Судья Афанасьева Т.В.
Судья-докладчик Гуревская Л.С. по делу № 33-6154/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гуревской Л.С.
судей Алсыковой Т.Д., Кислицыной С.В.
при секретаре Рец Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-15/2020 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1, индивидуальному предпринимателю ФИО2 о запрете деятельности по реконструкции и строительству зданий, запрете деятельности по использованию земельного участка
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 4 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., выслушав представителя ФИО3 – ФИО4, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителей ФИО1 – ФИО5, ФИО6, просивших об удовлетворении апелляционной жалобы ФИО2, прокурора Рягузову Н.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
в обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования при реорганизации рекреационной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории установлено, что земельные участки с кадастровыми Номер изъят, площадью 48400 кв.м и Номер изъят, площадью 7114 кв.м, расположенные <адрес изъят> принадлежат на праве собственности ФИО1 от 11.07.2018.
Согласно сведениям из ЕГРН, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственной базы. Земельные участки с кадастровыми Номер изъят были образованы из земельного участка с кадастровым Номер изъят.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирован в налоговом органе 06.08.2014. Основным видом деятельности ИП ФИО1 является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
ИП ФИО1 осуществляет свою деятельность по предоставлению туристических и гостиничных услуг в гостиничном комплексе «Порт Ольхон», расположенном на земельных участках с кадастровыми Номер изъят
Согласно договору аренду недвижимого имущества от 19.03.2018, земельный участок с кадастровым Номер изъят, общей площадью 55 514 кв.м, находящийся Номер изъят и расположенные на нем здания:
- здание склада №3 добыча, нежилое, общей площадью 136,1 кв.м, кадастровый Номер изъят;
-здание насосной, нежилое, общей площадью 59 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- столярка ЖКХ, нежилое, общей площадью 64,2 кв.м, кадастровый Номер изъят
- здание рыбосольного цеха, нежилое, общей площадью 2 454,7 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание склада №1 добыча, нежилое, общей площадью 82 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание электростанции, нежилое, общей площадью 373,6 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- пилоправочная, нежилое, общей площадью 157,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание центрального склада, нежилое, общей площадью 183,9 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание сетецеха, нежилое, общей площадью 176,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание склад флота, нежилое, общей площадью 395,1 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- заводоуправление, нежилое, общей площадью 304,4 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание проходной, нежилое, общей площадью 24,3 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- причал, сооружение гидротехническое, общей площадью застройки 1393,7 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- склад №5, нежилое, общей площадью 139,4 кв.м, кадастровый Номер изъят,
предоставлены ИП ФИО1 во временное владение и пользование ИП ФИО2 сроком на 11 месяцев. В случае если ни одна из сторон не позднее, чем за 15 календарных дней до истечения срока Договора, не предупредит письменно другую сторону о своем желании расторгнуть договорные отношения, Договор будет считаться продленным на 11 месяцев и на тех же условиях. Количество пролонгаций может быть не более двух.
18.05.2018 ответчиками подписано дополнительное соглашение №1 к договору аренды от 19.03.2018, которым Договор дополнен пунктом 2.4.4 в следующей редакции: «Арендатор вправе прорубить на земельном участке, указанном в п.1.1, скважину для добычи подземных вод, объем которых составляет не более 100 (сто) кубических метров в сутки; зарегистрировать ее в установленном порядке и получить на свое имя лицензию на пользование участком недр для добычи подземных вод».
Согласно дополнительному соглашению №2 от 19.06.2018 к договору аренды от 19.03.2018 пункт 1.1 Договора аренды недвижимого имущества от 19.03.2018 изложен в следующей редакции:
«В соответствии с условиями настоящего договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, общая площадь 48400 кв.м, кадастровый Номер изъят, находящийся <адрес изъят> участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ, п. 15, 16, 17 Водного кодекса РФ.
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, общая площадь 7114 кв.м, кадастровый Номер изъят, находящийся <адрес изъят> участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ, п. 15, 16, 17 Водного кодекса РФ.
- здание склада №3 добыча, нежилое, общей площадью 136,1 кв.м, кадастровый Номер изъят
-здание насосной, нежилое, общей площадью 59 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- столярка ЖКХ, нежилое, общей площадью 64,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание рыбосольного цеха, нежилое, общей площадью 2 454,7 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание склада №1 добыча, нежилое, общей площадью 82 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание электростанции, нежилое, общей площадью 373,6 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- пилоправочная, нежилое, общей площадью 157,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание центрального склада, нежилое, общей площадью 183,9 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание сетецеха, нежилое, общей площадью 176,2 кв.м, кадастровый Номер изъят
- здание склад флота, нежилое, общей площадью 395,1 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- заводоуправление, нежилое, общей площадью 304,4 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание проходной, нежилое, общей площадью 24,3 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- причал, сооружение гидротехническое, общей площадью застройки 1393,7 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- склад №5, нежилое, общей площадью 139,4 кв.м, кадастровый Номер изъят.
ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2018, основным видом деятельности является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Согласно выписке из ЕГРН от 11.12.2019, в 2019 году ИП ФИО1 изменил вид разрешенного использования спорных земельных участков с кадастровыми Номер изъят на условно разрешенный вид использования – гостиничное обслуживание 4.7, общественное питание 4.6, деловое управление 4.1.
Вместе с тем, ни Администрацией Ольхонского районного муниципального образования, ни администрацией Хужирского муниципального образования разрешения на ввод объектов в эксплуатацию ФИО1 или иным лицам на спорных земельных участках, не выдавались.
Земельные участки с кадастровыми Номер изъят расположены в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, границы которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641-р.
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор с учетом уточнений просил запретить ИП ФИО1, ИП ФИО2 со дня вступления решения суда в законную силу деятельность по реконструкции и строительству зданий и сооружений, расположенных на земельных участках с кадастровыми Номер изъят, <адрес изъят>, до получения в установленном порядке разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы;
запретить ИП ФИО1, ИП ФИО2 со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять деятельность по использованию земельных участков с кадастровыми <адрес изъят>, <адрес изъят>, эксплуатации расположенных на зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 4 июня 2020 года исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФИО2 поставлен вопрос об отмене решения по мотивам его незаконности и необоснованности в части запрета ИП ФИО1, ИП ФИО2 со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять деятельность по использованию земельных участков с кадастровыми Номер изъят, <адрес изъят> эксплуатации расположенных на зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.
В качестве оснований к отмене решения указано, что выводы суда о том, что земельные участки, расположены в границах Прибайкальского национального парка, в зоне хозяйственного назначения, которая не предназначена для туристической деятельности, не подтвержден надлежащими доказательствами.
Полагает, что право на земли возникает с момента регистрации в едином государственном реестре прав с соответствующим делением земель на категории. Учитывая, что границы Прибайкальского национального парка не устанавливались, не утверждались, выводы суда о вхождении спорных участков в границы особо охраняемой природной территории являются необоснованными. Доказательства, заложенные в основу выводов суда - Письмо ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» №04.13.4 от 13.04.2020, Положение о Прибайкальском национальном парке, письмо Управления Росреестра от 02.06.2020 № 08-20768, подтверждающие вхождение земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят в границы национального парка является недопустимым доказательством. В состав сведений ЕГРН о территориальных зонах, зонах с особыми условиями и использования территорий должны быть внесены сведения об органе, принявшем решение об установлении таких зон, источнике опубликования.
Вывод суда о вхождении земельных участков в границы Прибайкальского национального парка, отнесении земельных участков к особо охраняемым природным территориям основан на неверном определении обстоятельств дела. Выписками из единого государственного реестра прав подтверждается, что земельные участки ответчика находятся в границах населенного пункта Хужир Ольхонского района, имеют категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: гостиничное обслуживание, общественное питание, деловое управление. Судом не дана оценка доводам ответчика об отсутствии в ЕГРН сведений о вхождении спорных участков в особо охраняемую природную территорию.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в рассмотрении дела, заместитель Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Стрионов Д. В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В письменных возражениях представителя ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2 ФИО4 на возражения истца на апелляционную жалобу ответчика выражено несогласие с прилагаемыми истцом документами, подтверждающими постановку границ Прибайкальского национального парка на кадастровый учет, указано на то, что Положение о Прибайкальском национальном парке не приведено в соответствие с действующими требованиями законодательства, предусматривающими порядок утверждения границ особо охраняемых природных территорий, каталога координат поворотных точек, зонирования. Указывает на недопустимость формуляров дежурных справочных карт и выкопировок с сайтов, как доказательств вхождения земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят в границы национального парка. Суд самостоятельно и незаконно включил в границы Прибайкальского национального парка спорные земельные участки на основании карты центральной экологической зоны Байкальской природной территории, дежурных карт в системе координат 1942 года, письма ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда oblsud.irk@sudrf.ru.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что земельные участки с кадастровыми Номер изъят, площадью 48400 кв.м и Номер изъят, площадью 7114 кв.м, расположенные <адрес изъят> принадлежат на праве собственности ФИО1 от 11.07.2018. что подтверждается сведениями ЕГРН от 23.07.2018, согласно которым категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственной базы. Земельные участки с кадастровыми Номер изъят были образованы из земельного участка с кадастровым Номер изъят
ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, зарегистрирован в налоговом органе 06.08.2014, основным видом его деятельности является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
ИП ФИО1 осуществляет свою деятельность по предоставлению туристических и гостиничных услуг в гостиничном комплексе «Порт Ольхон», расположенном на земельных участках с кадастровыми № 38:13:000000:954 и 38:13:010101:1229.
ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2018, основным видом ее деятельности является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 19.03.2018, земельный участок с кадастровым Номер изъят, общей площадью 55 514 кв.м, находящийся <адрес изъят> и расположенные на нем здания:
- здание склада №3 добыча, нежилое, общей площадью 136,1 кв.м, кадастровый Номер изъят
-здание насосной, нежилое, общей площадью 59 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- столярка ЖКХ, нежилое, общей площадью 64,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание рыбосольного цеха, нежилое, общей площадью 2 454,7 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание склада №1 добыча, нежилое, общей площадью 82 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание электростанции, нежилое, общей площадью 373,6 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- пилоправочная, нежилое, общей площадью 157,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание центрального склада, нежилое, общей площадью 183,9 кв.м, кадастровый Номер изъят
- здание сетецеха, нежилое, общей площадью 176,2 кв.м, кадастровый Номер изъят
- здание склад флота, нежилое, общей площадью 395,1 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- заводоуправление, нежилое, общей площадью 304,4 кв.м, кадастровый Номер изъят
- здание проходной, нежилое, общей площадью 24,3 кв.м, кадастровый Номер изъят
- причал, сооружение гидротехническое, общей площадью застройки 1393,7 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- склад №5, нежилое, общей площадью 139,4 кв.м, кадастровый Номер изъят,
предоставлены ИП ФИО1 во временное владение и пользование ИП ФИО2 сроком на 11 месяцев. В случае если ни одна из сторон не позднее, чем за 15 календарных дней до истечения срока Договора, не предупредит письменно другую сторону о своем желании расторгнуть договорные отношения, Договор будет считаться продленным на 11 месяцев и на тех же условиях. Количество пролонгаций может быть не более двух.
18.05.2018 ответчиками подписано дополнительное соглашение №1 к договору аренды от 19.03.2018, которым Договор дополнен пунктом 2.4.4 в следующей редакции: «Арендатор вправе прорубить на земельном участке, указанном в п.1.1, скважину для добычи подземных вод, объем которых составляет не более 100 (сто) кубических метров в сутки; зарегистрировать ее в установленном порядке и получить на свое имя лицензию на пользование участком недр для добычи подземных вод».
Согласно дополнительному соглашению №2 от 19.06.2018 к договору аренды от 19.03.2018 пункт 1.1 Договора аренды недвижимого имущества от 19.03.2018 изложен в следующей редакции:
«В соответствии с условиями настоящего договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, общая площадь 48400 кв.м, кадастровый Номер изъят, находящийся <адрес изъят> участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ, п. 15, 16, 17 Водного кодекса РФ.
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, общая площадь 7114 кв.м, кадастровый Номер изъят, находящийся <адрес изъят> участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ, п. 15, 16, 17 Водного кодекса РФ.
- здание склада №3 добыча, нежилое, общей площадью 136,1 кв.м, кадастровый Номер изъят;
-здание насосной, нежилое, общей площадью 59 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- столярка ЖКХ, нежилое, общей площадью 64,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание рыбосольного цеха, нежилое, общей площадью 2 454,7 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание склада №1 добыча, нежилое, общей площадью 82 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание электростанции, нежилое, общей площадью 373,6 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- пилоправочная, нежилое, общей площадью 157,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание центрального склада, нежилое, общей площадью 183,9 кв.м, кадастровый Номер изъят
- здание сетецеха, нежилое, общей площадью 176,2 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание склад флота, нежилое, общей площадью 395,1 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- заводоуправление, нежилое, общей площадью 304,4 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- здание проходной, нежилое, общей площадью 24,3 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- причал, сооружение гидротехническое, общей площадью застройки 1393,7 кв.м, кадастровый Номер изъят;
- склад №5, нежилое, общей площадью 139,4 кв.м, кадастровый Номер изъят.
ИП ФИО1 в 2019 году согласно предоставленной выписке из ЕГРН от 11.12.2019, изменил вид разрешенного использования спорных земельных участков с кадастровыми Номер изъят на условно разрешенный вид использования – гостиничное обслуживание 4.7, общественное питание 4.6, деловое управление 4.1.
Судом первой инстанции исследована карта центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, подготовлена и издана в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от 19.08.2011 № СЛ-14-23/70 с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и установлено, что земельные участки с кадастровыми Номер изъят, <адрес изъят> с находящимися на них и эксплуатируемыми зданиями и сооружениями для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг, расположены в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
5 декабря 1996 г. на XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в Список всемирного наследия.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI, принят Закон об охране озера Байкал, которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Пунктом 1 статьи 2 данного закона установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В силу пункта 2 названной статьи на Байкальской природной территории выделяются экологические зоны: центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Пунктом 1 статьи 3 Закона об охране озера Байкал установлено, что границы Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р «О границах Байкальской природной территории» утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которую включена территория озера Байкал, Байкало-Ленинский государственный природный заповедник, Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Баргузинский государственный природный биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк, Забайкальский национальный парк, государственный природный заказник федерального значения «Фролихинский», ряд особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также территория водоохранной зоны озера Байкал, установленная постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1969 г. № 52 «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал».
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустненского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк.
Границы Прибайкальского национального парка были установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. № 71.
Какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.
Земли национальных парков согласно пункту 2 статьи 94 и пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно положениям статей 2 и 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно статье 3 Федерального закона № 33-ФЗ государственное управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 1 статьи 3 Закона об охране озера Байкал, согласно которым утверждение границ водоохранной зоны и границ рыбоохранной зоны озера Байкал отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р (в редакции от 26.03.2018) «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал» утверждены границы водоохранной зоны озера Байкал.
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал главой II Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности.
Данный режим регулируется также постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», от 28 января 2002 г. 3 67 «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал», от 27 декабря 2017 г. 3 1667 «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2018 - 2020 годах».
Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых также предусмотрено:
- строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
Судом первой инстанции установлено, что земельные участки с кадастровыми Номер изъят, <адрес изъят>, расположены в границах Прибайкальского национального парка, согласно карте центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, которая подготовлена и издана в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от 19.08.2011 № СЛ-14-23/70 с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При этом суд правомерно и обоснованно исходил из того, что при отсутствии иной карты, утвержденной при участии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дежурных карт №48-106 в системе координат 1942 г., составленных по карте в масштабе 1:50000, созданной по материалам съемки 1968 г., усматривается нахождение всего п. Хужир (на котором располагаются спорные земельные участки) в границах Прибайкальского национального парка.
По информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от № 04.13.4 от 13.04.2020 земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, входят в зону хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка.
В соответствии с п. 29 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, п. 16 Положения о Прибайкальском национальном парке, утв. руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.12.1997 (с изменениями, утв. приказом МПР России от 17.03.2005 № 66, приказами Минприроды России от 27.02.2009 №48 и от 26.03.2009 № 72), территории национальных природных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся природные парки.
В силу п. 22 Положения о Прибайкальском национальном парке, земли, включенные в состав Прибайкальского национального парка без изъятия их из хозяйственного использования (112 тыс. га) отнесены к зоне хозяйственного использования. В данную зону вошли земли населенных пунктов, расположенных на территории Прибайкальского национального парка.
Подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, отнесены к землям, ограниченным в обороте.
В соответствии с пунктом д части 1 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» в зоне хозяйственного назначения допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Соответственно, зона хозяйственного назначения не предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, а также размещения объектов туристской индустрии.
Учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят относятся к землям населенных пунктов и входят в зону хозяйственного назначения, осуществление рекреационной деятельности и размещение объектов туристской индустрии на них запрещено.
Строительство рекреационных объектов, реконструкция и перепрофилирование предприятий для оказания рекреационных услуг возможно только в определенных зонах особо охраняемых природных территорий и особых экономических зонах рекреационного типа, утвержденных в установленном порядке документами территориального планирования.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленными режимом зон ограничениями землепользования, на земельном участке с кадастровыми номерами Номер изъят ограничивалось право ведения рекреационной деятельности, деятельности по реконструкции (перепрофилированию) имеющихся зданий и сооружений Мало-Морского рыбзавода, строительству новых с целью оказания рекреационных, гостиничных услуг.
С учетом изложенного ограничение деятельности собственника земельных участков, расположенных в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, возникает в силу закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу - запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1, индивидуальному предпринимателю ФИО2 осуществлять деятельность по использованию земельных участков с кадастровыми Номер изъят, <адрес изъят> эксплуатации расположенных на них зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг, что соответствует положениям статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебной коллегией по гражданским делам принимается во внимание, что на момент вынесения решения суда происходила постановка границ Прибайкальского национального парка на кадастровый учет, согласно которым спорные участки вошли в территорию Прибайкальского национального парка. Данная информация является общедоступной на информационном сервисе публичной кадастровой карты.
Принимая во внимание положения статьи 95 Земельного кодекса российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, учитывая, что материалы дела содержат достаточно относимых и допустимых доказательств, подтверждающих нахождение спорных земельных участков в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, реконструкции, строительства на земельных участках хозяйственного объекта - гостиничного комплекса «Порт Ольхон» без положительного заключения государственной экологической экспертизы, вне границ рекреационной зоны особо охраняемой природной территории, является нарушением вышеуказанных требований закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расположение земельных участков, на территории национального парка не доказано, а доказательства, заложенные в основу решения суда являются не допустимыми, не заслуживают внимания, поскольку факт нахождения земельных участков в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах Прибайкальского национального парка подтверждается совокупностью доказательств: картой Байкальской природной территории масштаб 1:1 000 000 (редакция 2012 г.); пояснениями ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» (в п. II приложения описана граница), по смыслу которых весь остров Ольхон находится как в границах Прибайкальского государственного природного национального парка, так и в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (часть 2 статьи 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал»), которая включает в себя Прибайкальский национальный парк, дежурными справочными картами, генеральной схемой Прибайкальского национального парка, картой центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, подготовленной и изданной в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от 19.08.2011 № СЛ-14-23/70 с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Указанные доказательства в их непротиворечивой совокупности позволили суду сделать правомерный вывод о расположении земельных участков в границах Прибайкальского национального парка. Вместе с тем, ответчики не предоставили доказательств вхождения земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят в рекреационную зону особо охраняемой природной территории, на которой законодательно разрешено размещение рекреационных объектов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» одной из задач, возложенной на национальные парки является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов.
В соответствии со статьями 4, 15 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена необходимость учета особо охраняемых природных территорий и, как следствие, функциональных зон особо охраняемой природной территории при планировании социально- экономического развития регионов.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 29 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, п. 16 Положения о Прибайкальском национальном парке, утв. руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.12.1997 (с изменениями, утв. приказом МПР России от 17.03.2005 № 66, приказами Минприроды России от 27.02.2009 №48 и от 26.03.2009 № 72), территории национальных природных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся природные парки.
Условия развития муниципального образования и входящих в него населенных пунктов должны соответствовать требованиям Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33, Федерального закона от 01.05.1999 № 94 «Об охране озера Байкал».
В силу пункта 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
Положением о Прибайкальском национальном парке установлен дифференцированный режим охраны, учитывающий уникальность природных комплексов и ландшафтов, направленный на сохранение и защиту экосистемы озера Байкал. Исходя из особенностей территории национального парка предусмотрено выделение пяти функциональных зон: заповедная зона, зона рекреации познавательного туризма, зона обслуживания посетителей, зона хозяйственного назначения, зона традиционного экстенсивного природопользования (пункт 18).
Согласно п. 22 Положения земли, включенные в состав Прибайкальского национального парка без изъятия их из хозяйственного использования отнесены к зоне хозяйственного использования. В данную зону вошли земли населенных пунктов, расположенных на территории Прибайкальского национального парка.
Доводы представителя ответчика, озвученные в суде апелляционной инстанции о недействительности Положения о Прибайкальском национальном парке, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание. Положение о Прибайкальском национальном парке утверждено Руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России ФИО7 31.12.1997, является нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения по управлению особо охраняемой природной территорией, в установленном законом порядке не оспорено, не признано недействующим. Кроме того, в суде первой инстанции данные доводы стороной не заявлялись.
Более того, доводы представителя ответчика, критикующие действующее Положение о Прибайкальском национальном парке, направленные на несогласие с зонированием особо охраняемой природной территории не свидетельствуют о незаконности постановленного судебного решения, а напротив, могут служить дополнительным доводом, подтверждающим незаконность осуществления рекреационной деятельности. Все вышеприведенные положения закона в своей взаимосвязи направлены на защиту особо охраняемой природной территории, соблюдение правил ее освоения исходя из обязательного зонирования. Ведение рекреационной деятельности на территории Прибайкальского национального парка возможно только в строго отведенной для этих целей зоне (зоне рекреации познавательного туризма). На иных территориях ведение данной деятельности незаконно, так как не соответствует положениям нормативных правовых актов, направленных на защиту ценных земель, может угрожать уникальной природе. До момента отнесения территории к рекреационной зоне организация там туристической деятельности не допустима.
Материалами дела не подтверждено, что строительство, реконструкция, переоборудование зданий, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на указанных участков с рекреационной целью, а также их функционирование связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом. Оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии в силу требований статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу частей 1 - 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 4 июня 2020 года по гражданскому делу № 2-15/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи Т.Д. Алсыкова
С.В. Кислицына