ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1588/2022 от 26.08.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Баторова Д.А.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-1588/2022

УИД: 04RS0007-01-2022-002644-37

пост. 26.08.2022 г.

дело № 33-3365/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2022 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Нимаевой О.З.,

судей коллегии Вагановой Е.С., Базарова В.Н.,

при секретаре Цыденжаповой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ, МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,

по апелляционным жалобам представителя МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» по доверенности ФИО1, представителя Администрации г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30.06.2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение двух лет со дня вступления в силу решения суда выделить денежные средства МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, а именно для:

- обеспечения разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию (мост со стороны ул. <...>, путепровод <...> (1 очередь) ул. <...>, ул. <...>, путепровод <...>, пешеходный мост (продолжение виадука) ул. <...>, надземный пешеходный переход ул. <...>);

- выделения и оборудования отдельных помещений или участков помещений на объекте транспортной инфраструктуры I и II категорий (мост через протоку Степная (бегущая лань), мост через протоку Степная в районе ДНТ «Весна» 5 км, Левобережный мост ул. <...>) для размещения работников подразделений транспортной безопасности; для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- оснащения объектов транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

- организации на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км) непрерывного контроля не менее чем 4 работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности;

- обеспечения на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км) контроля путем визуального наблюдения за перемещением физических лиц, автотранспортных средств, самоходной техники и машин вблизи транспортных средств, осуществляющих технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры;

- обеспечения на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км) реагирования на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования.

Обязать МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» в течение 2 двух лет со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно:

- разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию: мост со стороны ул. <...>, путепровод <...> (1 очередь) ул. <...>, ул. <...>, путепровод <...>, пешеходный мост (продолжение виадука) ул. <...>, надземный пешеходный переход ул. <...> и направить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности;

- выделить и оборудовать отдельные помещения или участки помещений на объекте транспортной инфраструктуры I и II категорий (мост через протоку Степная (бегущая лань), мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км, Левобережный мост ул. <...>) для размещения работников подразделений транспортной безопасности; для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- оснастить объект транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;

обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время в технологическом секторе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время на периметре зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

передачу данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных;

хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого технические возможности, в течение одного месяца;

выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными средствами для проникновения на объект транспортной инфраструктуры, в реальном времени на периметре внешних границ технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;

интеграцию и (или) совместное применение технических средств обеспечения транспортной безопасности с учетом технических характеристик инженерных систем и сооружений, препятствующих проникновению нарушителя в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при наличии технической возможности);

документирование перемещения физических лиц через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и передачу данных в соответствии с порядком передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в реальном времени;

определение соответствия постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов и перемещаемых ими грузов в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части;

- организовать на объекте транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км) непрерывный контроль не менее чем 4 работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности;

- обеспечить на объекте транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км) контроль путем визуального наблюдения за перемещением физических лиц, автотранспортных средств, самоходной техники и машин вблизи транспортных средств, осуществляющих технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры;

- обеспечить на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5 км) реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования.

Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд к МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ", МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", прокурор Советского района г. Улан-Удэ просил обязать МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" осуществить финансирование МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности в срок до 09.06.2022, а именно для: обеспечения разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию; выделения и оборудования отдельных помещений или участков помещений на объекте транспортной инфраструктуры I и II категорий для размещения работников подразделений транспортной безопасности; для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; оснащения объектов транспортной инфраструктуры 1 категории техническими средствами обеспечения транспортной безопасности; организации на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории непрерывного контроля не менее чем 4 работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности; обеспечения на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории контроля путем визуального наблюдения за перемещением физических лиц, автотранспортных средств, самоходной техники и машин вблизи транспортных средств, осуществляющих технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры; обеспечения на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории реагирования на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования. Обязать МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» устранить крушения законодательства о транспортной безопасности, а именно: разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию: мост со стороны ул. <...>, путепровод <...> (1 очередь) ул. <...>, ул. <...>, путепровод <...>, пешеходный мост (продолжение виадука) ул. <...>, надземный пешеходный переход ул. <...> и направить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности; выделить и оборудовать отдельные помещения или участки помещений на объекте транспортной инфраструктуры I и II категорий (для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категории - при необходимости) для размещения работников подразделений транспортной безопасности; для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; оснастить объекты транспортной инфраструктуры 1 категории техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время в технологическом секторе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время на периметре зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; передачу данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого технические возможности, в течение одного месяца; выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными средствами для проникновения на объект транспортной инфраструктуры, в реальном времени на периметре внешних границ технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры; интеграцию и (или) совместное применение технических средств обеспечения транспортной безопасности с учетом технических характеристик инженерных систем и сооружений, препятствующих проникновению нарушителя в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при наличии технической возможности); документирование перемещения физических лиц через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и передачу данных в соответствии с порядком передачи данных : лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в реальном времени; определение соответствия постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов и перемещаемых ими грузов в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части; организовать на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории непрерывный контроль не менее чем 4 работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности; обеспечить на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории контроль путем визуального наблюдения за перемещением физических лиц, автотранспортных средств, самоходной техники и машин вблизи транспортных средств, осуществляющих технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры; обеспечить на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ проверкой исполнения полномочий органами местного самоуправления в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры установлено, что паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении указанных объектов до настоящего времени не разработаны, не утверждены и не направлены в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Для устранения данных нарушений 10.11.2021 внесено представление директору МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ». Из ответа на представление следует, что заявка на предоставление денежных средств в Комитет городского хозяйства направлена 09.12.2021. Положительное решение по данной заявке не принято. Также планы обеспечения транспортной безопасности на перечисленных объектах не реализованы до настоящего времени, что подтверждается выданным предписанием УГАН НОТБ СФО Ространснадзора об устранении нарушений в срок до 25.09.2019. В связи с недостаточным финансированием срок исполнения предписания дважды продлевался. По результатам контрольного мероприятия 26.10.2021 МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» выдано новое предписание об устранении нарушений (не выделены и не оборудованы в соответствии с планом обеспечения безопасности помещения на объекте транспортной инфраструктуры 1 и 2 категории; объекты транспортной инфраструктуры не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности).

