуального кодекса РФ судебное решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003г. №23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям.
Решение суда является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что принятое судом решение указанным требования не отвечает.
Судом первой инстанции установлено, что капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года №690-пп.
В соответствии с указанной Региональной программой в 2017-2019 годах должен быть осуществлен капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов № 43 и № 44 по <адрес> в объёме следующих видов работ: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю: ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок: ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения: ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения: ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее -объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
В целях реализации региональной программы постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп утвержден краткосрочный план реализации в 2017 – 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, в который заявленные в иске многоквартирные жилые дома не включены.
На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации города Твери от 10.07.2014 №781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учетом положений постановления Правительства Тверской области от 22.04.2014 №210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением Администрации г.Твери от 08.02.2017 №129 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, в который включены многоквартирные жилые дома №43 и №44 по <адрес> как не обеспеченные финансированием Фонда со сроком окончания работ – декабрь 2019 года по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации.
На дату обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском и на дату судебного разбирательства вышеуказанные работы, предусмотренные как региональной программой на 2017-2019 годы, так и муниципальным краткосрочным планом реализации региональной программы на 2017-2019 годы, не проведены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 154, 169, 170, 180, 182 ЖК РФ, исходил из того, что, недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не могут являться безусловным основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, объем и сроки которого предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счёт любых не запрещённых законом средств.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Правоотношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166-191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены положения о региональной программе капитального ремонта в многоквартирных домах. Программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Положениями статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор является юридическим лицом, создается субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда, деятельность которого осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, обязанность по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области возложена на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. Функции регионального оператора определены в статье 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 10 утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года №690-пп региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы в целях конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области и органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта в порядке, установленном Правительством Тверской области.
Аналогичное положение закреплено в статье 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области».
Постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года №125-пп утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения на основании муниципальных краткосрочных планов регионального краткосрочного плана (пункт 15 Порядка).
Пунктом 5 Порядка определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (пункт 7 Порядка).
Постановлением администрации города Твери от 6 марта 2019 года №250 внесены изменения в постановление администрации города Твери от 8 февраля 2017 года №129 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь», которыми приведен перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обеспеченных финансированием, включающий, в том числе, дом 43 и 44 по <адрес>.
В основании иска прокурором приведены доводы о бездействии Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, заключающемся в непринятии должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой.
Соглашаясь с доводами прокурора, суд первой инстанции не принял во внимание, что формой муниципального краткосрочного плана, установленной вышеприведенным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, не предусмотрено включение в муниципальный краткосрочный план домов, по которым отсутствует финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Постановлениями Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года №62-пп и от 14 августа 2020 года №360-пп утверждены краткосрочные планы реализации соответственно в 2017-2019 годах и в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы. Вышеуказанные МКД в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы не включены.
При этом из объяснений представителей органов исполнительной власти, выступающих на стороне ответчика, следует, что при формировании регионального краткосрочного плана на 2017-2019 года приняты к учету положения муниципального краткосрочного плана города Твери в части, не противоречащей требованиям, установленным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года №125-пп, то есть в региональный краткосрочный план включены только многоквартирные дома, обеспеченные финансированием.
Данный факт не оспаривается и администрацией города Твери, выступающей на стороне истца.
При таких обстоятельствах следует признать, что Законом №43-ЗО не предусмотрена обязанность Фонда обеспечивать выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план.
На основании изложенного требование прокурора Пролетарского района г. Твери о признании незаконным бездействия Фонда, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с возложением на Фонд обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пролетарского района г. Твери, не подлежало удовлетворению ввиду отсутствия у ответчика обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план, утвержденный постановлением Правительства Тверской области.
Оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска, в связи с чем иные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений процессуальных норм права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 08 ноября 2021 года – отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Пролетарского района г. Твери, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.05.2022 г.
Председательствующий Е.В. Коровина
Судьи А.С. Беляк
Т.Е. Долгинцева