Дело № 33-4056/2021
№ 2-157/2020
72RS0026-01-2020-000306-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 09 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Елфимова И.В.,
судей: Пуминовой Т.Н., Чесноковой А.В.,
при секретаре Жегуновой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т. на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Администрации Ярковского муниципального района к Т. о взыскании части средств предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности – удовлетворить.
Взыскать с Т. в пользу Администрации Ярковского муниципального района часть средств предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529 558 (пятьсот двадцать девять тысяч пятьсот пятьдесят восемь) рублей 36 копеек.
Взыскать с Т. в бюджет Ярковского муниципального района государственную пошлину в размере 8 495 (восемь тысяч четыреста девяносто пять) рублей 58 копеек».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя истца ФИО1 и представителя третьего лица ФИО2, возражавших против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с иском к Т. о взыскании части средств предоставленной социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в размере 529 558,36 рублей.
Требования мотивированы тем, что 27 июня 2014 года Т. обратилась в Администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области с заявлением о включении её и членов её семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». При подаче и подписании заявления на включение в списки в состав участников программы Т. подтвердила, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий ознакомлена и обязуется выполнять. Распоряжением Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области от 08 июля 2014 года №1063 семья Т. в составе 3 человек признана нуждающейся в жилом помещении. 08 июля 2014 года семья Т. включена в список молодых семей (молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на 2015 год. 19 июня 2015 года между Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области, муниципальным автономны учреждением «Молодежный центр Ярковского муниципального района» и Т. заключён договор №302-205 об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. 19 июня 2015 года на основании заявления Т. от 17 июня 2015 года ей выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи из 3 человек в размере 1 324 738,80 рублей. Расчётная стоимость строительства жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составила 1 892 484 рублей, при этом 387 959,22 рублей выделены из средств федерального бюджета, 936 779,58 рублей – из средств областного бюджета, оставшаяся часть средств - 567 745,20 рублей должна быть привлечена получателем за счёт собственных или заемных средств. Согласно представленной Т. сметы на строительство жилого дома по адресу: <.......>, стоимость работ составляет 3 338 496 рублей, общая площадь дома составляет 90 кв.м. Актом обследования строящегося индивидуального жилого дома от 10 июня 2016 года установлено, что остаток сметной стоимости строительства составляет 2 270 691 рублей. Согласно выписки из ЕГРН от 31 августа 2018 года право собственности на жилое помещение по адресу: <.......>, зарегистрировано 31 августа 2018 года, общая площадь построенного дома составила 158,7 кв.м. Согласно сметы на строительство жилого дома, представленной Т., общая стоимость строительства составляет 3 338 496 рублей, стоимость 1 кв.м. составляет 21 036,52 рублей, что меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определённой уполномоченным исполнительным органом государственной власти (35 046 рублей). Исходя из этого, размер социальной выплаты пересчитан Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области до суммы 795 180,44 рублей. Таким образом, Т. была излишне перечислена социальная выплата в сумме 529 558,36 рублей. 01 марта 2019 года Т. направлено уведомление о возврате части социальной выплаты в местный бюджет с указанием платёжных реквизитов. До настоящего времени ответ на претензию не получен, часть социальной выплаты в размере 529 558,36 рублей в бюджет Ярковского муниципального района Тюменской области Т. возвращены не были.
Представитель истца Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Т. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица Т.Д., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Т., Т., представитель третьего лица муниципального автономного учреждения «Молодежный центр Ярковского муниципального района», Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласна ответчик Т.. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что субсидия предоставляется в одном размере, независимо от площади строительства дома. Полагает, что основанием для перерасчета должны быть данные о фактической стоимости дома и фактической площади, но ответчик ссылается на смету строительства жилого дома, а не построенного жилья. Считает, что она выполнила все условия, предусмотренные п. 2.1 Договора об обеспечении жилым помещением молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты от 19 июня 2016 года. Договором и другими документами не предусмотрена обязанность и ответственность за увеличение площади строящегося дома. Кроме того, специалист Т. не разъяснила ей о такой ответственности. Отмечает, что при обращении в суд истцом не была установлена стоимость построенного дома, а предоставленный ею отчет об оценке является единственным основанием окончательной стоимости дома. Ссылается на то, что ею была представлена смета, которая была принята специалистом по приему документов и приобщена к делу, но сведения о согласовании должностным лицом Администрации отсутствуют. Считает, что это свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей специалистами Администрации.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области и Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года вышеуказанное решение Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Т. без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27 июня 2014 года Т. обратилась в администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области с заявлением о включении ее с составом семьи из 3-х человек в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист" путем строительства жилого дома в Ярковском муниципальном районе Тюменской области.
Распоряжением Администрации Ярковского муниципального района от 08 июля 2014 года N 1063 семья Т. в составе 3-х человек признана нуждающейся в жилом помещении.
На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 03 июня 2015 года N 440-п Т. с семьей в составе 3-х человек включена в основной список молодых семей (молодых специалистов) - получателей социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" на 2015 год.
19 июня 2016 года между Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области (администрация), Т. (получатель) и Муниципальным автономным учреждением "Молодежный центр Ярковского муниципального района (работодатель) заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, предметом которого согласно пункту 1.1 является реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Пунктом 1.2 Договора установлено, что социальная выплата получателю предоставляется администрацией на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1 892 484 рублей. Доля средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет 387 959,22 рублей, доля средств, выделяемых за счет средств областного бюджета, составляет 936 779,58 рублей, оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в размере 567 745,20 рублей должна быть привлечена получателем за счет собственных или заемных средств, при этом доля собственных (в том числе заемных), средств должна составлять не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
В разделе 2 Договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора. Так, получатель социальной выплаты обязуется использовать социальную выплату на строительство жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п, при этом построенное жилое помещение должно быть: а) пригодным для проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления. Общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 45 кв. м. Размер общей площади жилого помещения, используемой для расчета размера социальной выплаты на семью из 2-х человек - 54 кв. м (пункт 2.1.1); оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух лет шести месяцев со дня выдачи свидетельства. В случае использования для софинансирования строительства жилья ипотечного жилищного кредита (займа) допускается оформление построенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов (пункт 2.1.2); по окончанию строительства обратиться в администрацию за установлением соответствия построенного жилого помещения требованиям, указанным в пункте 2.1.1 настоящего договора (пункт 2.1.7).
В свою очередь, Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обязалась оформить и выдать получателю свидетельство (пункт 2.3.2); предоставить получателю социальную выплату в размере, указанном в разделе 1 настоящего соглашения, в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п (пункт 2.3.3).
19 июня 2015 года Т. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 324 738,80 рублей на строительство жилого дома в Ярковском муниципальном районе Тюменской области.
Как следует из акта обследования строящегося индивидуального жилого дома, подтверждающего готовность строящегося жилого дома, составленного и утвержденного 10 июня 2016 года первым заместителем главы администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, должностные лица, уполномоченные распоряжением Администрации Ярковского муниципального района от 31 октября 2014 года N 1785 (в редакции от 11 декабря 2016 года), в присутствии Т. произвели осмотр строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <.......>.
Обследованием на месте установлено, что площадь строящегося дома составляет 90 кв. м, этажность - 1 этаж. Сметная стоимость строительства жилого дома составляет 3 338 496 рублей.
Право собственности на жилой дом, зарегистрировано 31 августа 2018 года. Общая площадь дома - 158,7 кв. м. Правообладателями в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости по ? доли являются супруги Т-вы и двое детей.
На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 05 октября 2018 года осуществлен пересчет социальной выплаты молодой семье Т. получателю социальной выплаты в 2015 году. Размер социальной выплаты, с учетом размера общей площади построенного жилого помещения на семью - 158,7 кв. м, стоимости 1 кв. метра общей площади - 21 036 руб. 52 коп., определенной исходя из сметной стоимости строительства жилого дома от 06 июня 2016 года в размере 3 338 496 рублей составил 795 180,44 рублей.
01 марта 2019 года Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области в адрес Т. направлена претензия о возврате части средств предоставленной социальной выплаты в размере 529 558,36 рублей, в связи с перерасчетом социальной выплаты исходя из фактической площади жилья.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что социальная выплата на строительство жилья в сельской местности в размере 1 324 738, 80 рублей предоставлена Т. исходя из площади строящегося индивидуального дома 90 кв. м, однако фактически общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <.......> составила 158,7 кв. м. С учетом общей площади фактически построенного жилого дома 158,7 кв. м, стоимость 1 кв. м составляет 21 036,52 рублей, что меньше стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти в размере 35 046 рублей. При принятии заявления Т. разъяснена обязанность возврата денежных средств в случае изменения площади построенного жилья. При обращении за получением социальной выплаты по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", ответчиком согласовывалась площадь жилого дома 90 кв. м. Т. представлена смета на строительство жилого дома, которая содержит ее подпись, при этом указана в смете площадь дома - 90 кв. м, и стоимость - 3 338 496 рублей.
Между тем при рассмотрении дела суд не учел следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 (действовавшим на момент предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) в сельской местности) утверждена федеральная целевая Программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, являющимся приложением N 4 к вышеуказанной федеральной целевой программе.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являющееся приложением N 1 к постановлению (далее Положение).
В силу пункта 1.8 Положения социальные выплаты молодым семьям и молодым специалистам предоставляются на условиях софинансирования средств федерального, областного и (или) местного бюджетов и молодых семей и молодых специалистов. Доля собственных и (или) заемных средств молодых семей и молодых специалистов должна составлять не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья обеспечивается социальной выплатой за счет средств федерального, областного и (или) местного бюджетов.
Пунктом 1.9 Положения право молодых семей и молодых специалистов на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой, по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Положению (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. В случае частичного предоставления социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.27 настоящего Положения срок действия свидетельства продлевается на срок, равный периоду со дня предоставления первой части социальной выплаты до дня предоставления социальной выплаты в полном объеме.
Пунктом 1.10 Положения предусмотрено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности в Тюменской области, утвержденной уполномоченным исполнительным органом государственной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий Государственной программы, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в Тюменской области на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.
Приказом Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области N 343-п от 20 мая 2015 года утверждена стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности для расчета социальных выплат на 2015 год в размере 35 046 рублей.
В силу пункта 1.11 Положения молодые семьи и молодые специалисты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 1.10 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты ими за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
Пунктом 1.12 Положения предусмотрено, что в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе" Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному Постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являющееся приложением N 1 к постановлению.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2020 года N 2-П по делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, Федеральная программа развития сельских территорий направлена на замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни местного населения.
Для создания комфортных условий проживания на селе, в частности, предусмотрена социальная выплата. Эта безвозмездная мера социальной поддержки носит целевой характер. Если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена, средства могут быть затребованы к возвращению. В то же время добросовестным гражданам должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своих действий и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость тщательного исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, где гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона. И значительное ухудшение его имущественного положения - вопреки целям социального государства - может стать результатом применения правовых норм без учета всех обстоятельств дела.
Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость, осмотрительность и предпринял все зависящие от него меры для реализации целевой выплаты и регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилье в срок. Взыскание выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению только по формальным основаниям исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений. При подобном подходе предоставление выплаты утрачивало бы характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности. Их имущественное положение в этой ситуации, напротив, было бы ухудшено, притом, что речь идет о лицах, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, решение суда о взыскании социальной выплаты должно основываться на исследовании всех имеющих значение для дела обстоятельств, иное означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и противоречило Конституции Российской Федерации.
Так при рассмотрении дела судом первой инстанции не учел, что для получения социальной выплаты Т. предоставлено разрешение на строительство жилого дома общей площадью 160 кв.м. выданного самим ответчиком Администрацией Ярковского муниципального района (т.1 л.д.40).
Договором от 19 июня 2015 года об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты заключенным между Администрацией Ярковского муниципального района и Т. площадь жилого дома не указана, ограничения по площади строящегося жилого дома отсутствуют (т.1 л.д.34-39).
В силу пункта 1.11 Положения молодые семьи и молодые специалисты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 1.10 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты ими за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
Как следует из материалов дела, Т. сверх полученной суммы из федерального и областного бюджетов в размере 1 324 738,80 рублей привлекали еще заемные денежные средства для строительства дома большей площади.
Так, 12 мая 2016 года между КПК «Капитал», Т. и Т.Д. заключен договор займа № 259с на строительство индивидуального жилого дома в <.......> в размере 453 026 рублей под 14% годовых. По соглашению от 10 октября 2018 года АО «Росельхозбанком» Т. предоставлен кредит в размере 301 000 рублей под 14,017% годовых (т.1 л.д.161-181).
Перерасчет размера социальной выплаты и взыскание денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты, возможны в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти.
Между тем, судом первой инстанции фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади фактически построенного ответчиком жилья не устанавливалась, указанное обстоятельство в качестве юридически значимого не определялось.
Как следует из отчета Абсолют Оценка от 05 августа 2020 года об оценке объекта недвижимости <.......> в <.......>, рыночная стоимость дома составляет 5 630 783 рублей (т.1 л.д.182-253).
Размер социальной выплаты составляет 70% от расчетной стоимости жилья. Расчетная стоимость жилья складывается из размера общей площади жилого помещения на семью по нормативу (54 кв.м. на семью из трех человек) и стоимости 1 кв.м. жилья, утвержденной уполномоченным органом (35 046 рублей).
Размер социальной выплаты по свидетельству от 19 июня 2015 года составил 1 324 738,80 рублей (35 046 х 54 кв.м. х 70%).
Суд первой инстанции не учел, что фактический размер стоимости квадратного метра построенного жилья следует исчислять из рыночной стоимости объекта недвижимости, а не из сметной (3 338 496 рублей), поскольку смета была составлена в отношении строящегося жилого дома. Таким образом, стоимость 1 кв.м. составляет 35 480,67 рублей (5 630 783/158,70 кв.м.), что больше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти (35 046 рублей).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с чем оспариваемое решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене в соответствии с положениями ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения по делу.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Администрации Ярковского муниципального района к Т. о взыскании части средств предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отказать.
Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года отменить, в части взыскания с Т. в бюджет Ярковского муниципального района государственной пошлины в размере 8 495, 58 рублей.
Председательствующий
Судьи коллегии:
Мотивированное решение составлено 16 августа 2021 года.