ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1581/19 от 28.10.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело №2-1581/2019 (I инстанция) Судья суда 1 инстанции – Котешко Л.Л.

№33-3555/2019 (апелляционная инстанция) Судья-докладчик в суде апелляционной

Категория 209г инстанции А.С. Сулейманова

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Устинова О.И.,

судей СулеймА. А.С., ФИО4,

при секретаре Малаховой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Севастополя в интересах ФИО5,и ее несовершеннолетних детей ФИО, ФИО к Государственному бюджетному образовательному учреждению города С. «Средняя общеобразовательная школа имени А.Н. Кесаева», Департаменту образования и науки города Севастополя, третьи лица Правительство Севастополя, Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, о понуждении обеспечить несовершеннолетних детей из многодетной семьи бесплатным питанием,

с апелляционным представлением прокурора Ленинского района города Севастополя, апелляционной жалобой истца ФИО5 на решение Ленинского районного суда города С. от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора города Севастополя в интересах ФИО5, несовершеннолетних ФИО, ФИО обратился в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева» (ГБОУ СОШ №4), Департаменту образования и науки города Севастополя, просил: обязать ГБОУ СОШ №4 обеспечить несовершеннолетних ФИО, ФИО бесплатным питанием (завтраки и обеды) на весь период обучения; обязать Департамент образования и науки города Севастополя выделить ГБОУ СОШ №4 средства для обеспечения несовершеннолетних бесплатным питанием (завтраки и обеды) на весь период обучения.

Требования искового заявления мотивированы тем, что семья ФИО5 является многодетной. Несовершеннолетние ФИО2, ФИО1 являются учащимися ГБОУ СОШ . На заявление ФИО5 образовательным учреждением отказано в обеспечении ее детей, как членов многодетной семьи, бесплатным питанием. Согласно письму Департамента образования города Севастополя бесплатное питание для детей из многодетных семей за счет средств бюджета города Севастополя региональными правовыми актами не предусмотрено. Прокурор указывает, что отказ ответчиков в предоставлении детям истца бесплатного питания не отвечает требованиям Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 17 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района города Севастополя просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, принять по делу новое решение, которым требования иска удовлетворить. Доводы апелляционного представления аналогичны доводам иска, и сводятся к тому, что перечень мер социальной поддержки многодетных семей, установленный Указом Президента от 05 мая 1992 года №431, не может быть сокращен субъектом Российской Федерации. Так, Закон города Севастополя от 26 декабря 2014 года №98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе» не предусматривает право на получение бесплатного питания (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей. Суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что при отсутствии на федеральном уровне порядка возмещения расходов на реализацию мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431, правовое регулирование этого вопроса субъектом не противоречит законодательству и не нарушает прав граждан. Указание в статье 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на то, что меры социальной поддержки и стимулирования обучающихся в виде обеспечения питанием предоставляются в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, не свидетельствует о том, что принимаемые в этой сфере региональные нормативные правовые акты могут противоречить Указу Президента от 05 мая 1992 года №431. Указывает также на несогласие с выводом районного суда об отсутствии у семьи Вашкевич статуса многодетной семьи. Истец имеет удостоверение многодетной семьи, выданное по месту регистрации. Обеспечение несовершеннолетних ФИО и ФИО питанием по месту учебы не может зависеть от наличия регистрации по месту жительства и удостоверения многодетной семьи города Севастополя, в выдаче которого им отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО5 просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, требования иска удовлетворить. Указывает, что Правительством Севастополя финансирование ГБОУ СОШ №4 осуществляется не в полном объеме, образовательному учреждению не перечисляются денежные средства для создания фонда всеобуча. Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям, определенный Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года №98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе» не соответствует перечню мер, установленному Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

В письменных возражениях на апелляционное представление прокурора ответчик Департамент образования и науки города Севастополя просит апелляционное представление оставить без рассмотрения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика Департамента образования города Севастополя, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Севастопольского городского суда.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ведмидь А.И., истец ФИО5 апелляционные представление, жалобу поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика ГБОУ СОШ №4 ФИО6, представители третьих лиц - Правительства Севастополя ФИО7, Департамента труда и социальной защиты ФИО8 возражали против доводов апелляционных представления, жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных представления и жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив указанные доводы, доводы возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционных представления, жалобы по следующим основаниям.

Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорим семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям в городе Севастополе, регулируются Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обеспечиваются питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующей вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, установлено, что организация питания обучающихся возложена на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в городе Севастополе, в том числе многодетным семьям, дети которых являются учащимися образовательных учреждений города Севастополя, регулируются Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе», Законом города Севастополя от 23 января 2015 года № 107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе».

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях города Севастополя имеют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы общего образования и среднего профессионального образования, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе, осваивающие программы общего образования. Учащиеся 1-4 классов государственных образовательных организаций города Севастополя, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования обеспечиваются бесплатно одноразовым горячим питанием (завтраками).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» порядок и нормативы обеспечения обучающихся питанием, предоставления иных мер социальной поддержки в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя установлены постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года №245-ПП, которым утвержден Порядок организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных организациях (учреждениях) города Севастополя.

В соответствии с указанным Порядком бесплатное питание в образовательных организациях устанавливается для следующих категорий обучающихся:

- для учащихся 1 - 4 классов в виде завтрака, за исключением обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- для учащихся 5 - 11 классов из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе, в виде завтрака;

- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1 - 11 классов, осваивающих программы общего образования, в виде завтрака и обеда;

- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 - 11 классов в виде завтрака и обеда;

- для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, 1 - 9 классов, посещающих группы продленного дня, в виде полдника.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что истец ФИО5 является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15).

Семья ФИО5 признана многодетной в соответствии с законодательством <адрес> (л.д.16) по месту их регистрации, на момент обращения в суд с иском фактически проживает в городе С., сведения о регистрации по месту пребывания в материалах дела отсутствуют.

Несовершеннолетние ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются учащимися ГБОУ СОШ , зачислены в образовательное учреждение в связи с переводом из МБОУ «Гимназия » <адрес> (л.д.17-18).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к директору ГБОУ СОШ №4 с заявлением об обеспечении ее детей ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатным питанием как членов многодетной семьи на основании Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Письмом ГБОУ СОШ №4 от 13 февраля 2019 года истцу сообщены категории обучающихся, для которых установлено бесплатное питание в образовательных учреждениях, предусмотренные Порядком организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года №245-ПП (л.д.20)

Согласно письму Департамента образования города Севастополя от 03 апреля 2019 года на обращение истца ФИО5 о предоставлении бесплатного питания детям-школьникам, питание детей из многодетных семей на бесплатной основе за счет средств бюджета города Севастополя не предусмотрено (л.д.12).

Принимая по делу решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств отнесения детей истца к категориям граждан, имеющих право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях города Севастополя, указанных в статье 14 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе», Порядке организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных организациях (учреждениях) города Севастополя, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 245-ПП, а также отсутствия подтверждения статуса многодетной семьи в соответствии с законодательством города Севастополя.

С выводами районного суда соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела.

Довод апелляционного представления о том, что перечень мер социальной поддержки многодетных семей, установленный Указом Президента от 05 мая 1992 года №431, не может быть сокращен субъектом Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией ввиду следующего.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, в том числе полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункт 1, подпункт 24 пункта 2). По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1).

По данным вопросам могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4).

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Из приведенных норм следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляют полномочия по социальной поддержке многодетных семей.

Принимая во внимание положения статей 39, 72, 76 Конституции Российской Федерации, статей 26.3, 26.3.1Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что город Севастополь как субъект Российской Федерации наделен полномочиями по самостоятельному определению круга субъектов, размеров, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе при решении вопроса об обеспечении обучающихся питанием.

Уставом города Севастополя предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и города Севастополя находятся вопросы, определенные статьей 72 Конституции Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Севастополь осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты города Севастополя не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между таким федеральным законом и нормативным правовым актом города Севастополя действует федеральный закон (статья 10).

В силу приведенных выше норм город Севастополь вправе самостоятельно и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществлять полномочия по социальной поддержке многодетных семей. При этом данное право, реализация которого осуществляется исключительно за счет регионального бюджета, не обусловлено федеральным регулированием этого вопроса. На федеральном уровне социальная поддержка многодетных семей может осуществляться исключительно за счет средств федерального бюджета. Вышеуказанные нормы Федерального закона №184-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации не допускают возложение на субъекты Российской Федерации по рассматриваемому полномочию расходных обязательств путем принятия нормативных правовых актов федерального уровня (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Самостоятельное осуществление субъектом Российской Федерации полномочий по социальной поддержке многодетных семей за счет средств своего бюджета федеральному законодательству не противоречит и прав граждан не нарушает.

Указанное подтверждается разъяснениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», которое согласно части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 04 июня 2014 года №8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» сохраняет свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Так, в абзацах 2 и 3 пункта 18 данного постановления разъяснено, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.

Из пункта 3 Указа Президента Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации должны взять на себя расходы на осуществление мер социальной поддержки, предусмотренные данным Указом при условии их возмещения из федерального бюджета. Иное толкование положений данного Указа не соответствует вышеприведенным требованиям Федерального закона №184-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеющим по своей юридической силе приоритет над Указом Президента Российской Федерации.

Следовательно, основания для вывода о противоречии Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года №98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе» Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» отсутствуют.

Также судебная коллегия из анализа содержания пунктов «а» и «б» ст. 1 Указа Президента РФ № 431, полагает, что он возлагает на субъекты обязанность по определению тех категорий многодетных семей, которые нуждаются в дополнительной поддержке с учетом особенностей развития того или иного региона, и установлении именно для таких категорий дополнительных мер социальной защиты, указанных в п. «б» ч. 1 Указа, в том числе предоставление бесплатного питания.

Закон города Севастополя 26 декабря 2014 года №98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе» в соответствии с компетенцией, предоставленной субъекту Российской Федерации по установлению дополнительных мер социальной поддержки определенным категориям граждан, в том числе из многодетных семей, установлены категории обучающихся, которые обеспечиваются за счет средств городского бюджета питанием без взимания платы, к которым дети истца не относятся. Закон на день разрешения спора является действующим, не отменен и не изменен в установленном порядке.

Установив, что истец в соответствии с представленными суду доказательствами не относится к лицам, имеющим право на бесплатное питание в государственных общеобразовательных организациях (учреждениях) города Севастополя в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, районный суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное, доводы апелляционных жалобы ФИО5 и представления прокурора о том, что перечень мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям, определенный Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года №98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе» не соответствует перечню мер, установленному Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», не могут быть приняты во внимание.

Довод апелляционного представления о том, что семья Вашкевич имеет статус многодетной семьи, что подтверждается удостоверением, выданным по месту регистрации, основанием к отмене принятого по делу решения не является.

Законодательство Российской Федерации не устанавливает, какая семья считается многодетной. Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус такой семьи, является Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в соответствии с которым субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.

Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе», действие которого распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих в городе Севастополе (пункт «а» части 1 статьи 1 Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе»), установлены критерии многодетной семьи - многодетная семья (для целей настоящего Закона) - семья (лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо мать или отец, не состоящие в зарегистрированном браке), в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), пасынков и (или) падчериц, а также обучающихся по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Согласно статье 3 указанного Закона документами, подтверждающими статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются удостоверения родителей и детей из многодетной семьи города Севастополя установленного образца, выданные исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.

По обстоятельствам дела следует, что семья Вашкевич имеет троих несовершеннолетних детей и фактически проживает на территории города Севастополя. Таким образом, условия признания семьи истца многодетной соблюдены, а отсутствие соответствующего удостоверения, выданного на территории города Севастополя не является безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В то же время, данное обстоятельство, учитывая отсутствие у детей истца права на получение в субъекте проживания бесплатного питания в школе, не является основанием для отмены решения суда и удовлетворения заявленных исковых требований.

Кроме того, судом первой инстанции при принятии решения принято во внимание отсутствие доказательств отнесения семьи истца ко всем льготным категориям граждан, указанным в 14 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года №107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» и Порядке организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных организациях (учреждениях) города Севастополя, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года №245-ПП.

Доводы апелляционных жалобы, представления не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иному толкованию закона, в связи с чем, являются несостоятельными.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, обстоятельства, имеющие значение для делав целом правильно установлены на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалобы, представления жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района города Севастополя, апелляционную жалобу истца ФИО5 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий: О.И. Устинов

Судьи: А.С. СулеймА.

ФИО4