Судья Сергеева М.М. Дело № 2-1574/2017
№ 33-641/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бирючковой О.А., Вилер А.А.,
при секретаре Заяц Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить указанное звание
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 28 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение и возложении обязанности присвоить указанное звание.
В обоснование требований указал, что 26 апреля 2017 года обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», приложив необходимый пакет документов.
Письмом ответчика от 15 мая 2017 года в присвоении звания отказано, поскольку представленная истцом Почетная грамота Министерства регионального развития Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде (службе).
Полагая, что указанная награда относится к ведомственным знакам отличия, считал данный отказ незаконным, нарушающим его право на присвоение звания «Ветеран труда».
Решением Магаданского городского суда от 28 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказа в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Полагает, что судом не приняты во внимание положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», пункта 3.1 Порядка присвоения в Магаданской области звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 23 января 2014 года № 33-пп, в соответствии с которыми право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года.
Указывает на отсутствие норм права, устанавливающих, что правовым основанием для присвоения указанного звания является наличие награды, отнесенной к ведомственным знакам отличия на момент награждения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Истец, ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Руководствуясь положениями частей 3, 4 статьи 167, статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», действующей на дату обращения истца к ответчику с заявлением о присвоении звания (26 апреля 2017 года), ветеранами труда являются, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 1.1. указанной статьи Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам Российской Федерации, проживающим в Магаданской области и имеющим право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» установлены Законом Магаданской области от 10 ноября 2006 года № 758-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» (далее - Закон Магаданской области «О присвоении звания «Ветеран труда»).
В силу пункта 1 статьи 3 Закона Магаданской области «О присвоении звания «Ветеран труда» звание «Ветеран труда» присваивается в том числе лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, при наличии документов, подтверждающих:
а) награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);
б) трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
в) гражданство Российской Федерации, постоянное или преимущественное проживание на территории Магаданской области.
Законом Магаданской области «О присвоении звания «Ветеран труда» Правительству области делегированы полномочия по установлению порядка присвоения указанного звания (часть 1 статьи 4 Закона).
Постановлением Правительства Магаданской области от 23 января 2014 года № 33-пп утвержден Порядок присвоения в Магаданской области звания «Ветеран труда».
Данный Порядок предусматривает возможность присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подпункт «б» пункта 1 указанного Порядка).
Пунктом 3 Порядка присвоения в Магаданской области звания «Ветеран труда» установлено, что отнесение наград к ведомственным знакам отличия в труде осуществляется на основании положений об этих знаках, утвержденных государственными органами в установленном законодательством порядке.
При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего в организациях (учреждениях), на предприятиях по трудовому договору.
Кроме того, частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Магаданской области от 28 июля 2016 года № 632-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 23 января 2014 года № 33-пп» Порядок присвоения в Магаданской области звания «Ветеран труда» дополнен пунктом 3.1, согласно которому на присвоение звания «Ветеран труда» вправе претендовать лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года.
Из приведенных норм права следует, что правовым основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), наличие у лица трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Также право на присвоение звания «Ветеран труда» сохраняется при наличии необходимого трудового (страхового) стажа за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что гражданин России ФИО1 имеет трудовой стаж более 35 лет.
В период с 18 июня 2003 года по 15 июня 2009 года истец работал в МУП Ольского района «Электротеплосеть».
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа Министра регионального развития Российской Федерации от 19 февраля 2008 года № 33-кн «О присвоении почетного звания и награждении работников жилищно-коммунального хозяйства России» ФИО1, <.......> муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Ольский район» «Электротеплосеть», награжден Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации за многолетний добросовестный труд, успешное выполнение производственных заданий и в связи с профессиональным праздником Днем работника жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания (л.д. 8-9).
26 апреля 2017 года ФИО1 обратился в министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», представив документы, подтверждающие трудовой стаж, и копию указанной выше грамоты (л.д. 22).
По результатам рассмотрения документов ответчик письмом от 15 мая 2017 года № 3389 сообщил истцу об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленная истцом Почетная грамота Минрегиона России не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как не является ведомственным знаком отличия в труде (службе) (л.д. 23).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения федерального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам права, подлежащим применению при разрешении возникшего спора.
На дату награждения истца Почетной грамотой Минрегиона России действовало Положение о Почетной грамоте Министерства регионального развития Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 мая 2005 года № 13 «О наградах и порядке награждения в Министерстве регионального развития Российской Федерации» (далее - приказ Минрегиона России от 22 мая 2005 года № 13, Положение) с целью мобилизации работников на успешное решение экономических и социальных задач в сфере деятельности Министерства, развитие и совершенствование строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства России и улучшения работы по поощрению отличившихся.
Данный приказ Минрегиона России от 22 мая 2005 года № 13 в Министерстве юстиции Российской Федерации не регистрировался, в средствах массовой информации не публиковался.
Из пункта 1 указанного Положения следует, что Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации награждаются трудовые коллективы, рабочие, специалисты, служащие, руководители предприятий, организаций и учреждений, сотрудники центральных аппаратов Министерства, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству за достигнутые успехи в работе, добросовестное выполнение своих обязанностей, высокие показатели в работе.
Указания об отнесении указанной награды к ведомственным знакам отличия в труде приказ Минрегиона России от 22 мая 2005 года № 13 и Положение не содержат.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что Почетная грамота Министерства регионального развития Российской Федерации, которой награжден ФИО1 19 февраля 2008 года, не является ведомственным знаком отличия в труде и не может служить основанием для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда».
Доводы истца о наличии у него права на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с отнесением Почетной грамоты Министерства регионального развития Российской Федерации к ведомственным наградам приказом Минрегиона России от 17 августа 2010 года № 375 «О ведомственных наградах Министерства регионального развития Российской Федерации» и приказом Минрегиона России от 10 апреля 2014 года № 108 «О ведомственных наградах Министерства регионального развития Российской Федерации» со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» и пункт 3.1 Порядка присвоения в Магаданской области звания «Ветеран труда» несостоятельны ввиду следующего.
Действительно, приказом Минрегиона РФ от 17 августа 2010 года № 375 «О ведомственных наградах Министерства регионального развития Российской Федерации» (в редакции приказа Минрегиона РФ от 20 декабря 2012 года № 544) учреждены ведомственные награды Министерства регионального развития Российской Федерации, утверждены Положение о порядке награждения ведомственными наградами Министерства регионального развития Российской Федерации и Положение о Почетной грамоте Министерства регионального развития Российской Федерации.
Согласно приложению № 1 к данному Приказу Почетная грамота Министерства регионального развития Российской Федерации учреждена государственным органом как ведомственная награда Минрегиона России.
В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке награждения ведомственными наградами Министерства регионального развития Российской Федерации органом установлена очередность награждения ведомственными наградами, которая предусматривает, что награждению Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации предшествует награждение Благодарностью Министра Регионального развития Российской Федерации.
Очередное награждение ведомственной наградой производится за новые заслуги и достижения не ранее чем через три года после предыдущего награждения.
Данный приказ Минрегиона России от 17 августа 2010 года № 375 утратил силу в связи с изданием приказа Минрегиона России от 10 апреля 2014 года № 108, вступившего в силу 17 августа 2014 года.
Приказом Минрегиона России от 10 апреля 2014 года № 108 учреждены ведомственные награды Министерства и утверждены Положение о порядке награждения ведомственными наградами Министерства регионального развития Российской Федерации, Положение о Почетной грамоте Министерства регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.2 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40, и в целях поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников Министерства регионального развития Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных организаций, а также лиц, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Министерство регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с Приложением № 1 к приказу от 10 апреля 2014 года № 108 Почетная грамота Минрегиона России также отнесена к ведомственным наградам.
Пунктом 3 Положения о порядке награждения ведомственными наградами Министерства регионального развития Российской Федерации, утвержденным приказом Минрегиона России от 10 апреля 2014 года № 108, по сравнению с действовавшим ранее регулированием изменен перечень случаев, при которых производится награждение ведомственными наградами, из перечня исключено награждение в связи с отраслевыми (профессиональными праздниками), установлено, что по указанию Министра регионального развития Российской Федерации награждение ведомственными наградами может осуществляться в другое время за особые заслуги по выработке и реализации государственной политики в сфере деятельности Министерства.
Согласно пункту 10 Положения о порядке награждения ведомственными наградами (приложение № 2 к приказу Минрегиона России от 10 апреля 2014 года № 108) также установлена очередность награждения ведомственными наградами, согласно которой награждению Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации предшествует награждение Благодарностью Министра Регионального развития Российской Федерации, сохранен период очередного награждения не ранее чем через три года после предыдущего награждения.
Таким образом, поскольку с 2005 года по 2014 год федеральным органом исполнительной власти устанавливались различные основания, цели, субъектный состав и порядок награждения Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации, оснований полагать, что истец, представивший Почетную грамоту Министерства регионального развития Российской Федерации за многолетний добросовестный труд, успешное выполнение производственных заданий, выданную ему в связи с профессиональным праздником Днем работника жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, был награжден 19 февраля 2008 года ведомственной наградой, не имеется.
Приказы Минрегиона России от 17 августа 2010 года № 375 «О ведомственных наградах Министерства регионального развития Российской Федерации» (в редакции приказа Минрегиона России от 20 декабря 2012 года № 544), от 10 апреля 2014 года № 108 не содержат положений позволяющих распространить их действие на лиц, награжденных различными наградами, до введения в действие данных актов.
В контексте приведенных правовых актов награждение истца приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 19 февраля 2008 года № 33-кн Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации не являлось награждением ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Каких-либо правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 28 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий | Н.В. Бежевцова |
Судьи | О.А. Бирючкова |
А.А. Вилер |