ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-153/2021 от 24.06.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Полтинникова Е.А.

( № 2-153/2021)

Докладчик Александрова Л.А. Дело № 33-5925/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Александровой Л.А.,

судей Слядневой И.В., Никифоровой Е.А.

при секретаре Митрофановой К.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 24 июня 2021 г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» в лице директора ФИО1 на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 17 марта 2021 года

по иску ФИО2 к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» о признании отказа Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» в назначении и выплате единовременного денежного пособия незаконным, признании права на единовременное денежное пособие.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Александровой Л.А., пояснения представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» о признании отказа Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» в назначении и выплате единовременного денежного пособия незаконным, признании права на единовременное денежное пособие в соответствии с п.3 ст. 9 Закона Новосибирской области № 225-03 от 11.10.2004 года «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих».

В обоснование требований истец указала, что является вдовой сотрудника органов внутренних дел ФИО4, погибшего при исполнении служебных обязанностей в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона 06.09.2002 г.

19.10.2020 г. истец обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» с заявлением на выплату единовременного денежного пособия, установленного вдовам погибших военнослужащих, на основании Закона Новосибирской области от 11.10.2004 г. № 225-03 и Постановления Правительства Новосибирской области от 02.08.2010 г. № 80- п. В соответствии с ответом от ГКУ «Центр социальной поддержки населения Усть- Таркского района» № 1331 от 28.10.2020 г. в выплате единовременного денежного пособия отказано, в связи с отсутствием права в соответствии с действующим законодательством. С данным отказом истец не согласна.

Истец является вдовой сотрудника органов внутренних дел, исполнявшего обязанности военной службы, погибшего в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в силу нормативных положений имеет право на получение от субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки.

На основании изложенного, просила суд признать отказ ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» в назначении и выплате единовременного денежного пособия незаконным и необоснованным. Признать за ФИО2 право на единовременное денежное пособие в соответствии с п.3 ст.9 Закона Новосибирской области № 225-03 от 11.10.2004 года "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих". Возложить обязанность на Государственное Казенное Учреждение Новосибирской области «Центр Социальной поддержки населения Усть-Таркского района» произвести выплату единовременного денежного пособия в соответствии п.3 ст.9 Закона Новосибирской области № 225- 03 от 11.10.2004 года "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих".

Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 17 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены.

Суд постановил признать отказ Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» в назначении и выплате единовременного денежного пособия незаконным и необоснованным.

Признать за ФИО2 - вдовой погибшего сотрудника органов внутренних дел ФИО4, погибшего при исполнении служебных обязанностей 06.09.2002 года на территории Северо-Кавказского региона в ходе контртеррористической операции, право на единовременное денежное пособие в соответствии с п.3 ст.9 Закона Новосибирской области № 225- 03 от 11.10.2004 года "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих".

Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр Социальной поддержки населения Усть-Таркского района» произвести выплату единовременного денежного пособия в соответствии п.3 ст.9 Закона Новосибирской области № 225-03 от 11.10.2004 года "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих".

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен представитель ответчика Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» в лице директора ФИО1, просит отменить решение суда, вынести новое.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что единовременное денежное пособие, предусмотренное пунктом 3 статьи 9 Закона № 225-03, назначается родителям, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших (пропавших без вести) в ходе боевых действий после 1 января 2005 года, в связи с чем отказ ГКУ НСО ЦСПН Усть-Таркского района в назначении выплаты является обоснованным и не противоречит региональному законодательству.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", его действие распространяется на проживающих в Новосибирской области родителей, детей, вдов (вдовцов) военнослужащих, в том числе лиц рядового и начальствующего состава ОВД, исполнявших обязанности военной службы, погибших (пропавших без вести) в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: "военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. В разделе III указанного приложения сказано, что выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г. (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. 158-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2004 г.). Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 года отнесено законом к боевым действиям.

На основании пункта 3 статьи 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" родителям, вдовам (вдовцам) погибших военнослужащих устанавливается единовременное денежное пособие, указано, что действие этого пункта распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2005 года.

Судом установлено, что истец ФИО2 является вдовой ветерана боевых действий - сотрудника отдела внутренних дел ФИО4, погибшего при исполнении служебных обязанностей 6 сентября 2002 г. село Ушкалой Итум-Калинского района ЧР на территории Северо-Кавказского региона в ходе контртеррористической операции.

Поскольку на день смерти ФИО2 состояла в браке с ФИО5, она является супругой погибшего военнослужащего, что также подтверждается удостоверением на ее имя от 10 июня 2003 г.

19 октября 2020 г. истец обратилась в Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» с заявлением о выплате единовременного денежного пособия в размере 10 000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. № 225-03 «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих».

28 октября 2020 г. уведомлением ответчика истцу оказано в предоставлении государственной услуги по назначению и выплате единовременного денежного пособия отказано, в связи с отсутствием права на получение государственной услуги.

Не согласившись с данным решением, истец ФИО2 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор, анализируя представленные доказательства, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 является вдовой сотрудника органов внутренних дел, исполнявшего обязанности военной службы, погибшего в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки. Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на ФИО2 не распространяются положения Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", нельзя признать правильными, они противоречит указанному Закону.

Такая мера социальной поддержки, как ежемесячное денежное пособие, предусмотренное пунктом 3 статьи 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" реализуется в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного семье сотрудника органов внутренних дел, исполнявшего обязанности военной службы, погибшего в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Лица, на которых распространяется действие Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", указаны в статье 1 данного Закона. Статус вдов сотрудников органов внутренних дел, исполнявших обязанности военной службы, погибших в ходе боевых действий, которые имеют право на меры социальной поддержки, определен со ссылкой на раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Каких-либо оговорок или примечаний к статье 1 в Законе Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" о толковании иного круга лиц, чем указано в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", не имеется.

Вдовой сотрудника органов внутренних дел, исполнявшего обязанности военной службы, погибшего в ходе боевых действий, которая имеет право на меры социальной поддержки, применительно к настоящему спору, является вдова, чей муж погиб в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г.

Согласно статьи 10 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" финансирование мер социальной защиты, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Таким образом, предоставление права на получение ежемесячного денежного пособия означает признание со стороны субъекта Российской Федерации Новосибирской области необходимости оказания особой социальной поддержки, в том числе, вдовам сотрудников органов внутренних дел, исполнявших обязанности военной службы, погибших в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г., призвано гарантировать им наиболее полное возмещение причиненного вследствие этого вреда и направлено на обеспечение их достойного существования.

Поскольку ФИО2 является вдовой сотрудника органов внутренних дел, исполнявшего обязанности военной службы, погибшего в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", она в силу приведенных выше нормативных положений имеет право на получение от субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки.

При этом правоотношения, возникшие в связи со смертью мужа ФИО4 при исполнении им обязанностей службы в ходе боевых действий, являются длящимися.

В связи с этим после введения в действие законоположений, установивших выплату ежемесячного денежного пособия вдовам погибших сотрудников органов внутренних дел в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г., ФИО2, как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", не может быть лишена права на получение такого пособия исходя из факта смерти ее мужа до 01 января 2005 г.

Иное толкование изложенных выше правовых норм привело бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории, в зависимости от даты гибели (смерти) военнослужащего - до введения в действие Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", то есть до 01 января 2005 или после 01 января 2005, что не соответствует части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Указанный закон и не предусматривает таких различий в статусе лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.

На недопустимость таких различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях указано и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности части 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданина Л.".

Новосибирским областным Советом депутатов как законодательным органом субъекта принятием Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" были реализованы права, предоставленные статьей 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным его статьями 14 - 19, 21, субъекты Российской Федерации, могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Принимая вышеуказанный Закон, Новосибирский областной Совет депутатов, в рамках своих полномочий, определил срок начала его действия, в том числе указал на распространение отношений действия пункта 3 статьи 9 указанного Закона, возникших после 1 января 2005 г. В пункте 1 статьи 11 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", указано на то, что положения пункта 3 статьи 9 указанного Закона вступают в силу с 1 января 2005 г.

Учитывая, что статус лиц, имеющих право на меры социальной поддержки указан в статье 1 данного Закона, каких-либо изъятий из числа этих лиц статья 1 данного Закона не имеет, основания полагать, что содержание статьи 9 закона субъекта Российской Федерации вносит изменения в понятие статуса лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, отсутствуют.

Законодатель, определив лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, распространил действие положения о денежном пособии на отношения после 1 января 2005 г., то есть ограничил право на получение пособия, в том числе, указанным им началом периода времени.

Принимая во внимание вышеизложенное, вывод суда о том, что ФИО2 незаконно отказано в назначении денежного пособия, обязанность по выплате истцу пособия, предусмотренного п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. № 225-03, подлежит возложению на ответчика является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы основываются на ошибочном толковании норм материального права, проверялись судом первой инстанции и были обоснованно отклонены. Оснований для иной оценки представленных доказательств и иного применения норм материального права не имеется.

Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Судом была дана надлежащая правовая оценка всем представленным сторонами доказательствам по делу в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Татарского районного суда Новосибирской области от 17 марта 2021 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Усть-Таркского района» в лице директора ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи