ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1595/18 от 12.02.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Шиганова Н.И. гр. дело № 33-1265/2019

(номер дела суда первой инстанции 2-1595/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 12 февраля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Акининой О.А.,

судей – Ивановой Е.Н., Желтышевой А.И.

при секретаре – Нугайбековой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Транснефть-Приволга» на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 14 ноября 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к филиалу Акционерного общества «Транснефть-Приволга» Самарского районного нефтепроводного управления о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, компенсации причиненного морального вреда, компенсации за просрочку выплаты заработной платы - удовлетворить частично.

Взыскать с филиала Акционерного общества «Транснефть-Приволга» Самарского районного нефтепроводного управления в пользу ФИО1 заработную плату за сверхурочную работу в сумме 142.296,65 (сто сорок две тысячи двести девяносто шесть) рублей 65 копеек, денежную компенсацию за просрочку выплаты заработной платы в сумме 30.593,78 (тридцать тысяч пятьсот девяносто три) рубля 78 копеек, в качестве компенсации морального вреда денежную сумму в размере 10.000 (десять тысяч) рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 (десяти тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.

Взыскать с филиала Акционерного общества «Транснефть-Приволга» Самарского районного нефтепроводного управления в пользу бюджета городского округа Новокуйбышевск Самарской области госпошлину в сумме 4957,80 рублей.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав пояснения представителей Акционерного общества «Транснефть-Приволга» - ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, по доверенности, поддержавших доводы жалобы, возражения относительно доводов жалобы ФИО1 и его представителя ФИО6, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Транснефть-Приволга» Самарского районного нефтепроводного управления о взыскании заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.

В обоснование иска ФИО1 указал, что с 7 февраля 2003 года принят на работу водителем автомобиля, 5-го разряда, на участок устранения дефектов на технических трубопроводах НПС и ЛЧ МН (УУД) № 3 в АО «Транснефть-Приволга» (п. Воскресенка), о чем с ним был заключен трудовой договор от 07.02.2003 года.

ФИО1 считает, что начиная с 2015 года ему не в полном объеме производилась оплата за выполнение сверхурочной работы. Заработная плата рассчитывалась из расчета восьмичасового рабочего дня. Доплата за выполнение сверхурочной работы до 2-х часов переработки не соответствует фактически отработанному времени. ФИО1 в качестве водителя автомобиля ежедневно выезжает на участки Самарской области и за ее пределы для выполнения работы по осмотру трубопроводов. Полагает, что его рабочий день превышает восьмичасовой рабочий день в среднем на 8 часов. Однако, работодатель не проставлял сверхурочные часы в табеле учета рабочего времени, и не оплачивал переработку. Фактически отработанное время подтверждается путевыми листами.

ФИО1 неоднократно отказано в выполнении перерасчета зарплаты в соответствии с фактически отработанным временем. При этом, работодатель высказывал угрозу увольнением.

Трудовым договором ФИО1 установлен суммированный учет рабочего времени с месячным учетным периодом и графиком работы не более 10 часов в сутки (доп. соглашение от 3 октября 2016 года № 474/62-13 (п. 4.1.).

В соответствии с п. 3.1. трудового договора (дополнительное соглашение от 1 октября 2015 года № 1704/67-10а) оплата труда производится за фактически отработанное время на основе часовой тарифной ставки, рассчитанной исходя из месячной ставки и месячной нормы рабочего времени по производственному календарю, то есть его зарплата напрямую зависит от фактически отработанного времени, учет которого ответчиком практически не ведется.

В соответствии с п. 3.16.6. Положения об оплате труда работников ОАО «Приволжскнефтепровод» (приложение к коллективному договору на 2013-2015 годы, действовали до 21.12.2016 года) оплата труда водителей производится на основании путевых листов, табелей учета рабочего времени. Время работы, указанное в путевых листах, должно соответствовать времени, указанному в табеле.

Пунктом 6.3. коллективного договора АО «Транснефть –Приволга» на 2017-2019 г.г.», принятого на конференции работников 21.12.2016 года, пунктом 5.4. «Правил внутреннего трудового распорядка» (Приложение №1 к Коллективному договору на 2017-2019 годы) также закреплена обязанность работодателя вести учет фактически отработанного времени каждым работником.

Локальными нормативными документами работодателя закреплен порядок учета рабочего времени работника, а именно водителей, и обязанность оформления работодателем и работником путевых листов и табелей учета рабочего времени, то есть, путевой лист водителя является неотъемлемой частью табеля учета рабочего времени водителя, и рабочее время в путевом листе должно совпадать со временем в табеле учета рабочего времени.

ФИО1 считает, что в нарушение нормативных документов, в том числе разработанных работодателем, об учете фактически отработанного времени водителей, фактически отработанное время в табелях учета не соответствует времени, отраженному в путевых листах. В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, далее – Положение, (в ред. Приказов Минтранса России от 24.12.2013 N 484,от 13.10.2015 N 299, от 05.06.2017 N 212, от 03.05.2018 N 170) нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (п.7).

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов (п.8).

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода, то есть сверхурочной признается работа, выполняемая сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

ФИО1 считает, что заработная плата за спорные периоды выплачена ему без учета сверхурочных работ, что, по его мнению, подтверждается расчетными листами, в которых отсутствует графа о выплатах за сверхурочные работы.

Также считает, что срок обращения за взысканием заработной платы им не нарушен, в связи с тем, что о том, что не оплачены сверхурочные работы, он заподозрил, весной 2018 года узнав от табельщицы П., что в табеле учета рабочего времени она проставляет рабочее время не соответствующее времени в путевом листе.

В ответ на претензию работодатель пригрозил увольнением. ФИО1 считает, что угроза увольнения с работы, является уважительной причиной для восстановления срока на обращение в суд.

Ссылаясь на изложенное, указав в качестве правового основания статьи 21,22,104,152 ТК РФ, уточнив 23.10.2018г. исковые требования ФИО1 просил суд взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за сверхурочные работы за период с января 2017 года по май 2018 года включительно в размере 543109 рублей, компенсацию за просрочку выплаты заработной платы в размере 643 555 рублей в соответствии со ст. 236 ТК РФ, а также в качестве компенсации морального вреда денежную сумму в размере 150 000 рублей в соответствии со ст. 237 ТК РФ, и расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение о частичном удовлетворении исковых требований.

Разрешая исковые требования по существу, суд признал обоснованными доводы ФИО1 о выполнении сверхурочной работы, не учтённой работодателем, что по мнению суда подтверждено информацией, содержащейся в путевых листах водителя ФИО1 за период с момента выезда его автомашины со стоянки, до возвращения на стоянку за исключением времени равного 12 часам на ежедневный междусменный отдых.

В апелляционной жалобе представителем Акционерного общества «Транснефть-Приволга» ставится вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного, со ссылкой на то, что решение принято при неправильном определении обстоятельств имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы считает, суд первой инстанции необоснованно признал не нуждающимся в доказывании обстоятельства продолжительности междусменного отдыха ФИО1 равном 12 часам. Заявитель жалобы считает, что доводы ФИО1 о междусменном отдыхе не более 12 часов не подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, что, по мнению заявителя жалобы, привело к вынесению решения, основанному на недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что работодатель не издавал в соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации каких-либо приказов и распоряжений о привлечении истца к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, ФИО1 не давал письменного согласия на сверхурочную работу, что не оспаривалось в суде первой инстанции.

Заявитель жалобы полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что ответчиком представлены в материалы дела путевые листы, содержащие сведения о рабочем времени истца, не выходящем за пределы нормального (8 часового) рабочего времени в день. Судом необоснованно не учтено время перерывов, отнесенное к времени отдыха – такие как перерывы для приема пищи, неправильно указано время возвращения из служебной поездки в сторону увеличения.

Также заявитель жалобы полагает, что судом неправильно исчислена компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Неправильно, по мнению заявителя жалобы определено количество часов, подлежащих оплате за сверхурочную работу, вследствие чего, судом ошибочно определен размер оплаты сверхурочной работы ФИО1

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Самарского областного суда представители Акционерного общества «Транснефть-Приволга» поддержали доводы жалобы, указав, однако, что, анализ путевых листов и табеля учета рабочего времени ФИО1 в ходе судебного разбирательства позволил сделать вывод, что за указанный ФИО1 период работы имеет место недоплата сверхурочной работы в сумме 1 754 руб. 12 коп. В данной сумме представители ответчика признали исковые требования. В остальной части просили решение суда отменить, отказав в иске.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы сторон, в том числе истца и его представителя, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право, в частности, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно абзацу 7 части 2 ст.22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.

В силу ст.91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Как предусмотрено в ст. 129 ТК РФ, заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статья 104 ТК РФ предусматривает, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается ведение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В соответствии со ст. 372 ТК РФ работника можно привлечь к сверхурочной работе только с его письменного согласия.

Оплата сверхурочной работы производится в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ: за первые два часа работы - не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Исходя из приведенных норм, при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода, то есть сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 с 07.02.2003 года принят на работу в центральную ремонтную службу филиала Самарского районного нефтепроводного управления на участок устранения дефектов на технических трубопроводах НПС и ЛЧ МН (УУД) № 3 в качестве водителя автомобиля 5 разряда, с 40-часовой рабочей неделей с двумя выходными днями субботой и воскресеньем, что подтверждается приказом 13-П от 07.02.2003 года (том №1, л.д. 23) и трудовыми договорами № 25 от 07.02.2003 г. (том 1, л.д.88), № 67 от 16.03.2009 г. ( том 1, л.д. 100). Дополнительными соглашениями № 600/67-9 от 01.06.2015 г. (том 1, л.д.115), № 474/67-13 от 03.10.2016 (том 6 л.д. 120), от 1 октября 2015 года № 1704/67-10а (п.3.1.) (том 1, л.д.117) ФИО1 установлен суммированный учет рабочего времени с месячным учетным периодом, должностным окладом 17 980 рублей в месяц и с оплатой труда за фактически отработанное время на основе часовой тарифной ставки, рассчитанной исходя из месячной ставки и месячной нормы рабочего времени по производственному календарю.

Приказом № 1753 от 05.08.2016 года (том 6 л.д. 189) с 1 августа 2016г. за ФИО1 закреплен грузопассажирский автомобиль (фургон) УАЗ-390995 г/н <***>, а затем с 25 декабря 2017 года на основании приказа № 3138 от 22.12.2017 г.(том 6 л.д. 183) за ним закреплен легковой автомобиль повышенной проходимости УАЗ-23632 (UAZPickup) г/н <***>.

В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка (Приложение № 1 к коллективному договору АО «Транснефть-Приволга» 2017-2019 г.г.) общество обязано соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату (п.4.2.).

Пунктом 5.2. Правил внутреннего трудового распорядка в организации установлена нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая 40 часов в неделю с двумя выходными днями - субботой и воскресеньем.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспортных подразделений Общества определяются Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей», утвержденным приказом Минтранса России № 15 от 20 августа 2004 года и другими нормативными правовыми актами (п. 5.15. Правил внутреннего трудового распорядка).

В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, далее – Положение, (в ред. Приказов Минтранса России от 24.12.2013 N 484,от 13.10.2015 N 299, от 05.06.2017 N 212, от 03.05.2018 N 170) нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (п.7).

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов (п.8).

Пунктом 6.3 коллективного договора АО «Транснефть –Приволга» на 2017-2019 г.г.», принятого на конференции работников 21.12.2016 года, пунктом 5.4. «Правил внутреннего трудового распорядка» (Приложение №1 к Коллективному договору на 2017-2019 годы) закреплена обязанность работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования о взыскании заработной платы за сверхурочные работы за период с 1 января по 8 августа 2017 г. заявлены с пропуском срока для обращения в суд, в соответствии со статьей 392 ТК РФ. Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании заработной платы за сверхурочную работу за период с 1 января по 8 августа 2017 г. суд не усмотрел уважительных причин пропуска указанного срока.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований не оспаривается ФИО1, и у судебной коллегии отсутствуют основания для проверки судебного решения в полном объеме.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о взыскании заработной платы за сверхурочную работу за период с 9 августа 2017 г. по май 2018 г., суд, пришел к выводу, что «ответчиком не ведется должным образом количество фактически отработанного времени водителей».

Также суд не принял во внимание табели учета рабочего времени, графики работы при суммированном учете рабочего времени и графики сменности в отношении ФИО1, представленные в суд ответчиком, усомнившись в достоверности содержащихся в них сведениях о фактически отработанном времени ФИО1

В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (в ред. приказов Минтранса России от 24.12.201 № 484, от 13.10.2015 № 299, от 05.06.2017 № 212, от 03.05.2018 № 170) для водителей по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов (п.7).

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов (п.8).

В соответствии с пунктом 15 в рабочее время водителя включается:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. ( п.25)

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд определил фактически отработанное ФИО1 время по путевым листам, приняв за отсчет рабочего времени время выезда со стоянки, включая время предрейсового осмотра, и окончание работы – время заезда автомобиля на стоянку, включая время послерейсового осмотра. Суд исключил из рабочего времени 12 часов на ежедневный междусменный отдых.

Между тем, судебная коллегия считает, что вывод суда о междусменном отдыхе ФИО1 равном 12 часам, из которого следует, что фактически отработанное ФИО1 время также составляет 12 часов, не подтвержден материалами гражданского дела.

Ссылка суда на свидетельские показания, не может служить бесспорным подтверждением работы ФИО1 в спорный период с ежедневной выработкой 12 часов рабочего времени.

Так, например суд произвел расчет рабочего времени ФИО1 за период с 21 августа 2017 г. с 8.16 час. (время выезда из гаража) по 27 августа 2017 г. до 17. 00 час. (время возвращения в гараж), указав время междусменного отдыха -12 часов.

Судебная коллегия не может признать обоснованным такой расчет, поскольку время с момента выезда из гаража до возвращения в гараж 153 часа. Из указанного времени суд вычел лишь время междусменного отдыха по 12 часов – 60 часов. Остальное время- 92, 44 часа, по мнению суда первой инстанции, ФИО1 работал. Однако, доказательства, подтверждающие указанный вывод суда, в материалах дела отсутствуют. В указанный период с 21 августа по 27 августа 2017 г. ФИО1 выполнял служебное задание работодателя, то есть находился в командировке. Однако, указанное, само по себе не означает, что ФИО1 все дни работал по 12-часовому рабочему графику. Судом не учтено внутрисменное время приема пищи, которое не включается в рабочее время. Неверно указано количество междусменных отдыхов, безосновательно уменьшенное судом. Не учтено, что дни 26 августа и 27 августа 2017 г. выходные дни, доказательств выполнения работы ФИО1 в эти дни не представлено. Нахождение работника в командировке в выходные дни, само по себе не означает, что в эти дни он привлекался к работе.

Аналогичный расчет выполнен судом по всем периодам работы ФИО1, за которые, по его мнению, не учтена и не оплачена переработка рабочего времени.

Судебная коллегия полагает, что судом неверно применено Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15, согласно п. 9 которого при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Исключения из десятичасовой продолжительности ежедневной работы (смены) установлены для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, к указанной категории водителей ФИО1 не относится.

Установление ФИО1 ежедневного рабочего времени, не превышающего 10 -часового графика подтверждается имеющимися в материалах дела соглашениями к трудовому договору, графиками работы и путевыми листами. Между тем, судом дана неверная оценка указанным доказательствам.

Судебная коллегия считает, что свидетельские показания не могут быть бесспорным доказательством фактически отработанного работником времени, продолжительность которого является предметом доказывания по делу и подлежит установлению на основе утвержденных документов учета рабочего времени в порядке реализации работодателем обязанностей, установленных статьей 91 ТК РФ.

В свидетельских показаниях не указаны конкретные дата и время, когда ФИО1 осуществлял работу в режиме 12-часового рабочего времени. Сам ФИО1 также не смог подтвердить в какие периоды и какую работу он выполнял за пределами рабочего времени нормальной продолжительности. Таким образом, выводы суда о том, что ФИО1 осуществлялась работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не основаны ни на имеющихся в материалах дела документах, ни на показаниях свидетелей.

Между тем, в имеющихся в материалах дела документах, в частности в путевых листах ФИО1 указана продолжительность рабочего времен ФИО1, определено фактическое время его работы, не выходящее за пределы сверх учетной нормы.

Во всех путевых листах, за исключением 4-х, указана нормальная продолжительность рабочего времени ФИО1, не-превышающая восьми часов в пределах рабочей смены. Таким образом, доказательства, подтверждающие переработку ФИО1 рабочего времени, неоплаченного работодателем, отсутствуют в материалах дела.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор по существу, сделал выводы, не соответствующие установленным обстоятельствам, поскольку фактические обстоятельства, подтвержденные, в том числе путевыми листами, графиками работы, табелями учета рабочего времени ФИО1 свидетельствуют о том, что не имели место переработки рабочего времени ФИО1, не учтённого и не оплаченного работодателем. Таким образом, решение суда о взыскании в пользу ФИО1 заработной платы за сверхурочную работу в сумме 142 296 руб. 65 коп., не может быть признано законным и обоснованным.

Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание доводы представителей ответчика, указавших на то, что в ходе судебного разбирательства установлен факт недоплаты ФИО1 за переработку рабочего времени в общей сумме 1 754 руб. 12 коп.

Таким образом решение суда подлежит изменению в части размера, подлежащих взысканию в пользу ФИО1 денежных сумм за переработку рабочего времени в размере 1 754 руб. 12 коп.

Статьей 237 ТК РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Учитывая сумму задолженности работодателя по выплате заработной платы перед работником судебная коллегия считает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей. А также расходы на представителя также в сумме 1000 рублей, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям и с учетом разумности и справедливости.

Судебная коллегия считает, что поскольку сумма невыплаты за сверхурочную работу незначительная и допущен незначительный период просрочки с мая 2018 г., то нет оснований для взыскания неустойки в соответствии со статьей 236 ТК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 14 ноября 2018 года изменить в части удовлетворения исковых требований. Изложить резолютивную часть решения следующим образом.

Исковые требования ФИО1 к филиалу Акционерного общества «Транснефть-Приволга» Самарского районного нефтепроводного управления о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, компенсации причиненного морального вреда, компенсации за просрочку выплаты заработной платы - удовлетворить частично.

Взыскать с филиала Акционерного общества «Транснефть-Приволга» Самарского районного нефтепроводного управления в пользу ФИО1 заработную плату за сверхурочную работу в сумме 1754 руб. 12 коп. (одна тысяча семьсот пятьдесят четыре руб. 12 коп.), в качестве компенсации морального вреда денежную сумму в размере 1000 (одну тысячу) рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в сумме 1000 ( одну тысячу) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.

Взыскать с филиала Акционерного общества «Транснефть-Приволга» Самарского районного нефтепроводного управления в пользу бюджета городского округа Новокуйбышевск Самарской области госпошлину в сумме 400 рублей.

Председательствующий

Судьи