ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-154/20 от 25.06.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья ФИО3 Дело

Номер дела 2-154/2020

36RS0-11

Строка № 2.021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2020 года город Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевниковой А.Б.,

судей Ваулина А.Б., Чечи И.В.,

при секретаре Попове И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мазепиной ОА к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» о признании решения незаконным, признании права на получение сертификата на региональный материнский капитал, возложении обязанности по выдаче сертификата на региональный материнский капитал по апелляционной жалобе представителя ответчика казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» на решение Левобережного районного суда города Воронежа от 10.02.2020, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Чечи И.В., объяснения представителя истца Мазепиной О.А., возражавшего против доводов жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

истец Мазепина О.А. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» (далее – КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» или Управление социальной защиты) о признании решения незаконным, признании права на получение сертификата на региональный материнский капитал, возложении обязанности по выдаче сертификата на региональный материнский капитал.

Требования мотивированы тем, что истец Мазепина О.А. является матерью четвертого ребенка МП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и 15.10.2019 через филиал АУ «МФЦ» в Коминтерновском районе г. Воронежа обратилась за выдачей сертификата на региональный материнский капитал. Согласно расписке истец предоставил в МФЦ: документы, подтверждающие государственную регистрацию рождения всех детей, свидетельство о браке, свидетельство о рождении матери, свидетельство о рождении ребенка, заявление о выдаче сертификата на региональный материнский капитал, паспорт гражданина РФ, СНИЛС. Также ранее через АУ «МФЦ» в Коминтерновском районе г. Воронежа в КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» предоставлены удостоверение многодетной семьи, документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи (трудовая книжка истца, декларация по УСН супруга как индивидуального предпринимателя), трудовая книжка истца. Поскольку с 2006 года истец не работает, занимается воспитанием детей (МГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МРДД.ММ.ГГГГ года рождения, МП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), трудовая книжка, представленная ответчику подтверждает отсутствие сведений о доходах. Указывает, что решением № 145 от 17.10.2019 ответчик отказал в выдаче сертификата на материнский капитал по мотиву отсутствия сведений о доходах за период с 01.07.2019 по 30.09.2019. Полагает, что ответчик в установленный 30-дневный срок по представленным документам и с учетом ранее представленных и имеющихся в распоряжении ответчика документов должен был запросить документы в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 10.07.2017 № 27/н в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа», получив 16.10.2019 документы из АУ «МФЦ», на следующий день вынес решение об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал. В силу статьи 43.12 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» право на получение регионального материнского капитала возникает при рождении ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших третьего и каждого последующего ребенка начиная с 01.01.2017, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения третьего и каждого последующего ребенка, из числа семей, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Воронежской области, установленную в соответствии с Законом Воронежской области «О прожиточном минимуме в Воронежской области». Указывает, что истец соответствует данным требованиям.

Истец Мазепина О.А., ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просила:

- признать отказ КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» в выдаче сертификата на региональный материнский капитал и решение № 145 от 17.10.2019 незаконными,

- признать за собой (истцом Мазепиной О.А.) право на получение сертификата на региональный материнский капитал,

- обязать КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» выдать себе (истцу Мазепиной О.А.) сертификат на региональный материнский капитал в срок не позднее двух рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Решением Левобережного районного суда города Воронежа от 10.02.2020 исковые требования Мазепиной О.А. удовлетворены частично:

- за Мазепиной О.А. признано право на получение сертификата на региональный материнский капитала,

- на КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» возложена обязанность по выдаче Мазепиной О.А. сертификата на региональный материнский капитал в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

Не согласившись с постановленным судебным актом, представитель ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Так, на момент обращения в КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» истцом не представлен необходимый пакет документов. Согласно письму Министерства финансов РФ от 28.07.2014 № 03-11-10/36931 налогоплательщики упрощенной системы налогообложения для подтверждения полученных доходов могут представлять в органы социальной защиты населения документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.). Истцом в подтверждение доходов супруга, являющегося индивидуальным предпринимателем, представлена налоговая декларация за 2018 год, и только в последнем судебном заседании представлены налоговая декларация за 2019 год, книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, выписка по операциям на счете и сведения о банковских счетах налогоплательщика. Однако, судом расчет среднедушевой доход не сделан, в связи не ясно каким образом исполнять решение суда в части обязания по выдаче сертификата. Указывает, что с ответчика не подлежат взысканию судебные расходы про уплате государственной пошлины, поскольку решение органа об отказе в выдаче сертификата признано законным и признании права на получение сертификата произошло после предоставления истцом полного пакета документов в суд.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, что истец Мазепина О.А. является гражданкой РФ, имеет четверых несовершеннолетних детей (граждан РФ): МГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец и ее несовершеннолетние дети постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>.

15.10.2019 Мазепина О.А. через филиал АУ «МФЦ» в Коминтерновском районе города Воронежа обратилась с заявлением на получение сертификата на региональный материнский капитал, представив следующие документы: свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке, свое свидетельство о рождении, паспорт гражданина РФ, свое СНИЛС, что подтверждается текстом расписки.

В личном деле Мазепиной О.А. на выдачу регионального материнского каптала также содержатся копии свидетельств о регистрации детей по месту жительства, свидетельства о постановке супруга истца Мазепина Е.В. на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации Мазепина Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя, копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 на Мазепина Е.В.

Решением от 17.10.2019 № 145 КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» Мазепиной О.А. отказано в выдаче сертификата на региональный материнский капитал в связи с недостаточностью документов - непредставлением истцом сведений о своих доходах и доходах своего супруга за период с 01.07.2019 по 30.09.2019.

Полагая, что данное решение Управления социальной защиты № 145 от 17.10.2019 незаконно, право истца на получение сертификата на региональный материнский капитал нарушено, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.Удовлетворяя исковые требования Мазепиной О.А. (в части), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение № 145 от 17.10.2019 является законным, однако с учетом предоставления стороной истца необходимых документов в ходе рассмотрения гражданского дела, расценил право истца нарушенным и счел возможным признать право истца на получение сертификата на региональный материнский капитал и обязал Управление социальной защиты выдать указанный сертификат.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, не соответствующими обстоятельствам дела, а решение суда не соответствующим нормам материального права.

Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяются категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются формы и содержание указанных мер социальной поддержки, а также порядок и условия их предоставления.

В силу статьи 43.2 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ право на дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в виде регионального материнского капитала (далее - региональный материнский капитал) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года: 1) женщин, родивших (усыновивших) третьего и каждого последующего ребенка начиная с 01.01.2012 (часть 1).

Исчисление среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение регионального материнского капитала, осуществляется в порядке, определенном нормативным правовым актом правительства Воронежской области в соответствии с действующим законодательством (часть 8 статьи 43.12 данного Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ).

Согласно статье 43.4 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 43.2 настоящего Закона Воронежской области, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 43.2 настоящего Закона Воронежской области, вправе обратиться в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения либо в организацию, уполномоченную указанным органом, по месту жительства за получением сертификата на региональный материнский капитал (далее - сертификат) в установленном им порядке (часть 1).

Приказом ДСЗ Воронежской области от 10.07.2017 № 27/н утвержден Порядок предоставления регионального материнского капитала.

Для выдачи сертификата лица, указанные в статьях 43.2 и 43.12 Закона, лично либо через законных представителей обращаются в казенное учреждение Воронежской области "Управление социальной защиты населения" городского округа город Нововоронеж, Борисоглебского городского округа, районов г. Воронежа и Воронежской области по месту жительства граждан (далее - КУВО "УСЗН" района) или в автономное учреждение Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - АУ "МФЦ") и его филиалы с заявлением о выдаче сертификата на РМК по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, граждане из числа многодетных малообеспеченных семей и приемных семей с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для многодетных малообеспеченных семей и приемных семей по форме, утвержденной приказом департамента социальной защиты Воронежской области (далее - заявление для предоставления сертификата на РМК) (пункт 2.1).

Пунктом 2.2 Порядка предоставления регионального материнского капитала предусмотрено, что к заявлению прилагаются следующие документы (их копии):

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

- подтверждающие государственную регистрацию рождения всех детей заявителя (для лиц, усыновивших детей до 31.12.2016, дополнительно представляется свидетельство об усыновлении (удочерении));

- подтверждающие государственную регистрацию смерти женщины, родившей (усыновившей) детей, смерти родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), - для лиц, указанных в частях 3, 4 статьи 43.2 и (или) частях 3, 4 статьи 43.12 Закона;

- подтверждающие объявление женщины умершей, лишение ее родительских прав, - для лиц, указанных в части 3 статьи 43.2 Закона и (или) части 3 статьи 43.12 Закона;

- подтверждающие объявление умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, - для лиц, указанных в части 4 статьи 43.2 Закона и (или) части 4 статьи 43.12 Закона;

- подтверждающие доходы заявителя и каждого члена его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за выдачей сертификата на РМК (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение; мер социальной поддержки населения Воронежской области, получаемых в КУВО "УСЗН" районов; пособий по безработице и иных выплат, получаемых в органах занятости населения Воронежской области), - для определения величины среднедушевого дохода семьи для лиц, указанных в статье 43.12 Закона. При наличии в КУВО "УСЗН" района информации о доходах заявителя и членов его семьи данная информация используется для выдачи сертификата на РМК без дополнительного представления документов о доходах.

Пунктом 3.2 Порядка предоставления регионального материнского капитала предусмотрено, что решение об отказе в выдаче сертификата на РМК принимается КУВО "УСЗН" района в следующих случаях: непредставление гражданином документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.

Учитывая, что заявителем необходимый и полный пакет документов, предусмотренных пунктом 2.2 Порядка предоставления регионального материнского капитала, предоставлен не был, районный суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения от 17.10.2019 № 145 КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал.

В данной части решение суда сторонами не оспаривается и в силу положений статьи 327.1 ГПК РФ судом апелляционной инстанции не проверяется.

В силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

В соответствии с часть 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По смыслу указанных норм, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.

Поскольку на основании Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» истец не лишен возможности повторного обращения в КУВО «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» с пакетом документов, отвечающим требованиям Порядка предоставления регионального материнского капитала, его право на получение сертификата на региональный материнский капитал ответчиком не нарушено.

сходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, судебные органы не вправе вмешиваться в полномочия органов местного самоуправления и возлагать на орган местного самоуправления обязанность по осуществлению конкретных действий.

Суд обязан устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, не вмешиваясь в деятельность органов власти или не подменяя их компетенцию.

Поскольку вопросы предоставления регионального материнского капитала отнесены к компетенции органов местного самоуправления, то оснований для обязания Управления социальной защиты населения по выдаче такого сертификата у суда не имелось.

Учитывая, что судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований Мазепиной О.А. у суда первой инстанции не имелось и судом допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ) и нарушение или неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).

Судебная коллегия учитывает, что истец не лишен возможности повторно обратиться в орган местного самоуправления с необходимым пакетом документов.

В соответствии со статьей 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Мазепиной О.А.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Левобережного районного суда города Воронежа от 10.02.2020 отменить в части удовлетворения исковых требований, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Мазепиной ОА к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа» о признании права на получение сертификата на региональный материнский капитал, возложении обязанности по выдаче сертификата на региональный материнский капитал – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 30.06.2020.

Председательствующий

Судьи