Судья Седлецкий А.В. | № 33-2227/2021 10RS0001-01-2021-000225-74 №2-156/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2021 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.
судей Тимошкиной Т.Н., Гудковой Г.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 29 апреля 2021 года по гражданскому делу по иску Н.И. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об отмене распоряжения о применении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(...) Н.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об оспаривании распоряжения №(...) от 11.12.2020, которым к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, ссылаясь на отсутствие с ее стороны фактов ненадлежащего исполнения служебных обязанностей. В обоснование иска указала, что она работает ДОЛЖНОСТЬ муниципального образования «Беломорский муниципальный район». Дисциплинарное взыскание применено к ней в связи с тем, что в октябре 2020 года она нарушила срок предоставления ответа на запрос прокуратуры от 28.10.2020 № (...), обосновав это ненадлежащим исполнением трудового договора от 16.04.2019, а именно пп. 8, 23 и 47 п.6 должностной инструкции от 16.04.2019. Запрос прокуратуры относительно жалобы (...) Д.В., поступивший в администрацию 28.10.2020, получила 30.10.2020 и сразу же в порядке компетенции отписала на начальника отдела по строительству и ЖКХ (...) И.В. для исполнения в срок до 11.11.2020. Утром 11.11.2020, сразу после совещания заместителей главы администрации, которое проводится с 09 час. 00 мин. до 09 час. 30 мин., специалист отдела по строительству и ЖКХ (...) И.Ю., принесла подготовленный ответ на запрос с приложенными материалами ей на согласование. В присутствии (...) И.Ю., она в течение 10-15 минут ознакомилась с документацией и текстом письма и согласовала его. (...) И.Ю. сразу забрала документы и отдела секретарю для подписания их главой администрации и отправки в прокуратуру. Полагает, что срок подготовки ответа на запрос не нарушила, все документы были подготовлены и завизированы своевременно. За период работы в администрации дисциплинарных взысканий она не имеет, напротив, имеет большой опыт в области коммунальной инфраструктуры, что позволяет реализовывать поставленные задачи в кратчайшие сроки. Просит распоряжение главы администрации №(...) от 11.12.2020 отменить, взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд взыскал с администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в пользу (...) Н.И. компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. В остальной части исковых требований отказал.
С решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе глава администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе во взыскании компенсации морального вреда. Указывает, что со стороны истца имел место факт совершения дисциплинарного проступка, который выразился в нарушении срока ответа на запрос прокуратуры от 28.10.2020. №(...), отписанный к непосредственному исполнению истицы. В материалы дела представлены и приобщены - копия распоряжения администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» «О частичном делегировании полномочий главы администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» ДОЛЖНОСТЬ муниципального образования «Беломорский муниципальный район» №(...) от 19.04.2019, согласно которого Н.И. (...) делегирована часть полномочий, в том числе по рассмотрению и подписанию ответов на обращения, поступившие в администрацию МО «Беломорский муниципальный район» от организаций и учреждений независимо от правовой формы собственности, а также копии ответов в прокуратуру, подписанных непосредственно ДОЛЖНОСТЬ - Н.И. (...), что в полном объеме опровергает доводы истицы об отсутствии права на подписание таковых документов. Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд не учел характер допущенных работодателем нарушений, их добровольное устранение до вынесения решения, а также отсутствие негативных последствий для работника. Полагает, что взысканная денежная компенсация морального вреда в размере 10 000 руб., в нарушение норм материального права, не соотносится с требованиями разумности и справедливости. Ответчик полагает, что указанная сумма компенсации необоснованна с учетом фактических обстоятельств дела и несоразмерна последствиям действий работодателя.
Истицей представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представитель администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о дне слушания дела.
Истец (...) Н.И. также в судебное заседание не явилась, извещена о дне слушания дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе) и иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.
Согласно части 1 и части 2 статьи 2 Закона о муниципальной службе муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о муниципальной службе распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину.
Абзацами 1 и 5 статьи 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе, в виде замечания. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 27 Закона о муниципальной службе.
Статьей 193 Трудового кодекса РФ определен порядок применения дисциплинарных взысканий. Так, согласно абзацам 1, 2, 6 до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей является нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, должностных инструкций, положений, приказов работодателя и т.п.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 « Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суд вправе обязать работодателя
компенсировать причиненные работнику нравственные, физические страдания в связи с незаконными увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания.
Из материалов дела следует, что с 15.04.2019 (...) Н.И. принята на должность (...) муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на основании трудового договора от 15.04.2019.
В соответствии с п. 2 раздела 3 трудового договора муниципальный служащий обязан добросовестно и качественно исполнять должностные обязанности в соответствии должностной инструкцией, настоящим договором, обязанности, установленные ФЗ от 25.12.2008 №273/-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Республики Карелия, муниципальными правовыми актами Беломорского муниципального района; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, регламент работы. Работодатель имеет право требовать от муниципального служащего исполнения им трудовых обязанностей, привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными и республиканскими законами. Работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, возмещать вред, причиненный муниципальному служащему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, федеральными законами и иными правовыми актами, исполнять иные обязанности.
16.04.2019 главой администрации МО «Беломорский муниципальный район» утверждена должностная инструкция ДОЛЖНОСТЬ(...) Н.И.
В соответствии с должностной инструкцией ДОЛЖНОСТЬ подчинен непосредственно главе администрации (п.2). В его обязанности входит, в частности, выполнять распоряжения главы АМО «Беломорский муниципальный район» в полном объеме и в установленные сроки (пп.8 п.6), осуществление общего руководства и координация деятельности органов местного самоуправления Беломорского муниципального района, подведомственных муниципальных и иных учреждений и предприятий, структурных подразделений администрации в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и гражданской обороны (пп.23 п.6), выполнение иных поручений главы администрации (пп.47 п.6).
28.10.2020 из прокуратуры Беломорского района Республики Карелия в АМО «Беломорский муниципальный район» поступило требование № (...) о представлении в срок не позднее 11.11.2020 мотивированной позиции по доводам обращения (...) Д.В. в части нарушения жилищных прав заявителя, неисполнении органами местного самоуправления судебного акта о предоставлении жилого помещения, неправомерности взимания платы за ЖКУ.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 названного Закона).
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 22 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, требовать от органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.
Согласно резолюции главы администрации (...) А.А. от 28.10.2020, (...) Н.И. и (...) М.А. дано поручение о подготовке ответа в срок до 11.11.2020.
Ответ на требование прокурора зарегистрирован под номером (...) от 12.11.2020.
Распоряжением главы администрации №(...) от 19.11.2020 по факту нарушения срока исполнения требования Прокуратуры Беломорского района, назначено проведение служебной проверки с 19.11.2020. Комиссии не позднее 27.11.2020 предписано представить письменное заключение.
19.11.2020 (...) Н.И. уведомлена о предоставлении объяснений. 23.11.2020 от (...) Н.И. поступили письменные объяснения, согласно которым она указывает о том, что запрос прокуратуры был получен ею 30.10.2020 в первой половине дня, и в порядке компетенции отписан на начальника отдела по строительству и ЖКХ (...) И.В. Срок исполнения запроса – 11.11.2020. Утром 11.11.2020, сразу после совещания заместителей главы администрации, которое проводится с 09 час. 00 мин. до 09 час. 30 мин., специалист отдела по строительству и ЖКХ (...) И.Ю., принесла подготовленный ответ на запрос с приложенными материалами ей (истцу) на согласование. В присутствии (...) И.Ю., она в течение 10-15 минут ознакомилась с документацией и текстом письма и согласовала его. (...) И.Ю. сразу забрала документы и отдела секретарю для подписания их главой администрации и отправки в прокуратуру. Срок подготовки ответа на запрос ею не нарушен. ДОЛЖНОСТЬ (ей и (...) Е.Г.) подписывать ответы в Прокуратуру запрещено, о чем неоднократно напоминалось всем начальникам отделов на еженедельных планерках.
Из заключения о результатах служебной проверки от 11.12.2020 следует, что (...) Н.И., являясь ответственной за своевременное исполнение требования прокурора № (...) от 28.10.2020, в нарушение пп. 8, 23, 47 п. 6 должностной инструкции, не обеспечила своевременное исполнение поручения главы АМО «Беломорский муниципальный район», в результате чего срок исполнения требования прокурора был нарушен. Таким образом, факт ненадлежащего исполнения обязанностей (...) Н.И., нашел свое подтверждение, в связи с чем предложено привлечь ее к дисциплинарной ответственности.
Распоряжением главы администрации (...) А.А. №(...) от 11.12.2020 (...) Н.И. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания, с распоряжением ознакомлена в тот же день.
Обязанность по представлению доказательств законности и обоснованности применения к работнику дисциплинарного взыскания, а также доказательств соблюдения порядка его применения возложена на работодателя.
Указанное выше Распоряжение главы администрации №(...) от 11.12.2020 отменено в связи с нарушением порядка проведения служебной проверки, утвержденного распоряжением администрации МО «Беломорский муниципальный район» №(...) от 28.08.2019 (распоряжение №(...) от 24.03.2021).
Поскольку оспариваемое истицей распоряжение отменено работодателем, оснований для его отмены у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем, суд пришел к правильному выводу о том, что неправомерными действиями ответчика, связанными с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности, допущено нарушение трудовых прав истицы.
В связи с чем, в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ, взыскал в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Судебная коллегия полагает, что размер компенсации морального вреда судом первой инстанции определен исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом степени и характера нарушения работодателем трудовых прав работника, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости.
При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 29 апреля 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи