Судья Сарахов А.А. Дело № 33-1001/2020
Дело №2-1604/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Созаевой С.А
судей Тхагалегова З.Т. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием представителя Контрольно-счётной палаты муниципального образования города Владикавказ (Дзауджикау) – ФИО1 по доверенности от 03.03.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. гражданское дело по иску ФИО2 к Контрольно-счётной палате муниципального образования города Владикавказ (Дзауджикау) о признании незаконным распоряжения об освобождении от должности и его отмене, внесении изменений в записи трудовой книжки, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании единовременной выплаты к отпуску в размере полуторамесячного денежного вознаграждения и материальной помощи к отпуску, взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации за каждый день задержки выплаты ежеквартального денежного поощрения и единовременной выплаты к отпуску, материальной помощи к отпуску, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Контрольно-счётной палаты муниципального образования города Владикавказ на решение Нальчикского городского суда КБР от 25 марта 2020 года,
У С Т А Н О В И Л А :
2 июля 2013 года решением Собрания представителей г.Владикавказ № ФИО2 был назначен на должность заместителя председателя Контрольно-счетной палаты г.Владикавказ сроком на 5 лет.
Распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Владикавказ К.А.С.№ от 29 июля 2019 года ФИО2 освобожден от должности председателя Контрольно-счетной палаты г.Владикавказ в связи с истечением срока его полномочий.
9 августа 2019 года ФИО2 обратился в суд с иском к Контрольно-счётной палате (далее по тексту – КСП) муниципального образования города Владикавказ(Дзауджикау), в котором, с учетом последующего уточнения исковых требований, просил: - признать незаконным и отменить распоряжение от 29 июля 2019 года №-л/с «Об освобождении от должности ФИО2»; - обязать КСП муниципального образования города Владикавказ (Дзауджикау) внести изменения в записи трудовой книжки, выданной на имя ФИО2, и внести запись следующего содержания: «Исключён из штата Контрольно-счётной палаты г. Владикавказ в связи с истечением срока полномочий и назначением на должность иного лица». В качестве основания увольнения указать - решение Собрания представителей г. Владикавказ № от 27.09.2019г. о назначении на должность заместителя председателя КСП З.Л.З. и распоряжение КСП г. Владикавказ об исключении ФИО2 из штата КСП г. Владикавказ в связи с истечением срока его полномочий и назначением на должность иного лица». Дату распоряжения и записи в трудовой книжке указать днём, когда З.Л.З. приступила к выполнению своих обязанностей в качестве заместителя председателя; - взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с 29 июля 2019 года в размере 133 088 руб. 26 коп.; - обязать ответчика в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса РФ произвести расчёт и выплатить ФИО2 денежную компенсацию за каждый день задержки выплаты заработной платы, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; - взыскать с ответчика в пользу ФИО2 ежеквартальное денежное поощрение за третий квартал 2019 года в размере 27 161 руб.; единовременную выплату к отпуску в размере полуторамесячного денежного вознаграждения в сумме 40 741 руб. 50 коп. и материальную помощь к отпуску в размере трёх денежных вознаграждений в сумме 81 483 руб., а всего общую сумму 149 385 руб. 50 коп.; - обязать ответчика в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса РФ произвести расчёт и выплатить в пользу ФИО2 денежную компенсацию за каждый день задержки выплаты ежеквартального денежного поощрения за третий квартал 2019 года, единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи к отпуску, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; - взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В обоснование своих требований заявитель указал, что его увольнение является незаконным, поскольку ответчик не обладает полномочиями по расторжению заключенного с истцом служебного контракта. Заместитель председателя контрольно-счетного органа муниципального образования назначается на должность представительным органом муниципального образования - Собранием представителей г.Владикавказ, и потому может быть освобожден от должности лишь решением указанного органа после назначения иного лица на должность заместителем председателя КСП, в данном случае, 2 сентября 2019 года - З.Л.З. До этого в соответствии с пунктом 9.2 служебного контракта от 8 июля 2013 года независимо от истечения срока полномочий он был вправе продолжать исполнять полномочия по занимаемой должности. В результате незаконного прекращения его полномочий нарушены его трудовые права на получение заработной платы, ежегодный отпуск, получение денежных выплат в связи с отпуском, причинены нравственные страдания.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 25 марта 2020 года иск ФИО2 удовлетворен частично. Постановлено признать незаконным распоряжение от 29 июля 2019 года №-л/с «Об освобождении от должности ФИО2 на ответчика возложена обязанность внести изменения в записи трудовой книжки, выданной на имя ФИО2, и внести запись следующего содержания: «Исключён из штата Контрольно-счётной палаты г.Владикавказ в связи с истечением срока полномочий и назначением на должность иного лица». В качестве основания указать - решение Собрания представителей г.Владикавказ № от 27.09.2019 о назначении на должность З.Л.З. и распоряжение Контрольно-счётной палаты г.Владикавказ об исключении ФИО2 из штата Контрольно-счётной палаты г.Владикавказ в связи с истечением срока его полномочий и назначением на должность иного лица». Дату распоряжения и записи в трудовой книжке указать 01.10.2019 года, когда З.Л.З. приступила к выполнению своих обязанностей в качестве заместителя председателя.
В пользу истца с ответчика взысканы заработная плата за время вынужденного прогула с 29 июля 2019 года в размере 133 088 руб. 26 коп., ежеквартальное денежное поощрение за третий квартал 2019 года в размере 27 161 руб. и компенсация морального вреда в размере 5000 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд КБР, КСП муниципального образования города Владикавказ просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом первой инстанции.
В жалобе указывается, что при назначении истца на должность заместителя председателя КСП г. Владикавказа, ему было известно, что его полномочия ограничены пятилетним сроком, что служебный контракт был расторгнут в связи с истечением этого срока. Лицо, замещавшее муниципальную должность, слагает полномочия по истечении пяти лет в силу закона, если решением собрания оно не назначено на новый пятилетний срок. Нормативными правовыми актами муниципального образования г. Владикавказ дополнительных процедур по прекращению полномочий в связи с истечением пятилетнего срока лиц, замещавших муниципальные должности в КСП, не предусмотрено. Пятилетний срок полномочий истца истек, собранием представителей г.Владикавказ, на новый срок он не назначался и поэтому предположения истца, и вывод суда первой инстанции о том, что контракт с истцом считался продленным на неопределенный срок, до избрания на данную должность З.Л.З., являются ошибочными и не основанными на законе.
Не имеет правового значения, по мнению автора жалобы, и факт заключения 17.12.2018 года главой представительного органа с истцом контракта на неопределенный срок после истечения срока его полномочий.
При таких данных, как считает КСП г. Владикавказ, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя КСП города Владикавказ (Дзауджикау) – ФИО1 по доверенности от 03.03.2020 года, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражении относительно жалобы.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции по данному делу не допущено.
В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", устанавливающего основы организации и деятельности контрольно-счетных органов, контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (часть 2 статьи 3); председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования (часть 6 статьи 6);
Во исполнение приведенных требований федерального законодательства, Устава муниципального образования г.Владикавказ (Дзауджикау) собранием представителей г.Владикавказа от 2 июля 2013 № 44/41 (в редакции от 28.02.2017 года № 29/8) утверждено Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования <адрес> (Дзауджикау), а также приложения к нему в виде типовых контрактов, заключаемых с председателем, заместителем, аудиторами контрольно-счетной палаты (л.д. №).
В соответствии со статьей 17 Положения о КСП муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау) председатель, заместитель председателя и аудиторы КСП назначаются на должность Собранием представителей г. Владикавказа. Согласно статье 24 Положения на основании решения Собрания представителей г. Владикавказ глава муниципального образования г. Владикавказ заключает контракты (срочные трудовые договоры) (Приложения 1-3) с председателем КСП, заместителем председателя КСП и аудиторами КСП. Контракт с заместителем председателя заключается сроком на 5 лет (п.8.1 типового контракта), по истечении срока полномочий заместитель председателя КСП продолжает исполнять полномочия по занимаемой должности до заключения с ним нового контракта или заключения контракта с вновь назначенным на эту должность лицом (п.8.2).
Решением Собрания представителей г. Владикавказ № 2 июля 2013 года назначен на должность заместителя председателя КСП г.Владикавказ назначен ФИО2 (л.д. №). 8 июля 2013 года глава муниципального образования г. Владикавказ подписал с истцом контракт сроком на 5 лет, что не оспаривается сторонами по делу. 17.12.2018 года после истечения срока полномочий ФИО2 главой представительного органа подписано с ним дополнительное соглашение к контракту, согласно условиям которого контракт был признан бессрочным, заключенным на неопределенный срок (л.д. №).
Решением Собрания представителей от 27 июля 2018 года на должность председателя КСП г. Владикавказ назначен К.А.С.
29 июля 2019 года ФИО2 было вручено уведомление № об истечении срока его полномочий, за подписью К.А.С., а 01августа 2019 года - распоряжение председателя КСП № от 29 июля 2019 года «Об освобождении от должности ФИО2», в пункте 1 которого указано: «Прекратить полномочия заместителя председателя КСП г. Владикавказ ФИО2 и освободить его от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий».
Одновременно истцу была вручена его трудовая книжка, в которую внесена следующая запись под № от 29.07.2019 «Освобожден от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий» на основании распоряжения от 29.07.2019 №.
Решением собрания представителей г. Владикавказ от 27.09.2019 года № на должность заместителя председателя КСП м.о. Владикавказ назначена З.Л.З.
Разрешая исковые требования ФИО2 о признании незаконным распоряжения председателя КСП г. Владикавказ от 29 июля 2019 года № об освобождении ФИО2 от должности заместителя КСП, Нальчикский городской суд КБР исходил из того, что в соответствии с названными выше нормами федерального законодательства и нормативными актами муниципального образования г. Владикавказ вопросы создания, формирования КСП муниципального образования г. Владикавказ, принятия решений о назначении на должность председателя, заместителя председателя, аудиторов, отнесено к исключительной компетенции Собрания представителей г.Владикавказ. В соответствии с частью 9 статьи 74 «Положения о КСП муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау)», председатель КСП г. Владикавказ осуществляет полномочия представителя нанимателя в отношении работников КСП, за исключением назначения на должность (приема на работу) и освобождения от должности (увольнения) должностных лиц КСП, назначаемых Собранием представителей г. Владикавказа. Следовательно, председатель КСП г. Владикавказ не вправе освобождать от должности (увольнять) заместителя председателя КСП, назначенного на должность Собранием представителей г. Владикавказ.
Судом так же принято во внимание, что в соответствии с условиями заключённого с истцом контракта он продолжает исполнять полномочия по занимаемой должности до заключения с ним нового контракта или заключения контракта с вновь назначенным в установленном порядке заместителем председателя КСП. После истечения срока действия контракта от 08.07.2013 года он не был расторгнут, истец продолжал исполнять свои обязанности более года и потому в силу условий основного договора и дополнительного соглашения контракт считался продленным до избрания на данную должность З.Л.З.
При этих обстоятельствах распоряжение руководителя КСП об освобождении от должности ФИО2 признано судом незаконным как вынесенное за пределами полномочий председателя КСП и в нарушение процедуры, установленной правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения.
Признание судом незаконным указанного распоряжения явилось основанием для удовлетворения остальных, связанных с ним требований: изменение основания и даты увольнения истца, изменение записи в трудовой книжке, взыскание денежных выплат в пользу истца с ответчика в связи с незаконным увольнением.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции верными.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определен правовой статус контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии со статьёй 3 ФЗ от 7 февраля 2011г. №6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (ч.1), деятельность контрольно-счетных органов не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа (часть 5).
Названные правовые нормы определяют правовой статус КСП муниципального образования, закрепляя основные принципы их работы, а именно: непрерывность и постоянный характер деятельности.
Это означает, что контрольно-счетный орган не формируется на определенный срок для решения конкретных задач, а функционирует непрерывно без ограничения срока его полномочий. Данный элемент правового статуса контрольно-счетного органа предопределяет законодательное положение о том, что деятельность контрольно-счетного органа не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа.
Доводы КСП г.Владикавказ о срочности полномочий ФИО2 и безусловном их прекращении после истечения срока, на который он был назначен, являются ошибочными.
Наделение председателя, заместителя председателя КСП полномочиями на определенный срок является вопросом именно формирования этого органа финансового контроля и не может рассматриваться как заключение срочного трудового договора.
Основными принципами организации и деятельности КСП являются непрерывность и постоянный характер работы. Гарантией постоянства деятельности контрольно-счетного органа является законодательное закрепление того, что даже при прекращении функционирования законодательного (представительного) органа, сформировавшего контрольно-счетный орган, деятельность последнего по осуществлению контрольных и экспертно-аналитических полномочий в финансово-бюджетной сфере не прекратится.
Постоянный характер деятельности КСП влечет необходимость соблюдения принципа непрерывности при формировании кадрового состава контрольно-счетного органа.
Как следует из материалов дела, в контрактах руководителей КСП г. Владикавказ было прописано, что они осуществляют свои обязанности до их переназначения на эти должности или на их место - новых лиц.
Утверждения представителя КСП о срочности полномочий заместителя председателя КСП, что срок его полномочий не может превышать 5 лет, противоречат фактическим обстоятельствам дела, а также правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в определениях по спорам о деятельности КСП (Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2007 № 72-Г07-3).
Истец был назначен на должность 02.07.2013 года, срок его полномочий истекал 02.07.2018 года, однако в соответствии с условиями контракта и Положением о КСП руководителем представительного органа г. Владикавказ было заключено дополнительное соглашение от 17.12.2018 года о продолжении исполнения ФИО2 обязанностей на неопределенный срок. Это соглашение никем не оспорено и незаконным не признано, более года он продолжал осуществлять свои полномочия после истечения пятилетнего срока.
Согласно ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Ввиду отсутствия норм права, четко регулирующих спорное правоотношение, Судебная коллегия считает возможным применить при рассмотрении данного дела положения абз. 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ввиду сходности статуса выборных должностных лиц местного самоуправления и должностных лиц КСП, в том числе по порядку назначения их на должность.
Согласно положениям названной нормы и с учетом всех обстоятельств дела, Судебная коллегия полагает верными выводы суда первой инстанции, что полномочия истца подлежали прекращению в день вступления в должность вновь избранного заместителя председателя КСП.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, признание недействующими постановлением Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.07.2019г. № 3-П, пунктов 24, 25 Положения о КСП г.Владикавказ Конституционным судом РСО Алания о праве руководителя Собрания представителей м.о.Владикавказ заключать контракты с служащими КСП, не являлось безусловным основанием для прекращения полномочий ФИО2 на основании распоряжения председателя КСП.
По смыслу действовавших на момент возникновения спорных правоотношений норм федерального и местного законодательства, председатель контрольно-счетного органа муниципального образования не наделен полномочиями работодателя в отношении заместителя председателя КСП, в том числе по назначению на должность и увольнению. В связи с этим Судебная коллегия считает, что полномочия истца в любом случае не могли быть прекращены на основании распоряжения председателя КСП м.о. Владикавказ.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием отмены состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Нальчикского городского суда КБР от 25 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счётной палаты муниципального образования города Владикавказ (Дзауджикау) Республики Северная Осетия-Алания – без удовлетворения.