ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-154/20 от 27.08.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Халецкая Ю.Г

№ 33-2335/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Душнюк Н.В., Тимошкиной Т.Н.

при ведении протокола помощником судьи Демьяком Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-154/2020 по апелляционной жалобе истца на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09июня 2020 г. по иску К.А.В. к обществу с ограниченной ответственностью «АВТОСПЕЦТРАНС» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.

Заслушав докладсудьиДушнюк Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К.А.В. обратился в суд сиском по тем основаниям, что является собственником нежилого здания и земельного участка, в результате использования которых образуются твердые коммунальные отходы, а у истца имеется обязанность по заключению с региональным оператором договора на вывозданных отходов.Ответчик, являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), направил в адрес истца договор АСТ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2019. Не соглашаясь с отдельными условиями договора, К.А.В. 09.01.2020 направил ответчику протокол разногласий.Поскольку условия договора между сторонами до настоящего времени не согласованы, истец просил урегулировать разногласия между сторонами по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходамиот 12.11.2019 АСТ, изложив отдельные пункты договора в предлагаемой истцом редакции. А именно, пункт 2 в редакции: «Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению №1 к настоящему договору. Время вывоза: не ранее 9.00 часов и не позднее 17.00 часов по местному времени»; пункт 15 в редакции:«Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема ТКО», расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, по формуле следующим способом:

Годовой объем накопления ТКО=V*q*K*L,

где V – объем 1 контейнера, q – фактическое количество контейнеров, K– частота вывоза в периоде, L – количество периодов в году.

0,75 куб.м*1 контейнер*1 раз в неделю*52 недели=39 куб.м. Предполагаемый годовой объем накопления ТКО составляет 39,00 куб.м/ год.

Цена договора определяется на основании постановления Госкомитета РК по ценам и тарифам «О тарифах ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО путем применения тарифа, установленного региональному оператору, к годовому объему накопления ТКО.

В случае изменения фактического объема накопления ТКО потребитель обязуется предоставить в адрес регионального оператора необходимую для учета объема информацию в письменном виде в течение 3 рабочих дней с момента изменения. В случае непредставления потребителем указанной информации и дальнейшем обнаружении нарушения региональный оператор осуществляет доначисление платы за услугу по обращению с ТКО с момента начала оказания услуг, но не более чем за три года.

Подтверждением факта оказания услуг по обращению с ТКО является акт выполненных работ, подписанный уполномоченными лицами. Оплата производится по факту оказанных услуг после выставления исполнителем счета-фактуры с обязательным предоставлением актов выполненных работ».

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С таким решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобепросит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает о том, чтоПравила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, не содержат норм о сроках направления разногласий по проекту договора отличных от положений ст. 445 Гражданского кодекса РФ. Пункт 8 (15) указанных Правил не соответствует нормам действующего гражданского законодательства, ввиду чего имелись основания для применения к спорным отношениям норм Гражданского кодекса РФ, как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу. Считает, что отказ суда в удовлетворении иска об урегулировании разногласий возможен лишь в случае отсутствия у ответчика обязанности по заключению договора.Предложенная истцом редакция договора не противоречит действующему законодательству. Вывод суда об изменении истцом исковых требований не соответствует материалам дела.В соответствии со ст. 39 ГПК РФ 09.06.2020 истец уменьшил исковые требования, что являлось основанием для отложения слушания по делу, однако суд рассмотрел спор по существу.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО1 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца- без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца адвокат РайскиоО.А. доводы апелляционной жалобы поддержала по указанным основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Заслушав представителя истца, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия неусматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Положениями п.п. 1, 4, 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641»(далее по тексту – Правила).

В силу п. 8 (4) Правил основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что К.А.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , расположенныхпо адресу: (.....). В результате использования данных объектов недвижимости образуются твердые коммунальные отходы, истцом организовано место их накопления.

ООО «АВТОСПЕЦТРАНС», являясь региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) на территории Республики Карелия, направило истцу для подписания договор от 12.11.2019 АСТ на оказание услуг по обращению с ТКО. Указанный договор получен истцом 24.12.2019. Не соглашаясь с п.п. 4, 6, 13, 15, 22, 26 договора, 09.01.2020 истец в адрес ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» направил протокол разногласий. В соответствии с протоколом урегулирования разногласий от 03.02.2020 ООО «АВТОСПЕЦТРАНС»исключило абз. 2 п. 6 из текста договора по предложению истца, изменение иных условий согласовано не было.

Считая свои права нарушенными, К.А.В. обратился в суд. В ходе рассмотрения дела истец уменьшил исковые требования, просил урегулировать разногласия между сторонами в отношении пунктов 2 и 15 данного договора.

Пунктом2 договора установлено, чтообъем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.

В предложенном истцом варианте данного пункта имеются указания на время вывоза ТКО.

Пункт 15 договорав редакции ответчика: «Учет твердыхкоммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объематвердых коммунальных отходов, утвержденными постановлениемПравительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов», и приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства РК от 23.03.2018 № 81 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее – приказ Минстроя РК) расчетным путем исходя из количества и объема контейнеровдля накопления ТКО, установленных в местах накопления, по формуле следующим способом:

Годовой объем накопления твердых коммунальных отходов =V*q*K*L,

где V – объем 1 контейнера, q – фактическое количество контейнеров, K– частота вывоза в периоде, L – количество периодов в году.

С 01.12.2019: 0,75 куб.м*1 контейнер*1 раз в неделю*52 недели= 39 куб.м. Годовой объем накопления ТКО составляет 39,00 куб.м/ год.

На период с 01.05.2018 по 31.11.2019годовой объем накопления твердых коммунальных отходов = V*E, где

V – норматив накопления твердых коммунальных отходов на расчетную единицу, определенную приказом Минстроя РК;

Е – фактическое количество расчетных единиц, в отношении которых установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с приказом Минстроя РК;

Цена договора определяется на основании постановления Госкомитета РК по ценам и тарифам «О тарифах ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО путем применения тарифа, установленного региональному оператору, к годовому объему накопления ТКО.

В случае изменения фактического объема накопления ТКО, потребитель обязуется предоставить в адрес регионального оператора необходимую для учета объема информацию в письменном виде в течение 3 рабочих дней с момента изменения. В случае непредставления потребителем указанной информации и дальнейшем обнаружении нарушения региональный оператор осуществляет доначисление платы за услугу по обращению с ТКО с момента начала оказания услуг, но не более чем за три года».

В предложенном истцом варианте данного пункта договора факт оказания услуг оформляется актом выполненных работ, а оплата услуг производится по факту после выставления исполнителем счета-фактуры, за прошедший период с 01.05.2018 оплата услуг не предусмотрена.

В соответствии с п. 8(15) Правилв случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный п. 8(14)настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) настоящих Правил.

Согласно абз. 3, 4 п. 8 (17)потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора насвоем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из материалов дела следует, что предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено на сайте ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» 23.03.2018.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в иске.

Разрешая спор, суд руководствовался нормами указанныхПравил,признал договор АСТ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2019 между К.А.В. и ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в направленном истцу договоре.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам.

Истцом не приведено доказательств, свидетельствующих о том, что спорные условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции, предложенной ответчиком, нарушают его права или противоречат действующему законодательству РФ. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель истца пояснила, что договор фактически сторонами исполняется, претензий друг к другу стороны не имеют.

Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы истца о несоответствии указанных Правил нормам действующего гражданского законодательства и безосновательности их применения судом как основанный на неверном толковании норм права.

В силу п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156,установлен особый порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.При разрешении спора суд обоснованно применил специальные нормы права, регулирующие спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с уменьшением истцом исковых требований суд должен был отложить рассмотрение дела, основанием для отмены решения суда не является.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.В силу ч. 3 ст. 39 ГПК РФ при изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение срока рассмотрения гражданского дела начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия.

Из толкования данных процессуальных норм следует, что в случае изменения основания или предмета иска, а также при увеличении размера исковых требований ответчик должен быть извещен об этом, ему предоставляется время для подготовки правовой позиции и представления доказательств.

Как указывает истец, требования им были уменьшены.Суд счел возможным рассмотреть спор 09.06.2020, права ответчика нарушены не были.

Иные доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, повторяют позицию, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09июня 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи