Судья Эминов О.Н. № 33-770/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-154/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 ноября 2020 г. г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Андреевой А.В. и Сидоренко Н.А.
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по искам Строганова М.И. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Главе Республики Калмыкия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, и о восстановлении трудовых прав по апелляционной жалобе истца Строганова М.И. на решение Элистинского городского суда РК от 11 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения истца Строганова М.И., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителей ответчиков Эрднеевой М.Э., Цедеева А.В., заключение прокурора Буриновой А.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Строганов М.И. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Главе Республики Калмыкия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, мотивируя следующим.
Распоряжением Главы Республики Калмыкия № 222-рг от 17.10.2019 г. истец освобожден от замещаемой должности, уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия, срочный служебный контракт прекращен в связи с утратой доверия, пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Приказом Минприроды РК № 245-лс от 17.10.2019 г. с истцом был расторгнут срочный служебный контракт от 31.12.2015 г. Увольнение в связи с утратой доверия считает незаконным, так как оно произведено при отсутствии оснований; с нарушением установленного порядка увольнения; неуполномоченным представителем нанимателя. Копии актов об увольнении (применении взыскания) не содержат указаний на коррупционное правонарушение и нормативные акты, положения которых нарушены истцом. Незаконным увольнением, нарушением трудовых прав истцу причинены нравственные страдания. Ссылаясь на изложенное, истец просил восстановить его на работе в ранее занимаемой должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1 руб.
Также Строганов М.И. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Главе Республики Калмыкия о восстановлении трудовых прав, мотивируя следующим.
Истцом в адрес Главы Республики Калмыкия были поданы заявления об освобождении от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего (собственному желанию) со следующими исходящими данными: заявление от 8.07.19 (исх. СИЗО 9/4/3-2279 от 8.07.19); заявление от 8.07.19 (исх. СИЗО 9/4/3-2274 от 8.07.19); заявление от 11.07.19 об увольнении с 11.07.19 (исх. СИЗО 9/4/3-2339 от 12.07.19); заявление от 6.08.19 (исх. СИЗО 9/4/3-2642 от 6.08.19); заявление от 18.09.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3122 от 18.09.19); заявление от 25.09.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3198 от 25.09.19); заявление от 27.09.19 (с приложением 4-х заявлений от 26.09.19 об увольнении) (исх. СИЗО 9/4/3-3228 от 27.09.19); заявление от 30.09.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3270 от 1.10.19); заявление от 7.10.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3410 от 8.10.19); заявление от 16.10.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3525 от 16.10.19).
Указанные заявления (обращения) поданы в установленном законом о государственной гражданской службе порядке.
Глава Республики Калмыкия как представитель нанимателя (Республики Калмыкия), наделен исключительным правом рассматривать и разрешать поданные на его имя обращения.
Обращения истца не были рассмотрены и не были разрешены Главой РК.
Бездействие Главы РК по не разрешению заявлений истца нарушает охраняемые законом права и интересы истца, в том числе, право на труд (свободу труда), положения статьи 37 Конституции РФ, статей 4, 14, 23, 36, 73 Закона РФ «О государственной гражданской службе РФ».
Просил признать незаконными действия (бездействие) Главы РК по нерассмотрению и неразрешению обращений с заявлением об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия (от 8.07.19; 11.07.19; 6.08.19; 18.09.19; 25.09.19; 30.09.19; 7.10.19; 16.10.19).
31.12.2019 г. Строганов М.И. уточнил заявленные требования (предмет иска), просил признать состоявшимся расторжение служебного контракта, заключенного с истцом (Строгановым М.И., заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия), освобождение истца от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнение истца с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего (статья 36 Федерального закона «О государственной гражданской службы Российской Федерации») 7 августа 2019 г. в соответствии с заявлением Строганова М.И. № 667 от 11.07.19 (вх. № 001/1167-ог от 23.07.19).
Определением Элистинского городского суда РК от 29.01.2020 г. указанные дела соединены в одно производство.
10 марта и 3 июня 2020 г. ФИО1 уточнил заявленные требования (предмет иска), просил не учитывать заявление об уточнении предмета исковых требований от 31 декабря 2019 г. (ранее находившегося в производстве судьи Элистинского городского суда РК Буджаевой С.А.) и рассмотреть иск о восстановлении трудовых прав в первоначальной редакции иска и предмета иска. Просил дело по иску о восстановлении трудовых прав выделить из дела о восстановлении на работе, и рассмотреть эти дела отдельно, как не связанные между собой.
30 июня 2020 г. в судебном заседании истец ФИО1 просил признать незаконными действия (бездействие) Главы РК по нерассмотрению и неразрешению обращений с заявлением об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия (от 8.07.19; 11.07.19 (кроме заявления №667 от 11 июля 2019 г.); 6.08.19; 18.09.19; 25.09.19; 26 и 27.09.19; 30.09.19; 7.10.19; 16.10.19); также просил признать состоявшимся расторжение служебного контракта, заключенного с истцом (ФИО1, заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия), освобождение истца от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнение истца с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего по заявлению от 26.09.2019 г. без указания даты увольнения, начиная с даты поступления заявления представителю работодателя; признать распоряжение Главы Республики Калмыкия № 222-рг от 17.10.2019 г. о прекращении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия (пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и приказ Минприроды РК №245-лс от 17.10.2019 г. о расторжении срочного служебного контракта от 31.12.2015 г. - незаконными; восстановить его на работе в ранее занимаемой должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 просил признать незаконными действия (бездействие) Главы РК по нерассмотрению и неразрешению обращений с заявлением об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия (от 8.07.19; 11.07.19 (кроме заявления № 667 от 11 июля 2019 г.); 6.08.19; 18.09.19; 25.09.19; 26.09.19 и 27.09.19; 30.09.19; 7.10.19; 16.10.19); признать состоявшимся расторжение служебного контракта, заключенного с истцом (ФИО1, заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия), освобождение истца от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнение истца с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего по заявлению от 26.09.2019 г. без указания даты увольнения, начиная с даты поступления заявления представителю работодателя, то есть с 16 октября 2019 г.; признать незаконными распоряжение Главы Республики Калмыкия № 222-рг от 17.10.2019 г. о прекращении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия (пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и приказ Минприроды РК №245-лс от 17.10.2019 г. о расторжении срочного служебного контракта от 31.12.2015 г.; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1 руб., также просил изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию с 20.02.2020 г., сослался на доводы, приведенные в первоначальном и уточненном исковых заявлениях.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что срочный служебный контракт с истцом ФИО1 расторгнут на законных основаниях.
Представитель Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО3 исковые требования не признал, пояснил, что истец ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия на законных основаниях по результатам проверки, процедура увольнения не нарушена. Представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе истца ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью установленных судом обстоятельств; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Считает, что суд в нарушение требований статьи 38 ГПК РФ изменил предмет и основание иска. Основание иска и доводы, указанные в обоснование требований не проверил, оценки им в решении не дал. По требованиям о признании незаконными действий (бездействия) Главы РК (о нерассмотрении и о неразрешении заявлений истца об увольнении) по заявленным основаниям иска требования не рассмотрел, а постановил решение на положениях Закона № 59 ФЗ, указа Главы РК от 08.04.19 г. № 72 без проверки. Указывает, что в нарушение требований статей 6, 12, 55, 56, 59, 60 ГПК РФ суд не разрешил заявление о подложности доказательства – справки АО «Город Шахмат», отклонил ходатайство, содержание справки и ее достоверность с учетом других доказательств не проверил и не позволил истцу представить такие доказательства. Факты представления заведомо недостоверных сведений о доходах, обязательствах имущественного характера, проживания в квартире 4.1.3 не проверил. Доклад Берикова без подписей, реквизитов, данных об авторстве и времени подготовки принял как доказательство без проверки указанных в нем доказательств. Подлинный материал проверки, справку от 24.09.19 г. суд не обозрел. Считает, что решение суда первой инстанции не отвечает требованиям статей 195, 197, 198 ГПК РФ, постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении». Истец указывал и обращал внимание, что им заявлен индивидуальный служебный спор, подлежащий рассмотрению в порядке Закона № 79 ФЗ и законодательства о государственной гражданской службе. Истец не заявлял требований с основаниями, обстоятельствами, положениями, регулируемым Законом № 59 ФЗ. Суд неправильно истолковал Закон № 79. Доводы истца, что Глава РК высшее должностное лицо республики, по статусу является представителем нанимателя, в том числе для лиц по должности заместитель министра, министр представителем нанимателя по поручению Главы РК - судом оставлены без оценки и проверки. Суд незаконно в одном решении в отношении служебно-трудового отношения истца с РК определил Главу РК как надлежащего представителя нанимателя (при увольнении по статье 59.2 Закона №79 ФЗ), и одновременно, как ненадлежащего представителя нанимателя (при рассмотрении заявлений об увольнении по собственной инициативе). Судом дано неверное и предвзятое толкование положений Указа Главы РК от 03.04.2009 г. № 42. Заявление об освобождении от должности и увольнении заместителем министра пишется на имя Главы РК. В отношении заместителя министра обязанности по подготовке представления на имя Главы РК возложено на Председателя Правительства РК. Вывод суда об отсутствии незаконных действий (бездействия) Главы РК противоречит обстоятельствам дела. Содержание заявлений истца и имеющихся на них информационных сообщений (не ответов) судом искажено, действительное содержание не определено и в решении не указано, спор по искам не разрешен. Только 2 обращения (заявление № 627 от 08.07.2019 г. и заявление от 27.09.2019 г. с приложением заявлений № 1, 2, 3, 4) являлись заявлениями об увольнении. Все остальные заявления являются обращениями в адрес Главы РК, как представителя нанимателя по вопросам нерассмотрения заявлений об увольнении, незаконных действий администрации Главы РК, несостоятельности ответов, а также жалобами на действия Руководителя администрации Главы РК Берикова. Все заявления поданы в рамках индивидуального служебного спора. Указывает на то, что разные по предмету и основанию обращения, при отсутствии оснований, суд посчитал их, как обращения об увольнении и разрешил по одному основанию, что должны были быть поданы министру природных ресурсов РК. При этом, суд признал законными перенаправление данных обращений в Правительство РК, отсутствие ответов по существу и сообщения о продлении срока рассмотрения надлежащим разрешением обращений. Указывает на то, что суд оставил без внимания доклад, подготовленный подразделением кадровой службы за подписью ФИО4, который подтверждает его невиновность и отсутствие оснований для его увольнения. Указывает, что доклад по проверке должен быть рассмотрен на Комиссии по урегулированию конфликта интересов. Ссылается на то, что с проведенной проверкой ознакомлен не был, объяснения по ней не давал, узнал о ней только в суде. Справка о доходах была сдана в 2015 году, суждение о том, что нарушение выявлено 3.10.19 г. не подтверждено. Распоряжение №222-рг от 17 октября 2019 г. и приказ №245-лс от 17 октября 2019 г. считает незаконными, поскольку они не содержат указаний на основания увольнения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт несоблюдения ФИО1 своих должностных обязанностей и требований законодательства по противодействию коррупции, выразившегося в предоставлении заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела; порядок увольнения не нарушен. Заявления об увольнении с гражданской службы, направленные истцом в адрес Главы РК, поданы с нарушением установленного порядка, то есть лицу не являющемуся для него представителем нанимателя. Кроме того, заявление об увольнении подано во время проведения в отношении истца служебной проверки, выявившей нарушения действующего законодательства и в ситуации, когда работодатель имеет право прекратить трудовые отношения с работником по нескольким основаниям, право выбора конкретного основания увольнения принадлежит работодателю.
С данным выводом суда первой инстанции следует согласиться по следующим основаниям.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ).
Государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу требований пунктов 11, 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В соответствии с положениям статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (пункты 1, 5 части 1).
Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в том числе, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа; принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера (подпункты "м", "н", "о" пункта 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885).
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. В том числе в случае представления гражданским служащим заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Распоряжением Главы Республики Калмыкия ФИО5 от 21 декабря 2015 г. ФИО1 назначен заместителем министра ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия в лице министра ФИО6 со ФИО1 заключен срочный служебный контракт 31 декабря 2015 г. № 285 о прохождении государственной гражданской службы Республики Калмыкия и замещении должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Приказом министра природных ресурсов охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО7 от 5 декабря 2018 г. №366-лс срок действия указанного выше контракта продлен по 12 января 2022 г.
В соответствии с Должностным регламентом государственного гражданского служащего РК, замещающего должность государственной гражданской службы РК «заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 05.07.2016 г. №205-лс (с изменениями, внесенными приказами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 04.04.2017 г. №131/1-лс, от 19.07.2017 г. №221-лс, от 18.12.2017 г. №396-лс, от 03.07.2018 г. №198/1-лс), истец обязан в том числе, соблюдать федеральные законы, иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты Республики Калмыкия и обеспечивать их исполнение, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (подпункты 1, 2 пункта 3.1.1), представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи (подпункт 9 пункта 3.1.1), соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами (подпункт 11 пункта 3.1.1), не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих (подпункты 5 и 6 пункта 3.1.3). Истец со своим должностным регламентом и изменениями к нему ознакомлен.
17 мая 2019 г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия поступило письмо следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17.05.2019 г. исх. №16-19/000020, в котором сообщалось о возбуждении в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки), с предложением организовать проведение в отношении ФИО1 служебной проверки в связи с предоставлением последним ложных сведений о месте своего проживания и лицах, предоставивших ему жилое помещение, за период с 2015 по 2019 г.
Письмом Администрации Главы Республики Калмыкия от 21 мая 2019 г. исх. № 003/ЧБ-05-06-381 указанное обращение следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 г. было переадресовано в адрес Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО8 с целью проведения проверки в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1
На основании вышеуказанного обращения следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 г. исх. №16-19/000020 об организации проведения проверки в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1, поручения Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО8 от 21 мая 2019 г. №003/ЧБ-05-06-381 Отделом по вопросам государственной службы и кадровой работы Аппарата Правительства Республики Калмыкия в период с 21 мая по 12 сентября 2019 г. была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2019 г., представленных заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1
Согласно выводам проведенной проверки кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия в отношении истца факт предоставления заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не установлен.
Результаты проведенной кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия проверки оформлены докладом на имя Врио Главы Республики Калмыкия ФИО9, направленным в адрес Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия Берикова Ч.Н. сопроводительным письмом от 12 сентября 2019 г. исх. №0021/ГБ-13-08-1531.
По итогам рассмотрения материалов проверки, проведенной кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия, начальником отдела по вопросам противодействия коррупции ФИО10 на имя руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия Берикова Ч.Н. подготовлена докладная, содержащая выводы о допущенных кадровой службой в ходе проверки нарушениях требований Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, и гражданскими служащими Республики Калмыкия, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, и соблюдения указанными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия от 7 сентября 2010 г. №236.
По результатам рассмотрения указанной докладной, подготовленной начальником отдела по вопросам противодействия коррупции, руководителем Администрации Главы Республики Калмыкия Бериковым Ч.Н. в соответствии с пунктами 3, 4 Положения об отделе по противодействию коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия о проверке достоверности и полноты сведений на основании обращения следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 г. исх. №16-19/000020 Отделу по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия (ФИО10) поручено провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 за период 2015-2018 г.
В ходе проверки, проведенной Отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия установлен факт несоблюдения ФИО1 своих должностных обязанностей и требований законодательства по противодействию коррупции, выразившегося в предоставлении заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, в представленных ФИО1 сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016-2019 г., в подразделе 6.1 раздела 6 указано, что у него в пользовании находится квартира, расположенная по адресу:РК, «…», кв.4, площадью 147,7 кв.м., которая на безвозмездной основе предоставлена его дочерью «…». Однако, согласно справке АО «Город шахмат», собственником данной квартиры является ООО «…».
Вместе с тем установлено, что в период с 2016 г. по 2019 г. ФИО1 проживал в коттедже№ «…», расположенном по адресу:«…» арендуемом обществом с ограниченной ответственностью «…» у акционерного общества «Город шахмат» по договорам: №ДА-02/16 от 01.08.2016 г., №ДА-17/17 от 01.04.2017 г., №ДА-01/03/18 от 01.03.2018 г., №ДА-01/19 от 11.01.2019 г. Размер арендной платы на момент заключения договора составлял 50 000 руб. в месяц. По данному факту руководителем второго отделения отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия 17.05.2019 г. возбуждено уголовное дело в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки). Постановлением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 мая 2019 г. в отношении истца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца.
Результаты проведенной Отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия в отношении ФИО1 проверки оформлены докладом, содержащим вывод о том, что заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 систематически представлялись заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что является нарушением антикоррупционного законодательства. Главе Республики Калмыкия ФИО9 рекомендовано применить к заместителю Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 меры юридической ответственности за неисполнение обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством.
Указанный доклад по итогам проверки, проведенной Отделом по вопросам противодействия коррупции, представлен Главе Республики Калмыкия ФИО9 и и.о. Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО8 03.10.2019 г.
В последующем распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 октября 2019 г. №222-рг ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», о чем он был уведомлен письмом заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия - Руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО4 от 1 ноября 2019 г. исх. №002-06-1737-С01.
Приказом №245-лс от 17.10.2019 г. Минприроды РК с истцом расторгнут срочный служебный контракт от 31.12.2015 г.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, установил, что заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 систематически представлял заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. ФИО1 не сообщил представителю работодателя о конфликте интересов либо возможности его возникновения; данные действия ФИО1, допустившего конфликтную ситуацию, способную нанести ущерб его репутации, как государственного служащего, и авторитету государственного органа, были предметом проверки, материалы которой явились основанием для увольнения истца с гражданской службы на основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия; о результатах проверки он был осведомлен, и пришел к выводу о том, что ФИО1 допущено нарушение должностных обязанностей и требований законодательства по противодействию коррупции, выразившееся в предоставлении заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Заключая контракт о прохождении государственной гражданской службы, ФИО1 тем самым согласился и с тем, что в случае несоблюдения им ограничений и запретов, непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, его служба будет прекращена в связи с утратой к нему доверия.
Такие же обязанности, ограничения и запреты возложены на ФИО1 и Должностным регламентом государственного гражданского служащего РК, замещающего должность государственной гражданской службы РК «заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 05.07.2016 г. №205-лс (с изм. и доп.), с которым он был ознакомлен под роспись, что подтверждается листком ознакомления.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов ответчика о том, что ФИО1 допущено нарушение должностных обязанностей и требований законодательства по противодействию коррупции, выразившегося в предоставлении заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, потому у ответчика имелись законные основания для расторжения с ним служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, и в этой связи к выводу о несостоятельности доводов истца о признании состоявшимся расторжение служебного контракта и освобождение от замещаемой должности по инициативе гражданского служащего.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о незаконности расторжения с ним служебного контракта, нарушении процедуры увольнения, об отсутствии обязанности у истца представлять сведения о месте своего проживания и лицах, предоставивших ему жилое помещение признаются несостоятельными.
Обсудив заявленные ФИО1 требования о допущенном Главой Республики Калмыкия бездействии, выразившемся в нерассмотрении и неразрешении его обращений об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 21 декабря 2015 г. по 17 октября 2019 г. истец ФИО1 работал в должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия
Истцом в адрес Главы Республики Калмыкия были поданы заявления об освобождении от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего (собственному желанию) со следующими исходящими данными: заявление от 8.07.19 (исх. СИЗО 9/4/3-2279 от 8.07.19); заявление от 8.07.19 (исх. СИЗО 9/4/3-2274 от 8.07.19); заявление от 11.07.19 об увольнении с 11.07.19 (исх. СИЗО 9/4/3-2339 от 12.07.19); заявление от 6.08.19 (исх. СИЗО 9/4/3-2642 от 6.08.19); заявление от 18.09.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3122 от 18.09.19); заявление от 25.09.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3198 от 25.09.19); заявление от 27.09.19 (с приложением 4-х заявлений от 26.09.19 об увольнении) (исх. СИЗО 9/4/3-3228 от 27.09.19); заявление от 30.09.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3270 от 1.10.19); заявление от 7.10.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3410 от 8.10.19); заявление от 16.10.19 (исх. СИЗО 9/4/3-3525 от 16.10.19).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании части 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Согласно пунктам 1.3., 1.5. раздела I Временного порядка рассмотрения обращений граждан и организаций, поступающих в адрес Главы Республики Калмыкия, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия от 8 апреля 2019 г. №72-рг, рассмотрение обращений производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также ФЗ от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, иными законами Республики Калмыкия. Ответственность за обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений возлагается на Руководителя администрации Главы РК, руководителя структурного подразделения Администрации Главы Республики Калмыкия, уполномоченного за рассмотрение обращений.
Согласно пунктам 3.1., 3.5. раздела III обращения, поступившие в адрес Главы РК, подлежат обязательному рассмотрению Руководителем администрации Главы РК. Ответ на обращение, адресованное Главе РК, подписывается Руководителем Администрации Главы РК, в случае его отсутствия – уполномоченным лицом.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.
Статьей 33 Закона №79-ФЗ закреплены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, среди которых предусмотрено расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрена обязанность гражданского служащего в случае увольнения по собственной инициативе подать заявление представителю нанимателя. Среди оснований прекращения служебных отношений с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя предусмотрено отдельное основание – увольнение в связи с утратой доверия.
Согласно статье 1 Закона Республики Калмыкия от 07.02.2005 г. №181-III-З «О государственной гражданской службе Республики Калмыкия» представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Республики Калмыкия.
Статьей 5 данного Закона установлено, что реестр должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия утверждается указом Главы Республики Калмыкия с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», настоящего закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Указом Главы Республики Калмыкия от 03.11.2010 г. №335 утверждена структура органов исполнительной власти Республики Калмыкия, в соответствии с разделом IV которой Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия отнесено к органам исполнительной власти Республики Калмыкия, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Республики Калмыкия.
Указом Главы РК от 02.06.2006 г. № 93 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия» утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, в соответствии с разделом V в министерствах учреждена должность заместителя Министра.
Указом Главы Республики Калмыкия от 03.04.2009 г. № 42 утверждено Положение о порядке внесения представления, назначения на должности и освобождения от должностей лиц, замещающих государственные должности Республики Калмыкия, лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, назначение и освобождение которых осуществляется Главой Республики Калмыкия, а также руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Калмыкия, которым урегулирован порядок назначения и освобождения от должностей гражданских служащих, назначаемых Главой Республики Калмыкия. Согласно пункт 4.4. указанного Положения представителями нанимателя для государственных гражданских служащих Республики Калмыкия, замещающих должности гражданской службы в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, являются руководители соответствующих органов исполнительной власти. Пунктом 6.1. указанного Положения установлено, что представления к освобождению руководителей органов исполнительной власти Республики Калмыкия либо их заместителей, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Республики Калмыкия, подписываются Председателем Правительства Республики Калмыкия либо уполномоченным им лицом с указанием даты подписания и заверяются печатью Правительства Республики Калмыкия.
Таким образом, исходя из содержания приведенных норм, для заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия представителем нанимателя является Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Соответственно, заявление об увольнении по собственной инициативе истцом ФИО1, замещавшим должность заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, должно было быть подано представителю нанимателя - Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
ФИО1 заявления об увольнении с гражданской службы были поданы с нарушением установленного порядка, то есть лицу, не являющемуся для него представителем нанимателя (Главе РК), его обращения были зарегистрированы и в дальнейшем рассмотрены как обращения гражданина в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы РК.
Указанные выше заявления истца, поступившие на рассмотрение в Администрацию Главы РК, были рассмотрены в пределах предоставленной органу публичной власти компетенции, в установленном порядке и сроки, о чем заявителю были даны письменные ответы.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 об оспаривании бездействия Главы Республики Калмыкия, выразившегося в нерассмотрении и неразрешении его обращений.
При этом суд первой инстанции учел, что указанные заявления об увольнении были поданы истцом во время проведения в отношении него служебной проверки, выявившей нарушения действующего законодательства, и в ситуации, когда работодатель имеет право прекратить трудовые отношения с работником по нескольким основаниям, право выбора конкретного основания увольнения принадлежит работодателю.
С доводами об увольнении истца и проведении проверки неуполномоченным лицом согласиться нельзя по вышеприведенным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что суд первой инстанции изменил предмет и основание иска, не проверил и не дал оценки доводам, указанным в обоснование требований, разрешил не все исковые требования, заявленные истцом противоречат материалам дела и принятому по делу решению.
Утверждения о том, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению и неправильно его истолковал, имело место бездействие Главы Республики Калмыкия, выразившемся в нерассмотрении и неразрешении его обращений, которым нарушены его трудовые права не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого решения, принятого по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводом суда об обстоятельствах дела.
Ссылкам истца на подложность справки АО «Город Шахмат» и неознакомление с материалами проверки судом первой инстанции дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Все указанные в апелляционной жалобе обстоятельства проверялись судом первой инстанции, при это суд, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о законности увольнения ФИО1, в решении суда первой инстанции приведены подробные мотивы, по которым доводы заявителя отклонены. При этом суд правильно истолковал и применил нормы материального права, установленные судом обстоятельства соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были предметом рассмотрения в суда первой инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводы суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
решение Элистинского городского суда РК от 11 августа 2020 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи А.В. Андреева
ФИО11