судья Сонина Е.Н. | № 33-2060-2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск | 23 сентября 2020 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Койпиш В.В. |
ФИО2 | |
с участием прокурора | Джулаева Д.А. |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1598/2020 по иску ФИО4 к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 9 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., объяснения представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы истца ФИО4, заключение заместителя прокурора Первомайского административного округа города Мурманска Джулаева Д.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что с 1 февраля 2007 г. поступил на государственную гражданскую службу Мурманской области в комитет по лесному хозяйству Мурманской области, который впоследствии реорганизован в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области.
19 июня 2013 г. с ним заключен бессрочный служебный контракт № 20/13 на замещение должности ***.
С 8 апреля 2016 г. он переведен на должность ***.
Приказом от 5 августа 2019 г. № 0693-к по результатам конкурса он включен в кадровый резерв на должность ***, дата окончания срока нахождения в кадровом резерве - 31 июля 2022 г.
25 ноября 2019 г. он уведомлен о сокращении занимаемой должности с 9 января 2020 г.
С 24 января 2020 г. по 12 марта 2020 г. находился в отпуске по уходу за ребенком, с 13 марта 2020 г. по 27 марта 2020 г. – на листе нетрудоспособности.
Приказом от 30 марта 2020 г. № 0150-к служебный контракт с ним прекращен в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области».
Считал, что расторжение служебного контракта в связи сокращением должностей гражданской службы в государственном органе произведено с нарушением порядка установленного статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку ответчиком не были предложены ему все вакантные должности, имевшиеся как на день предупреждения о предстоящем увольнении, так и освободившиеся в дальнейшем.
Указал, что незаконным увольнением ему причинены нравственные страдания и моральные переживания.
С учетом уточнения требований просил суд восстановить его в должности государственной гражданской службы Мурманской области - *** взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула за период с 31 марта 2020 г. по 9 июня 2020 г. в размере 329 251 рубль 56 копеек, почтовые расходы в размере 187 рублей 76 копеек, компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.
Судом принято решение, которым исковые требования ФИО6 удовлетворены частично, суд признал незаконным увольнение ФИО6 приказом министра Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области № 0150-к от 30 марта 2020 г., восстановил ФИО6 на работе в должности *** с 31 марта 2020 г., взыскал с Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области в пользу ФИО6 денежную компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, судебные расходы в сумме 187 рублей 76 копеек, всего 5 187 рублей 76 копеек, в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также денежной компенсации морального вреда в сумме, превышающей 5 000 рублей, ФИО4 отказано, решение в части восстановления ФИО4 на работе в должности начальника управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области с 31 марта 2020 года обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области ФИО5 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные, указанным в возражениях на иск и поддержанным при разрешении спора судом первой инстанции.
Указывает, что у Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области не имелось обязанности предоставить истцу право выбора всех вакантных должностей, ссылаясь на то, что это право нанимателя, при этом требование к работодателю о предоставлении гражданскому служащему равнозначной должности закон не содержит.
Отмечает, что законодатель предоставляет преимущественное право на замещение должности гражданской службы гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа и высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В этой связи обращает внимание на то, что на вакантные должности были приняты лица с преимущественным по сравнению с истцом правом на замещение данных должностей.
Указывает, что полномочий предлагать истцу должность *** у ответчика не имелось, учитывая, что заместители руководителей исполнительных органов власти назначаются на должность по согласованию с заместителем Губернатора Мурманской области - куратором и Губернатором Мурманской области, которыми было согласовано иное лицо, по квалификации профессионального высшего образования являющееся экономистом, бухгалтером.
Данное обстоятельство согласуется со структурой Министерства и должностным регламентом ***, в силу положений которых ***, в первую очередь, курирует финансово-хозяйственную деятельность всех отделов Министерства, а также деятельность всех подведомственных Министерству учреждений, при этом обязательным требованием к квалификации должности является наличие высшего экономического образования, знаний в области бухгалтерского учета и аудита, наличие опыта работы в сфере бухгалтерского учета и финансовой деятельности.
Также указывает, что, несмотря на то, что истец значился в кадровом резерве на должность ***, он не обладал должной квалификацией и опытом работы, в связи с чем не мог занимать указанную должность как ранее, так и в настоящие время.
Настаивает на том, что, осуществляя процедуру сокращения численности штата, у работодателя не имелось умысла на причинение моральных и нравственных страданий ФИО4, напротив, работодатель, исходя из профессиональной квалификации истца, не препятствовал его трудоустройству, в частности переводу на иную должность, о чем свидетельствует факт того, что истцу предлагались имеющиеся должности государственной гражданской службы в условиях отсутствия равнозначных должностей.
Также находит ошибочным вывод суда об удовлетворении требований в части взыскания компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что при увольнении истцу произведены денежные выплаты компенсации.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора округа Джулаев Д.А., истец ФИО4 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области – без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Мурманской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает Закон Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области».
В соответствии с положениями пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункта 8.2 пункта 1 статьи 37 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
- уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
- уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В течение срока, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 19 июня 2013 г. между ФИО4 и представителем нанимателя в лице министра природных ресурсов и экологии Мурманской области, действующим на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области, заключен служебный контракт № 20/13 (приказ № 085-л от 19 июня 2013 г.).
По условиям соглашения ФИО4 принял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Мурманской области по должности ***.
С 8 апреля 2016 г. ФИО4 переведен на должность *** (приказ № 200-к от 7 апреля 2016 г.).
Согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Мурманской области, утвержденному Законом Мурманской области от 1 октября 2005 г. № 668-01-ЗМО, должность *** относится к категории «руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы.
Приказом министра природных ресурсов и экологии Мурманской области от 25 июля 2019 г. № 0663-к, изданным на основании протокола заседания аттестационной комиссии Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 22 июля 2019 г. № 2, 22 июля 2019 г. ФИО4 включен в кадровый резерв Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области для последующего замещения вакантной должности государственной гражданской службы Мурманской области ***. Дата окончания срока нахождения в кадровом резерве - 22 июля 2022 г.
Приказом министра природных ресурсов и экологии Мурманской области от 5 августа 2019 г. № 0693-к, изданным на основании протокола заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 31 июля 2019 г. № 6, ФИО4 включен в кадровый резерв Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области с 31 июля 2019 г. на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Мурманской области ***. Дата окончания срока нахождения в кадровом резерве - 31 июля 2022 г.
Судом установлено, что до 4 декабря 2020 г. ФИО4 находился в кадровом резерве Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Мурманской области *** по результатам конкурса в соответствии с приказом министра природных ресурсов и экологии Мурманской области от 5 декабря 2017 г. № 799-к.
Распоряжением Правительства Мурманской области от 31 октября 2019 г. № 231-РП утверждена предельная штатная численность работников исполнительных органов государственной власти Мурманской области, в том числе Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области.
5 ноября 2019 г. и.о. министра природных ресурсов и экологии Мурманской области издан приказ № 493 «О проведении организационно-штатных мероприятий в Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области».
Согласно Приложению № 1 к приказу из штатного расписания Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области подлежала исключению занимаемая ФИО4 должность ***.
25 ноября 2019 г. ФИО4 уведомлен о сокращении должности *** с 9 января 2020 г.
Из материалов дела также следует, что в период с 24 января 2020 г. по 16 марта 2020 г. ФИО4 находился в отпуске по уходу за ребенком, с 13 марта 2020 г. по 27 марта 2020 г. - на листе нетрудоспособности.
30 марта 2020 г. ФИО4 предложены для замещения вакантные должности ***, от которых ФИО4 отказался.
Приказом министра природных ресурсов и экологии Мурманской области от 30 марта 2020 г. № 0150-к в соответствии с пунктом 7 статьи 31, пунктом 8.2 части 1 статьи 37, пунктом 3.1 статьи 37, пунктом 12 статьи 46 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области» служебный контракт с ФИО4 расторгнут; ФИО4 освобожден от замещаемой должности *** 30 марта 2020 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы.
Разрешая заявленные ФИО4 исковые требования, суд первой инстанции, установив приведенные обстоятельства, сделал вывод о нарушении ответчиком установленного законом порядка увольнения истца, в связи с чем признал увольнение незаконным, восстановив истца на работе в ранее занимаемой должности *** с 31 марта 2020 г.
При этом, суд исходил из того, что ответчиком ненадлежащим образом исполнена обязанность по предложению ФИО4 при сокращении замещаемой им должности всех имеющихся в государственном органе вакантных должностей в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая истцом должность, с учетом уровня его квалификации и профессионального образования, что свидетельствует о незаконности увольнения истца и является правовым основанием для восстановления ФИО4 в занимаемой им ранее должности.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, которые основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Из разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации изложенных в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, от 22 июня 2016 г., следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Таким образом, нормами материального права с учетом разъяснений по их применению на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать подлежащему сокращению гражданскому служащему вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.
Из материалов дела следует, что в период с 20 декабря 2019 г. по 20 января 2020 г. в Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области имелась одна вакантная должность в рамках той категории и группы, в которую включалась сокращаемая должность истца - ***, относящаяся к высшей группе должностей государственной гражданской службы, категория «руководители».
Министром природных ресурсов и экологии Мурманской области 9 января 2020 г. утвержден должностной регламент ***, положениями пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.2.1 которого предусмотрено, что гражданский служащий, замещающий должность ***, должен иметь высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры.
Для замещения должности *** стаж государственной гражданской службы составляет не менее четырех лет или стаж работы по специальностям, направлениям подготовки, указанным в п. 2.1.1, не менее пяти лет. *** должен иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) профессионального образования «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» или иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки, «Юриспруденция».
Проанализировав уровень квалификации и профессионального образования ФИО4, окончившего *** по специальности «Юриспруденция», суд первой инстанции, указал на то, что ФИО4 в полном объеме соответствовал квалификационным требованиям, указанным в должностном регламенте ***, в связи с чем ответчик обязан был предложить истцу названную должность, что не сделал, то есть не исполнил требования приведенных норм материального права.
Между тем судом первой инстанции оставлен без должной оценки установленный порядок назначения на должности ***.
Так, в соответствии с пунктом 19.2.4. Регламента Правительства Мурманской области и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 30 января 2014 г. N 32-ПП «О Регламенте Правительства Мурманской области и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 21 февраля 2019 г. N 81-ПП, действовавшей на дату увольнения истца), *** назначаются на должность (по согласованию с заместителем Губернатора - куратором и Губернатором) и освобождаются от должности лицом, которому делегированы полномочия представителя нанимателя в исполнительном органе.
При согласовании назначения на должность в адрес Губернатора направляются представление на кандидата и справка-объективка по форме согласно приложению N 4 к настоящему Регламенту. Назначение и освобождение от должности *** оформляется правовым актом исполнительного органа.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 18 апреля 2013 г. № 196-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 18 сентября 2019 г. № 427-ПП, действовавшей на дату увольнения истца) министр имеет ***, назначаемых на должность (по согласованию с соответствующим заместителем Губернатора Мурманской области - куратором и Губернатором Мурманской области) и освобождаемых от должности Губернатором Мурманской области (пункт 5.3. Положения).
Из приведенных положений норм материального права следует, что для назначения на должность *** предусмотрен специальный порядок, то есть дополнительное согласование с соответствующим заместителем Губернатора Мурманской области - куратором и Губернатором Мурманской области, в отсутствие которого назначение на указанную должность не производится. При этом факт нахождения истца в кадровом резерве, по мнению судебной коллегии, не опровергает изложенное.
В этой связи приведенные ответчиком в апелляционной жалобе мотивы причин, в силу которых истцу не могла быть предложена вакантная должность ***, то есть отсутствие у Министерства в лице министра соответствующих полномочий по назначению ФИО4 на должность *** в отсутствие соответствующего согласования, судебная коллегия находит обоснованными.
Таким образом, вопреки выводам суда, у ответчика не имелось правовых оснований при проведении процедуры сокращения предлагать истцу вакантную должность ***.
Из материалов дела также следует, что ФИО4 при сокращении ответчиком были предложены для замещения иные вакантные должности (без учета категории и группы, замещаемой истцом должности), от замещения которых истец отказался.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком порядка увольнения истца является ошибочным, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда не имелось
С учетом изложенного решение суда в части удовлетворения требований истца о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Также применительно к положениям статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене решение суда и в части возмещения истцу судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 9 июня 2020 г. отменить в части восстановления на работе, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
председательствующий
судьи