Из информации МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» от 11.03.2022 следует, что предписание контролирующего органа не исполнено, финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности не осуществляется.

В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил: обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение двух лет со дня вступления в силу решения суда выделить денежные средства МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, а именно для:

- обеспечения разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию (мост со стороны ул. <...>, путепровод <...> (1 очередь) ул. <...>, ул. <...>, путепровод <...>, пешеходный мост (продолжение виадука) ул. <...>, надземный пешеходный переход ул. <...>);

- выделения и оборудования отдельных помещений или участков помещений на объекте транспортной инфраструктуры I и II категорий (мост через протоку Степная (бегущая лань), мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км, Левобережный мост ул. <...>) для размещения работников подразделений транспортной безопасности; для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- оснащения объектов транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

- организации на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км) непрерывного контроля не менее чем 4 работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности;

- обеспечения на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км) контроля путем визуального наблюдения за перемещением физических лиц, автотранспортных средств, самоходной техники и машин вблизи транспортных средств, осуществляющих технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры;

- обеспечения на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км) реагирования на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования.

Обязать МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» в течение 2 двух лет со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно:

- разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию: мост со стороны ул. <...>, путепровод <...> (1 очередь) ул. <...>, ул. <...>, путепровод <...>, пешеходный мост (продолжение виадука) ул. <...>, надземный пешеходный переход ул. <...> и направить в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности;

- выделить и оборудовать отдельные помещения или участки помещений на объекте транспортной инфраструктуры I и II категорий (мост через протоку Степная (бегущая лань), мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км, Левобережный мост ул. <...>) для размещения работников подразделений транспортной безопасности; для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- оснастить объект транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;

обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время в технологическом секторе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время на периметре зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

передачу данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных;

хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого технические возможности, в течение одного месяца;

выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными средствами для проникновения на объект транспортной инфраструктуры, в реальном времени на периметре внешних границ технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;

интеграцию и (или) совместное применение технических средств обеспечения транспортной безопасности с учетом технических характеристик инженерных систем и сооружений, препятствующих проникновению нарушителя в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при наличии технической возможности);

документирование перемещения физических лиц через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и передачу данных в соответствии с порядком передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в реальном времени;

определение соответствия постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов и перемещаемых ими грузов в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части;

- организовать на объекте транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км) непрерывный контроль не менее чем 4 работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности;

- обеспечить на объекте транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км) контроль путем визуального наблюдения за перемещением физических лиц, автотранспортных средств, самоходной техники и машин вблизи транспортных средств, осуществляющих технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры;

- обеспечить на объектах транспортной инфраструктуры 1 категории (мост через протоку Степная в районе ДНТ «<...>» 5км) реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования.

Определением суда привлечены к участию в деле в качестве соответчика Администрация г. Улан-Удэ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - Администрация г. Улан-Удэ, Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ, Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ.

В судебном заседании прокурор Тесленко Ю.В. поддержала уточненные исковые требования к ответчикам Администрации г. Улан-Удэ, МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ".

Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ, МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" по доверенностям ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель ответчика МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что их права решением суда не затрагиваются.

Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое, которым исковые требования прокурора оставить без удовлетворения. Указывает, что требование о возложении обязанности разработать паспорт обеспечения транспортной безопасности в отношении путепровода «<...>» является незаконным. Однако суд включил его в перечень и удовлетворил требование. Исполнение данного требования повлечет безосновательное расходование бюджетных средств. Истец вышел за рамки своей компетенции, определяя исковые требования, а суд эти требования удовлетворил. Кроме того, Комбинат неоднократно заявлял о заведомо неисполнимом сроке выполнения требований.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что срок исполнения требований является недостаточным, поскольку исполнение решения суда напрямую зависит от софинансирования из средств республиканского и федерального бюджетов. Кроме того, суд незаконно возложил обязанность разработать паспорт обеспечения ТБ в отношении объекта «<...>» как некатегорируемый объект, однако данный объект относится к объекту 3 категории.

Представитель ответчика МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» по доверенности ФИО1 в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ по доверенности ФИО3 в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истца прокурор Бадмацыренова Ю.С. возражала против отмены решения по доводам жалоб, согласившись с исключением из резолютивной части решения с доводами жалоб относительно путепровода ул.<...>, как некатегорируемого объекта, относящегося к объекту 3 категории.

Третьи лица Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству, Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в суд не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу требований статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.

Согласно статье 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Статьей 9 Закона о транспортной безопасности определено, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (часть 1.1); паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта (часть 1.3); два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (часть 1.4).

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 2070 и вступили в силу 14.06.2021. Следовательно обязанность по разработке паспорта обеспечения транспортной обязанности должна была быть исполнена до 14.07.2021.

Установлено, что на территории Советского района г. Улан-Удэ расположено 5 объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию: мост со стороны ул. <...>, путепровод <...> (1 очередь) ул. <...>, ул. <...>, путепровод <...>, пешеходный мост (продолжение виадука) ул. <...>, надземный пешеходный переход ул. <...>.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования).

Подпунктом 7 пункта 7 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности.

На территории г. Улан-Удэ расположено 9 объектов транспортной инфраструктуры (в Советском районе г. Улан-Удэ - 6), в отношении которых проведена оценка уязвимости, утверждены планы обеспечения транспортной безопасности (мосты и путепроводы).

Уставом МБУ «Комбинат по благоустройству», утвержденным 13.09.2021, определено, что целями деятельности учреждения являются повышение уровня благоустройства, организация работ по строительству, реконструкции, ремонту, обслуживанию объектов внешнего благоустройства, по санитарному содержанию территории г. Улан-Удэ, озеленению городских территорий.

Для достижения поставленных целей МБУ «Комбинат по благоустройству Администрации г. Улан-Удэ» обеспечивает в том числе транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры: мосты, эстакады, путепроводы, переходы (пункт 2.3.36).

В соответствии с п. 1.4 Устава учредителем и собственником имущества учреждения является Муниципальное образование городской округ "город Улан-Удэ"

При этом пунктом 5.1.2 Устава установлено, что финансовое обеспечение выполнения задания относится к функциям учредителя. Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» осуществляет МУ «Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ».

Согласно пункту 1.2 Положения о Комитете городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского уродского Совета депутатов от 09.02.2017 № 296-28 (далее - Положение), комитет является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления управленческих функций в сфере жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории городского округа «Город Улан-Удэ».

К основным задачам Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ относится организация благоустройства территорий городского округа, организует работы по содержанию автомобильных дорог местного значения в части устранения деформаций и повреждений и т.п, установку и замену автопавильонов на остановках общественного транспорта, содержание и замену дорожных ограждений, переданных в оперативное управление МБУ «Комбинат по благоустройству Администрации г. Улан-Удэ», организует освещение улиц в границах городского округа (п. п. 2.2, 3.3.1, 3.3.2 Положения). В соответствии с возложенными задачами МУ «Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ» исполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов в соответствии с муниципальными газовыми актами, участвует в формировании бюджета по направлениям дельности Комитета на очередной финансовый год и плановый период.

Суд, установив, что МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении вышеуказанных объектов до настоящего времени не разработаны, не утверждены и не направлены в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности, планы обеспечения транспортной безопасности на объектах не реализованы до настоящего времени, признал требования обоснованными и удовлетворил иск.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, исходя из того, что продолжительное бездействие МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», которое обусловлено отсутствием финансирования со стороны Администрации г. Улан-Удэ, влечет нарушение гарантированных прав граждан на устойчивое функционирование объектов транспортной инфраструктуры, на защиту от актов незаконного вмешательства.

Проанализировав положения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, с учетом положений специального законодательства о противодействии терроризму, судебная коллегия приходит к выводу, что исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью органов местного самоуправления.

Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся мосты и путепроводы.

Из материалов дела следует, что, несмотря на выносимые в адрес должностных лиц предписания и представления, финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности не осуществляется, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности не проводятся.

Доводы апелляционных жалоб со ссылкой на недостаточное финансирование не являются основанием для отказа в иске и отмене принятого решения.

Обязанность по выделению денежных средств на проведение обследований технического состояния указанных сооружений возникает у Администрации исходя из ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, как собственника имущества, который обязан нести бремя его содержания.

Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 206 ГПК РФ судом ответчикам установлен срок -2 года для выполнения вышеуказанных действий, принимая во внимание объем необходимых работ, организационных мероприятий.

При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчики вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Вместе с тем, апелляционной инстанцией принимаются во внимание доводы ответчиков об исключении из резолютивной части решения выводов суда об обеспечении разработки паспорта транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию: путепровод <...>, как некатегорируемого объекта, относящегося к объекту 3 категории.

Руководствуясь ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30.06.2022 года отменить в части обеспечении разработки паспорта транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию: путепровод <...> (1 очередь) ул. <...>, ул. <...>, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через районный суд.

Председательствующий:

Судьи коллегии: