Судья Сафина Л.Б. УИД 16MS0002-01-2019-003202-03 № 2-1575/2020 № 33-16590/2020 Учет № 065г А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 30 ноября 2020 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Муртазина А.И. судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы судебных приставов на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 3 сентября 2020 года, которым постановлено: исковые требования Федеральной службы судебных приставов к Ибрагимовой (Газизовой) Ралине Наилевне о взыскании денежных средств в порядке регресса оставить без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Федеральная служба судебных приставов России обратилась в суд с иском к Ибрагимовой (Газизовой) Р.Н. о взыскании денежных средств в порядке регресса. В обоснование требований указала, что решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 сентября 2017 года с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу Хайруллина А.М. в счет компенсации морального вреда в размере 45 000 рублей. Основанием для возмещения ущерба и компенсации морального вреда, послужил тот факт, что пристав-исполнитель Советского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ибрагимова (Газизова) Р.Н. ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности, что повлекло причинение ущерба государству. На основании изложенного истец просил суд взыскать с ответчика в казну Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 45000 рублей. В судебном заседании представитель истца иск поддержал. Ответчик в судебном заседании иск не признала, заявила о пропуске истцом строка для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Суд в удовлетворении иска отказал в полном объеме, приняв решение в вышеприведенной формулировке. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение удовлетворив исковые требования в полном объеме, указывает, что иск заявлен в интересах казны Российской Федерации, а не в интересах работодателя, полагает, что требования статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации годичного срока для обращения в суд в данном случае не применимы. Участники процесса будучи извещенными о времени и месте разбирательства дела в суд апелляционной инстанции не явились. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно части 2 статьи 62 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Из материалов дела видно, что решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 сентября 2017 года с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу Хайруллина А.М. в счет компенсации морального вреда в размере 45000 рублей. Указанным решением установлено, что основанием для возмещения ущерба и компенсации морального вреда, послужил тот факт, что пристав-исполнитель Советского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ибрагимова (Газизова) Р.Н. ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности, что повлекло причинение ущерба государству. На основании принятого судебного акта был выдан исполнительный лист, который был направлен для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации и исполнен 30 марта 2018 года платежным поручением №801685. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что законами о государственной гражданской службе и о судебных приставах не предусмотрен порядок возмещения ущерба, причиненного судебным приставом-исполнителем, и в данном случае необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия соглашается с указанным Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку оно соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. При этом, пунктом 3.1 вышеназванной статьи предусмотрено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. Данная норма введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» данная норма применяется к обязательственным отношениям, возникшим после введения ее в действие. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Факт прохождения Ибрагимовой (Газизовой) Р.Н. государственной службы в должности судебного-пристава исполнителя сторонами не оспаривался. Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2, исходя из статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Исходя из изложенного, нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии. Как было установлено судом и следует из материалов дела Ибрагимова (Газизова) Р.Н. причинила Хайруллину А.М. морально-нравственные страдания ненадлежащим исполнением своих трудовых обязанностей. Сумма выплаченной компенсации морального вреда составила 45000 рублей Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Согласно статье 241 Трудового кодекса Российской Федерации за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» не относит судебных приставов к должностным лицам несущим полную материальную ответственность за вред, причиненный работодателю. Таким образом, правоотношения сторон в части, касающейся материальной ответственности, регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Требования исполнительного документа выданного на основании решения Советского районного суда города Казани от 11 сентября 2017 года исполнены истцом 30 марта 2018 года. В суд с настоящим иском Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации обратилось только 1 ноября 2019 года. Таким образом, истец обратился в суд за разрешением возникшего спора за пределами срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлялось. Довод апелляционной жалобы истца о том, что к спорным отношениям применяется трехгодичный строк давности судебной коллегией отклоняется как несостоятельный. Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»). Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ). На основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»). Из приведенных нормативных положений (статьи 1069, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации) в их системной взаимосвязи, в частности, следует, что в случае причинения федеральным государственным гражданским служащим при исполнении служебных обязанностей вреда гражданину или юридическому лицу его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации. Лицо, возместившее вред, причиненный федеральным государственным гражданским служащим при исполнении им служебных обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Вместе с тем в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральном законе от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» не определены основания, порядок и виды материальной ответственности государственных гражданских служащих за ущерб, причиненный нанимателю, в том числе при предъявлении регрессных требований в связи с возмещением вреда. Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом. Так, нормы трудового права, регулирующие служебные отношения с гражданскими служащими в органах Федеральной службы судебных приставов содержатся в Отраслевых соглашениях, заключенных директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации и председателем профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации. Ранее действовавшими и ныне действующим соглашением заключенных директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации и председателем профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации определено, что служебные отношения с гражданскими служащими в органах Федеральной службы судебных приставов регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а в части, не урегулированной указанным федеральным законом, - федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Трудовые отношения работников в организациях системы Федеральной службы судебных приставов регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. По смыслу изложенных выше нормативных положений и с учетом того, что Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не определены основание и порядок привлечения государственного гражданского служащего к материальной ответственности за причиненный им при исполнении служебных обязанностей вред и виды (то есть размер) этой ответственности, к спорным отношениям по возмещению в порядке регресса ФССП России вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации о материальной ответственности работника. При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено. По существу, доводы жалобы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Авиастроительного районного суда города Казани от 3 сентября 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы судебных приставов - без удовлетворения. Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |