Судья Гришина Л.В. № 33-1598/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №2-153/2022
12 июля 2022 года город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Ариничева С.Н.,
судей Ахрамеева С.В., Силаевой Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Полюгаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования сельское поселения «деревня Асеньевское» на решение Боровского районного суда Калужской области от 24 января 2022 года по иску прокурора Боровского района Калужской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселения «деревня Асеньевское» о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Боровского района Калужской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации муниципального образования сельское поселения «Деревня Асеньевское» (далее администрация МО СП «Деревня Асеньевское»), просил возложить на ответчика обязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной проверки установлено отсутствие в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании помощник прокурора Боровского района Калужской области Сухоруков Д.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрация МО СП «Деревня Асеньевское» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Боровского районного суда Калужской области от 24 января 2022 года исковые требования удовлетворены, постановлено обязать администрацию МО СП «Деревня Асеньевское» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения суда как не основанного на законе и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Боровского района Калужской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Бисиркину И.И., поддержавшую возражения на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 названного закона органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу статьи 12 указанного закона на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Таким образом, приведенные выше нормы закона предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Соглашением № от 23 декабря 2021 года заключенным между МО МР «Боровский район» (Район) и МО СП «Деревня Асеньевское» (Поселение), Район передал, а Поселение приняло, в том числе осуществление полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (п. 1.2). Срок действия соглашения с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года (п.5.1).
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования сельское поселения «деревня Асеньевское» специализированной службы по вопросам похоронного дела ответчиком не создавалось.
Доказательств того, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, ответчиком представлено не было.
На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по созданию специализированной службы.
С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц.
Довод в апелляционной жалобе о том, что соглашение является краткосрочным, может быть расторгнуто в любой момент нельзя признать состоятельным и влекущим отмену решения суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о недоказанности нарушения прав неограниченного круг лиц ввиду отсутствия в сельском поселении соответствующей службы не могут быть признаны обоснованными с учетом положений указанных выше норм.
С учетом исследования районным судом имеющегося в деле соглашения № от 23 декабря 2021 года о передаче осуществления части полномочий, довод жалобы о незаконности решения суда по тому основанию, что вопрос перераспределения полномочий не рассматривался судом, нельзя признать состоятельным.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не установлено, оснований для отмены законного решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Боровского районного суда Калужской области от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования сельское поселения «Деревня Асеньевское» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи