ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-159/2021 от 16.02.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

№ 33- 437/2022 судья Климакова Л.И.

УИД: 62RS0005-01-2020-001662-55

Номер производства 2-159/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 февраля 2022 года г.Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего – Платоновой И.В.

судей- Фоминой С.С., Соловова А.В.

при секретаре помощнике судьи Лексиной Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску по иску Сорокина Сергея Григорьевича к ГКУ Рязанской области "Солотчинское лесничество", администрации МО-Рязанский муниципальный район Рязанской области об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка, с апелляционной жалобой третьего лица по делу Министерства природопользования Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 27 октября 2021 года, которым иск удовлетворен.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., объяснения представителя истца Сорокина С.Г.- Потапкова Н.Н. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Сорокин С.Г. обратился в суд с иском к ГКУ Рязанской области "Солотчинское лесничество", администрации МО-Рязанский муниципальный район Рязанской области об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка и в обоснование заявленных требований указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 06 июля 1999 г. и договора купли-продажи целого жилого дома от той же даты, заключенного между Гаусман Б.Я. и Сорокиным Г.П., Сорокиной Е.Б., Гаусман Б.Я. продал принадлежащие ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером: (в настоящее время кадастровый ), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью: 743 кв.м., местоположение: <адрес> и расположенный на данном земельном участке целый бревенчатый обложенный кирпичом жилой дом, кадастровый . Вышеуказанные земельный участок и жилой дом были оформлены за Сорокиным Г.П. и Сорокиной Е.Б. в долевую собственность в равных долях каждому. В настоящее время указанное имущество принадлежит на основании договора купли-продажи от 17 декабря 2019 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 12 ноября 2015 года на праве общей долевой собственности Сорокину С.Г. (доля в праве 3/4) и Сорокиной И.Л. (доля в праве 1/4). Истец указывает, что границы земельного участка кадастровый площадью 743 кв.м не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, хотя сформирован земельный участок площадью 743 кв.м в границах фактического землепользования более 15 лет. С целью уточнения местоположения границ и площади указанного земельного участка он обратился к кадастровому инженеру ФИО14, который в ходе выполнения кадастровых работ установил, что уточняемые границы его, истца, земельного участка являются смежными с землями лесного хозяйства Рязанской области. По результатам межевания подготовлен межевой план от 27 мая 2019 года, в котором дано описание границ принадлежащего истцу земельного участка и указано место пересечения с земельным участком , входящим в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 66008 кв.м, разрешенное использование : для ведения лесного хозяйства, категория земель: земли лесного фонда, площадь наложения составила 134 кв.м. Другим смежным земельным участком с его земельным участком является земельный участок, принадлежащий администрации МО Рязанский муниципальный район Рязанской области, споров по границам не имеется. Также истец указывает, что на земельном участке с кадастровым номером площадью 743 кв.м расположены: жилой дом, баня, гараж, беседка и колодец, по результатам проведенного межевания 2019 года, принадлежащие ему земельного участка, ранее учтенные на 1999 год беседка и колодец оказались частично расположены на земельном участке кадастровый . Принадлежащий ему земельный участок имеет ограждение со стороны земель лесного фонда, материал, из которого изготовлено данное ограждение, представленное забором - монолитная опалубка по всей длине, столбы из красного кирпича и доски, закрепленные на металлический профиль, капитальная основа установлена в 2004 году. Истец указывает, что в соответствии с заключением кадастрового инженера при установлении границ земельного участка лесного фонда и определении их координат была допущена реестровая ошибка, с которой и были внесены сведения о границах в ЕГРН, а поэтому истец полагает, что в результате этого имеет место наложение границ земельных участков, принадлежащих ответчикам на принадлежащий ему земельный участок и на фактические границы земельного участка, которые огорожены забором более 15 лет, в которых его семья и пользуется им. В связи с имеющимся наложением его земельного участка на земельный участок ответчика он обратился с письмом в Министерство природопользования Рязанской области и в Росреестр Рязанской области с просьбой внести изменения в кадастровый учет, но получил отказ, в связи с чем вынужден обратиться в суд с указанным иском.

Просит, с учетом уточнения требования от 22 сентября 2021 г., исправить реестровую ошибку, допущенную при межевании земельного участка с кадастровым номером (входящего в единое землепользование с земельным участком с кадастровым номером: ) категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, площадью 66008 кв.м.; адрес: Рязанская обл., Рязанский р-н, ГУ «Солотчинское лесничество», Переделецкое участковое лесничество, и допущенную при межевании земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: для ведения огородничества. Установить границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 743 кв.м, почтовый адрес ориентира: <адрес>, участок в границах, согласно описанию границ в координатах, данных экспертом в заключении.

Суд, рассмотрев заявленные требования, вынес решение об их удовлетворении.

В апелляционной жалобе Министерство природопользования Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Согласно доводам жалобы, судом не верно применены нормы материального права, поскольку не учтено, что спорный земельный участок входит в земли лесного фонда и особо охраняемые территории, в связи с чем уменьшение его площади не допускается. Кроме того, судом не верно в качестве ответчика по делу определено ГКУ Рязанской области «Солотчинское лесничество», однако межевание земель лесного фонда происходило по заказу Федерального агентства лесного хозяйства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Сорокина С.Г. –Потапков Н.Н. полагает, что решение районного суда является законным и обоснованным, а жалоба не подлежащей удовлетворению.

Стороны, третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, причина их неявки не известна, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Сорокина С.Г.- Потапков Н.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.

Судом установлено, что истцу Сорокину С.Г. и Сороикной И.Л. на праве долевой собственности ( доля в праве соответственно 3/4 и 1/4) принадлежит земельный участок с кадастровым номером , (ранее ), дата присвоения кадастрового номера 06 июля 1999г., местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, участок , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 743 кв.м.

Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства,сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

01 июня 1999 года прежним собственникомземельного участка с кадастровым номером Гаусманом Б.Я. проводилось его межевание, описаны границы участка на площади 743 кв.м и согласованы со всеми смежными землепользователями, в том числе и с ответчиком Солотчинским лесхозом.

На указанном земельном участке в кадастровом квартале расположено здание - жилой дом с кадастровым номером , год завершения строительства - 1994, площадью 18,3 кв.м. Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за Сорокиным С.Г. и Сорокиной И.Л.

Конфигурация земельного участка кадастровым номером определена установленными ранее на местности и используемым более 15 лет ограждением. На участке имеются хозяйственные постройки.

Кроме того, в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 268 кв.м, по адресу: <адрес> внесены 28 января 2015 года, границы земельного участка установлены и поставлены на учет в ГКН, сведения об объекте имеют статус «временные», дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости: 01 марта 2022 года.

Участок с кадастровым номером является смежным с участком, принадлежащим на праве долевой собственности истцу, находится в ведении администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области. Его площадь меньше нормы предоставления земельных участков, установленной Решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 17 декабря 2014 года N 45 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области" для всех видов разрешенного использования в зоне застройки жилыми домами, в 300 кв.м.

Данный земельный участок был сформирован и поставлен на учет в связи с обращением Сорокина Г.П. в администрацию муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о предоставлении ему указанного земельного участка путем заключения договора купли-продажи.

25 февраля 2015 года администрация приняла постановление о продаже участка истцу, однако 10 ноября 2015 года данное постановление было отменено Постановлением .

27 мая 2019 года истец обратился к кадастровому инженеру Гладышеву И.В. для установления границ принадлежащему ему участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями действующего законодательства. При проведении землеустроительных работ кадастровым инженером установлено, что участок истца по линии 5-н4 пересекает лесной участок. Кадастровым инженером описаны границы участка истца по фактическому землепользованию.

С целью постановки границ земельного участка с кадастровым номером на учет в ЕГРН истец обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Рязанской области Управления Росреестра по Рязанской области. Однако в постановке участка на кадастровый учет было отказано в связи с тем, что в соответствии с координатами представленного межевого планы, границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером пересекают границы земельного участка с кадастровым номером площадью 133, 5 кв.м., находятся в границах особо охраняемой природной территории 62:15-9.1 «Памятник природы регионального значения «Озера Ласковское, Сегденское, Черненькое, Уржинское с прилегающей заболоченной территорией», а также частично входят границы ГКУ РО Солотчинское лесничество.

Памятники природы озёра Ласковское, Сегденское, Черненькое и Уржинское с прилегающей к ним заболоченной территорией площадью 4900 га Рязанского района признаны таковыми решением от 30 декабря 1974 исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся, как представляющие собой характерные или уникальные примеры природных условий, ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношениях.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 66008 кв.м, дата присвоения кадастрового номера 15 декабря 2004 года, расположенный по адресу: <адрес>, ГУ «Солотчинское лесничество» Переделецкое участковое лесничество, относится к землям лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства. Границы земельного участка установлены и поставлены на учет.

Данный земельный участок входит в границы земельного участка с ( единое землепользование) площадью 106 967 308 кв.м., относящегося к категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу <адрес>, ГУ «Солотчинское лесничество», Переделецкое участковое лесничество, находящегося в собственности Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции назначена судебная землеустроительная экспертиза. Согласно заключению экспертизы от 17 июня 2021 года ООО «Вектра – Эксперт» и дополнения к ней, предметом исследования являлись: земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, площадью 66008 кв.м., адрес: <адрес>, ГУ «Солотчинское лесничество», Переделецкое участковое лесничество (входит в ЕЗ земельного участка с кадастровым номером ), а также земельный участок с кадастровым номером ; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 743 кв.м., адрес : <адрес>, участок и земельный участок с кадастровым номером площадью 268 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения огородничества, адрес: <адрес>. При камеральной обработке было выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером на фактические границы земельного участка с кадастровым номером , площадь наложениясоставила 134 кв.м. Была произведена тахеометрическая съемка земельного участка с кадастровым номером в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером по фактически располагающимся насаждениями лесного массива, по иным признакам идентифицировать границы вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером на местности не представляется возможным, поскольку четкие его границы, закрепленные на местности, отсутствуют. Согласно данным кадастрового дела (л. д. 41, том 2) координаты границ земельного участка с кадастровым номером определены картометрическим ручным методом, при этом координаты границ земельного данного участка в части, касающейся фактической границы земельного участка с кадастровым номером , обозначенной на местности забором, не соответствуют сведениям о местоположении границ указанного земельного участка, имеющимся в ГКН. В результате проведенного натурного осмотра территории и тахеометрической съемки, выявлено пересечение межуемой территории с землями лесного фонда Солотчинского лесничества, Переделецкого участкового лесничества, <адрес>, выдел 65, площадь пересечения земельных участков выявлена по координатам точек 5, 6, 7, 8, 9, 9а, которые располагаются в юго-восточной части земельного участка между точками 19, 20, 21 земельного участка с кадастровым номером , границы которого пересекают существующие здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером . Указанное пересечение (наложение) является реестровой ошибкой. Причиной образования вышеуказанного пересечения является картографический способ определения координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером и результат отсутствия фактической съемки земельного участка на местности. С учетом сложившегося порядка пользования, а также неточности в определении координат поворотных точек земельного участка , способа их определения и проведения кадастровых работ в целом, выявленная реестровая ошибка подлежит исправлению. Способом устранения выявленной реестровой ошибки будет являться снятие с реестрового учета координат, границ земельного участка, указанных в выписке из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами: и и установление границ исследуемых земельных участков в уточненных координатах, а также установление границ земельного участка с кадастровым номером с максимально возможным сохранением сложившегося фактического порядка пользования земельными участками с учетом расположения объектов недвижимости на исследуемых земельных участках по варианту, предложенному экспертом. Установление границ земельного участка с кадастровым номером площадью 743 кв.м., адрес ориентира: <адрес>, участок по варианту, предложенному истцом (уточненный иск от 19.11.2020), с учетом имеющихся на нем строений и ограждений и без ущемления законных интересов и прав владельцев смежных земельных участков, в точном соответствии не возможно, так как граница земельного участка будет «резать» существующие строения и сооружения, а именно: фактически существующий на местности жилой дом (год постройки 1999 г.), гараж, пристроенный к гаражу фундамент. Вариантом, наиболее оптимальным, возможным и приемлемым для установления границ земельного участка истца будет вариант, при котором площадь земельного участка КН будет составлять 743 кв.м при описании границ по варианту, предложенному экспертом.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что границы земельного участка лесного фонда установлены неверно, без осмотра местности, пересекают участок истца, границы которого сложились на местности более 15 лет и определены имеющимися строениями и сооружениями. Также судом установлены границы земельного участка, принадлежащего истцу, в соответствии с вариантом, предложенным экспертом.

Решение суда оспаривается Министерством природопользования Рязанской области в части изменения границ участка лесного фонда, в связи с исправлением реестровой ошибки, что не затрагивает установление границ участка с кадастровым номером со стороны участка , в связи с чем судебной коллегией решение суда в данной части не проверяется в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что решение суда в части исправления реестровой ошибки не противоречит обстоятельствам дела и нормам материального права.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно статье6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу ч., ч.8,10 ст.22Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно п.11 указанной нормы Федерального закона, границы земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств понимается: наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества;расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.

Согласно ч. 3 ст. 61 данного Федерального закона, воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (пункт4).

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (пункт 6).

Согласно ст. 60.2 п.п. 4,5,6 указанного закона, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

В случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.

В силу ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий ( ч.1)

В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий. ( ч.2)

Положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.(п.3)

Защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В случае поступления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации, решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указанный федеральный орган исполнительной власти в течение сорока пяти дней со дня выявления указанной реестровой ошибки обязан проверить наличие оснований для оспаривания законности возникновения прав на такой земельный участок, при наличии таких оснований обратиться в суд с иском об оспаривании законности возникновения прав на земельный участок и уведомить об этом орган регистрации прав.(п.4)

Судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.(п.5)

Орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.(п.6)

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.( п.7)

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее законодательство допускает исправление реестровой ошибки, допущенной при определении границ земельных участков лесного фонда. В случае установления факта наличия реестровой ошибки при описании границ земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, данные ошибки подлежат устранению органом регистрации прав. Однако, указанный орган не вправе исправить такую ошибку в случае выявления пересечения с границами земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых территорий, при условии, что право собственности на такой земельный участок оспорено уполномоченным органом. В других случаях запрета на исправление реестровой ошибки действующее законодательство не содержит. В любом случае, при наличии спора, исправление реестровой ошибки возможно в судебном порядке в случае предъявления иска гражданином, владеющим на праве собственности земельным участком, предоставленным ранее 2016 года, ошибочно включенным в границы указанных территорий.

Из материалов дела следует, что право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером ( ранее ) возникло в 1999 году. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства. В 1999 году были описаны границы земельного участка, согласованы с Солотчинским лесничеством, учитывались кадастровым инженером и судебным экспертом при установлении границ в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку при проведении судебной экспертизы экспертом установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером из земель лесного фонда с границами земельного участка с кадастровым номером , так как земельный участок Сорокина С.Г. частично располагается в границах п.Ласково, а частично на землях лесного фонда, участок на местности имеет четко обозначенные границы, никогда не использовался Солотчинский лесничеством, право собственности истца на него не оспаривалось, то указанная ошибка обоснованно была исправлена судом, путем исключения координат поворотных точек границ участка истца из границ участка лесного фонда по варианту, предложенному экспертом.

Доводы представителя Министерства природопользования и экологии Рязанской области о невозможности исправления реестровой ошибки и установлении границ участка истца не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права, а также не учитывают обстоятельства, установленные при рассмотрении данного дела.

Позиция лица подавшего жалобу о том, что суд не верно определил в качестве ответчика по делу ГКУ Рязанской области «Солотчинское лесничество», поскольку межевые работы проводились Федеральным агентством лесного, не влекут за собой отмену судебного акта.

Федеральное агентство лесного хозяйство привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, своей позиции по иску не высказывало. В адрес агентства направлена копия решения суда, апелляционной жалобы от него не поступило. Поскольку Министерство природопользования Рязанской области не наделено полномочиями выступать от лица Федерального агентства лесного хозяйства, то доводы жалобы, направленные на защиту интересов третьего лица, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Иных доводов о незаконности и необоснованности решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений по делу допущено не было.

Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права, оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы, основаны на нормах материального права.

Решение суда отвечает требованиям ст.195 процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Рязанского районного суда Рязанской области 27 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природопользования Рязанской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 09 марта 2022 года.

Председательствующий-

Судьи -