Судья Бас И.В.
Дело № 2-1598/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11- 532/2021
14 января 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Чертовиковой Н.Я.
судей Никитенко Н.В., Норик Е.Н.,
при помощнике судьи Вершининой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города Челябинска на решение Советского районного суда города Челябинска от 8 сентября 2020 года по делу по иску ФИО3, ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Управлению по делам молодежи администрации города Челябинска о признании незаконными решений, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истцов ФИО3, ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, представителя ответчика Управления по делам молодежи администрации города Челябинска – ФИО7, полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
ФИО3, ФИО6, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, обратились с иском к администрации города Челябинска о признании незаконным и отмене отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 30 октября 2019 года № 37151 по внесению изменений в распоряжение администрации города Челябинска от 23 января 2019 года № 443-ч «О признании ФИО6 и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы», возложении обязанности по внесению изменений в распоряжение администрации города Челябинска от 23 января 2019 года № 443-ч.
Впоследствии привлекли в качестве ответчика Управление по делам молодежи администрации города Челябинска и дополнили требования, просили признать незаконными и отменить распоряжение администрации города Челябинска от 26 ноября 2019 года ФИО16 «О признании утратившим силу распоряжения администрации <адрес> от 23 января 2019 года ФИО17», уведомление Управления по делам молодежи администрации города Челябинска от 20 мая 2020 года № об исключении молодой семьи в составе ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО2 из участников муниципальной программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы» (л.д. 125-129).
В обоснование требований указано на то, что семья в составе ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО2 была включена под номером ФИО18 в список молодых семей, состоящих на учете в качестве участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы». Специалистом Управления по делам молодежи администрации города Челябинска была разъяснена возможность приобретения на территории Челябинской области жилого помещения в кредит с последующим погашением жилищного кредита за счет социальной выплаты, предоставляемой в рамках названной программы. С целью улучшения жилищных условий, 2 июля 2019 года с использованием ипотечного кредита истцами приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>. В приобретенном жилом помещении истцы зарегистрировались по месту жительства, в связи с чем подали в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска заявление об изменении адреса регистрации. Ввиду отсутствия регистрации по месту жительства на территории города Челябинска приняты оспариваемые решения ответчиков, в результате которых истцы исключены из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы». Данные решения являются незаконным, поскольку на момент признания нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью участия в программе, истцы были зарегистрированы по месту жительства на территории города Челябинска, приобрели жилье на территории Челябинской области, как то предусмотрено программой, соответственно, все условия программы ими были соблюдены.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска исключен из числа третьих лиц, привлечен к участию в деле в качестве ответчика (л.д. 96, 119).
В судебном заседании суда первой инстанции истцы на удовлетворении требований настаивали. Представитель ответчиков администрации города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска – ФИО8, иск не признала. Представитель ответчика Управления по делам молодежи администрации города Челябинска – ФИО7, полагала требования к администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска обоснованными, указала на то, что Управление по делам молодежи администрации города Челябинска не является надлежащим ответчиком, поскольку в случае признания незаконным отказа и распоряжения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, администрации города Челябинска, истцы будут восстановлены в списках участников программы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения администрации Еткульского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании суда первой инстанции не принял.
Суд постановил решение об удовлетворении требований в полном объеме. Признаны незаконными и отменены отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 30 октября 2019 года № 37151, распоряжение администрации города Челябинска от 26 ноября 2019 года № 13393-ш, уведомление Управления по делам молодежи администрации города Челябинска от 29 мая 2020 года № 014-870. На администрацию города Челябинска возложена обязанность внести изменения в распоряжение от 23 января 2019 года № 443-ч «О признании ФИО6 и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы».
В апелляционной жалобе ответчики Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, администрация города Челябинска просят решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Полагают необоснованными выводы суда о том, что в связи с изменением регистрации по месту жительства истцы не прекратили отвечать требованиям программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы». Ссылаясь на пункты 1 и 24 программы, пункт 4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в муниципальной программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске», утвержденного постановлением администрация города Челябинска от 29 июня 2012 года № 132-п, пункт 2 части 1 статьи 51, пункт 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, считают, что названная программа распространяется на молодые семьи, проживающие на территории города Челябинска, необходимым условием учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, соответственно, выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие гражданина с учета нуждающихся. Указывают на то, что в связи с переездом в иное муниципальное образование семья истцов утратила право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Челябинске, следовательно, не соответствует условиям программы. Отмечают, что на территории Еткульского муниципального района Челябинской области с 2014 года действует аналогичная программа - программа «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», являющаяся приложением к муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Еткульском муниципальном районе Челябинской области», утвержденная постановлением администрации Еткульского муниципального района Челябинской области от 10 декабря 2019 года № 872, истцы не лишены возможности принять участие в данной программе по месту нового жительства.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик Управление по делам молодежи администрации города Челябинска указывает на то, что пунктом 51 муниципальной программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске» предусмотрена возможность приобретения жилья на территории и Челябинской области, истцами жилье приобретено на территории Еткульского муниципального района Челябинской области, соответственно, условия программы соблюдены. Отмечает, что отмена распоряжения администрации города Челябинска от 26 ноября 2019 года № 13393-ш и внесения необходимых изменений в распоряжение администрации города Челябинска от 23 января 2019 года № 443-ч повлекут восстановление семьи истцов в списке молодых семей, состоящих на учете в качестве участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске».
Представители ответчиков Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, администрации города Челябинска третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения администрации Еткульского муниципального района Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, с заявлением об отложении слушания дела не обратился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие данного участника судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, явившихся в судебное заседание, лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что 26 февраля 2019 года ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подали в Управление по делам молодежи администрации города Челябинска заявление о включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной подпрограммы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014-2020 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, молодую семью в составе ФИО9, ФИО6 и их несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 (л.д. 13-19, 22, 23).
На момент подачи заявления истцы ФИО9, ФИО6, ФИО30., ФИО2, а также отец супруга – ФИО11, были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 31,5 кв.м по адресу: <адрес>, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого зарегистрированного в нем гражданина составлял менее установленной учетной нормы, а именно 6,3 кв.м (31,5 кв.м / 5) (л.д. 15-19, 28 об.).
Поскольку обеспеченность истцов общей площадью жилого помещения по адресу: <адрес>, была менее учетной нормы, распоряжением администрации города Челябинска от 23 января 2019 года № 443-ч ФИО6 и члены ее семьи супруг ФИО9, дети ФИО24., ФИО2, признаны нуждающимися в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы», утвержденной распоряжением администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года № 1923 (л.д. 30).
Уведомлением Управления по делам молодежи администрации города Челябинска от 28 февраля 2019 года № 014-271 истцам сообщено, что молодая семья признана имеющей доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья по программе, и включена в список молодых семей, состоящих на учете в качестве участников программы под номером 1631 (л.д.20).
28 июня 2019 года ФИО3 по договору купли-продажи приобрел в собственность земельный участок и расположенное на нем жилое помещение (квартиру) общей площадью 53,5 кв.м по адресу: <адрес>. Объекты недвижимости приобретены ФИО3 за счет кредитных средств, предоставленных публичным акционерным обществом «Сбербанк» (далее по тексту ПАО «Сбербанк», Банк) в соответствии с целевым кредитным договором от 28 июня 2019 года № 43303 на приобретение готового жилья, заключенным между Банком и ФИО4, ФИО5 Переход права собственности на данное имущество к покупателю ФИО3 и ипотека в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк» зарегистрированы 2 июля 2019 года (л.д. 49-51, 52-54).
С июля 2019 года истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждено копиями паспортов, свидетельствами о регистрации по месту жительства, адресными справками (л.д. 59-66, 84-86).
Стороны не оспаривают и Управлением по делам молодежи администрации города Челябинска подтверждено то обстоятельство, что в сводный список молодых семей на получение социальной выплаты в 2019, 2020 году семья Г-ных не включалась (л.д. 209).
В связи с изменением места жительства истцы обратились в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о внесении изменений в распоряжение администрации города Челябинска от 23 января 2019 года № 443-ч «О признании ФИО6 и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы» (л.д. 112-114).
Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска во внесении изменений отказано ввиду того, что в связи с переездом в иное муниципальное образование и регистрацией в данном муниципальном образовании по месту жительства, семья перестала соответствовать требованиям программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы», о чем истцам сообщено уведомлением от 30 октября 2019 года № 37151 (л.д. 70-72).
Распоряжением администрации города Челябинска от 26 ноября 2019 года № 13393-ш признано утратившим силу распоряжение администрации города Челябинска от 23 января 2019 года № 443-ч «О признании ФИО6 и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы» (л.д. 99).
Уведомлением Управления по делам молодежи администрации города Челябинска от 20 мая 2020 года № 014-870 ввиду отмены распоряжения администрации города Челябинска от 23 января 2019 года № 443-ч семья истцов исключена из участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы» (л.д. 100).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчиков незаконны, поскольку в рамках программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы», утвержденной распоряжением администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года № 1923, истцы, проживая на территории города Челябинска, были признаны нуждающимися в жилом помещении в целях участия в указанной программе, имели право на приобретение жилья на территории Челябинской области и использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, полученному в связи с приобретением данного жилья, а потому условия названной программы не нарушены, основания для исключения истцов из участников программы отсутствовали.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, они мотивированы и соответствуют правильному применению норм материального закона к правоотношениям сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 на 2018 - 2025 годы утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в структуру которой входят подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» включающая основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей».
