ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1569/2021 от 30.09.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Фаустова Г.А. дело № 33-18466/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Юрченко Т.В.,

судей Котельниковой Л.П., Корниенко Г.Ф.,

при секретаре Бурцевой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1569/2021 по заявлению ФИО1, заинтересованные лица Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Военный комиссариат Центрального округа г. Новороссийска Краснодарского края об установлении факта участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия, по апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 июля 2021 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

ФИО1 (далее заявитель) обратился в суд с заявлением к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» об установлении факта участия ФИО1 в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в период с 8 августа 2008 года по 22 августа 2008 года.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что проходил военную службу с 11.11.2006 по 23.11.2009 года в звании сержанта, уволен с военной службы с зачислением в запас.

С 08 августа 2008 года по 01 сентября 2008 года он являлся участником боевых действий на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в составе войсковой части 29483 и выполнял задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Данный факт подтвержден архивной справкой НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.06.2016 года, а также военным билетом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Заявителем был направлен запрос в ФКУ «Объединенное стратегическое Командование Южного военного округа» об оформлении и выдачи удостоверения ветерана боевых действий. При этом, им были приложены все необходимые документы для признания заявитель ветераном боевых действий.

Заявитель полагает, что факт выполнения им задач в зоне боевых действий подтверждается выписками из приказа командира войсковой части 29483 по строевой части № 187 от 09.08.2008, ст. Троицкая. Также имеются выписки из расчетно-платежных ведомостей (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на выплату полевых (суточных) за участие в операции по принуждении Грузии к миру н.п. Цхинвали.

В военном билете ФИО1, а именно в п. 12, также отражен факт участия в боевых действиях в период с 08.08.2008 по 09.09.2008 на территории Южной Осетии целях защиты граждан Российской Федерации, проживающих на указанной территории, награжден нагрудным знаком «За службу на Кавказе». Это является дополнительным основанием, подтверждающим его участия в боевых действиях.

Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 июля 2021 года заявление ФИО1 удовлетворено.

Суд установил факт участия ФИО1 в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия в период прохождения военной службы в войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в период с 08 августа 2008 года по 22 августа 2008 года.

С указанным решением суда не согласилось Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», полагая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно п. 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Такой порядок в Министерстве обороны Российской Федерации был установлен в рамках предоставленных полномочий Приказом Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 г. N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации" (далее по тексту - Порядок).

Заявитель жалобы указывает на то, что ранее, до принятия указанного Порядка, вопросы выдача соответствующих удостоверений регулировались приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" (утратившим силу в результате принятия приказа Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 г. N 595).

Как следует из позиции заявителя он неоднократно обращался в Комиссию ЮВО за выдачей удостоверения ветерана боевых действий. Так, заключением комиссию ЮВО об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 24 февраля 2017 г. ФИО1 отказано в выдаче соответствующего удостоверения, так как в представленных материалах отсутствуют: выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения ФИО1 задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 г., либо документы, подтверждающие полученные ФИО1 в. связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Кроме того, ранее заключением комиссию ЮВО об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 29 апреля 2015г. ФИО1 отказано в выдаче соответствующего удостоверения, так как в представленных материалах отсутствуют: выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения ФИО1 задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 г.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким лицам предоставляются дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

По мнению заявителя жалобы, факт выполнения военнослужащими задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия при разрешении дела судом может быть подтвержден только определенными средствами доказывания.

ФИО1 не представлено соответствующих приказов или не подтвержден факт их издания соответствующим командиром воинской части, в соответствии с которыми устанавливался факт его привлечения к выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, с указанием конкретного периода и даты.

ФИО1, Военный комиссариат Центрального округа г. Новороссийска Краснодарского края, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Судебная коллегия, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 167, ст.327 ГПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя и представителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из положений абзаца 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 года N 9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" следует, что в судебном порядке не могут рассматриваться, в частности, заявления об установлении: трудового стажа (для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, начисления процентных надбавок к заработной плате, выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет и т.п.); причин и степени утраты трудоспособности; группы инвалидности и времени ее наступления; прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; признания инвалидом Отечественной войны; возраста граждан; окончания учебного заведения.

Согласно пункту 16 названного Постановления, если при рассмотрении дела об установлении факта заинтересованными гражданами или организацией будет заявлен спор о праве, подведомственный суду, или сам суд придет к выводу, что в данном деле установление факта связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве, поданное заявление оставляется без рассмотрения. В этом случае заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется, что они вправе предъявить в суд иск на общих основаниях.

Из заявления ФИО1 следует, что он проходил военную службу с 11.11.2006 по 23.11.2009 года в звании сержанта, уволен с военной службы с зачислением в запас. С 08.08.2008 по 01 сентября 2008 года он являлся участником боевых действий на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в составе войсковой части 29483 и выполнял задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

Во время прохождения военной службы он принимал фактическое участие в боевых действиях. Установление данного юридического факта необходимо заявителю для получения удостоверения ветерана боевых действий.

По изложенным основаниям ФИО1 заявлены требования об установлении факта его участия в боевых действиях на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в составе войсковой части 29483 и выполнения задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

Установление факта его участия в боевых действий на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в составе войсковой части 29483 в период с 08.08.2008 по 01 сентября 2008 года необходимо ему для реализации права на получение удостоверения ветерана боевых действий.

Вместе с тем, по смыслу приведенных выше норм права, юридический факт устанавливается в особом производстве, тогда, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае установление факта участия в боевых действий на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в составе войсковой части 29483 и выполнения задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия необходимо заявителю для получения удостоверения ветерана боевых действий и ьв последующем получения мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, что исключает возможность рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 27 ГПК РФ.

ФИО1 не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке искового производства.

Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Таким образом, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

По смыслу указанной нормы отсутствие спора о праве является обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства. Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам искового производства.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии спора о праве, поскольку установление юридического факта необходимо заявителю именно для оформления статуса участника боевых действий и получения права на льготы.

По смыслу приведенных выше положений гражданского процессуального законодательства установление юридического факта в порядке особого производства возможно, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом.

К таким федеральным законам относится и Гражданский процессуальный кодекс РФ, который устанавливает, в частности, особенности, характерные для особого производства. При этом обращение в суд лица должно отвечать требованиям, предусмотренным для данного производства, исключать наличие спора о праве.

В данном случае оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя права на судебную защиту, так как это право, как было указано ранее, может быть им реализовано в процедуре искового производства в общем порядке.

Руководствуясь ст.ст.327-330, ч.3 ст.263 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 июля 2021 года отменить, заявление ФИО1, заинтересованные лица Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Военный комиссариат Центрального округа г. Новороссийска Краснодарского края об установлении факта участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия - оставить без рассмотрения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 09 ноября 2021г.