ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1540/2021 от 29.03.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №33-1051/2022 Докладчик Денисова Е.В.

(I инстанция №2-1540/2021) Судья Филинов Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Денисовой Е.В.

судей Белоглазовой М.А., Удальцова А.В.

при секретаре Кашликовой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире
29 марта 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Петушинского района Владимирской области на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 23 декабря 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах Чирковой Анны Дмитриевны удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Петушинский район» обязанность обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Чиркову Анну Дмитриевну благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.

Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения прокурора Потапкова Г.А., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы и просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Петушинского района Владимирской области, действуя в интересах Чирковой А.Д., обратился в суд с иском об обязании администрации Петушинского района Владимирской области обеспечить Чиркову А.Д. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.

В обоснование иска указал, что в 2017 году Чиркова А.Д. включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Несмотря на возникновение у Чирковой А.Д. такого права, жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени.

Истец Чиркова А.Д., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В переданной суду телефонограмме просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д.22,32).

Прокурор Медведева А.А. в судебном заседании просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика администрации Петушинского района Владимирской области - Трофимов С.В. и представитель третьего лица управления образования администрации Петушинского района Владимирской области – Батурина С.Н. разрешение спора оставили на усмотрение суда.

Третье лицо Департамент образования администрации Владимирской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил. Представил письменные возражения на иск, в удовлетворении которого просил отказать. Указал, что в 2021 году Петушинскому району Владимирской области выделены субвенции в сумме 19716,2 тыс. руб., планируется приобретение 17 квартир для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Чиркова А.Д. включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, на 01.12.2021 –под №112, по муниципальному образованию – под №11. Немедленное предоставление жилого помещения законом не предусмотрено. Право Чирковой А.Д. на обеспечение жилым помещением не нарушено, будет реализовано согласно списку. При невозможности обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обладающих правом на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация платы за поднаем жилого помещения. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.26-29).

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Петушинского района Владимирской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, действующим законодательством не предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, жилых помещений во внеочередном порядке. Предоставление жилого помещения должно производиться в том порядке, в котором ведется список, то есть по дате рождения. Внеочередное предоставление жилого помещения Чирковой А.Д. нарушит права иных лиц, внесенных в список. В настоящее время право Чирковой А.Д. на обеспечение жилым помещением не нарушено. При отсутствии бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений, решение суда не исполнимо (л.д.57-58).

В заседание суда апелляционной инстанции истец Чиркова А.Д. (извещена телефонограммой, л.д.72), ответчик администрация Петушинского района Владимирской области, третьи лица управление образования администрации Петушинского района Владимирской области, Департамент образования администрации Владимирской области (извещены посредством направления судебных извещений факсом, л.д.73-77) не явились (представителей не направили), сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ без участия указанных лиц.

В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч.2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3).

В п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции на момент включения Чирковой А.Д. в Список) порядок формирования Списка устанавливался законом субъекта РФ. Согласно действующей редакции п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства (далее-Правила).

Согласно п.2 Правил, формирование Списка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ.

В силу п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ жилые помещения указанной категории граждан предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ (п.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

В ч.1 ст.12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 №43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений утвержден Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 №612 (далее-Порядок).

Согласно п.2 Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются лицам, указанным в п.1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абз.2, абз.3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с ч.3 ст.12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 №43-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с п.4 Порядка лицам, указанным в п.1 Порядка, жилое помещение однократно предоставляется органами местного самоуправления на территории населенного пункта по месту его жительства на территории Владимирской области, при условии отсутствия у лица жилого помещения в другом населенном пункте на территории РФ. Жилые помещения предоставляются по заявлению лиц, указанных в п.1 Порядка.

В ч.2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

Законом Владимирской области от 28.12.2005 №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления Петушинский район Владимирской области переданы государственные полномочия Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями. В силу п.2 ст.5 указанного закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Чиркова А.Д. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чиркова А.Д. родилась ****, в свидетельстве о рождении записана мать – **** О.С., сведения об отце отсутствуют (л.д.16), **** О.С. умерла **** (л.д.17).

Постановлением главы Петушинского района Владимирской области от 28.01.2002 №56, над несовершеннолетней Чирковой А.Д. установлена опека, опекуном назначена **** Е.Н. (л.д.14).

Чиркова А.Д. зарегистрирована по месту жительства опекуна по адресу: **** (л.д.15). Квартира состоит из двух комнат, общая площадь 52,9 кв.м., в квартире также зарегистрированы и проживают **** Е.Н. (опекун**** С.В. (супруг опекуна), **** А.С. (сын опекуна). Данная квартира ведомственная, принадлежит «Росохотрыболовсоюз» г.Москва, приватизации не подлежит. Собственником квартиры опекун **** Е.Н. не является (л.д.18-19).

По данным Управления Росреестра по Владимирской области сведения о зарегистрированных правах Чирковой А.Д. на недвижимое имущество отсутствуют (л.д.21,35).

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от 01.06.2017 №1029 Чиркова А.Д. включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Петушинский район» (л.д.11).

По состоянию на 01.12.2021 Чиркова А.Д. находится в областном сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, под №112, по муниципальному списку – под №11 (л.д.37-38).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что положения Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закона Владимирской области от 04.06.2020 №43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права, и поскольку у Чирковой А.Д. возникло право на обеспечение жилым помещением, то администрация Петушинского района Владимирской области обязана предоставить ей жилое помещение за счет средств бюджета Владимирской области.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не находит.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. Федеральное законодательство и нормативные правовые акты Владимирской области не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом Правительством РФ (в настоящее время Правилами, утв.постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 297), само по себе не означает, что предоставление жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление Правилами порядка предоставления жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом РФ Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При таких обстоятельствах суд правомерно руководствовался нормами действующего законодательства и признал право Чирковой А.Д. на получение жилого помещения вне зависимости от номера, под которым она значится в Списке. Доводы администрации Петушинского района Владимирской области о том, что жилое помещение лицам указанной категории должно предоставляться исходя из очередности в Списке, противоречат требованиям приведенных выше норм материального права и нарушает право Чирковой А.Д. на обеспечение жильем.

Ссылка администрации Петушинского района Владимирской области на то, что удовлетворение исковых требований Чирковой А.Д. о предоставлении жилого помещения фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в Список ранее нее, не может быть принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст.9 ГК РФ). Правовая позиция о том, что обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, содержится в п.8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020.

Установлено, Чиркова А.Д. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет достигла, таким образом, у неё в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей не предоставлено. Само по себе включение Чирковой А.Д. в соответствующий список не означает, что определенные в федеральном и региональном законах обязанности по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Петушинского района Владимирской области в отношении Чирковой А.Д. исполнены. Ссылка администрации Петушинского района Владимирской области на предоставление иных гарантий указанной категории граждан в случае несвоевременного обеспечения жилыми помещениями о незаконности и необоснованности решения суда не свидетельствует. Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Решение суда о возложении на администрацию Петушинского района Владимирской области обязанности предоставить Чирковой А.Д. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное применительно к условиям Петушинского района Владимирской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области, является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального права, с соблюдением норм процессуального права, с учетом установленных юридически значимых обстоятельств, подтвержденных совокупностью доказательств, отвечающих требованиям гл.6 ГПК РФ.

Выводы суда согласуются с правоприменительной практикой Верховного Суда РФ (Определения Верховного Суда РФ от 08.12.2020 №16-КГ20-25-К4, от 27.02.2018 №7-КГ17-12, от 24.04.2018 №67-КГ18-8 и др.).

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда. Указанные в ст.ст.195,198 ГПК РФ и постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 "О судебном решении" предъявляемые к решению требования, судом первой инстанции соблюдены. Оснований для отмены решения суда, о чем ставится вопрос с апелляционной жалобе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется. Иная трактовка апеллянтом норм материального права не свидетельствует о судебной ошибке. Основания для отмены решения суда, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют. Нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.3 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены судебного постановления, судебной коллегией не установлено. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петушинского районного суда Владимирской области от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Петушинского района Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Денисова

Судьи М.А. Белоглазова

А.В. Удальцов

****