ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-158/2-22-33-1112/2022 от 29.06.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Инякина Н.Ю. Дело №2-158/2-22-33-1112/2022

УИД 53RS0022-01-2021-009168-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2022 года Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.Н.,

судей Бобряшовой Л.П. и Тарасовой Н.В.,

при секретаре Семеновой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Ю. и Ж. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 января 2022 года по иску Ю. и Ж. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, лицам, являющимся получателями пенсий и (или) по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей за провоз багажа к новому месту жительства,

У с т а н о в и л а :

Ю. и Ж. обратились в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ в Новгородской области, в котором просили взыскать с ответчика в пользу Ю. компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, за провоз багажа к новому месту жительства в размере 92 296 руб., в пользу Ж. Е.А. - 7 492,1 руб.

Требования мотивированы тем, что после увольнения с работы по достижении пенсионного возраста истцы решили сменить место жительства, в связи с чем, в период с августа 2020 года по ноябрь 2020 года осуществили переезд из в . На проезд поездом из в истцами были приобретены билеты стоимость 7 430 руб. на каждого, также на Ю. был оформлен билет на багаж стоимостью 20 591, 8 руб. (провоз транспортного средства). Кроме того, был осуществлен перевоз багажа до нового места жительства ООО «Деловые линии», стоимость которого, оформленная на Ю. составила 97 128 руб., а оформленная на Ж. – 28 004 руб.

06.05.2021 года истцы обратились в территориальное Управление пенсионного фонда с заявлением о компенсации понесенных ими расходов на переезд и провоз багажа, представив подтверждающие расходы документы на вышеуказанные суммы. Решением № от 17.08.2021 года Ю. выплачена компенсация в сумме 32 853,80 руб. Решением № от 26.05.2021 года Ж. выплачена компенсация в сумме 27 941,90 руб. Таким образом, Ю. не выплатили компенсацию проезда и провоза багажа в общей сумме 92 296 руб., Ж. - 7 492,1 руб. Истцы полагают, что принятые в отношении них решения нарушают установленное законом право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа в полном размере.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 12 января 2022 года исковые требования Ю. и Ж. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Ю. и Ж., ссылаясь на неправильное истолкование закона, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, выражают несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, полагают, что имеют право на возмещение фактически понесенных расходов на провоз багажа и проезд, а поэтому просят решение суда в этой части отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Ю. и Ж. апелляционную жалобу поддержали.

Представитель ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ в Новгородской области, извещенный надлежащим образом, в суд не явился. Руководствуясь ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть в его отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера регулируются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии с абз. 2 ст. 4 указанного Закона компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в ч. 6 ст. 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Частью 6 ст. 35 Закона №4520-1 установлено, что лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в ч. 6 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 35 Закона №4520-1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.

Таким образом, законодатель определил, что расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность, будут компенсироваться с учетом положений Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей».

Как усматривается из материалов дела, истцы Ю. и Ж., являясь пенсионерами по старости, в период с августа 2020 года по ноябрь 2020 года осуществили переезд из в .

Переезд к новому месту жительства осуществлен истцами посредством железнодорожного транспорта по маршруту – , включая перевоз транспортного средства, провоз другого багажа - автомобильным транспортом по маршруту – .

06.05.2021 года истцы обратилась в ГУ УПФР в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера.

Решением № от 17.08.2021 года Ю. выплачена компенсация в сумме 32 853,80 рублей.

Решением № от Ж. выплачена компенсация в сумме 27 941,90 рублей.

Не согласившись с результатами рассмотрения заявления и суммой компенсации, Ю. и Ж. обратились в суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что в соответствии с положениями действующего законодательства правовых оснований для возмещения истцам фактически произведенных расходов на проезд и провоз багажа не имеется.

Судебная коллегия такой вывод районного суда находит обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принятым с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств и представленных сторонами доказательств.

Так, согласно пп. «б» пункта 3 Правил компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

При отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе, воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время (пункт 4 Правил).

Из вышеизложенного следует, что возмещение расходов по провозу багажа ограничено установленными тарифами на его перевозку железнодорожным транспортом с учетом того, что количество перевозимых килограмм на выезжающего не должно превышать 1 тонны.

Таким образом, федеральный законодатель ограничил обязанность государства по компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости провоза багажа, не только весом багажа, но и установленными тарифами на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

При этом указание о компенсации в размере «фактически произведенных расходов» подразумевает не обязанность государства компенсировать расходы в полном объеме, подтвержденные лицом, обратившимся за соответствующей выплатой, а обязанность подтверждения лицом факта несения данных расходов, то есть предоставлением соответствующих документов, подтверждающих вес, протяженность маршрута перевозки и фактическую оплату стоимости провоза багажа.

Тарифы, сборы и плата на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении утверждены Приказом ФСТ России от 27.07.2010 года № 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство).

Как видно из материалов дела, отправка багажа общим весом 1 336 кг истцами была произведена автомобильным транспортом ООО «Деловые линии» по маршруту –, перевоз багажа весом 1 310 кг. (транспортное средство) осуществлен посредством железнодорожного транспорта.

По представленным документам истцы понесли расходы на провоз багажа в общей сумме 125 132 руб., что превышает размер установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом, предоставленных по запросу пенсионного органа АО «ФПК» по маршруту – по состоянию на дату перевозки багажа (л.д.114-115, 141-143).

Согласно полученной от АО «ФПК» информации пенсионным органом в расчет компенсации стоимости провоза багажа, перевезенного Ю. и составляющего в общей сумме 1 тонну включено: тарифная стоимость провоза багажа весом 131 кг - 3 521,00 руб.; тарифная стоимость провоза багажа весом 316 кг - 8 048,00 руб.; тарифная стоимость провоза багажа весом 525 кг - 13 329,50 руб.; тарифная стоимость провоза багажа весом 28 кг (указанный вес был вычленен из веса провезенного автомобиля) - 525,00 руб.

Общая тарифная стоимость провоза багажа составила 25 423,80 рублей.

В расчет компенсации стоимости провоза багажа, перевезенного Ж. и составляющего в общей сумме 1 тонну, включено: тарифная стоимость провоза багажа весом 64 кг - 1760,50 руб.; тарифная стоимость провоза багажа весом 300 кг - 7 545,00 руб.; тарифная стоимость провоза багажа весом 636 кг (указанный вес был вычленен из веса провезенного автомобиля) - 9 305,50 руб.

Общая тарифная стоимость провоза багажа составила 20 511,90 рублей.

Компенсация расходов по провозу багажа в размере установленных тарифов, подтвержденных соответствующими сведениями, предоставленными АО «ФПК», ответчиком произведена истцам в полном размере.

При таких обстоятельствах, учитывая, что вышеприведенными нормами закона установлено, что государство компенсирует расходы по провозу багажа, но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом, оснований для взыскания с ответчика стоимости провоза багажа в фактически произведенной сумме затрат у суда не имелось.

Доводы истцов о необходимости отправки багажа автомобильным транспортом ввиду закрытия в 2015 году багажного отделения на станции отправления , а также в связи с выводом в 2013 году среднетоннажных контейнеров (3-5 тонных) из обращения, а соответственно, по мнению истцов, о возможности применения к спорным правоотношениям п. 4 Правил, предполагающих компенсацию 100% фактически произведенных расходов на провоз багажа иными транспортными средствами, судебной коллегией отклоняется.

Как усматривается из ответа АО «ФПК» от 21.12.2021 года, для отправки грузобагажа потребители могут воспользоваться услугами компаний-операторов подвижного состава, в том числе АО «Транмобильность», а также ФГУП «Почта России», багажные вагоны которых курсируют в составах поездов формирования АО «ФПК» (л.д. 145).

Кроме того, исходя из буквального содержания п. 4 Правил, использование автомобильного транспорта возможно лишь до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.

Таким образом, рассматриваемый случай под действие п.4 Правил не подпадает.

Наличие как такового железнодорожного сообщения между и , позволяющего осуществить следование без использования иного вида транспорта, предполагает при расчете компенсации расходов на оплату стоимости провоза багажа применять установленные тарифы на перевозку багажа железнодорожным транспортом, в данном случае указанные в справке АО «ФПК» от 02.03.2021 года.

Поскольку установлено, что выплаченная ответчиком сумма соответствовала тарифам на перевозку багажа железнодорожным транспортом, районный суд правильно не установил нарушений в действиях ответчика и отказал в удовлетворении иска.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия принятое судом первой инстанции решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения, находит законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы, по сути, выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 января 2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ю. и Ж. – без удовлетворения.

Председательствующий: Смирнова Л.Н.

Судьи: Бобряшова Л.П.

Тарасова Н.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.06.2022 г.