ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1558/2021 от 27.01.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

дело № 2-1558/2021 судья Полестерова О.А.(33-379/2022) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 января 2022 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Серёжкина А.А.,

судей Зоровой Е.Е., Харитоновой В.А.,

при секретаре судебного заседания Ключкиной У.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Серёжкина А.А. гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» на решение Калининского районного суда Тверской области от 20 октября 2021 года, с учетом определения Калининского районного суда Тверской области от 22 ноября 2021 года об исправлении описок.

Судебная коллегия

установила:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в <адрес>.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой по обращению Сербинова А.П. проведена проверка о несоответствии контейнерных площадок, расположенных в <адрес>, требованиям законодательства в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ходе которой установлено, что контейнерные площадки, расположенные в <адрес>, не соответствуют предъявляемым к их содержанию требованиям, поскольку площадки под сбор и вывоз ТКО не оборудованы, уборка, дезинсекция и дератизация не осуществляется.

Ответственность за содержание мест (площадок) накоплений ТКО, расположенных в районе <адрес> и <адрес>, лежит на администрации МО Тверской области «Калининский район».

06 апреля 2021 года в адрес главы Калининского района Тверской области вынесено представление с целью устранения нарушений норм федерального законодательства.

При повторной проверке, проведенной 15 июня 2021 года, прокуратурой установлено, что администрацией предписание не выполнено, выявленные нарушения не устранены.

Игнорирование органом местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, нарушает гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права жителей <адрес>, а также других граждан, посещающих указанный населенный пункт, на благоприятную окружающую среду.

Решением Калининского районного суда Тверской области от
20 октября 2021 года, с учетом определения Калининского районного суда Тверской области от 22 ноября 2021 года об исправлении описок, исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.

Решением суда на администрацию МО Тверской области «Калининский район» возложена обязанность обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные в <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: восстановить ограждения с трех сторон высотой не менее 1м, оборудовать площадки под сбор и вывоз КТО, проводить в установленном порядке уборку, дезинсекцию и дератизацию, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрацией МО Тверской области «Калининский район» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта от 22 октября 2021 года и постановлении нового, которым требования надлежит оставить без удовлетворения.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством Российской Федерации вопросы по организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО отнесены к вопросам ведения органов местного самоуправления сельских поселений. Муниципальный район не обладает исключительными абсолютными полномочиями в указанной сфере, однако, может принимать содейственное участие. В связи с чем, для правильного, всестороннего и справедливого рассмотрения дела необходимо привлечение администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение Калининского муниципального района Тверской области».

Администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» также указывается, что на территории <адрес> производится сбор (прием) ТКО бестарным методом, то есть без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках. Размещение мест накопления ТКО не предусмотрено по причине невозможности установки контейнерных площадок из-за плотной застройки территории, а также отсутствия свободных земельных участков для обустройства мест (накопления) ТКО, не противоречащих СанПин.

Администрация муниципального района полагает необходимым привлечь к участию в деле в качестве ответчика
ООО «Тверьспецавтохозяйство», поскольку в Тверской области региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является данное общество.

На указанную апелляционную жалобу администрацией муниципального образования «Никулинское сельское поселение Калининского муниципального района Тверской области» принесены возражения, из которых следует, что Уставом муниципального образования Тверской области «Калининский район» вопросы участия в деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, на территории муниципального района отнесены к полномочиям именно районной администрации.

Администрацией сельского поселения также указывается, что довод подателя жалобы об организации сбора (приема) ТКО бесконтейнерным способом не соответствует фактическим обстоятельствам дела, что подтверждается представленной в дело справкой ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» от 15 июня 2021 года, согласно которой на территории <адрес> размещены две контейнерные площадки для сбора ТКО.

В возражениях на апелляционную жалобу Тверской межрайонный природоохранный прокурор критикует доводы апелляционной жалобы и просит оставить решение суда без изменения.

Третьим лицом Сербиновым А.П. на апелляционную жалобу представлен отзыв, согласно которому полномочия по обращению с ТКО возложены на администрацию МО Тверской области «Калининский район». На территории <адрес> сбор (прием) ТКО производится путем их накопления в специально предназначенных для их накопления емкостях.

В заседание суда апелляционной инстанции представители администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение Калининского муниципального района Тверской области», министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Роспотребнадзора по Тверской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.

На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя апеллянта Смирнову А.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Суворову Е.С. и третьего лица Сербинова А.П. возражавших в удовлетворении жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судебного акта.

Судом первой инстанции установлено, что на основании обращения Сербинова А.П. по вопросу нарушения законодательства по сбору (приему) ТКО на территории Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в апреле 2021 года проведена проверка с выездом в деревни <адрес>.

В ходе проведенной 06 апреля 2021 года проверки установлено, что на территории <адрес> имеются контейнерные площадки под размещение ТКО. Данные площадки внесены в реестр мест накопления ТКО на территории Калининского района Тверской области. По информации администрации Калининского района Тверской области, а также согласно графику вывоза ТКО, вывоз отходов осуществляется ежедневно подрядной организацией ООО «ТСАХ».

В <адрес> организован бесконтейнерный (пакетированный) вывоз ТКО (по графику - среда и воскресенье). Установка контейнерных площадок в указанных деревнях невозможна в связи с плотной застройкой территории, а также отсутствия свободных земельных участков для обустройства мест (площадок) накопления ТКО, не противоречащим действующим нормам СанПиН.

По результатам проверки в отношении ООО «Тверьспецатохозяйство» вынесено представление с предписанием безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителей Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; в отношении Главы Калининского района Тверской области по устранению нарушений по размещению мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра.

В ответ на представление Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры администрацией МО Тверской области «Калининский район» дан ответ, что собственник земельного участка, на котором расположена площадка накопления ТКО должен самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, затраты на ремонт площадок возложены на администрацию МО «Никулинское сельское поселение Калининского муниципального района Тверской области».

15 июня 2021 года Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой вновь проведена проверка по обращению Сербинова А.П. о несоответствии контейнерных площадок, расположенных в <адрес>, требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Прокуратурой установлено, что в <адрес> не организован надлежащим образом сбор и вывоз КТО, в данном населенном пункте отсутствуют контейнерные площадки для сбора КТО, в том числе бункеры под КТО.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку представленным в дело доказательствам, применив закон, подлежащий применению, пришел к выводу, что площадки для сбора мусора расположенные в <адрес> не отвечают требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также требованиям СанПиН, следовательно данные нарушения затрагивают права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; устранение таких нарушений закона подлежит за счет администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район».

Судебная коллегия полагает, что оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от
30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 указанного Федерального закона).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).

Статья 1 Закона не возлагает на сельское поселение полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 статьи 8 указанного Закона, так как не конкретизирует полномочия сельского поселения в указанном вопросе и не определяет объем финансовых обязательств.

Законом Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» установлено, что дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями Тверской области также закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО отнесено к полномочиям муниципальных районов.

Вопреки доводам жалобы, из материалов дела следует, что полномочия по организации и обустройству площадок накопления отходов органам местного самоуправления муниципального образования «Никулинское сельское поселение Калининского муниципального района Тверской области» Законом субъекта не передавались, а, следовательно, закреплены за администрацией муниципального района и являются ее полномочиями в силу закона.

При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что администрация МО Тверской области «Калининский район» обязана организовать и обустроить спорные по настоящему делу места (площадки) накопления ТКО является правильным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на территории Калининского района Тверской области предусмотрен сбор (прием) ТКО бестарным методом по причине невозможности установки контейнерных площадок из-за плотной застройки территории, а также отсутствия свободных земельных участков для обустройства мест (накопления) ТКО опровергаются сообщением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» от 15 июня 2021 года, согласно которого обследованные места накопления ТКО в <адрес> удалены от индивидуальных жилых домов на расстояние более 20 метров, что соответствует
санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В ходе проведенной прокуратурой проверки также установлено, что данные площадки внесены в реестр мест накопления ТКО на территории Калининского района Тверской области.

Несостоятельным является и довод жалобы о том, что региональный оператор - ООО «Тверьспецавтохозяйство», несет ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Калининского района Тверской области.

Пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
12 ноября 2016 года № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Вышеуказанное свидетельствует, что администрация МО Тверской области «Калининский район», уклоняясь от решения отмеченных вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в ненадлежащем исполнении обязанности по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в <адрес>

При указанных обстоятельствах, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которых подробно изложена в оспариваемых судебных актах.

Таким образом, доводы заявителя, содержащиеся в апелляционной жалобе, выводов суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на ином толковании подлежащих применению норм материального права, расходящемся с его действительным смыслом; сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, в связи с чем основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке служить не могут.

Иных доводов, указывающих на обстоятельства, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калининского районного суда Тверской области от
20 октября 2021 года с учетом определения Калининского районного суда Тверской области от 22 ноября 2021 года об исправлении описок, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено
03 февраля 2022 года.

Председательствующий А.А. Серёжкин

Судьи Е.Е. Зорова

В.А. Харитонова