ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-156/19 от 01.12.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело№33-3899/2020

Судья Раитин А.И. 1 инст.№2-156/2019

УИД 75RS0006-01-2019-000251-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Забайкальского краевого суда Комкова С.В., с участием помощника ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 01 декабря 2020 года заявление представителя Министерства финансов Российской Федерации о разъяснении решения по гражданскому делу по иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к ФИО2 о возмещении затрат на тушение лесного пожара,

по частной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации ФИО3

на определение судьи Акшинского районного суда Забайкальского края от 07 октября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации о разъяснении решения Акшинского районного суда Забайкальского края от 12 ноября 2019 года, отказать».

У С Т А Н О В И Л:

Решением Акшинского районного суда Забайкальского края от 12 ноября 2019 г. исковые требования Министерства природных ресурсов Забайкальского края к ФИО2 о возмещении затрат на тушение лесного пожара удовлетворены частично. С ФИО2 в федеральный бюджет Российской Федерации в возмещение затрат на тушение лесного пожара взыскана сумма в размере 675 382 рубля 53 копейки, взыскана государственная пошлина в бюджет муниципального района «Акшинский район» в размере 9 953 рубля 82 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (т.1, л.д.251-255).

Представитель Министерства финансов Российской Федерации ФИО3 обратилась в суд с заявлением, указав, что во исполнения решения суда выдан исполнительный лист серии ФС №002773241, в котором в графе «взыскатель» указано Министерство финансов Российской Федерации. Просила суд разъяснить решение Акшинского районного суда от 12.11.2019 года с целью определения надлежащего администратора доходов бюджета (взыскателя) - Министерства природных ресурсов Забайкальского края (т. 2, л.д.1-3).

Судом постановлено приведенное выше определение (т. 2, л.д.21-23).

В частной жалобе представитель Министерства финансов РФ ФИО3 просила отменить определение, разъяснить решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 12.11.2019 с целью определения надлежащего администратора доходов бюджета «взыскателя» - Министерства природных ресурсов Забайкальского края. Указала, что в связи с тем, что в исполнительном листе, выданном во исполнение решения Акшинского районного суда Забайкальского края, в качестве «взыскателя» ошибочно указано Министерство финансов Российской Федерации, соответственно требования исполнительного листа не могут быть исполнены. Министерство финансов России не является органом, который в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации является администратором доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации по вопросам охраны лесов, в том числе тушения лесных пожаров. Поскольку Министерство природных ресурсов Забайкальского края, обращалось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о возмещении затрат на тушение лесного пожара, которые взысканы судом в доход федерального бюджета, в качестве взыскателя в исполнительном листе должен быть указан администратор соответствующих доходов - Министерство природных ресурсов Забайкальского края (т. 2, л.д.30-33).

В силу положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив дело, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи районного суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 202 ГПК РФ, в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвовавших в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения (определения) суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" указано, что поскольку статья 202 ГПК РФ предоставляет суду возможность разъяснить решение, не изменяя его содержания, суд не может под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения, а должен только изложить его же в более полной и ясной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 433 ГПК РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Аналогичные положения содержит часть 1 статьи 32 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 17 июня 2010 г. N 869-О-О, положения статьи 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения.

Отказывая в удовлетворении поступившего заявления, суд первой инстанции указал, что обстоятельства, на которые сослался представитель Министерства финансов РФ в своем заявлении о разрешении суда, касаются вопросов исполнительного производства, а потому не относятся к предмету судебного разбирательства по разъяснению судебного решения в порядке ст. 202 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 11.05.2020 N 655, федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, а также Центральный банк РФ в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ принимают (при передаче в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях передачи полномочий администраторов соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указанным органам) правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и доводят их до соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации до начала очередного финансового года.

В случае вынесения федеральным судом постановления о наложении штрафа, принятия им судебного акта (постановления) о взыскании денежных средств по результатам рассмотрения гражданского дела, администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется федеральными органами государственной власти или учреждениями, указанным в абзаце первом настоящего пункта, от имени которых соответствующее должностное лицо (в том числе государственный инспектор в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) направило дело на рассмотрение в суд, обратилось в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным Банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы РФ», орган государственной власти субъекта Российской Федерации, реализующий переданные полномочия Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий администратора соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляет администрирование доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с правовым актом, предусмотренным подпунктом "з" пункта 1 настоящих Правил.

Федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п.1):

з) принимают (при передаче в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях передачи полномочий администраторов соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указанным органам) правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и доводят их до соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации до начала очередного финансового года.

В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденном постановлением правительства Забайкальского края от 27.12.2016 №503, Министерство природных ресурсов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные РФ полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области, указанные в п.1 указанного положения.

В соответствии с п.12.18 вышеуказанного Положения, в области лесных отношений осуществляет переданные РФ полномочия: в том числе, организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров.

Таким образом, суд соглашается доводом частной жалобы о том, что в исполнительном листе, выданном во исполнение решения Акшинского районного суда Забайкальского края, в качестве «взыскателя» ошибочно указано Министерство финансов Российской Федерации, соответственно требования исполнительного листа не могут быть исполнены. Поскольку Министерство природных ресурсов Забайкальского края обращалось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о возмещении затрат на тушение лесного пожара, которые взысканы судом в доход федерального бюджета, то в силу Постановления Правительства РФ от 11.05.2020 N 655 в качестве взыскателя в исполнительном листе должен быть указан администратор соответствующих доходов - Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Учитывая вышеизложенное, частная жалоба подлежит удовлетворению, определение подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛА:

Частную жалобу удовлетворить.

Определение Акшинского районного суда Забайкальского края от 07 октября 2020 года отменить.

Заявление представителя Министерства финансов Российской Федерации ФИО3 удовлетворить.

Указать взыскателем в исполнительном листе серия ФС 002773241 от 12 ноября 2019 г. по гражданскому делу № 2-156/2019 по иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к ФИО2 о возмещении затрат на тушение лесного пожара в качестве взыскателя Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Судья: С.В.Комкова