61RS0019-01-2022-001485-95 Судья Рыбакова М.И. дело № 33-17467/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2022 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.
судей МинасянO.K., ФИО1
при секретаре Поповой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1538/2022 по иску прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска, третьи лица: МБДОУ Детский сад НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об обязании выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учрежденияпо апелляционной жалобе Администрации г. Новочеркасскана решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зинкиной И.В. судебная коллегия
установила:
прокурор г. Новочеркасска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лицк Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска, ссылаясь на неисполнение ответчиками законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Прокуратурой города проведена проверка во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского за исполнением законодательств о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений на поднадзорной территории.
В ходе проверки установлено, что в МБДОУ Детский сад №№ 37, 40, 42, 43, 44физическая охрана отсутствует, соответствующий договор с охранной организацией на охрану образовательного учреждения не заключен (напрямую, либо продлен), функции по обеспечению физической охраны фактически не исполняются.
Таким образом, отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ не отвечает требованиям федерального законодательства по комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных деяний в отношении обучающихся.
На основании изложенного истец просил суд обязать Администрацию г. Новочеркасска, Управление образования Администрации г. Новочеркасска, принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно в рамках исполнения требований постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) обеспечить охрану МБДОУ Детский сад №№ 37, 40, 42, 43, 44 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 мая 2022 года суд удовлетворил исковые требования прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска об обязании выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Суд возложил на Администрацию г. Новочеркасска, Управление образования Администрации г. Новочеркасска, обязанность принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно в рамках исполнения требований постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) обеспечить охрану МБДОУ Детский сад №№ 37, 40, 42, 43, 44сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок до 31 декабря 2022 года.
С решением суда не согласилась Администрация г. Новочеркасска, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылаясь на положения ст. 219 КАС РФ, указывает на отсутствие ходатайств о восстановлении пропущенного срока для обращения с указанными требованиями.
Апеллянт приводит доводы о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Управление образования Администрации г. Новочеркасска.
Апеллянт обращает внимание на то, что Управлением образования предоставлены письменные доказательства направления предложений по включению в бюджет расходных обязательств на осуществление физической охраны детских садов непосредственно в Финансовое управление, а не в аппарат Администрации.
На апелляционную жалобу прокуратурой г. Новочеркасска поданы возражения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу, заслушав прокурора Ткаченко А.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегияприходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, ст. 210 ГК РФ, Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»,Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму», Концепцией о противодействии терроризму в РФ, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о необходимости возложения наАдминистрацию г. Новочеркасска, Управление образования Администрации г. Новочеркасска обязанность по принятию мер по созданию безопасных условий обучения, в виду ненадлежащего исполнения ими обязанностей что, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Закона правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий), (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
Пунктом 25 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).
Из этого следует, что объекты (территории) третьей категории опасности, к каким относятся дошкольные учреждения, должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.
Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из анализа указанных норм права следует, что требованиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Новочеркасска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского за исполнением законодательств о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
В ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение Администрацией г. Новочеркасска полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по профилактике терроризма, чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, защите населения и территориимуниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверкой установлено, что в МБДОУ Детский сад №№ 37, 40, 42, 43, 44 физическая охрана отсутствует, соответствующий договор с охранной организацией на охрану образовательного учреждения не заключен (напрямую, либо продлен), функции по обеспечению физической охраны фактически не исполняются.
Таким образом, в виду несоблюдения ответчиком мер по созданию безопасных условий пребывания детей в дошкольных учрежденияхсуд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию муниципального образования обязанность по обеспечению зданийдетского сада охраной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком, подлежат отклонению.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
При этом в соответствии с п. 11ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства об антитеррористической защищенности и об образовании является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью органов местного самоуправления, то, соответственно, Администрация является надлежащим ответчиком.
Направление предложений по включению в бюджет расходных обязательств на осуществление физической охраны детских садов непосредственно в Финансовое управление основанием для освобождения муниципального образования от исполнения возложенных на него обязанностей не является, так как действующее законодательство не обусловливает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности какими-либо обстоятельствами.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 мая 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Новочеркасска –без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 21октября 2022 года.