ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1549/2022 от 12.10.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Калюжная А.С.

дело №33-32579/2022

УИД 50RS0005-01-2022-000964-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области 12 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Панцевич И.А.,

судей Аверченко Д.Г., Филинкова Н.И.,

при ведении протокола помощником судьи Щегловой Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1549/2022 по иску АО «Мособлгаз» к Зубрицкому А. Г. о нечинении препятствий в газификации,

по апелляционной жалобе Зубрицкого А. Г. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 13 мая 2022г.

Заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г., объяснения представителя АО «Мособлгаз»,

УСТАНОВИЛА:

Акционерное общество «Мособлгаз» обратился в суд с иском к ответчику, о нечинении препятствий АО «Мособлгаз» в подключении жилых домов, расположенных по адресу: <данные изъяты> к распределительному газопроводу в подземном и надземном исполнении, протяженностью 2108,6 кв.м. с К<данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты> в случае не исполнения Зубрицким А. Г. решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу Мо Дмитров с/п Костинское, д. Морозово, считать полученным, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

Требования мотивированы тем, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. В своем Послании Федеральному собранию <данные изъяты> Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года» (далее – программа социальной газификации), утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 13.12.2021 № 1338/44 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»). АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области Акционерное Общество «Мособлгаз». Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник – АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области. Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения. Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». В соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 "основной абонент" –это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления. Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления. Ответчику на праве собственности принадлежит введенный в эксплуатацию в 2011 году распределительный газопровод в подземном и надземном исполнении, протяженностью 2108,6 м с кадастровым номером <данные изъяты>(далее – газопровод-источник), расположенный по адресу: Московская <данные изъяты> включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации – источник газоснабжения находится в границах населенного пункта. В плане-графике газификации, являющемся приложением № 2 к разделу 2 программы социальной газификации д. Морозово – это порядковый номер 1747. В связи с этим жители д. Морозово получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Дмитровский г.о., Костинское с.п., д. Морозово от газопровода-источника, принадлежащего Ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной Администрацией Дмитровского городского округа Московской области. Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (далее – СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). Пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с 01.08.2020 постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985, с 01.09.2021 постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815). Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа д. Морозово, что подтверждается проверочным гидравлическим расчетом газопровода. С обращением о предоставлении согласия на подключение к газопроводу-источнику к Ответчику обратилась и Администрация Дмитровского городского округа Московской области. В ответ на обращение Администрации Ответчиком письмом от 20.01.2022 в выдаче согласия на подключение к газопроводу-источнику на безвозмездной основе отказано. АО «Мособлгаз» 08.12.2021 обратилось к Ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <данные изъяты>. Обращение к ответчику направлено заказным почтовым отправлением, доставлено в почтовое отделение получателя <данные изъяты>, получено Зубрицким А.Г. 22.12.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты>.Ответ в адрес АО «Мособлгаз» от Зубрицкого А.Г. не поступил. Таким образом, ответчик отказался выдать согласие на подключение. В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права Ответчика подключением от газопровода-источника нарушены не будут. Отказ Ответчика от предоставления согласия на подключение (технологическое присоединение) на безвозмездной основе противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении) газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. В соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила подключения), основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей. В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. <данные изъяты>, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В связи с этим, на основании статьи 6 Гражданского кодекса РФ (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей – физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов. Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, Ответчик препятствует в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации.

В судебном заседании суда первой истанции представители истца АО «Мособлгаз» - Соколова О.С., Савостьянов В.А., исковые требования поддержали, пояснив, что отсутствие согласия ответчика не позволяет АО «Мособлгаз» выполнить догазификацию дер. Морозово и выполнить мероприятия по социальной газификации указанного населённого пункта.

Ответчик Зубрицкий А.Г. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил участие представителя Мацакова В.А., которые возражал относительно удовлетворения иска, письменные возражения по иску не представил.

Представитель третьего лица Администрации Дмитровского городского округа Московской области – Петрова А.С. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования АО «Мособлгаз» поддержала.

Представитель третьего лица Министерства энергетики Московской области - в суд первой инстанции не явился, о рассмотрении дела извещён.

Решением Дмитровского городского суда Московской области от 13 мая 2022 г. постановлено «Иск АО «Мособлгаз» к Зубрицкому А. Г. о нечинении препятствий в газификации удовлетворить.

Обязать Зубрицкого А. Г., <данные изъяты> года рождения, не чинить препятствия АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <данные изъяты>, к распределительному газопроводу в подземном и надземном исполнении, протяженностью 2108,6 кв.м. с К<данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты> в целях исполнения Программы Правительства Московской области «№Развития газификации в Московской области до 2030 года» путем выдачи согласия на подключение.

В случае не исполнения Зубрицким А. Г. решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу Мо Дмитров с/п Костинское, д. Морозово, считать полученным.

Взыскать с Зубрицкого А. Г. к пользу АО «Мособлгаз» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.»

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требовании отказать.

Выслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Судом установлено, что в собственности ответчика Зубрицкого А.Г. находится, введенный в эксплуатацию в 2011 году, распределительный газопровод в подземном и надземном исполнении, протяженностью 2108,6 м с кадастровым номером <данные изъяты>(далее – газопровод-источник), расположенный по адресу: <данные изъяты> (Л.Д.14-15, 31-33).

Деревня Морозово Дмитровского городского округа Московской области включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации, поскольку источник газоснабжения находится в границах населённого пункта.

АО «Мособлгаз» на догазификацию населённого пункта – д. Морозово, расположенной по адресу Московская область, Дмитровский г.о. с/п Костинское, выданы Технические условия № <данные изъяты>-ДНП/3 от <данные изъяты> (технические условия на подключение/технологическое присоединение/ выданы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) (л.д.48).

В соответствии со статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьёй 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учётом промышленной и экологической безопасности.

21.04.2021 Президент Российской Федерации Путин В.В. в своём Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населённых пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.

Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утверждённой Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 29.06.2021 № 515/22 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).

Из представленных суду документов видно, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области и является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 №560/24 «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утверждённого Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз».

Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения.

Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской <данные изъяты> осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

В соответствии с действующим законодательством на момент возникновения между сторонами спора "основной абонент" - это потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединёнными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа" (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 19.03.2020) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Указанное Постановление Правительства РФ утрачивает силу в связи с принятием другого Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в соответствии с которым "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления).

комплексной услуги по газификации, предметом которых является выполнение комплекса работ и услуг по газификации и газоснабжению объектов индивидуального жилищного строительства, расположенные в д. Морозово, заключённые АО «Мособлгаз» с Кудряшовым С.П. (л.д.49-55), Кудряшовой Н.Ф. (л.д.56-62), Литвиновым А.А. (л.д.63-69), Нефедовой С.И. (л.д.70-76).

Согласно программе социальной газификации в д. Морозово подлежит газификации 130 негазифицированных жилых домов, собственники которых получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Схемой газоснабжения газоснабжение этих жилых домов предусмотрено к газопроводу среднего давления, проложенному в д.Морозово, который находится в собственности ответчика. Разработка такой схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объёма, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985) (л.д.78-83).

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (п.п.2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.

Газопровод-источник - сооружение трубопроводного транспорта - газопровод среднего давления протяжённостью 2108,6 метров, с кадастровым <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, принадлежащий ответчику, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа <данные изъяты>.

08.12.2021 АО «Мособлгаз» направило в адрес ответчика по почте заказные письма, предложение (ШИП14102066241632) о согласовании, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления, подключения к газопроводу К<данные изъяты> протяжённостью 2108,6метров, расположенному по адресу Московская область, Дмитровский г.о., с/п Костинское, вблизи д. Морозово, в рамках реализации программы социальной газификации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в д. Морозово Дмитровского г.о., Московской области (л.д.34-35, 38-40).

Таким образом, из представленных истцом доказательств следует, что ответчик Зубрицкий А.Г. уклонился от дачи согласия на подключение к принадлежащему ему газопроводу, что фактически свидетельствует об отказе выдать такое согласие.

Истцом представлена схема расположения газопровода (л.д.41).

Пропускная способность газопровода среднего давления протяжённостью 2108,6 метров, с кадастровым <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей.

При этом, в соответствии с Правилами безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, шифр ПБ 12-609-03,утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003 № 40 (начало действия документа - 02.07.2003, окончание действия документа - 24.08.2014) действующие наружные газопроводы должны подвергаться диагностике технического состояния. Диагностированию подлежат подземные газопроводы со сроком эксплуатации: стальные - 40 лет; полиэтиленовые - 50 лет (пункт 5.3.7.).

Газопровод, принадлежащий на праве собственности ответчику, введен в эксплуатацию в июле 2011 года (акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 24.06.2011 приобщен к материалам дела). Материал газопровода: сталь, полиэтилен, давление – среднее.

Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным Постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 октября 2010 г. № 870 утверждена классификация газопроводов по давлению в сетях газораспределения и газопотребления (приложение № 1):

Газопроводы высокого давления 1а категории (свыше 1,2 МПа)

Газопроводы высокого давления 1 категории (свыше 0,6 до 1,2 МПа включительно)

Газопроводы высокого давления 2 категории (свыше 0,3 до 0,6 МПа включительно)

Газопроводы среднего давления (свыше 0,005 до 0,3 МПа включительно)

Газопроводы низкого давления (до 0,005 МПа включительно).

Правилами безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. № 532 диагностирование проводится по истечении срока эксплуатации, установленного изготовителями, но не более:20 лет - для технических устройств; 30 лет - для газопроводов (пункт 48).

Согласно ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2012 г. № 299-ст (дата введения в действие 1 января 2013 года) первая плановая оценка технического состояния стальных подземных газопроводов должна проводиться через 30 лет, полиэтиленовых и стальных надземных газопроводов - через 40 лет после ввода их в эксплуатацию (пункт 6.2.11).

Таким образом, первая оценка технического состояния газопровода, принадлежащего ответчику, для оценки возможности его дальнейшей эксплуатации, должна быть проведена в 2041 году.

В качестве подтверждения технической возможности подключения новых потребителей к газопроводу, принадлежащему Зубрицкому А.Г., без ухудшения параметров газоснабжения существующих потребителей, истцом к материалам дела приобщена схема догазификации д. Морозово Дмитровского г.о. с пояснительной запиской, которая содержит гидравлический расчет газопровода (л.д.106-115).

По газопроводам природный газ подается под давлением, с параметрами, определенными техническими нормами.В газопроводе среднего давления газ подается со значениями 0,005 – 0,03 МПа.

Гидравлический расчет позволяет определить расходы газа в газопроводе и потери давления.

Задачей при выполнении гидравлического расчета является получение минимальных значений давления на всей протяженности газопровода и в конечной точке сети газораспределения, в которой потери давления являются максимальными. Получение таких значений позволяет определить, будет ли иметь место дефицит давления в газопроводе или параметры давления в газопроводе позволят обеспечить в соответствии с действующими нормами и правилами газоснабжение уже существующих и подключении новых потребителей.

АО «Мособлгаз» выполняет гидравлические расчеты с помощью программы для ЭВМ «АСПО-ГАЗ» (свидетельство о государственной регистрации программы № 2021665214 от 21.09.2021).

Программный продукт АСПО-ГАЗ предназначен для создания схем газоснабжения и выполнения гидравлических расчетов при проектировании и эксплуатации инженерных сетей газоснабжения низкого, среднего и высокого давления городов и населенных пунктов, а так же внутренних газопроводов низкого давления жилых домов.

Точки, в которых гидравлическим расчетом определены значения давления (номер узла) отражены на схеме догазификации д. Морозово.

В схеме учтено 130 жилых строений (существующие и потенциальные потребители).

Выполненный гидравлический расчет показал, что газопровод, принадлежащий ответчику, способен обеспечить необходимым количеством газа всю застройку, поэтому права ответчика подключением от газопровода не будут нарушены, что подтверждается техническим условием №393-30-ДНП/3 от 15.07.2021 (л.д.48).

Уклонение ответчика от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Так, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Газопровод среднего давления протяжённостью 2108,6 метров, с кадастровым <данные изъяты>, ответчика не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединён непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является её частью.

В соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (редакция от 11.06.2021) "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2021) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединённых к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В настоящем споре собственником газопровода является физическое лицо, однако, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с 01.09.2021) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учётом особенностей, предусмотренных этой статьёй.

Учитывая указанные выше правовые нормы и установленные обстоятельства дела, в том числе то, что ответчик Зубрицкий А.Г., уклоняется от дачи согласия на подключение к принадлежащему ему на праве собственности газопроводу жилых домов, расположенных в <данные изъяты>, суд первой инстанции обоснованно счел, что он тем самым злоупотребляет своими правами, нарушает действующее законодательство и препятствует АО «Мособлгаз» в выполнении мероприятий по социальной газификации <данные изъяты>.

Исходя из того, что выполнение истцом АО «Мособлгаз» возложенных на него Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчика в д. Морозово без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»: государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области по доведению уровня газоснабжения населения в Московской области до 98 процентов, руководствуясь утвержденными Правительством Российской Федерации «Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547), в соответствии с которыми «основной абонент» после получения соответствующего запроса от исполнителя работ по газификации должен направить своё согласие на подключение нового объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и не вправе препятствовать такому подключению (технологическому присоединению) при наличии пропускной способности таких сетей, суд первой инстанции обоснованно счел заявленные АО «Мособлгаз» исковые требования подлежащими удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец обратился в суд за защитой своего предполагаемо права, о недостаточности подтверждения намерения осуществить строительство, а также об отсутствии у истца права на защиту отклоняются судебной коллегией с учетом того что отказывая в подключении к газопроводу-источнику, Ответчик препятствует в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации, которые предусмотрены Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года» (далее – программа социальной газификации), утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 13.12.2021 № 1338/44 «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не чинит препятствий и требования истца направлены на ограничение прав собственника, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Ответчик не лишен права ставить в самостоятельном порядке вопрос о соответствующей компенсации.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела, неверному толкованию норм права и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дмитровского городского суда Московской области от 13 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зубрицкого А. Г. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи