ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-157/2023 от 26.10.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Мастянина Д.А.

дело № 2-157/2023

УИД 74RS0048-01-2022-001107-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-13839/2023

26 октября 2023 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Доевой И.Б.,

судей Стяжкиной О.В., Елгиной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Приборостроительный завод имени ФИО5» о признании трудовых отношений как выполняемых в условиях постоянной занятости, возложении обязанности, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсии,

по апелляционным жалобам Федерального государственного унитарного предприятия «Приборостроительный завод имени ФИО5», Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 07 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Стяжкиной О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ФГУП «ПСЗ» ФИО7 и представителя ответчика ОСФР по Челябинской области ФИО6, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области), Федеральному государственному унитарному предприятию «Приборостроительный завод имени ФИО5» (далее – ФГУП «ПСЗ»), просила:

- признать решение Главного управления – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в лице Отдела контроля установления пенсий №12 от 23.05.2022 №112867\22\4378, об отказе в назначении досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости в соответствии с п.3 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ незаконным;

- обязать ФГУП «ПСЗ» внести изменения в индивидуальные сведения о застрахованном лице - ФИО1, с учетом кодов льготной профессии в качестве машиниста крана на ФГУП «ПСЗ», как непосредственная занятость на погрузочно-разгрузочных работах с полной загрузкой в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, провести отчисление дополнительных взносов застрахованного лица в ОПФ РФ за период с 14.11.2008 по 31.12.2021 в качестве машиниста крана (крановщика) ФГУП «ПСЗ»;

- обязать ФГУП «ПСЗ» внести изменения в индивидуальные сведения о застрахованном лице ФИО1, с учетом кодов льготной профессии, выдать справку, уточняющую характер работы, провести отчисление дополнительных взносов застрахованного лица в ОПФ РФ в качестве машиниста крана (крановщика) ФГУП «ПСЗ» на соответствующих видах работ с 14.11.2008 по 31.12.2021;

- признать трудовые отношения между ФГУП «ПСЗ» и истцом в качестве машиниста крана (крановщика), как непосредственную занятость на погрузочно-разгрузочных работах с полной загрузкой в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели в спорные периоды с 14.11.2008 по 31.12.2021;

- обязать ОПФ РФ включить в специальный трудовой стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды ее работы в качестве машиниста крана (крановщика) с 14.11.2008 по 31.12.2021 на ФГУП «ПСЗ», признать и назначить страховую пенсию по старости со дня обращения – 18.02.2022.

В обоснование указывает, что 18.02.2022 обратилась с заявлением в территориальный орган ПФР Челябинской области за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако оспариваемым решением принято решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ; не были зачтены периоды трудовой деятельности с 14.11.2008 по 31.12.2021 в качестве машиниста крана (крановщика) ФГУП «ПСЗ», поскольку данная профессия не включена в заводской Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право застрахованным лицам на досочное назначение страховой пенсии в связи с отсутствием загрузки в течение полного рабочего дня на погрузочно-разгрузочных работах (не менее 80% рабочего времени). С указанным Перечнем ознакомлена не была, принятие такого документа не отвечает требованиям льготного характера ее работы, Перечень принят с явным нарушением действующего законодательства, так как ущемляет права работника.

Истец ФИО1, представитель истца ФИО9 в судебном заседании суда первой инстанции доводы искового заявления поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФГУП «ПСЗ» ФИО7 просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве (т.3 л.д.184-185).

Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не представил.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично.

Признал трудовые отношения между ФГУП «ПСЗ» и ФИО1 в качестве машиниста крана (крановщика), как непосредственную занятость на погрузочно-разгрузочных работах с полной загрузкой в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели в период с 14.11.2008 по 31.12.2021, за исключением периодов с 06.09.2010 по 06.09.2010, с 17.12.2010 по 17.12.2010, с 08.09.2011 по 09.09.2011, с 18.11.2011 по 18.11.2011, с 29.12.2011 по 30.12.2011, с 02.03.2012 по 02.03.2012, с 10.08.2012 по 10.08.2012, с 24.04.2012 по 24.04.2012, с 04.05.2012 по 05.05.2012, с 09.06.2012 по 09.06.2012, с 05.09.2012 по 05.09.2012, с 29.05.2013 по 29.05.2013, с 21.06.2013 по 21.06.2013, с 26.06.2013 по 26.06.2013, с 02.08.2013 по 02.08.2013, с 05.03.2014 по 07.03.2014, с 11.04.2014 по 11.04.2014, с 17.09.2014 по 17.09.2014, с 12.11.2014 по 12.11.2014, с 24.04.2015 по 24.04.2015, с 08.05.2015 по 08.05.2015, с 27.05.2015 по 27.05.2015, с 09.06.2015 по 09.06.2015, с 17.08.2015 по 17.08.2015, с 16.12.2015 по 16.12.2015, с 12.01.2016 по 12.01.2016, с 11.02.2016 по 11.02.2016, с 13.03.2017 по 13.03.2017, с 25.08.2017 по 25.08.2017, с 06.10.2017 по 06.10.2017, с 13.04.2018 по 13.04.2018, с 05.07.2018 по 06.07.2018, с 28.08.2018 по 28.08.2018, с 02.10.2018 по 02.10.2018, с 27.11.2018 по 27.11.2018, с 11.12.2018 по 11.12.2018 , с 26.04.2019 по 26.04.2019, с 17.05.2019 по 17.05.2019, с 27.12.2019 по 27.12.2019, с 14.02.2020 по 14.02.2020, с 11.03.2020 по 11.03.2020, с 02.09.2020 по 02.09.2020, с 03.12.2020 по 03.12.2020, с 17.02.2021 по 17.02.2021, с 09.04.2021 по 09.04.2021, с 17.05.2021 по 17.05.2021, с 10.06.2021 по 11.06.2021, с 28.07.2021 по 28.07.2021.

Возложил на ФГУП «ПСЗ» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в индивидуальные сведения о застрахованном лице – ФИО1, с учетом кодов льготной профессии в качестве машиниста крана на ФГУП «ПСЗ», как непосредственная занятость на погрузочно-разгрузочных работах с полной загрузкой в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, провести отчисление дополнительных взносов застрахованного лица в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за период с 14.11.2008 по 31.12.2021, за исключением периодов с 06.09.2010 по 06.09.2010, с 17.12.2010 по 17.12.2010, с 08.09.2011 по 09.09.2011, с 18.11.2011 по 18.11.2011, с 29.12.2011 по 30.12.2011, с 02.03.2012 по 02.03.2012, с 10.08.2012 по 10.08.2012, с 24.04.2012 по 24.04.2012, с 04.05.2012 по 05.05.2012, с 09.06.2012 по 09.06.2012, с 05.09.2012 по 05.09.2012, с 29.05.2013 по 29.05.2013, с 21.06.2013 по 21.06.2013, с 26.06.2013 по 26.06.2013, с 02.08.2013 по 02.08.2013, с 05.03.2014 по 07.03.2014, с 11.04.2014 по 11.04.2014, с 17.09.2014 по 17.09.2014, с 12.11.2014 по 12.11.2014, с 24.04.2015 по 24.04.2015, с 08.05.2015 по 08.05.2015, с 27.05.2015 по 27.05.2015, с 09.06.2015 по 09.06.2015, с 17.08.2015 по 17.08.2015, с 16.12.2015 по 16.12.2015, с 12.01.2016 по 12.01.2016, с 11.02.2016 по 11.02.2016, с 13.03.2017 по 13.03.2017, с 25.08.2017 по 25.08.2017, с 06.10.2017 по 06.10.2017, с 13.04.2018 по 13.04.2018, с 05.07.2018 по 06.07.2018, с 28.08.2018 по 28.08.2018, с 02.10.2018 по 02.10.2018, с 27.11.2018 по 27.11.2018, с 11.12.2018 по 11.12.2018 , с 26.04.2019 по 26.04.2019, с 17.05.2019 по 17.05.2019, с 27.12.2019 по 27.12.2019, с 14.02.2020 по 14.02.2020, с 11.03.2020 по 11.03.2020, с 02.09.2020 по 02.09.2020, с 03.12.2020 по 03.12.2020, с 17.02.2021 по 17.02.2021, с 09.04.2021 по 09.04.2021, с 17.05.2021 по 17.05.2021, с 10.06.2021 по 11.06.2021, с 28.07.2021 по 28.07.2021в качестве машиниста крана (крановщика) ФГУП «ПСЗ», выдать справку, уточняющую характер работы.

Признал решение Главного управления – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в лице Отдела контроля установления пенсий №12 от 23.05.2022 №112867\22\4378, об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости в соответствии с п.3 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным.

Обязал ОСФР по Челябинской области включить (внести) в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 периоды ее работы - с 14.11.2008 по 31.12.2021, за исключением периодов с 06.09.2010 по 06.09.2010, с 17.12.2010 по 17.12.2010, с 08.09.2011 по 09.09.2011, с 18.11.2011 по 18.11.2011, с 29.12.2011 по 30.12.2011, с 02.03.2012 по 02.03.2012, с 10.08.2012 по 10.08.2012, с 24.04.2012 по 24.04.2012, с 04.05.2012 по 05.05.2012, с 09.06.2012 по 09.06.2012, с 05.09.2012 по 05.09.2012, с 29.05.2013 по 29.05.2013, с 21.06.2013 по 21.06.2013, с 26.06.2013 по 26.06.2013, с 02.08.2013 по 02.08.2013, с 05.03.2014 по 07.03.2014, с 11.04.2014 по 11.04.2014, с 17.09.2014 по 17.09.2014, с 12.11.2014 по 12.11.2014, с 24.04.2015 по 24.04.2015, с 08.05.2015 по 08.05.2015, с 27.05.2015 по 27.05.2015, с 09.06.2015 по 09.06.2015, с 17.08.2015 по 17.08.2015, с 16.12.2015 по 16.12.2015, с 12.01.2016 по 12.01.2016, с 11.02.2016 по 11.02.2016, с 13.03.2017 по 13.03.2017, с 25.08.2017 по 25.08.2017, с 06.10.2017 по 06.10.2017, с 13.04.2018 по 13.04.2018, с 05.07.2018 по 06.07.2018, с 28.08.2018 по 28.08.2018, с 02.10.2018 по 02.10.2018, с 27.11.2018 по 27.11.2018, с 11.12.2018 по 11.12.2018 , с 26.04.2019 по 26.04.2019, с 17.05.2019 по 17.05.2019, с 27.12.2019 по 27.12.2019, с 14.02.2020 по 14.02.2020, с 11.03.2020 по 11.03.2020, с 02.09.2020 по 02.09.2020, с 03.12.2020 по 03.12.2020, с 17.02.2021 по 17.02.2021, с 09.04.2021 по 09.04.2021, с 17.05.2021 по 17.05.2021, с 10.06.2021 по 11.06.2021, с 28.07.2021 по 28.07.2021 в качестве машиниста крана (крановщика) ФГУП «ПСЗ»; назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с момента обращения за ней, то есть с 18.02.2022.

В апелляционной жалобе ответчик ФГУП «ПСЗ» просит решение суда первой инстанции отменить полностью и отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Ответчик с вынесенным решением не согласен, считает, что решение является незаконным с нарушением норм материального и процессуального права. Суд не в полной мере проверил соблюдение всех условий для досрочного назначения пенсии, а именно, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 ФЗ-400 от 28 декабря 2013г. «О страховых пенсиях», при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Согласно специальной оценке условий труда по специальности машинист крана установлен 2 класс условий труда (допустимый). Истец с результатами СОУТ была ознакомлена без замечаний. Результаты специальной оценки труда не оспорены, незаконными не признаны. Соответственно у работодателя не было обязанности уплачивать страховые взносы за истца в повышенном размере по соответствующим тарифам с указанием кода льготы, поскольку льготного пенсионного обеспечения нет (т.4 л.д.1-3).

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 Ответчик считает, что судом неверно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что дополнительные тарифы работодателем за ФИО1 не уплачивались, а стаж работы по профессии машинист крана (крановщик) исчислялся на общих основаниях. Работодатель справку о льготном характере работ ФИО1 не выдавал. Более того, представитель работодателя в судебном заседании суда первой инстанции также не подтвердил право ФИО1 на досрочное пенсионное обеспечение. В представленной работодателем карте специальной оценки условий труда рабочего места ФИО1 указано, что по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса класс условий труда по должности «машинист крана» определен как 2 – допустимые. Результаты специальной оценки условий труда подписаны истцом, не оспаривались, не признавались не соответствующими действующему законодательству. Вредные (особые) условия труда не указаны ни в трудовом договоре, ни в личной карточке работника, ни в приказе о приеме на работу. Данное противоречие судом не устранено и не дана оценка карте СОУТ. Кроме того, истцу не предоставлялись дополнительные отпуска, не выплачивался повышенный размер заработной платы. Представленные истцом расчетные листы по заработной плате, табели учета рабочего времени, вахтенные журналы не подтверждают характер работы истца, и занятость в профессии 80% рабочего времени, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Полагает, что индивидуальные (персонифицированные) сведения, представленные работодателем за застрахованное лицо ФИО1, за спорные периоды сданы достоверно и расхождений с первичными документами не имеют, соответственно корректировки не подлежат (т.4 л.д.11-13).

В своих возражениях истец просит решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 07.07.2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФГУП «ПСЗ» – без удовлетворения (т.4 л.д.29-30).

Истец ФИО1, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.02.2022 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как женщина, достигшая возраста 50 лет, проработавшая не менее 15 лет в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, имеющая страховой стаж не менее 20 лет, ИПК не менее 23,4 (т.1 л.д.133-134).

Решением ответчика № 112867/22/4278 от 23 мая 2022 года в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности общего трудового (страхового) стажа и стажа на соответствующих видах работ (т.1 л.д.10-17).

Продолжительность страхового стажа истца с оставила 31 год 06 месяцев 13 дней, продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку №2 составила 04 года 10 месяцев 09 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 80,492.

В стаж на соответствующих видах работ по Списку №2 не был включен период работы истца с 14.11.2008 по 31.12.2021 в качестве машиниста крана (крановщика) ФГУП «Приборостроительный завод имени ФИО5», поскольку профессия машинист крана (крановщик) не включена в заводской Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с отсутствием загрузки в течение полного рабочего дня на погрузочно-разгрузочных работах (не менее 80% рабочего времени).

Из трудовой книжки от 15.07.1988 года следует, что ФИО1 с 14.11.2008г. принята в заготовительное производство №28 машинистом крана (крановщиком) по 65 разряду; с 20.07.2009г. переведена в ремонтно-механический цех №19 машинистом крана (крановщиком) по 5 разряду; с 09.12.2010г. переведена в заготовительное производство №28 машинистом крана (крановщиком) по 5 разряду; 01.07.2015г. присвоен 6 разряд машиниста-крана (крановщика); 01.08.2016г. переведена в ремонтно-механический цех №19 машинистом крана (крановщиком) 6 разряда, где продолжает работать по настоящее время (т.1 л.д.18-21).

Приказом от 27.01.2020 №37 по заготовительному цеху №28 за истцом, с указанием в приказе места ее работы цех №19, закреплен кран козловой Q10,0 т марки ККС-10 (т.3 л.д.121-125).

Приказом от 24.02.2021 №130 по заготовительному цеху №28 за истцом, с указанием в приказе места ее работы цех №19, закреплен кран козловой Q10,0т марки ККС-10 (т.1 л.д.30-31, т.3 л.д.126-134).

Согласно картам аттестации рабочего места по условиям труда по профессии машинист крана (крановщик) заготовительного производства ФГУП «ПСЗ» №01.28.095 (т.1 л.д.40-43, 73-75), №0053 (т.1 л.д.76-81), ремонтно-механического цеха №19/участок механика по цеху 28 №01.19.180А (т.1 л.д.32-33, 82-83), общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составила 2 – допустимый класс условий труда. С результатами специальной оценки условий труда истец была своевременно ознакомлена без замечаний, результаты не оспаривала.

Как следует из заключения государственной экспертизы условий труда (ГЭУТ) №4 от 15 мая 2020 года, документы, представленные в ГЭУТ в целях оценки качества проведения СОУТ в ФГУП «ПСЗ» на рабочем месте машиниста крана (крановщиков) ремонтно-механического цеха №19 Карта СОУТ 01.19.180А, Карта СОУТ 01.19.183, Карта СОУТ 01.19.185 соответствует государственным нормативным требованиям (т.1 л.д.84-86).

Согласно данным технологической карты №28-00-2/109 от 20.09.2022 на производство погрузо-разгрузочных работ с применением крана козлового ККС-10 Q =10т инв.№5046, аналогичной модели который был закреплен за ФИО1 24.02.2021, вид работ, осуществляемый на данном кране - помимо погрузки на грузовой автомобиль и разгрузки с грузового автомобиля козловым краном металлопроката на разгрузочно-погрузочную площадку, работа машиниста крана (крановщика) также включает в себя: подвод крана к месту строповки груза; по окончании работы возвращение крана в первоначальное положение на место стоянки; обесточивание крана; поднятие крюка в крайнее верхнее положение; расположение крана на месте постоянной стоянки; постановку рукояток контроллеров в нулевое положение и отключение вводного контактора; включение двигателей захватов на зажим; осуществление проверки постановки крана на противоугонные захваты и закрытие двери кабины на замок; обесточивание крана путем выключения главного рубильника; установку ручных противоугонных захватов; осмотр крана и очистку оборудования от посторонних предметов; сдачу ключа ИТР ответственному за безопасное производство работ с применением ПС, соответствующей записью в журнале учета выдачи ключ-марок; сообщение ИТР, ответственному за безопасное производство с работ с применением ПС, обо всех неисправностях, замеченных во время работы с соответствующей записью в вахтенном журнале машиниста крана (крановщика) (т.1 л.д.34-39).

Согласно справке ФГУП «ПСЗ» от 01.04.2022 года № 192-87-0-24/394, предоставить справку, уточняющую особый характер работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости ФИО1 в за работу в качестве машиниста крана (крановщика) с 14.11.2008 года по настоящее время, не представляется возможным, поскольку данная профессия не включена в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотренных Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утверждены постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года № 10) в связи с отсутствием загрузки в течение полного рабочего дня на погрузочно-разгрузочных работах (не менее 80% рабочего времени) (том № 2 л.д. 47).

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, исходил из доказанности в ходе рассмотрения дела занятости истца ФИО1 на выполнении работ постоянно в течение полного рабочего дня в качестве машиниста мостового крана (крановщика) на погрузочно-разгрузочных работах в ремонтно-механическом цехе № 19 ФГУП «ПСЗ»: 14.11.2008 по 31.12.2021, за исключением периодов с 06.09.2010 по 06.09.2010, с 17.12.2010 по 17.12.2010, с 08.09.2011 по 09.09.2011, с 18.11.2011 по 18.11.2011, с 29.12.2011 по 30.12.2011, с 02.03.2012 по 02.03.2012, с 10.08.2012 по 10.08.2012, с 24.04.2012 по 24.04.2012, с 04.05.2012 по 05.05.2012, с 09.06.2012 по 09.06.2012, с 05.09.2012 по 05.09.2012, с 29.05.2013 по 29.05.2013, с 21.06.2013 по 21.06.2013, с 26.06.2013 по 26.06.2013, с 02.08.2013 по 02.08.2013, с 05.03.2014 по 07.03.2014, с 11.04.2014 по 11.04.2014, с 17.09.2014 по 17.09.2014, с 12.11.2014 по 12.11.2014, с 24.04.2015 по 24.04.2015, с 08.05.2015 по 08.05.2015, с 27.05.2015 по 27.05.2015, с 09.06.2015 по 09.06.2015, с 17.08.2015 по 17.08.2015, с 16.12.2015 по 16.12.2015, с 12.01.2016 по 12.01.2016, с 11.02.2016 по 11.02.2016, с 13.03.2017 по 13.03.2017, с 25.08.2017 по 25.08.2017, с 06.10.2017 по 06.10.2017, с 13.04.2018 по 13.04.2018, с 05.07.2018 по 06.07.2018, с 28.08.2018 по 28.08.2018, с 02.10.2018 по 02.10.2018, с 27.11.2018 по 27.11.2018, с 11.12.2018 по 11.12.2018 , с 26.04.2019 по 26.04.2019, с 17.05.2019 по 17.05.2019, с 27.12.2019 по 27.12.2019, с 14.02.2020 по 14.02.2020, с 11.03.2020 по 11.03.2020, с 02.09.2020 по 02.09.2020, с 03.12.2020 по 03.12.2020, с 17.02.2021 по 17.02.2021, с 09.04.2021 по 09.04.2021, с 17.05.2021 по 17.05.2021, с 10.06.2021 по 11.06.2021, с 28.07.2021 по 28.07.2021 года.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Проверяя по доводам апелляционных жалоб ответчиков решение суда в указанной части, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, полагая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 14.11.2008 года по настоящее время ФИО1 работает машинистом крана (крановщиком) 6 разряда (Ремонтно-механический цех № 19) ФГУП «ПСЗ».

Обращаясь в суд с требованиями о признании трудовых отношений с ФГУП «ПСЗ» качестве машиниста крана в ремонтно-механическом цехе № 19 ФГУП «ПСЗ» в спорные периоды работы, осуществляемыми на погрузочно-разгрузочных работах с полной загрузкой в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели; возложении обязанности на ФГУП «ПСЗ» внести изменения в индивидуальные сведения о застрахованном лице – ФИО1, с учетом кодов льготной профессии, выдать справку, уточняющую характер работы, произвести отчисление дополнительных взносов застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного Фонда в качестве машиниста крана в ремонтно-механическом цехе № 19 ФГУП «ПСЗ» на соответствующих видах работ в спорные периоды работы, ФИО1 указывала, что в течение полного рабочего дня она занята на работах в качестве машиниста крана (крановщика), осуществляющего при выполнении погрузочно-разгрузочных работ непосредственное управление машинами, к каковым относятся краны (козловые, портальные, башенные и проч.), погрузчики, экскаваторы и др.

Удовлетворение указанных требований необходимо в целях досрочного пенсионного обеспечения по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Бездействие работодателя ФГУП «ПСЗ», выразившееся в неуказании кодов особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, а также неуплата с 01 января 2013 года страховых взносов по соответствующим тарифам приведет к нарушению ее права на досрочное пенсионное обеспечение.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ФГУП «ПСЗ» указывал на отсутствие ее постоянной занятости в таких условиях, ссылаясь на карту аттестации рабочего места по условиям труда рабочего места № 0053 от 07 июля 2005 года по профессии машинист крана (крановщик) структурного подразделения Ремонтно-механический (рабочее место цех заготовительное производство), карту аттестации рабочего места по условиям труда № 01.28.095 от 17 октября 2011 года по профессии машинист крана (крановщик) структурного подразделения Ремонтно-механический цех, карту № 01.19.180А специальной оценки условий труда от 29 ноября 2018 года по профессии машинист крана (крановщик) структурного подразделения Ремонтно-механический цех № 19 – Участок механика по цеху № 28, которыми установлен итоговый класс условий труда – 2 (допустимый); необходимость в установлении гарантий и компенсаций в виде повышенной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, обеспечения молоком или другими равнозначными пищевыми продуктами, проведения медицинских осмотров отсутствует; право на досрочное назначение страховой пенсии не предусмотрено.

Между тем, согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.

Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).

На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, возложена обязанность по уплате, начиная с 01 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а с 01 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. Условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (пункт 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2250-0).

Исходя из системного толкования приведенных норм права, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, с 14 ноября 2008 года по настоящее время ФИО1 работает машинистом крана (крановщиком) 6 разряда (Ремонтно-механический цех № 19) ФГУП «ПСЗ», из положений пенсионного законодательства следует, что основным критерием занятости женщин на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в случае назначения пенсии по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является работа в качестве машиниста, который осуществляет непосредственное управление машинами, выполняющими погрузочно-разгрузочные работы. Никакие другие дополнительные условия, в том числе о том, какие погрузочно-разгрузочные работы и где эти работы должны выполняться, способ управления краном: из кабины или с пола, законодательством не предусмотрены. К погрузочно-разгрузочным машинам относятся краны (козловые, портальные, башенные и др.) погрузчики, экскаваторы и другие машины, осуществляющие погрузочные и разгрузочные работы. Вместе с тем, при отсутствии доказательств, подтверждающих факт полной занятости истца при выполнении погрузочно-разгрузочных работ непосредственное управление машинами, к каковым относятся краны (козловые, портальные, башенные и проч.), погрузчики, экскаваторы и др., не предоставляет ей право досрочного пенсионного обеспечения на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Вместе с тем, поскольку ФИО1 в рамках рассмотрения настоящего спора заявлены требования именно к работодателю, которым, как об этом полагает истец, нарушается ее право на досрочное пенсионное обеспечение, так как в индивидуальном (персонифицированном) учете сведения об его работе отражены без соответствующих кодов, а с 01 января 2013 года не оплачиваются дополнительные тарифы на обязательное пенсионное страхование, именно на работодателе лежит обязанность доказать законность своих действий и принятого решения, а также отсутствие у истца полной занятости при выполнении погрузочно-разгрузочных работ непосредственное управление машинами, к каковым относятся краны (козловые, портальные, башенные и проч.), погрузчики, экскаваторы и др., принимая во внимание, что никакие другие дополнительные условия, в том числе о том, какие погрузочно-разгрузочные работы и где эти работы должны выполняться, способ управления краном: из кабины или с пола, законодательством не предусмотрены. При непредставлении ответчиком таких доказательств на ФГУП «ПСЗ» может быть возложена обязанность внести изменения в индивидуальные сведения о застрахованном лице – ФИО1, с учетом кодов льготной профессии, выдать справку, уточняющую характер работы, произвести отчисление дополнительных взносов застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного Фонда в качестве машиниста крана в ремонтно-механическом цехе № 19 ФГУП «ПСЗ» на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение пенсии в связи с выполнением работ в особых условиях труда имеют лица, осуществляющие трудовую деятельность по управлению краном при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того требуется также подтверждение занятости на указанных работах постоянно полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени). Вышеуказанные условия могут подтверждаться первичными документами соответствующего периода, на основании которых можно определить вид производства, установить характер выполнявшейся работы в той или профессии тем работам (условиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также полную занятость в особых условиях труда.

При этом, специальная оценка условий труда проводится в целях разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, а также в целях установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Приведенные нормы права не предусматривают установление в ходе проведения специальной оценки условий труда и при составлении карты аттестации рабочего места по условиям труда полной занятости работника на таких видах работ. Соответствующие доказательства предоставляются работодателем при разрешении спора гражданина с пенсионным органом при отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, либо с работодателем при оспаривании достоверности предоставляемых им в пенсионный орган сведений об условиях труда и о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение.

В данном случае, в судебном заседании установлено, что в трудовые обязанности ФИО1 при выполнении работы машиниста крана (крановщиком) 6 разряда (Ремонтно-механический цех № 19) ФГУП «ПСЗ» входили погрузо-разгрузочные работы, перемещение, транспортировка грузов. При этом, в ходе рассмотрения дела ФИО1 настаивала на выполнении работ в течение полного рабочего дня.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Между тем, как следует из представленных в материалы дела ответчиком первичных документов, относящихся к периоду работы ФИО1 (табелей учета рабочего времени и расчетных листков (том № 1 л.д. 189-236), ФИО1 работала по занимаемой должности машиниста крана (крановщика) 5 разряда полный рабочий день, которые ей полностью оплачены (за исключением дней предоставления отпуска без сохранения заработной платы и дней, в которые имелась неполная занятость (том № 1 л.д. 145, 150-151), подробный расчет которых приведен судом первой инстанции по каждому спорному периоду, исходя из фактически отработанного времени, поскольку в соответствии с пунктами 4, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 указанные периоды не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ). Данные доказательства, в отсутствие сведений о том, какой кран был закреплен за истцом, сменных заданий, нарядов, распоряжений за весь спорный период работы, свидетельствует об осуществлении трудовой деятельности по управлению краном при выполнении погрузочно-разгрузочных работ постоянно полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени), поскольку каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об обратном, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.

Ссылка ответчика на то, что основанием для предоставления работникам гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных условиях являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда, а не включение профессии в список производств, цехов, профессий с вредными условиями труда, работа в которых дает право на соответствующие гарантии и компенсации, а по результатам проведенной специальной оценки условий труда у рабочих по профессии машиниста крана (крановщик) право на досрочное пенсионное обеспечение не установлено, не может быть принята во внимание, поскольку целью проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочего места по условиям труда не является оценка полной занятости работника на работах с тяжелыми условиями труда.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства, а также совокупность представленных в материалы дела доказательств, позволяют сделать вывод о не соответствии предоставляемых ответчиком в пенсионный орган сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете в отношении ФИО1 ее фактическим условиям и характеру труда в качестве машиниста крана (крановщика).

Ввиду изложенного, принимая во внимание, что именно на работодателе лежит обязанность доказать законность своих действий и принятого решения, а также отсутствие у истца полной занятости в условиях труда в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принимая во внимание, что пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрены дополнительные условия при выполнении трудовых обязанностей, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком ФГУП «ПСЗ» таких доказательств не представлено, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ФИО1 в части признания трудовых отношений между ней и ФГУП «ПСЗ» в качестве машиниста крана в ремонтно-механическом цехе № 19 ФГУП «ПСЗ» осуществляемыми в условиях непосредственной занятости на погрузочно-разгрузочных работах с полной нагрузкой в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели в спорные периоды; возложении на ФГУП «ПСЗ» обязанности внести изменения в индивидуальные сведения об истце как о застрахованном лице с учетом кодов льготной профессии, произвести отчисления взносов застрахованного лица в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за спорные периоды работы в качестве машиниста крана в ремонтно-механическом цехе № 19 ФГУП «ПСЗ» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, следует признать правомерным.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ФГУП «ПСЗ» о том, что при оценке доказательств в указанной части судом допущены нарушения норм процессуального права, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.

Субъективное мнение ответчика в отношении установленных обстоятельств дела, несогласие с оценкой доказательств основанием к отмене решения не является, о каких-либо нарушениях допущенных судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении дела не свидетельствует.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Установив, что ФИО1 на день обращения с заявлением о назначении пенсии достигла требуемого возраста (51 год), ее специальный стаж по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом включенных пенсионным органом и судом периодов трудовой деятельности составил 17 лет 10 месяцев 01 день, страховой стаж составил 31 год 06 месяцев 15 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент, рассчитанный территориальным отделом Пенсионного фонда составляет 80,492, что является достаточными для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 декабря 2020 года.

Вопреки ошибочным довода апелляционной жалобы представителя ответчика ОСФР по Челябинской области неисполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета о характере осуществляемой работником трудовой деятельности, равно как не уплата дополнительного тарифа, установленного с 01 января 2013 года, не может являться безусловным основанием для отказа в зачете в специальный страховой стаж спорных периодов трудовой деятельности и не должно препятствовать реализации застрахованным лицам права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции (вопреки ошибочным доводам апелляционных жалоб) не имеется, так как выводы суда первой инстанции в указанной части полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

В целом доводы апелляционных жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционные жалобы ответчиков не содержат.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 07 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия «Приборостроительный завод имени ФИО5», Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2023г.