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее по тексту Правила № 1050).
Подпунктом «е» пункта 2 Правил № 1050 установлено, что социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, используются для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
В силу пункта 6 Правил № 1050 участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил № 1050 установлено, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу подпункта «з» пункта 19 Правил № 1050 для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на день заключения договора жилищного кредита, указанного в подпункте «е» настоящего пункта.
Согласно абзацу 2 пункта 38 Правил № 1050 приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты.
В целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области». В рамках данной программы тем же постановлением утверждена подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (приложение № 8).
Приведенные выше положения Правил № 1050, дублируются в подпункте 6 пункта 9, пунктах 21, 22, подпункте 6 пункта 25, абзаце 3 пункта 48 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (приложение № 8), утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений).
Так, подпунктом 6 пункта 9 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (приложение № 8), утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений) установлено, что социальные выплаты используются: для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее именуется - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам.
В силу пункта 21 той же областной подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия ответственным исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
2) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 22 настоящей подпрограммы;
3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящей подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в подпрограмме органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 22 той же областной подпрограммы).
Согласно подпункту 6 пункта 25 этой же областной программы для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 настоящей подпрограммы молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства решение органа местного самоуправления, подтверждающее, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 22 настоящей подпрограммы на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте 5 настоящего пункта.
В силу абзаца 3 пункта 48 указанной областной подпрограммы приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находиться или создание объекта индивидуального жилищного строительства должно осуществляться на территории Челябинской области.
В рамках подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», распоряжением администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года № 1923 утверждена программа «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске».
Подпунктом 6 пункта 21 программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске», утвержденной распоряжением администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года № 1923, также установлено, что социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно пункту 28 указанной городской программы участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим требованиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия ответственным исполнителем Программы решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
2) молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях) в соответствии с пунктом 24 настоящей Программы и административным регламентом предоставления соответствующей муниципальной услуги;
3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу пункта 24 приведенной городской программы в рамках настоящей Программы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Челябинске до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в Программе администрациями внутригородских районов в городе Челябинске по месту их жительства (регистрации по месту жительства), Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, приняты ли они на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).
В абзаце 2 пункта 51 городской программы указано на то, что приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находиться или создание объекта индивидуального жилищного строительства должно осуществляться на территории Челябинской области.
В соответствии с пунктом 40 городской программы для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после получения уведомления о необходимости предоставления документов для получения свидетельства направляет в Управление по делам молодежи заявление о выдаче свидетельства и документы согласно требованиям административного регламента предоставления соответствующей муниципальной услуги.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями федерального законодательства, а также муниципально-правовыми нормами, молодая семья имеет право на использование социальной выплаты на погашение жилищного кредита, полученного с целью приобретения жилья на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты, при использовании социальной выплаты для погашения жилищного кредита, имеет значение нуждаемость в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита.
Поскольку на момент заключения кредитного договора семья истцов являлась нуждающейся в жилых помещениях, была признана Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска нуждающейся в жилых помещениях в целях получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий, приобрела жилое помещение на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил данную семью в список претендентов на получение социальной выплаты, то есть на территории Челябинской области, а также с учетом того обстоятельства, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы возраст истцов не превысил 35 лет, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о соблюдении Г-ными условий получения социальной выплаты для погашения жилищного кредита.
Доводы апелляционной жалобы о том, что программа «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске», утвержденная распоряжением администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года № 1923, распространяется на молодые семьи, проживающие на территории города Челябинска и до улучшения жилищных условий и после приобретения жилого помещения в целях улучшения жилищных условий, отмену решения суда не влекут, как основанные на ошибочном толковании приведенных выше норм права, прямо предусматривающих право претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, а не населенного пункта муниципального образования, осуществившего учет молодой семьи.
Ссылки ответчиков на то, что после изменения места жительства истцы не могут состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на территории города Челябинска, отмену решения суда не влекут, поскольку, как указано выше, действующими нормами права предусмотрено, что в случае использования социальной выплаты на погашение жилищного кредита, имеет значение признание нуждаемости в жилых помещениях на момент заключения кредитного договора, вне зависимости от того, приняты ли члены молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях) (пункт 24 программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске», утвержденная распоряжением администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года № 1923).
Не влекут отмену решения суда доводы ответчиков о возможности участия истцов в аналогичной программе, утвержденной постановлением администрации Еткульского муниципального района Челябинской области от 10 декабря 2019 года № 872, поскольку истцы продолжают соответствовать условиям программы, утвержденной распоряжением администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года №.
По существу доводы подателя апелляционной жалобы не указывают на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, однако, правильных выводов суда такие доводы не опровергают.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи